Тур де Франс-2018. Превью

Sport.ua оценивает шансы главных фаворитов супермногодневки Тур де Франс-2018

Getty Images
© Getty Images

Уже завтра, 7 июля в Вендее начнется 105-я версия Тур де Франс. Финишировать гонка будет по традиции 29 июля на Елисейских полях в Париже. У нынешней версии «Большой Петли» есть все для того, чтобы стать одной из самых интересных супермногодневок последних лет, и об этом мы поговорим ниже.

Маршрут

В этом году организаторы представили невероятно сложный и разнообразный маршрут. Индивидуальная и командная разделки, этап по брусчатке и разнообразные по своей конфигурации горные этапы. Тур де Франс-2018 будет состоять из 21 этапа суммарной протяженностью 3329 км. Из них – две разделки и 6 горных этапов: по три в Альпах и Пиренеях.

Выбрать 5 ключевых этапов нынешней версии «Большой Петли» было крайне сложно – уж слишком широк выбор. Поместить все по-настоящему важные этапы в топ-5 было крайне сложно, но мы все же постарались это сделать.

5 ключевых этапов

15 июля, воскресенье - 9 этап. Аррас – Рубэ. 154 км

В этом году Тур де Франс возвращается на брусчатку легендарной однодневки Париж-Рубэ, и для многих претендентов этот день будет определяющим для дальнейшей гонки. Большинство будет пытаться просто выжить – избежать временных потерь и травм. Другие же, во главе с Винченцо Нибали, будут наоборот пытаться на этом этапе добыть преимущество.

В новейшей истории Тур уже в третий раз за 5 лет возвращается на брусчатку. В этот раз гонщики преодолеют 15 секторов суммарной протяженностью 21,7 км – больше, чем когда-либо до этого. Даже с учетом того, что большинство секторов брусчатки будут достаточно короткими и не очень сложными, в этом раз этап по брусчатке имеет шансы стать достаточно селективным – особенно, если будет проходить в дождевых условиях. Этап будет проходить перед первым днем отдыха, поэтому экономиться не будет никто.

17 июля, вторник – 10 этап. Анси – Гран Борнан. 159 км (горный этап)

Сразу же после первого дня отдыха Тур возобновится связкой из трех подряд альпийских этапов, каждый из которых в силу тех или иных обстоятельств может стать одним из ключевых. На первый из них, между Анси и Гран Борнаном, многие почему-то обращают меньше внимания, но мы его недооценивать не будем. Этап после дня отдыха всегда чреват тем, что кто-то из грандов может не слишком удачно войти в гоночный ритм, а когда после паузы гонщиков сразу ждут горы – это опасно вдвойне.

Сам этап, несмотря на финиш под спуск, будет очень сложным. Напряжение будет держаться с самого начала гонки – на первой половине гонщиков ждут два тяжелых перевала. Особое внимание стоит обратить на второй из них – Плато де Глиер. 6 км с крайне непривычными для Франции сверхкрутыми градиентами (11,2 % средний). Вторая половина подъема и выполаживание на вершине будет проходиться по гравию, что делает подъем коварным вдвойне.

Плато де Глиер – такая себе сокращенная версия Колле делле Финестре, которая в мае полностью перевернула ход борьбы на Джиро д’Италия. Под конец гонщиков ждет очень непростая связка Коль ду Ромм – Коль де Коломбье, которая многим велоболельщикам запомнилась по Тур де Франс-2009 – тот этап, также финишировавший после спуска в Гран Борнане, был очень селективным и стал одним из решающих. В этот раз, учитывая фактор дня отдыха и сложную первую половину этапа, оснований для серьезной борьбы генеральщиков ничуть не меньше.

19 июля, четверг – 12 этап. Бург сен Морис – Альп д’Уэз. 175 км

Завершать связку из трех подряд альпийских этапов будет подъем на легендарный Альп д’Уэз – культовое место для велоспорта и, пожалуй, самый легендарный подъем Тур де Франс, который каждый раз собирает на обочинах невероятное количество болельщиков.

Непростым будет весь этап – еще до восхождения на Альп д’Уэз гонщики пройдут два тяжелейших перевала – Коль де ла Мадлен и Коль де ла Круа де Фер. Учитывая, что этот этап будет третьим горным подряд, а после него – проходной равнинный этап, борьба обещает быть бескомпромиссной. Тем более, что победить на вершине Альп д’Уэз – особенное достижение, о котором мечтает каждый велогонщик.

Среда, 25 июля – 17 этап. Баньер де Лушон – Сент-Лари Сулан (Коль ду Портэ). 65 км

Пиренейская часть Тура будет в целом проще альпийской, однако 17-й этап стоит особняком. Организаторы «Большой Петли» решились на эксперимент и соорудили 65-километровый этап, на котором не будет ни одного ровного километра. Без раскачки, с самого старта гонщиков ждут два подряд перевала 1-й категории (Пейрагуд и Валь Лурон Азет) и финальный подъем высшей категории от Сент-Лари Сулан к вершине Коль ду Портэ.

Современная практика показывает, что такие короткие, но невероятно сложные и динамичные этапы дарят наиболее открытую и бескомпромиссную борьбу. От этого этапа стоит ждать хаотичной борьбы, минимум контроля над гонкой, множества атак и, возможно, глубоких кризисов от некоторых грандов, которые не сумеют как следует войти в ритм этого 65-километрового сумасшествия.

Суббота, 28 июля – 20 этап. Сен-Пее сюр Нивель – Эспелетт. 31 км (индивидуальная разделка)

Окончательно же судьба победы в общем зачете Тур де Франс определится в классическом для «Большой Петли» формате – в разделке на предпоследнем этапе гонки. Разделка в этот раз будет не слишком длинная (31 км) и преимущественно равнинная. В плане рельефа выделяется только короткий (900 м) подъем с уклоном более 10% за 3 км до финиша.

После трех недель напряженной борьбы эта, пусть и далеко не самая сложная разделка, для некоторых фаворитов на недовосстановлении может оказаться непреодолимым барьером на пути к высоким местам в общем зачете.

Фавориты

Еще одна причина, по которой Тур де Франс-2018 обещает стать одним из самых интересных в новейшей истории – его состав участников. В этот раз тех представителей элиты многодневок, которые не приехали на «Большую Петлю», можно сосчитать по пальцам одной руки. При этом одного ярко выраженного фаворита нет, а шансы основных претендентов, пожалуй, самые равные на Тур де Франс в 21-м веке.

Букмекеры фаворитом №1 видят действующего и 4-кратного победителя гонки Криса Фрума. Долгое время его участие в Туре было под вопросом, однако за несколько дней до старта сальбутамоловое дело британца чудесным образом разрешилось без каких-либо наказаний для него. Об этом можно очень долго спорить отдельно, мы же поговорим о гонке и о том, какие шансы на победу в ней есть у Фрума.

Со статусом фаворита №1, который отдают Фруму букмекеры, мы в корне не согласны. В мае британец одержал тяжелейшую победу на Джиро д’Италия, и теперь замахивается на исторический дубль, последним автором которого в 1998 году был Марко Пантани. Как и тогда, в 1998 году, сейчас пауза между Джиро и Туром в связи с ЧМ по футболу на неделю дольше обычного – 5 недель вместо 4. Однако это, пожалуй, и является единственным аргументом в пользу того, что Фрум выиграет свой 5-й Тур.

Статистика заходов на дубль Джиро+Тур последних лет говорит явно не в пользу Фрума. Сделать дубль дважды пытался Альберто Контадор (в 2011 и 2015 годах), и Найро Кинтана год назад. И никому из них на «Большой Петле» не удалось занять место выше 5-го. Кинтана в прошлом году и вовсе провалился, заняв 12-е место. Все это говорит о том, что Фрум на нынешнем Туре в лучшем случае может побороться за подиум, но никак не за победу.

Сразу с тремя капитанами приехала на гонку испанская «Movistar». Решение генерального менеджера Эусебио Унсуэ выставить трехглавую гидру вызвало много вопросов и недоумения, как и многие тактические решения опытного испанца. Самые высокие шансы на победу из этого трио – у Найро Кинтаны, которые на Турах уже дважды финишировал вторым и однажды – третьим. Большим препятствием для 28-летнего колумбийца может стать этап с брусчаткой. Но даже если его «Кондор» сумеет преодолеть без серьезных потерь, победу ему никто не гарантирует. После пиковых 2013-2015 годов сейчас кажется, что карьера Кинтаны понемногу идет на спад.

Набор умений Кинтаны крайне ограничен, а количество слабых мест – довольно большое. По большому счету, набирать время над соперниками он может только на горных финишах, в то время как индивидуальный ход, умение ездить разделки и техническое мастерство являются его слабыми сторонами. К козырям Найро, несомненно, стоить прибавить выдающуюся выносливость и восстанавливаемость. Однако за счет одного лишь горного хода выиграть столь разнообразный и коварный по маршруту Тур будет непросто, тем более, что нет оснований полагать, что в больших горах Кинтана будет на порядок сильнее своих прямых соперников.

Еще одним большим камнем преткновения для него может стать командная разделка. За последние годы «Movistar» раздала практически всех своих сильных раздельщиков, и растеряла свои былые позиции в этом виде программы. 35-километровая командная гонка на третьем этапе сулит «Movistar» проигрыш примерно 1 – 1,5 минуты относительно команд Ричи Порта и Криса Фрума. При этом команды других грандов в командных разделках также не очень сильны, и, вероятно, проедут примерно вровень с «Movistar».

Еще одним претендентом на победу от «Movistar» может стать Микель Ланда, финишировавший 4-м в прошлом году. При этом уверенности в том, что баск сумеет побороться за самые высокие места в общем зачете, нет никакой. Оба своих сильных выступления на Гран Турах (третье место на Джиро-2015 и четвертое на Туре-2017) он выдал в статусе грегари. Получая же капитанские полномочия, Ланда каждый раз непременно проваливался. Даже если отбросить этот фактор, аргументов в пользу  Ланды не так много. Проблемы Микеля лежат в той же плоскости, что и у Кинтаны – слишком узкая специализация и те же слабые стороны. По своему потенциалу в горах Микель сейчас, возможно, даже немного превосходит колумбийца, однако колоссальный опыт и восстановление говорят в пользу Кинтаны.

Третьим капитаном «Movistar» будет легенда и символ этой команды – Алехандро Вальверде. Год назад после невероятно сильной весны испанского ветерана рассматривали как серьезного претендента на победу на Туре, однако его погоня за желтой майкой прервалась уже на первом этапе в Дюссельдорфе, где он тяжело упал в дождевой разделке и сошел с гонки. В этом году весна в исполнении Вальверде была намного более слабой, и, после успехов на испанских многодневках в начале весны, он провалил свои любимые арденские классики. Из всех трех капитанов «Movistar» именно Вальверде имеет наиболее высокие шансы пройти без потерь этап с брусчаткой, однако вряд ли его общего уровня готовности хватит на что-то большее, чем место в топ-5.

За исключением Криса Фрума, единственный участник Тура, который уже выигрывал эту гонку – Винченцо Нибали. Сейчас итальянцу уже 33 года, и нынешний Тур – пожалуй, его последний реальный шанс повторить успех 2014 года. Конечно, за эти 4 года «Мессинская Акула» вряд ли стал сильнее, однако лучшего шанса победить, чем сейчас, для него сложно было придумать. Маршрут Тура с этапом по брусчатке, разнообразными ловушками вроде гравийного Плато де Глиер и большим количеством финишей под спуск – идеальная территория для Нибали. Единственным этапом, который явно не подходит Винченцо, является командная разделка – под нее у «Bahrain Merida» довольно слабый состав.

Если судить по Вуэльте-2017, то главной проблемой для Нибали сейчас являются этапы с финишем в короткие крутые горки с очень скоростным подъездом. На Туре-2018 таких этапов намного меньше, да и на «Большой Петле» они проходятся зачастую гораздо спокойнее. Тем не менее, в больших горах от Нибали также стоит ожидать в основном защитного ведения гонки. Свой победный шанс «Акула» будет ловить на спусках и на этапах с ловушками – речь в первую очередь идет о 9-м этапе с брусчаткой. По большому счету, 4 года назад свой Тур Нибали выиграл именно на аналогичном этапе. Винченцо обладает колоссальным опытом и умением вцепиться в любой малейший шанс на победу. Нибали умеет добиваться поставленных целей, и является одним из главных претендентов на победу на Туре, даже несмотря на не слишком убедительный (даже с учетом гениальной победы на Милан – Сан Ремо) к данному моменту сезон. Нибали за последние годы приучил, что не разменивается на второсортные гонки и готовит пик своей формы к главным стартам сезона.

Фаворитом №2 у букмекеров является Ричи Порт. Если посмотреть на историю выступлений Порта на Гран Турах, то такой высокой оценке его шансов можно удивиться – там мы увидим сплошные провалы и пятое место Тура-2016. Именно поэтому оценить реальные шансы австралийца на нынешнем Туре очень сложно: имея, казалось бы, все для борьбы за победу на Гран Турах, он их регулярно проваливает из-за кризисных дней, падений и прочих неприятностей. Однако Тур-2016 все же убедил самого Порта и его команду в том, что пройти 3 недели без кризисов он способен. Сейчас ВМС полностью верит в своего капитана, для которого наступил момент истины в карьере. Порту уже 33 года, и другого шанса выиграть Тур у него может уже и не быть. В его распоряжении – пожалуй, сильнейшая на равнине команда на нынешнем Туре. Порт надеется зарабатывать время в командной разделке, на брусчатке, а также на то, что уровня готовности в горах хватит для победы. Исключать такой вариант определенно не стоит, однако и очередной провал или сход из-за падения (как это было год назад) тоже никого не удивит.

Французы не выигрывали свою родную супермногодневку уже 33 года, и главные надежды на успех связывают с Роменом Барде, который последние два Тура завершал на итоговом подиуме. Барде действительно вырос в горняка топ-уровня, чей уровень позволяет бороться за самые высокие места на «Большой Петле». Да, слабая разделка и возможные проблемы на брусчатке заставляют оценивать его шансы осторожно, но Ромена определенно стоит относить к числу претендентов на победу на Туре-2018.

Второе место Ригоберто Урана на прошлогоднем Туре стало одной из главных сенсаций гонки. После двух неудачных сезонов многие поторопились списать колумбийца со счетов, а он выдал один из сильнейших Гран Туров в своей карьере. Сейчас же есть большие сомнения в том, что Уран способен повторить прошлогоднее выступление. Да и если его физическая форма будет примерно на прошлогоднем уровне, с той ездой от глухой обороны, которую 31-летний колумбиец показывал год назад, попасть на подиум в такой компании будет очень сложно. Рискнем предположить, что в топ-5 лидера «Education First» не будет.

Вторым местом на Джиро-2018 Том Дюмулен окончательно утвердился в статусе элитного многодневщика. Теперь в его способностях никто не сомневается, однако два Гран Тура подряд на результат он едет впервые в карьере. Маршрут Тура-2018 очень неплохо подходит голландцу, и именно поэтому многие удивились его решению отправиться на Джиро. Дюмулен пошел на большой эксперимент, и эта его поездка на Тур – это скорее работа с прицелом на будущее. Вряд ли Дюмулен в этом году будет всерьез претендовать на подиум, однако, вполне вероятно, уже через год приедет на «Большую Петлю» в статусе фаворита №1.

Постепенный прогресс Ильнура Закарина закономерно привел его к призовому месту Вуэльты-2017, где он боролся практически на равных с такими суперзвездами как Крис Фрум и Винченцо Нибали. Теперь же россиянин впервые едет на Тур де Франс с амбициями в общем зачете. Несмотря на всю силу Закарина, побороться за самые высокие места в этот раз ему будет непросто. Коварный маршрут для него, как для человека с не самым высоким техническим мастерством может стать серьезным препятствием. Однако главная проблема Ильнура – катастрофическая слабость его команды, «Катюша-Alpecin», одной из худших команд Мирового Тура в нынешнем сезоне. А на нынешнем Туре фактор командной помощи для генеральщиков будет важен еще больше, чем обычно.

Не стоит сбрасывать со счетов и Якоба Фугльсанга, который, как и в прошлом году, подходит к Туру в отличной форме, о чем говорит второе место на Туре Швейцарии. Год назад для датчанина все завершилось падением и сходом, сейчас же он вполне способен побороться за место в топ-6. Большой загадкой Тура станет Примож Роглич. Победами на двух престижных многодневках Мирового Тура (Туре Страны Басков и Туре Романдии) в нынешнем сезоне Роглич доказал, что обладает почти всеми необходимыми для генеральщика экстра-класса качествами. Кроме одного – умения проходить 3 недели без спадов. За плечами у Роглича еще ни одного Гран Тура на высокое место в общем зачете, однако 28-летнему словенцу уже пора замахнуться на что-то большое. При этом нельзя исключать, что у лидера «LottoNL Jumbo» может ничего не получиться, и он так и останется королем недельных гонок вроде Симона Шпилака или, в какой-то мере, Ричи Порта.

Адам Йейтс попытается на Туре сделать то, чего не получилось у его брата-близнеца Саймона на Джиро – пройти три недели без спадов формы. Способность делать это британец уже доказывал, о чем свидетельствует 4-е место и звание лучшего молодого гонщика на Туре-2016. Ждем от Йейтса агрессивного ведения гонки и места во второй половине топ-10 – при таком сильном составе участников рассчитывать на большее ему пока сложно.

Не стоит забывать о таких людях, как Бауке Моллема, Рафал Майка, Дэн Мартин и Боб Юнгельс. Однако попадание в топ-10, пожалуй, для каждого из них по тем или иным причинам будет пределом мечтаний. Интересно будет понаблюдать за молодыми талантами – Эганом Берналем, Пьером Латуром, Давидом Году и Марком Солером. Впрочем, большинство из них не будут иметь в своих командах свободы действий, из-за чего, скорее всего, ограничатся борьбой за Белую майку.

Подписывайся на наш канал в Telegram и узнавай все самые свежие новости первым!

Автор — Олег Дидух, Sport.ua

(5 голосов)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости партнеров
Загрузка...
Комментарии
    Olego2012
      Olego2012, 06.07.2018 19:44
    +1
    Ліліам Мусьєр виграє
Вы не авторизованы.
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Если вы не имеете учётной записи, вы должны зарегистрироваться.