Международный кубок Чемпионов: от эрзацтурнира – к Суперлиге?
Турнир, собирающий на полях Америки аншлаги и всю элиту европейского футбола, может затмить даже ЛЧ
Все гениальное – просто. Причем часто очень просто. Но для того, чтобы создать гениальную вещь, нужны мучения. Но порой она создается как бы случайно, невзначай. Именно так – неожиданно и фактически на равном месте – и был создан Международный кубок Чемпионов, который вырос из коротеньких штанишек World Football Challen – предсезонного турнира, в котором принимали участие команды из Америки и Европы.
А почему бы и нет?
Американский миллиардер Стивен Росс, известный своей неуемной энергией и инвестированием в самые разные отрасли, в том числе и в спорт, случайно оказался на товарищеском матче мексиканской «Гвадалахары» и испанской «Барселоны». Этот поединок проходил в США, в 2011 году. Несмотря на сложные климатические условия (невероятную жару), тот выставочный поединок пришли посмотреть аж 70 тысяч зрителей – невероятно много для Америки, которая не считается знатоком и ценителем европейского соккера. Увидевший такое количество народа на игре, которая скорее походила на тренировку с повышенной ответственностью, Росс подумал: а что если создать настоящий предсезонный турнир, на который приглашать лучшие команды Старого Света? Очень быстро мечту удалось воплотить в реальность. Цена вопроса – «каких-то» сто миллионов долларов, и в 2013-м стартовал первый Международный кубок Чемпионов.
Однако премьерный розыгрыш турнира оказался провальным. Прежде всего – с финансовой точки зрения. Это признал и сам отец-основатель данного мероприятия. Однако от своей идеи Росс не отказался. А просто ее модернизировал. И в итоге оказался на коне.
Из года в год изменялся формат МКЧ. Если поначалу команды были разбиты на две группы, и победитель определялся по довольно запутанной схеме, то в дальнейшем и формат состязания, и его регламент изменился в сторону упрощения. Если на первых порах поединки Кубка проходили лишь в Северной Америке (США и Канаде), то с годами интерес к турниру значительно вырос. И его матчи начали проводить и в Европе, и в Азии, и даже в Австралии. Изголодавшиеся жители «неевропейских» регионов валили толпами на качественный футбол, выкладывая за зрелище солидные деньги (по разным данным, средняя цена на билет – от 100 до 500 долларов). В 2014 году поединок двух европейских грандов – «Манчестер Юнайтед» и мадридского «Реала» - собрал невероятную для наших широт зрительскую аудиторию – почти 110 тысяч. Столько любителей футбола пришли на игру этих команд в американском городе Энн-Арбор.
В рамках Международного кубка Чемпионов впервые в истории за пределами Англии состоялось манчестерское дерби – игра «Юнайтед» и «Сити». Впервые с начала 80-х годов прошлого века испанские «Реал» и «Барселона» сыграли не в официальном, а предсезонном поединке. На оба эти противостояния ажиотаж был сумасшедшим. Цены на билеты достигали отметки 1500 долларов, и все равно стадионы были забиты под завязку (порядка 70 тысяч зрителей присутствовали на каждой игре).
Если в первом Международном Кубке чемпионов принимали участие только семь команд из Европы, то на второй приехали уже восемь. Далее число желающих европейских топ-клубов поучаствовать в этом турнире постоянно увеличивалось. Настоящий прорыв случился в 2015-м, когда на детище Росса приехали посмотреть и сыграть 15 элитных футбольных команд Европы. Но и это был не предел. В нынешнем году число участников соревнований достигло отметки в 18 клубов.
Как Нью-Васюки превращались в Клондайк
В течение всего этого времени росла как зрительская аудитория МКЧ, так и телеаудитория. Если первые розыгрыши турнира посмотрели только несколько миллионов телезрителей, то в дальнейшем эта цифра выросла в сотни раз. Да и число стран, высказавших желание транслировать этот странный на первый взгляд Кубок, увеличилось почти до двухсот.
Востребованным этот Международный Кубок стал и с точки зрения маркетинга и рекламы. Heineken, Nike, Ally, Orlando, Chevrolet, AON, Groupon, VividSeats, Gatorade, Xyience – вот неполный список всемирно известных корпораций-спонсоров, которые уже вкладывают деньги в этот проект. Причем, что интересно, рекламная выручка этого турнира образца 2015-го и образца 2018-го разнятся между собой на 70 процентов (в пользу нынешнего года, естественно).
Хотя, как признают организаторы этого мероприятия, оно все еще остается убыточным. Спонсорские доходы и деньги от продажи билетов пока что не могут полностью перекрыть доходы собственно футбольных клубов. Оно и понятно, ведь за один только поединок команда, участвующая в МКЧ, получает, как минимум, 3 миллиона долларов. Если эту сумму умножить на количество участников и число поединков, в итоге получится нехилая арифметика. Что интересно, гонорары топ-грандов все-таки отличаются. К примеру, бонусы за одну игру у «Барсы», «Реала», «МанЮнайтед», «МанСити» и «Баварии» выше, чем, например, у «Юве», «Челси», «ПСЖ» или «Боруссии». Если первые за один матч кладут в клубный «кошелек» 4 миллиона долларов, то вторые – на миллион меньше.
Однако и три миллиона за, в общем-то, товарищескую игру – сумасшедшие деньги. Во всяком случае, это больше, нежели за победу в групповом этапе Лиги чемпионов. Отчасти и поэтому европейские футбольные монстры, которые раньше в категорической форме избегали встречаться друг с другом во время предсезонки, теперь это делают с видимым удовольствием. Команды таким способом убивают одним выстрелом сразу нескольких зайцев. Это и сугубо методическая часть тренировочной работы, когда есть возможность проверить свою готовность на фоне сильного спарринг-партнера, и финансовая сторона, и возможность продвигать свою «марку» на неевропейских рынках. Одним словом, выгод для футбольных клубов Европы более, чем достаточно.
Не за горами и то время, когда прямую выгоду от проведения Международного кубка Чемпионов будут получать и его непосредственные организаторы. Уже сейчас зрительский спрос превышает предложения: на некоторые поединки турнира билеты достать практически невозможно, даже за серьезные деньги. А умеющий делать эти самые деньги практически из воздуха Росс сможет конвертировать этот (и другой) интерес к его детищу в звонкую монету. Хотя американский миллиардер и признает, что проблемы у Кубка тоже есть. И они ощутимые. Как, например, неудобства с точки зрения логистики для европейских футбольных команд (12-13-часовые перелеты, акклиматизация), невысокого качества футбольные газоны. Однако эти и другие «негаразды» боссы МКЧ обещают решить. И можно не сомневаться, что у них это получится. Состояние одного Росса оценивается в 12 миллиардов долларов, а еще есть миллиарды и его партнеров, и инвестиции спонсоров и рекламодателей. Так что еще пару лет – и Международный кубок Чемпионов займет свое прочное и постоянное место в международном футбольном календаре. Это как минимум.
Пока что между МКЧ и УЕФА нейтралитет
Сможет ли этот турнир когда-нибудь затмить или заменить Лигу чемпионов УЕФА? На этот вопрос сейчас вряд ли кто-то внятно ответит. Организаторы Международного чемпионского кубка по этому поводу особо не распространяются. Скорее наоборот – при каждом удобном и не очень удобном моменте стараются заявить, что не претендуют на лавры европейской чемпионской Лиги и гегемонии УЕФА. Один из советников Росса – небезызвестный Стиллитано, который, кстати, совсем недавно пытался выкупить «Милан» у китайцев, отметил по этому поводу, что нельзя выстроить Суперлигу с нуля. Мол, для этого нужна добрая воля европейского футбольного руководства и самих футбольных клубов. Хотя чуть позже Стиллитано обмолвился, что фундамент для создания футбольной Суперлиги уже заложен. Осторожничают по этому поводу и руководители европейской футбольной ассоциации.
Скорее всего, инициативу в этом вопросе возьмут на себя участники Международного кубка Чемпионов. То бишь, футбольные клубы. Если им будет выгодно и интересно участвовать в таком соревновании, то никто им не сможет запретить. Ни под каким соусом.
Но об этом всерьез нужно будет говорить чуть позже. Через пару сезонов. Когда Международный кубок Чемпионов по-настоящему окрепнет. И когда «Барса» с «Реалом», а заодно и английские суперклубы поймут, что намного интереснее и выгоднее играть между собой, а не против условных «Клужей», БАТЭ или «Шерифов». И что 12-часовой перелет в США или Австралию – все же лучше, нежели путь в страны бывшего Союза или соцлагеря.
И вот тогда УЕФА уже нужно будет что-то по-настоящему предпринимать. Метод кнута и несладкого пряника уже не сработает.
Александр ПАНФИЛОВ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Девушка, с которой ты бы точно захотел совершить забег...
Полузащитник синих доволен игрой команды в шестом туре Лиги наций
Чтобы стать конкурентом ЛЧ, нужно менять время проведения, так как лето - это время отпусков, сборов и предсезонки.
Имхо, этот турнир - классический "брак по расчету", который интересен и клубам, и организаторам. Но перерасти в настоящую любовь - шансы минимальны
они просто эти суммы клубам выпишут, чтобы те летом никуда не летали. официально - на развитие детско-юношеского футбола
1.Реал М, 2.Барселона,3.Ювентус, 4.Интер, 5.Милан, 6.Ливерпуль, 7.Манчестер Юнайтед, 8.Челси, 9.Бавария, 10. Аякс (за былые заслуги, его надо подтянуть), 11.ПСЖ, 12. Арсенал Л., 13. МанСити, 14. Атлетико М, 15. Борусия, 16. Тотенхем, Рома, Лацио........нужное подставить. После десятого места можно проводить ротацию в рамках второй волны клубов и рыночных вкусов "шейхов"