Люсьен Фавр в Дортмунде. Что ждет Боруссию и Андрея Ярмоленко
Юрий Мазниченко – о новом главном тренере дортмундской «Боруссии»
Этот седовласый джентльмен берется за управление посредственными командами с небольшими бюджетами и неизменно добивается успехов, он открыл европейскому футболу Марко Ройса и Марка-Андре тер Штегена, а еще в Германии и Франции о нем отзываются, как об исключительном тактике и перфекционисте, не признающего мелочей. Знакомьтесь, 60-летний швейцарец Люсьен Фавр, который ближайшие два сезона будет руководить дортмундской «Боруссией».
***
«Зигналь Идуна Парк» может спокойно выдохнуть, ибо поклонники «шмелей» не вынесли бы продления каденции Петера Штегера или выбора руководством клуба тренера с похожим тактическим мышлением. Австриец разобрался с хаосом в обороне, оставленным с начала сезона Петером Босом, но при этом заставил одного из перманентных претендентов на «Серебряную салатницу» играть в примитивный контратакующий футбол. В итоге, «Дортмунд» завершил эту кампанию на четвертой позиции в Бундеслиге, едва не лишившись места в Лиге чемпионов на следующий сезон.
Под влиянием работы в клубе Юргена Клоппа и Томаса Тухеля и последовавших с 2008 по 2017 годы больших побед в немецком и континентальном футболе Дортмунд успел привыкнуть тому, что клуб должен ставить перед собой самые высокие цели. При Босе болельщики прощали команде проходной двор в обороне, учитывая, что «Боруссия» плела настоящие кружева у противоположных ворот и демонстрировала приятный глазу комбинационный футбол. Первые месяцы работы Штетера в клубе прошли со сдержанным оптимизмом и четким пониманием того, что нужно потерпеть до конца сезона, а там уже можно будет выходить на поиск именитых специалистов. Но уже экс-наставник «Боруссии» сам же настроил против себя «Желтую Стену», показав абсолютную неспособность не просто выигрывать у «Баварии», но и как-либо адекватно ей противостоять. А такое в Западной Рейн-Вестфалии на дух не выносят и не прощают.
Но с Фавром во главе «BVB» все будет по-другому. В последнюю декаду он работал с берлинской «Гертой», мёнхенгладбахской «Боруссией» и «Ниццей» и выдавал на-гора такие результаты, которые от этих команд порой никто и не ждал. Четыре сезона в Гладбахе, клубе со сравнительными скромными финансовыми возможностями, заканчивались для «жеребят» четвертым, восьмым, шестым и, наконец, третьим местом в чемпионате. После Фавра «Боруссия» более не занимала таких высоких мест во внутреннем первенстве.
Два года в Ницце также прошли под аккомпанемент возгласов восхищения со стороны поклонников команды с Лазурного Берега. Еще бы: в 2016 году «орлята» и вовсе лидировали в Лиге 1 на протяжении первого круга, завершив сезон третьими вслед за ПСЖ и «Монако». Во второй кампании Фавру уже пришлось включить свои навыки кризис-менеджера и, при отсутствии Вилана Сиприена (травма) и Юнеса Бельханда (ушел в «Галатасарай»), закончить сезон на шестом месте. И это при том, что на протяжении чемпионата «Ницца» периодически мелькала в зоне вылета!
***
Люсьен Фавр стал известен благодаря тому, как его коллективы индивидуально подстраиваются под каждого отдельного соперника и за счет точечных тактических решений тренера добиваются неожиданных и порой сенсационных успехов. Мелочей в футболе не бывает, уверен Фавр, и если можно прибавить в качестве на тренировках, что в дальнейшем поможет коллективу на футбольном поле, этим нужно пользоваться.
Есть два футбольных термина, которые очень точно характеризуют человека, ставшего у руля «черно-желтых» – гибкость и компактность. Он начинал с 4-4-1-1 в Гладбахе, трансформировал свои тренерские идеи в 4-3-3 в «Ницце, а порой даже рассматривал возможность перехода на игру в 3 защитника. Нет единой тактической концепции или методички, по которой Фавр руководил бы своими парнями, ведь главное – это победа, и нужно лишь найти верный способ, как ее добыть. Но одно остается неизменным у швейцарца, где бы он ни работал – горизонтальная и вертикальная компактность при игре без мяча. Можно пожертвовать владением, а при грамотном расположении игроков намного проще отбирать мяч и совершать стремительные контратаки, преимущественно флангами.
***
Что же являет собой футбол Фавра и какие изменения грядут в игровой концепции «Боруссии»? У новоиспеченного тренера будет немало приятных встреч при знакомстве с составом. Это и Марко Ройс, и Махмуд Дахуд, которые играли под руководством Люсьена в Гладбахе, и Мануэль Аканжи, соотечественник швейцарца, с которым ему наверняка будет несложно найти общий язык. На самом деле Фавру предстоит решить главный дортмундский ребус: подобрать места на поле великолепному подбору исполнителей, выступающих в финальной трети поля, среди которых, к слову, и украинец Андрей Ярмоленко. А еще, помимо вышеуказанного Ройса (7 голов в 11 матчах после возвращения в строй), есть Кристиан Пулишич (7 голевых передач за сезон), Максимильян Филипп, Марио Гётце и Синдзи Кагава.
Головная боль при этом будет всего одна – позиция центрального форварда. На данный момент в составе «Боруссии» нет игрока, который мог бы начать сезон 2018/2019 на позиции «таргетмена» - Пьер-Эмирик Обамеянг отбыл в «Арсенал», а Мичи Батшуайи, который так здорово пришелся ко двору в результате аренды из «Челси», находится в лазарете и не факт, что останется в команде. Вариантов решения проблемы два: выход на трансферный рынок в попытках выловить хорошего нападающего либо пользоваться тем, что есть. А это значит, что кому-то из трио фланговых игроков атаки – Ройс, Филипп, Ярмоленко – придется сменить амплуа.
Конечно, для Андрея наиболее оптимальным выглядел бы вариант пребывания на родной позиции инвертированного вингера с Пулишичем слева и Ройсом в центре. Правда, Фавр предпочитает использовать двух левоногих или правоногих фланговых футболистов одновременно, чтобы один мог делать передачи на нападающего в центр, а второй – смещаться в район штрафной площадки. И при таком раскладе украинец может попасть в пару к левоногому Филиппу.
По какой бы тактической схеме Фавр ни строил систему игры «Дортмунда» - 4-4-1-1 или 4-3-3 – это будет преимущество позиционный футбол с созданием перегрузок при выходе с собственной половины поля, численного преимущества в полупространствах для активного подключения вингбеков и контрпрессинга.
***
Команда Фавра предпочитает владеть мячом и в случае потери включается в высокий отбор, чтобы как можно быстрее направить его впоследствии в атакующие зоны. Так было во время его руководства гладбахской «Боруссией», когда играющий под нападающим Ройс мог садиться в полузащиту и создавать численный перевес при «гегенпрессе» и за счет маневров с глубины зачастую оставался вне опеки со стороны защитников.
С другой стороны, если соперник агрессивен и насыщает центр поля, нет ничего предосудительного в том, чтобы отдать мяч и применить тактику сдерживания за счет компактных построений игровых линий и быстрых переходов из обороны в атаку. А это уже тактика «Ниццы» в противостояниях с ПСЖ (3:1) и «Монако» (4:0) в сезоне 2016/2017.
Люсьен Фавр - мастер точечных тактических решений и человек, который может выжать максимум из имеющихся у него кадровых возможностей. «Дортмунд» под его руководством будет диверсифицированной и непредсказуемой командой и, что самое главное для болельщиков, наконец-то вернет былую интригу в футбольные битвы с «Баварией».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Рафинья может покинуть Каталонию ради переезда молодой суперзвезды
Марокканская сборная нокаутировала сине-желтую команду со счетом 9:2