Дорогие тренеры. С крупным счетом
Гонорары тренеров украинских и российских футбольных клубов приблизились к заработкам их европейских коллег
Информация о непривычно большой для тренерских заработков на постсоветском пространстве сумме появилась в СМИ сразу после встречи Юрия Белоуса, генерального директора ФК «Москва», с хозяином клуба Михаилом Прохоровым, президентом финансово-промышленной группы «Онэксим» (его состояние в февральском рейтинге журнал Forbes оценил в $ 19,5 млрд), которые обсуждали бюджет клуба.
«Бюджет нашего клуба называть пока что рано – юридически он еще не утвержден. Но он однозначно будет не меньше, чем в прошлом году [$ 37 млн]», – сообщил «Корреспонденту» Белоус. И хотя он не комментирует сумму контракта с украинским тренером, задача перед Блохиным ставится нешуточная – попасть в тройку призеров российского чемпионата.
Больше украинца в футбольном королевстве соседнего государства теперь зарабатывает только голландец Гус Хиддинк, главный тренер сборной России ($ 7,5 млн в год, по информации журнала France Football). Эту зарплату, близкую к гонорарам самых высокооплачиваемых звезд Голливуда, ему платит российский фонд Национальная академия футбола, который содержит миллиардер Роман Абрамович.
У Украины есть свой достойный ответ России: бизнесмен Игорь Суркис, президент киевского «Динамо», намекает, что также явно не за горсть овсянки пригласил работать россиянина Юрия Семина, многие годы бывшего главным тренером московского «Локомотива» и некогда возглавлявшего национальную сборную России. «Зарплата Семина находится на уровне лучших тренеров Европы», – уверяет он. По словам Суркиса, она не меньше, чем теперь у Блохина.
Все это, по мнению экспертов, подтверждает нынешнюю тенденцию к росту в России и Украине не только заработков футболистов-звезд, но и тех, кто руководит их игрой. Аналогия здесь не случайна: игроки с мировыми именами по-прежнему не спешат перебираться в украинский и российский чемпионаты: играть в не самых сильных турнирах их не соблазнить даже очень большими деньгами.
«С тренерами аналогичная ситуация – востребованные наставники из Европы лучше будут получать меньше, но в элитных чемпионатах, чем мучиться в дикой для них обстановке отечественной футбольной реальности, пусть даже за бешеные оклады», – не сомневается Сергей Корнеев, эксперт консалтингового бюро BuKreanve, специализирующийся на сборе и анализе информации о состоянии постсоветского футбольного рынка.
ТРЕНЕРСКАЯ ДОЛЯ
По неофициальным данным, Леонид Слуцкий, предшественник Блохина на посту главного тренера «Москвы», получал в месяц вместе с премиальными выплатами не более $ 25 тыс. Это чуть больше, чем зарплата Александра Заварова, главного тренера киевского клуба «Арсенал». В футбольных кругах утверждают, что последний получает порядка $ 20 тыс. в месяц с учетом бонусов.
«Подобные суммы [как в «Арсенале»] считаются очень даже хорошими в любом европейском клубе, если тот, конечно, не принадлежит к топовым командам, где тренеры зарабатывают миллионы», – полагает Василиос Амагоратис, спортивный обозреватель афинской газеты Eleftheros Typos, и приводит пример Олега Протасова, работавшего в 2002-2004 годах главным тренером греческого клуба «Олимпиакос». После этого бывший игрок сборной СССР окончательно утвердился в тренерских кругах футбольной Европы в румынском «Стяуа».
«В Греции Протасова очень уважают – он ведь до этого долго выступал здесь как игрок, – уверяет Амагоратис. – К тому же знает наш язык и очень умело руководил своей командой как тренер».
А в 2006 году Протасова позвали на родину. Днепропетровский миллиардер Игорь Коломойский, владелец клуба «Днепр», предложил ему место наставника команды с контрактом на сумму $ 2 млн за сезон, от которого звезда украинского футбола отказываться не стал.
Для высшей лиги Украины это сейчас средний заработок, считают аналитики футбола. Он не сравнится, к примеру, с зарплатой Мирчи Луческу, наставника донецкого «Шахтера». Владелец клуба Ринат Ахметов высоко ценит услуги тренера-легионера, работающего в Украине уже пятый сезон: по данным газеты «Сегодня», финансируемой структурами Ахметова, годовая зарплата Луческу составляет $ 4,5 млн.
Сергей Палкин, генеральный директор «Шахтера», комментировать эту цифру отказался. «Это дело [обсуждать сумму зарплаты] всего двух сторон – работодателя и претендента на вакансию. Остальным не должно быть до этого заботы», – отрезал он.
Палкин считает, что оглашать любые цифры, как в случае с Блохиным, – значит дать лишний повод недоброжелателям впоследствии полить человека грязью, если у него что-то не будет получаться».
Сергей Аляев, директор российского маркетингового агентства «Футбольные коммуникации», говорит, что в Украине, как и в России, пока еще не пришло время для того, чтобы крупнейшие клубы обнародовали зарплаты своих главных тренеров.
«Эта инициатива должна исходить в первую очередь от самих клубов, которые, если уж строят свою деятельность по европейским лекалам и обнародуют бюджеты, могут и темы зарплат делать открытыми, – полагает он. – Но пока такого желания ни у россиян, ни у украинцев лично я не вижу».
В МОСКВУ, В МОСКВУ
Блохин – не первый тренер, экспортированный в последние месяцы Украиной. Анатолий Демьяненко, бывший наставник «Динамо», уже несколько месяцев ставит игру одной из лучших азербайджанских команд, бакинского «Нефтчи».
Блохин перетянул за собой 50-летнего Андрея Баля и 44-летнего Олега Кузнецова, многолетних партнеров по «Динамо» советских времен и сборной СССР, сделав их своими помощниками в штабе ФК «Москва», хотя многие украинские клубы высшей лиги с радостью пригласили бы тех на тренерскую позицию, отмечают эксперты.
«Им гораздо комфортнее сейчас в России – в первую очередь в денежном плане, – уверен помощник главного тренера в одной из украинских команд высшей лиги, не желающий называть себя. – Та же «Москва» с ее нынешними финансовыми возможностями может без проблем платить помощнику главного тренера по $ 20 тыс. в месяц. Плюс нет никаких проблем с адаптацией – менталитет людей не сильно разнится».
По мнению наблюдателей, доля трат на зарплаты и премиальные достигает в бюджетах отечественных и российских клубов 45-50%. Например, бюджет на сезон-2008 самого большого клуба Восточной Европы, санкт-петербургского «Зенита», – $ 95 млн. Неудивительно, что годовая зарплата его главного тренера голландца Дика Адвокаата в $ 4,7 млн – одна из крупнейших среди коллег в Европе.
И хотя главным футбольным наставникам постсоветских стран пока далеко, скажем, до Авраама Гранта, главного тренера лондонского «Челси», с которым в прошлом году клуб подписал контракт на сумму в $ 8 млн в год, но они постепенно оставляют позади даже европейских банкиров. К примеру, Жан-Клода Трише, президента европейского Центробанка, который, по данным правления банка, заработал в 2007-м $ 500 тыс.
Столько же получает в год Юрий Красножан, главный тренер «Спартака» (Нальчик, Кабардино-Балкария) – клуба, занявшего в прошлом сезоне 12-е место в российской Премьер-лиге.
Вряд ли кто-то из владельцев украинских клубов открыто признается в том, что вынужден переплачивать своим главным тренерам, чьи финансовые требования зачастую несоизмеримы с их уровнем профессионализма. Тренеров уровня Валерия Лобановского, учениками которого признают себя ведущие наставники мира, в том числе и самый высокооплачиваемый тренер планеты Фабио Капелло, в Украине сейчас нет, утверждают эксперты.
«А значит, хозяевам команд приходится работать с тем человеческим материалом, который хотя и лучший здесь, но совсем не пользуется спросом в той же Европе», – нелестно оценивает уровень украинско-российских наставников Корнеев.
Палкин также сожалеет, что отечественные тренеры пока что не имеют авторитета в Европе, но считает это объективной реальностью. «Спросом всегда пользуется профессионал, имеющий е своем багаже выигранные титулы. В этом изначальное преимущество европейцев перед украинцами», – объясняет гендиректор «Шахтера» выбор клубом хотя и дорогого, но эффективного Луческу.
Эксперты замечают, что постепенно клубы постсоветских страт перестают быть исключительно игрушками для их владельцев выбрасывающих деньги на ветер. «Если в начале года питерский «Зенит» продал своего чешского за щитника Мартина Шкртела в английский «Ливерпуль» за $ 11,7 млн то это значит, что хозяева команды вполне могут позволить себя оплачивать услуги и тренера уровня Адвоката – одного из немногих элитных евротренеров, кого удалось заманить», – рассуждает аналитик Корнеев.
Павел ГЛУМИН, журнал «Корреспондент»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Альберто Дзангрільо прокомментировал конфликт между тренером и футболистом
В турецком клубе обратили внимание на Михаила Мудрика