Ольга ХАРЛАН: «Монетку саблей сбила с первого раза»
Украинская фехтовальщица - о необычных тренировках, хитрых соперницах и сложном периоде в карьере
Едва успев отметить победу на Гран-при в Южной Корее ведущая украинская саблистка, первый номер мирового рейтинга FIE Ольга Харлан сменила фехтовальную дорожку в Сеуле на красную в Киеве, которая привела ее к уже девятому спортивному «Оскару». Четыре раза она становилась обладательницей престижной награды НОК лично (2009, 2014, 2016, 2018) и пять в команде (2007-2009, 2013, 2016).
— Оля, сердце билось одинаково сильно, когда вы впервые, десять лет назад, поднимались на сцену за статуэткой, и сейчас, когда вы уже олимпийская чемпионка, пятикратная чемпионка мира и 18-кратная медалистка чемпионатов Европы?
— Это всегда волнительно. Правда, не могу сказать, что настолько же волнительно, как впервые. Хотя, как говорится, подтверждать успех всегда тяжелее, чем подниматься в гору. Вообще, честно признаться, из-за того, что мы только вернулись с соревнований, из-за усталости, перелета и разницы во времени я сидела в зале и буквально засыпала.
— Больше устаете после соревнований или после дефиле на каблуках?
— После соревнований, конечно, особенно таких, как в Сеуле. Расписание организаторы составили так, что мне пришлось тринадцать часов провести в зале. Бои, эмоции — а тут всего лишь на каблуках походить пару часиков, это вообще мелочи.
— Если бы сняли видеоролик о том, как олимпийская чемпионка по фехтованию собирается на светские рауты, какую картину мы увидели бы?
— На самом деле ничего интересного. Я знала, что времени после возвращения из Сеула у меня будет очень мало. Поэтому заранее подготовилась к церемонии. Определилась с образом, выбрала платье, назначила время в салоне, где меня причесали и накрасили.
Спортсмены года-2017 Александр Хижняк и Ольга Харлан.
— Во время церемонии «Герои спортивного года» многие обратили внимание на вашу татуировку на ноге.
— Ей уже лет пять, наверное.
— Просто мы не так часто видим вас в открытых туфлях, а не в кроссовках?
— И то правда. (Улыбается). На самом деле на этом месте раньше были олимпийские кольца, но они получились неудачными. И мне захотелось их перекрыть. Я решила, что лучше всего для этого подойдет цветок. Почему выбрала именно лотос? Мне очень нравятся лотосы и я нашла мастера, который делает их красиво.
— Последние соревнования, на которых вы выступали проходили, в Корее. Что-то напоминало о том, что там совсем недавно проходили зимние Олимпийские игры?
— Вообще ничего не напоминало, разве что чуть-чуть символики в аэропорту осталось. Там больше напоминаний о летней Олимпиаде-1988. Возможно, потому что наши соревнования проходили на территории Олимпийского парка в Сеуле.
— Судя по вашему инстаграм, вы уже готовы составить конкуренцию нашим сноубордистам, лыжникам и саночникам?
— Да, да, да, я увлекающийся человек. (Смеется). Больше всего мне нравится сноуборд. А беговые лыжи у нас были частью специальной подготовки.
— И как вы себя на лыжах чувствовали, это же не так просто?
— Вообще непросто! Но прикольно. Мне очень понравилось место, где мы бегали, это было на базе, на которой обычно тренируются наши биатлонисты, в Тысовце.
— А санки — тоже часть специальной подготовки?
— Можно и так сказать, это вместо зарядки. До завтрака надо было подняться на гору и спуститься. Это была идея нашего психолога Андрея Борисовича Колосова.
— Мы, журналисты, любим вспоминать статистику предыдущих встреч, а насколько важна она для вас? Вы думали о реванше, выходя в полуфинале сеульского Гран-при на дорожку против румынки Бьянки Паску, не пустившей вас на пьедестал на предыдущем турнире в Афинах?
— Судя по результату — да, думала. (Улыбается). Я проиграла Паску в Афинах. И мне хотелось с ней встретиться еще раз. И для нее, мне кажется, это тоже был такой показательный бой. Вообще, мне интересно с ней фехтовать, она, так сказать, играющий боец, очень хитрая. Трудно понять, что она будет сейчас делать.
— Мне особенно запомнился ваш крик, когда вы нанесли румынке 11-й удар. По-моему, его слышно было даже в Киеве.
— (Смеется). Просто она сделала атаку, которую очень тяжело было отбить, а я отбила. Это был крик души, наверное. Я хотела показать этим, что вот я выиграла удар даже при твоей атаке.
Полуфинальный бой между Ольгой Харлан и Бьянкой Паску на Гран-при в Сеуле.
— Олимпийская чемпионка Лондона-2012 по фехтования на шпагах Яна Шемякина рассказывала, как старшая подруга по команде когда-то учила ее кричать. Вывела днем на стадион, где гуляли мамочки с колясками, и заставила тренироваться. А как в этом деле набиралась опыта Ольга Харлан?
— Не помню, если честно. Как только я начала показывать результаты и что-то выигрывать, сразу голос прорезался. Сначала, правда, пищала, а теперь кричу.
— Мы регулярно слышим как вы и другие фехтовальщицы кричат во время боев, а как они поют?
— Пою я ужасно, слушать это невозможно. Поэтому и не люблю караоке.
— А кто ж тогда в украинской команде чемпион по караоке?
— Мне кажется, никто, мы только фехтовать хорошо умеем.
— В Сеуле впервые после декретного отпуска на дорожку вышла двукратная олимпийская чемпионка американка Мэриэл Загунис. Успели с ней пообщаться, а, может, и с дочкой познакомились?
— Да, мы пообщались немного. Мэриэл, конечно, пока не в лучшей своей форме, но в достаточно хорошей. И я думаю, что это только начало. А с ее дочкой я познакомилась еще в Балтиморе. Она приезжала туда на сборы с ней .
— Загунис-младшая похожа на маму?
— Да, ее глаза.
— Кажется, еще совсем недавно главная интрига в женской сабле сводилась к вашему противостоянию с Загунис и россиянкой Софьей Великой. А сегодня даже сложно предсказать тройку призеров.
— Думаю, это связано с тем, что ведущие спортсменки ушли в декретный отпуск. Но они потихоньку начинают возвращаться. Вернулась Загунис, до этого польская саблистка Александра Соха. В их отсутствии расклад действительно немного поменялся. Пришли хорошие молодые саблистки, но все равно высокий уровень, красивое, качественное фехтование показывают единицы.
— А какой уровень фехтования на саблях показывает олимпийская чемпионка и восьмикратная чемпионка мира рапиристка Арианна Эрриго из Италии, с которой вы встречались в финале первого этапа Гран при в мексиканском Канкуне?
— Хороший, она выросла в этом плане.
— Но недостаточно, чтобы дать вам серьезный отпор, судя по счету 15:6?
— Это было тогда, посмотрим, что будет в следующий раз.
Финальный бой между Ольгой Харлан и Арианной Эрриго на Гран-при в Канкуне.
— Эрриго загорелась идеей отобраться сразу в двух видах оружия на Олимпиаду в Токио. А у вас такое желание никогда не возникало?
— У меня и так времени не хватает, куда мне еще второй вид. Здоровья не позволяет в стольких соревнованиях участвовать. К тому же мы постоянно на сборах сидим, для меня важно тренироваться, оттачивать свою технику. А для итальянки, видимо, лучшая тренировка — это соревнования.
— А вообще другое оружие когда-нибудь в руках держали?
— Я пробовала фехтовать на рапирах ради интереса. Но в соревнованиях не участвовала, пока.
— Болельщики привыкли к тому, что украинская женская команда в сабле практически не сходит с пьедестала на международных соревнованиях, а тут восьмое место в мировом рейтинге и полтора года без наград. У вас есть понимание того, за счет чего можно остановить этот регресс?
— Не могу сказать, что это из-за того, что мы меньше работаем. Просто какая-то неудачная полоса пошла. Все травмируются непонятно как, и восстановление идет очень долго. Но мы сделаем все, что от нас зависит, чтобы результат стал лучше. Тем более, что скоро уже надо будет начинать борьбу за олимпийскую лицензию.
Ольга Харлан, Алина Комащук, Елена Воронина, Юлия Бакастова (слева направо).
— Сейчас в роли вашего секунданта выступает бывший товарищ по команде Олег Штурбабин. Когда он фехтовал, в нем видны были задатки тренера?
— Нет, я даже подумать не могла, что он когда-нибудь будет работать тренером. Но люди меняются, точнее у людей меняются цели. Он решил стать тренером сборной и таким образом идти к своей олимпийской мечте. И у него неплохо получается, судя по результатам.
— А как вы к нему обращаетесь?
— Олег Валерьевич, конечно. Он же тренер.
— Олег Валерьевич похож на Валерия Викторовича (Штрубабин-старший — тренер золотой украинской четверки образца Пекина-2008)?
— Конечно, это же его папа. (Улыбается). Есть что-то общее и в плане тренировок, но в принципе у него свое видение фехтования, своя техника.
— На официальном канале Международной федерации фехтования (FIE) в Youtube есть видеоролик, где вы участвуете в так называемом СoinChallenge вместе в подругой по команде Ольгой Жовнир. Признавайтесь, вы правда, с первого дубля саблей монетку сбили?
— Конечно, это все с первого дубля снято было, ничего не вырезали. Все по-настоящему.
— Это был первый случай, когда пришлось использовать саблю не по назначению?
— Наверное, да.
— В сборной вас ласково называют Харлушей. Откуда это пошло?
— Давно меня так не называли, если честно.
— Может потому, что ушли те спортсменки, которые это делали?
— Нет, скорее ушло детство.
— И как же к вам сейчас обращаются?
— Просто Оля.
Виктория КОНОНЕНКО
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Агнеш Келети завоевала десять медалей на Олимпийских играх
У звездного бразильского форварда заболел живот
А с рублем - правильно все сделали, так этому мутанту! А свой герб на монетах - это святое, нельзя саблей рубать.
Після цього рубль на росії почав падати