ПЕТРЕНКО: «Так и остался «одиноким волком»
Знаменитый фигурист рассказал, как его ставили в угол, и признался, что прячет партнершу в... чемодане
— Как правило, в Украине я провожу два-три месяца в году, — рассказывает Виктор. — Это намного больше, нежели пару лет назад. Нынешний мой приезд связан сразу с несколькими событиями. В родной Одессе построили каток, на открытие которого меня и пригласили. С удовольствием откликнулся и рад, что фигурное катание возвращает свою популярность в нашей стране. Помимо этого мероприятия я совместно с «Гала-радио» участвую в акции «Команда болельщиков». Ее суть заключается в том, что на протяжении 20 недель будут определяться 20 победителей, ответившие на различные вопросы. Эти люди в августе отправятся поддерживать нашу сборную на Олимпийские игры в Пекине.
УРОКИ ТЕЩИ
— Одесская школа фигурного катания дала миру немало знаменитых спортсменов. Что она представляет собой сейчас?
— Сами понимаете, что традиции в значительной степени утеряны. И той школы, конечно же, уже нет... Но соответствующая работа по ее восстановлению идет. В частности, ведутся переговоры о строительстве еще одного катка, но уже такого, который соответствовал бы международным стандартам. На его базе мы хотим открыть школу олимпийского резерва по фигурному катанию. К сожалению, отсутствие катков — беда не только моего родного города, но и всей страны.
— Виктор, а вы сами не хотите сделать из талантливого мальчишки олимпийского чемпиона? Причем там, где льда в избытке, — в Америке?
— Вы попали в самую точку. Тренерская деятельность — это еще одно направление, которым я сейчас занимаюсь, помогая своей наставнице Галине Яковлевне Змиевской. Учусь, одним словом. Кто знает, быть может, и наступит момент, когда я подготовлю пусть не чемпиона, но хотя бы участника Олимпиады. Но быть хорошим спортсменом не значит стать таким же специалистом. Конечно, определенный опыт у меня имеется, но на нем одном далеко не уедешь.
— Галина Змиевская сейчас, как и вы, проживает в Америке. Как тренер, она стала знаменитостью в СССР, а за океаном пользуется популярностью?
— Конечно! Она продолжает заниматься тренерской деятельностью, причем в учениках у Галины Яковлевны спортсмены едва ли не всех возрастов. Воспитывает как детей, так и участников первенств мира и Олимпиад. К примеру, ее подопечный Тони Веа — чемпион США. В профессионализме Змиевской убедились все. Мало того, что она из меня сделала фигуриста, так еще и мою дочку уже многому научила. Я смотрю, что сейчас Вика вытворяет на льду, и не могу не восхищаться Змиевской. Вот и пытаюсь у нее учиться.
— Вы как-то скромно умолчали, что Галина Яковлевна не только ваш тренер, но и теща. Так что тут сам Бог велел, чтобы бабушка обучила внучку кататься на коньках. А вот можно ли говорить о том, что Вика, как и папа, станет профессиональной фигуристкой?
— Затрудняюсь ответить. Вике всего 10 лет. Мы с женой Ниной просто решили, что ребенок должен открыть для себя этот вид спорта. Пока дочери нравится. Но Вика параллельно занимается балетом, берет уроки по теннису, в общем, пытается реализовать себя в разных направлениях. А вот когда подрастет — тогда и решит, чем заниматься. Мы не ставим цель, чтобы дочь непременно стала олимпийской чемпионкой, главное — чтобы она выросла хорошим человеком, получила соответствующее образование и нашла себя в жизни.
— То, что дочка увлеклась балетом, заслуга супруги?
— Да, ведь Нина окончила балетную школу в Одессе, а сейчас работает хореографом. На лед Вика отправилась, как, наверное, вы уже догадались, по инициативе бабушки. Ну а теннис — моя идея.
— Вы поклонник этой игры?
— Теннис мне безумно нравится еще с детских лет, наверное, поставил бы его на второе место после футбола. Когда Вика начала заниматься теннисом, я и сам стал регулярно брать ракетку в руки — спаррингую с ее тренером, знаменитыми фигуристами Сашей Жулиным, Артуром Дмитриевым, Женей Плющенко. Правда, если честно, играю я на уровне начинающего любителя.
ТРЕНИРОВКИ ВМЕСТО ТАБЛЕТОК
— Если вы так любили футбол и теннис, почему же в итоге оказались в фигурном катании?
— Благодаря... проблемам со здоровьем. У меня был отит среднего уха. Родители постоянно водили меня по врачам и после одного из очередных вояжей доктор сказал: «Отдайте ребенка в спортивную секцию, там он закалится, и все пройдет». По счастливому стечению обстоятельств в Одессе как раз открылась школа фигурного катания. Арена находилась минутах в десяти ходьбы от дома, где мы жили, вот меня туда и привели.
Этот вид спорта тогда в СССР был очень популярен. Хорошо помню, как всей семьей мы усаживались у телевизора и смотрели, как выступают Ирина Роднина и Александр Зайцев, Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов. В то же время зимние виды спорта и Одесса вроде бы как понятия несовместимые. Я до сих пор уверен, что одесситы видят лед только в холодильнике. Шучу, конечно. Но кататься на настоящем залитом катке под крышей было в диковинку.
— И что, сразу стало получаться?
— Конечно же, нет. Более того, я даже втихаря пропускал занятия, хотел бросить фигурное катание. Но родители узнали об этом и поставили меня в угол. Посещение секции — это была рекомендация врача и воспринималась у нас дома, как прием таблеток. Ну а через некоторое время у меня стало многое получаться, и я, в свою очередь, стал проявлять интерес к катанию.
— Что оказалось для вас наиболее сложным в процессе обучения?
— Особенно трудно было приземляться на одну ногу после прыжков. Но я упертый и во что бы то ни стало хотел добиться своего. Уже лет с 14-ти, после победы на юношеском чемпионате мира, стал воспринимать фигурное катание как будущую профессию. Понял, что смогу добиться многого на льду и к тренировкам стал относиться более серьезно.
— Вас сразу определили как фигуриста-одиночника?
— В нашем виде спорта существует такое понятие, как селекция. С одиночного катания начинают все. Ну а дальше уже решает тренер. Скажем, фактурных ребят, которые могут делать поддержки, как правило, определяют в парное катание. Наиболее артистичных или таких, у кого не складывается с прыжками, — в танцы. Кстати, есть дети, которые просто боятся прыгать. А я никуда не переходил, как начинал одиноким волком, так им и остался.
ПО ПРИМЕРУ АВЕРБУХА
— Виктор, лед у большинства мужчин ассоциируется с хоккеем. Интересно, а вы иногда шайбу гоняете?
— Очень редко. Но вся экипировка — шлем, щитки, клюшки — у меня есть. Но все-таки чаще я играю в футбол.
— Сейчас вы работаете над собственным шоу. Насколько сложен этот процесс?
— Я бы не сказал, что это мое шоу, в нем и его создании принимает участие огромное количество людей. В Украине у нас было несколько выступлений с хорошим составом фигуристов. А в Америке я участвую во многих подобных мероприятиях, имею контракт с компанией, проводящей шоу «Чемпионы на льду».
Кроме того, частенько получаю приглашение на телевизионные проекты. Выступал в шоу Жени Плющенко, «Ледниковом периоде» Ильи Авербуха. Есть у меня опыт проведений и благотворительных шоу.
— По примеру того же Авербуха не прониклись идеей сделать телешоу со звездами?
— В свое время мы вели переговоры с одним из ведущих украинских каналов о подобном телепроекте. Но что-то не срослось, это ведь недешевое удовольствие: надо пригласить знаменитостей, обеспечить лед, эфирное время и т. д. Правда, быть может, в этом году получится. Я просто оптимист по жизни.
УЖЕ ЛЬ ТА САМАЯ ТАТЬЯНА?
— Виктор, каждый фигурист у болельщиков ассоциируется с каким-то фирменным номером. У вас это — выступление в паре с... куклой. Как пришла в голову такая идея?
— Это плод коллективного творчества. Я очень благодарен своей команде, в которую входят Галина Змиевская, жена Нина, хореограф Ким Уилкокс (он не из мира фигурного катания, работает в театре на Бродвее).
История же появления этого номера такова. Отдыхая в Одессе, мы услышали задорную музыку — композицию в исполнении Лу Беги «Mamba number five». «Зацепила» сразу. И тут же пришла мысль: раз музыка необычная, надо придумать под нее что-то соответствующее, так сказать, с изюминкой. При этом мелодия подсказывала, что это должен быть танцевальный номер, явно не для одиночника. Вот и решили поставить ко мне в пару... куклу. Пригласили дизайнера по костюмам и через четыре-пять месяцев «родилась» моя партнерша, а вместе с ней и сам номер.
С ним, кстати, у меня связан интересный случай. На шоу Катарины Витт Лу Бега как раз исполнял песню вживую, ну а я, понятное дело, танцевал. Позже он подошел и сказал: «Это самый лучший вариант моей композиции, который я когда-либо видел». Было чертовски приятно.
— Много ли у вас кукол? Ведь они, наверное, изнашиваются?
— Та, с которой я танцую сейчас, всего вторая по счету. Я стараюсь быть аккуратным с партнершей (смеется). Во время перелетов, например, укладываю ее в специальный чемодан.
— А имя у нее есть?
— В детстве моя дочка всех кукол назвала «танями». И вот когда я свою «партнершу» первый раз принес в дом, посадил на кресло, Вика, проходя мимо, произнесла: «О, Таня!» Так и повелось...
Юрий ДАНИЛОВ, газета «Киевские ведомости»
ДОСЬЕ «КВ»
ВИКТОР ПЕТРЕНКО родился 27 июня 1969 года в Одессе.
Заслуженный мастер спорта (1991).
Олимпийский чемпион 1992 года в мужском одиночном катании.
Бронзовый призер Олимпийских игр 1988 года.
Чемпион мира 1992 года, серебряный призер мировых первенств 1990, 1991 гг., бронзовый призер ЧМ-1988.
Чемпион Европы 1990, 1991, 1994 гг., серебряный призер ЧЕ-1992, бронзовый призер — 1987, 1988 гг.
Чемпион СССР 1991 года.
Участник Олимпийских игр 1994 (4-е место).
Чемпион мира среди профессионалов 1995, 1996 годов.
Окончание — в следующем номере.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Мегафайт пройдет вечером 21 декабря в саудовском Эр-Рияде
Начался третий этап юниорского Кубка мира по санному спорту