Потерянный рай Тьери Анри
Летом минувшего года нападающий сборной Франции Тьери Анри решил круто изменить свою судьбу, перейдя в «Барселону»
Нападающий пополнил ряды клуба, который 17 мая 2006 года на «Стад де Франс» обыграл «канониров» в финале Лиги чемпионов.
Это поражение, по сути, лишило Анри шансов завоевать «Золотой мяч», а также занести в свой послужной список победу в главном континентальном клубном турнире. На пороге 30-летия для футболиста это стало главной целью в карьере. Дважды он номинировался на звание лучшего футболиста мира, столько же раз мог примерить европейскую корону, но каждый раз останавливался в шаге от цели. А «Барселона» виделась тем самым клубом, в котором можно было одним махом убить двух зайцев.
Было еще одно обстоятельство, которое подвигло Анри сменить обстановку. Одна за другой форварда стали преследовать травмы. В начале минувшего года он повредил голеностоп, а едва выкарабкался из ситуации, как в мартовском матче Лиги чемпионов получил тяжелую травму паха и вынужден был пропустить остаток сезона. К слову, уже играя в составе «Барселоны», в конце ноября Анри вновь на месяц ушел на больничный.
Как бы ни пытался Тьери убежать от проблем и неудач, они постоянно его настигали. Настоящим ударом для парня стал развод с женой – английской моделью Клейр Мерри. Семейная жизнь звезды мирового футбола разбилась вдребезги всего за четыре года. В июле 2003-го в замке Хайклер в Беркшире пара сочеталась законным браком, а спустя два года у них родилась дочь Теа. По этому случаю был куплен большой дом в северной части Лондона, но уютным гнездышком для влюбленных он не стал. В сентябре 2007 года супруги развелись.
Причины расставания так и остались тайной за семью печатями. На бракоразводном процессе ни Анри, ни его пассия не присутствовали, и в сообщении для прессы из зала суда были предоставлены лишь расплывчатые определения, что семейный дуэт распался из-за неподобающего поведения мужа. Вроде бы в амурных похождениях темнокожий француз замечен не был, в пьяных дебошах тоже, и многие поспешили предположить, что как раз переезд в Испанию и стал яблоком раздора среди супругов. Сам нападающий категорически отверг эти утверждения, подчеркнув, что не живет с Клейр с июня, тогда как развод состоялся в сентябре и во взглядах они не сошлись совсем по иным причинам.
Стремление зарекомендовать себя в новом клубе должно было помочь Анри сосредоточиться на любимом деле и забыть о неприятностях на личном фронте. Однако Тьери оказался на редкость сентиментальным человеком. Возможно, развод с женой и не завладел целиком его мыслями, а вот редкие свидания с дочерью выбивали из седла.
Тем временем поклонники «Барселоны» оказались скупыми на похвалу, и французу пришлось столкнуться с совершенно другим приемом, нежели в Англии. Он уже успел привыкнуть, что болельщики «Арсенала» боготворили легионера, прощали ему все, вознесли на пьедестал и считали его членом своей семьи. Как оказалось, нападающий недооценил этот фактор, поскольку накануне нового года им завладела хандра и он заявил, что рано или поздно вернется в ряды «пушкарей». Анри не раз отмечал, что «Арсенал» для него – «земной рай». Он закрыл его ворота с наружной стороны, чтобы пустить во все тяжкие.
Но пока у Тьери действующий контракт с каталонцами, и отрабатывать он его начал не слишком рьяно. Только в шестом туре Примеры он, наконец, открыл счет своим голам в испанском первенстве. Причем выстрелил сразу хет-триком. А затем снова голевое молчание, сменившееся малозначащими мячами в ворота аутсайдеров – «Альмерии» и «Бетиса».
Те, кто ожидал увидеть Анри «английского разлива» стали разочаровываться. Столько усилий было приложено, чтобы заполучить его в свои ряды, а гарантам побед француз не стал. Даже с учетом того, что в «Барсе» и без того достаточно звезд, а в последнее время приличную форму набрал Месси, от Тьери ждали только блистательной игры.
Выброшены ли деньги на ветер или просто пока не настало время творить чудеса, ответ на этот вопрос мы получим в самом конце сезона, когда на кону будет победа в самых престижных турнирах, в которых принимает участие «Барселона». Ведь не даром, переезжая в Барселону, француз заявил: «У меня появился шанс обрести себя. Сейчас или никогда. Я сказал себе: «Сейчас!»»
СКАЗАНО
- Если бы я сильно попросил Тьери остаться, он бы меня послушал. Но это величайший футболист, который заслуживает права попробовать жизнь со всех сторон. Для меня навсегда останется скромным парнем и величайшим форвардом современности.
АРСЕН ВЕНГЕР, главный тренер «Арсенала».
- Анри очень работоспособный футболист, обладающий большим опытом и тонким чутьем. Но ему очень важно чувствовать себя своим в коллективе. Любое хорошее вино отличается выдержкой, весной мы увидим в деле совсем другого Анри, чем в начале чемпионата.
ФРАНК РАЙКАРД, главный тренер «Барселоны».
- Конкуренция в нападении «Барселоны» всегда была высокой, даже если клуб приобретал молодых игроков на перспективу. Пока мне сложно говорить, как скажется присутствие Анри на игре команды, но на тренировках и вне футбольного поля этот человек подкупает своей интеллигентностью, всегда ненавязчиво подскажет или поделиться своими мыслями. Мы нашли с ним общий язык.
ЛИОНЕЛЬ МЕССИ, нападающий «Барселоны».
ЗА ИСПАНСКОЙ ДАМОЙ УХАЖИВАТЬ СЛОЖНЕЕ
— Тьери, складывается такое впечатление, что вы уже успели пожалеть о том, что переехали в Испанию. Была бы такая возможность, дали бы задний ход?
— Никогда не стоит жалеть, о том, что сделал. Я слишком люблю «Арсенал» и все что с ним связано, поэтому со стороны может показаться, что я часто предаюсь воспоминаниям. На самом деле я смотрю только вперед, но это не значит, что я должен выбросить из сердца все, что дарит мне тепло.
— И все же болельщики «Барселоны» ждут от вас таких же подвигов, как и в прежнем клубе.
— Это глупо хотя бы потому, что это две совершенно разные команды, и роли у меня разные. Уверен, руководство «барсы» прекрасно понимало, приглашая меня, что я не заведусь с пол-оборота. В таких случаях принято говорить об адаптации в команде. Мне нужно подстроиться под игру испанского гранда.
— Это требует так много времени?
— Порядочно. «Арсенал» играл более прямолинейно, более агрессивно. В «Барселоне» больше контроля мяча, частый перевод игры с фланга на фланг. К тому же, в Лондоне партнеры играли на меня, а здесь иначе. Все хотят быть с мячом – и Месси, и Роналдинью. Что меня особенно раздражает, так это когда журналисты начинают считать, как я часто поделился мячом с тем или иным игроком, и на этом основании делают выводы, с кем у меня хорошие отношения, а с кем нахожусь «на ножах».
— В самом деле, как у вас складываются отношения с тем же Роналдинью?
— Я не могу оценить их по какой-либо шкале, но я прекрасно его понимаю. Он долгое время находился на вершине, и стал чем-то вроде уникального лекарства для команды от всех болезней. Но бразилец – не машина. Пусть в последнее время он не показывает каких-то головокружительных трюков, но мысли соперников постоянно заняты им. Как по мне, Рони есть Рони, и с годами он стал мудрее.
— Ваша игра тоже находится под прицелом критики. Уже успели к ней привыкнуть?
— Это не сложно, куда труднее не обращать на нее внимание. В этой жизни я боюсь только одной вещи – смерти, со всем остальным я справлюсь.
— Даже с разводом?
— Это очень больная тема, в которой мне не хочется искать виновных. Время все лечит. Все мои близкие живы и здоровы – и это самое главное. Так устроена жизнь, что люди сходятся и расходятся. У нас остались нормальные отношения, хотя очень скучаю по Теа. Все, что я делаю, посвящаю этому ангелочку.
— Вы добились признания на севере Европы, на юге сделать это сложнее?
— Пока да. Испанский и английский чемпионаты – как две женщины. Горячая испанка может устроить настоящий скандал, едва только коснешься ее. Британка в состоянии не отреагировать на самый откровенный комплимент. Так же и на поле. У меня иногда голова раскалывается от постоянных свистков арбитров в играх Примеры. Стоит коснуться игрока, как сразу фиксируется фол. Бесконтактная игра для меня пока в новинку.
— А какой из тренеров более требователен к вам?
— Для меня всегда таковым будет мой отец. В детстве он никогда не хвалил меня. Стоило мне сделать удачный финт или забить красивый гол, накрутив нескольких соперников, как он тут же мне говорил: «Ты создал себе прекрасный момент, но упустил возможность сыграть в два раза эффективнее и проще».
— В вашей карьере было несколько финалов, которые вы проиграли – и Лига чемпионов, и Кубок мира. Насколько тяжело вы переживали эти неудачи?
— Все-таки полегче, чем Доменек. В его шкуре я бы не захотел быть никогда. До начала чемпионата мира его размазали по стенке, что он везет на турнир беззубую команду, а после критиковали, что он просто обязан был побеждать.
— Переломным в игре с итальянцами стал эпизод с удалением Зидана. Как бы вы его прокомментировали?
— В отпуске стоило мне появиться на улице, как меня окружала толпа с просьбой рассказать подробности инцидента, словно я был рефери в той стычке. Для меня Зизу останется самым порядочным человеком из тех, кого я когда-либо знал. Мне жаль, что так случилось, но мы не всегда может сдерживать свои эмоции. Это легенда французского футбола.
— По количеству голов за национальную команду вы его обошли, побив рекорд самого Мишеля Платини.
— Я знаю об этом, но честно скажу, никаких дополнительных эмоций по этому поводу не переживаю. Напротив, я хочу, чтобы уже в ближайшее время кто-нибудь из моих нынешних партнеров бросился в погоню. Рибери, Бензема – это не имеет значения. Хочется, чтобы в будущем я говорил с моим знакомым: «С этим парнем я выиграл чемпионат мира 2010 года».
— Но пока на очереди Евро-2008. Отборочный цикл для сборной Франции получился не слишком простым.
— Мы сами создали себе проблемы. После победы над итальянцами мы решили, что задача будет выполнена сама по себе. В футболе за это сразу следует наказание. Но давайте говорить откровенно, альтернативы нам с итальянцами не было. Шотландия прыгнула выше головы, но было неправильно, чтобы чемпионы и вице-чемпионы мира оказались в ауте на первенстве Европы. Это плохо сказывается на уровне футбола в целом.
— Совсем недавно вы заявили, что для вас лучшим городом мира является Нью-Йорк. Вы же там никогда не жили?
— Зато каждый раз, когда приезжаю, у меня сразу улучшается настроение. Где-то на подсознательном уровне я понимаю, что это просто «мой» город. Его ритм, огни, люди – все это мгновенно улучшает мое настроение. Я вообще люблю Америку, американский спорт. У меня много друзей среди баскетболистов, и я бы с удовольствием стал бы игроком НБА, если бы у меня была вторая жизнь. В паре с Тони Паркером мы бы «порвали» любую команду. Атмосфера здесь просто сумасшедшая. Особое удовольствие мне доставляет гулять по Нью-Йорку. Никто в тебя не тычет пальцем, не просит сняться на память или дать автограф. Здесь я не так известен.
— Вам часто приходилось разочаровываться в людях?
— К счастью, нет. Единственный человек, кто сильно упал в моих глазах, это Лука Моджи – бывший спортивный директор «Ювентуса». По его вине и не состоялась моя карьера в итальянском клубе. Мы стали почти друзьями, но он стал менять буквально на глазах. А у меня такой характер, что я на дух не переношу нечистоплотных людей.
— Задумывались ли вы, чем займетесь после окончания футбольной карьеры?
— Для далеко идущих планов я еще не созрел. Думаю, все равно это будет такой род занятий, где можно будет применить свои творческие наклонности. Например, попробую себя в роли комментатора, а может буду писать фельетоны на спортивную тему.
— А не кажется ли вам фельетоном, что, находясь в шаге, от серьезных индивидуальных призов, вы в итоге оставались позади?
— Это лишь свидетельство того, что конкуренция в современном футболе очень высока, но у меня есть еще пару лет, чтобы изменить ситуацию. Я по-прежнему амбициозен, но способен воспринимать ситуацию философски. Для меня сегодня самое важное – оправиться от травм и снова почувствовать вкус к игре.
ТЬЕРИ ДАНИЭЛЬ АНРИ
Дата и место рождения: 17 августа 1977 года (Париж, Франция)
Рост: 188 см, вес: 83 кг.
Амплуа: нападающий.
Карьера: «Монако», Франция (1993-1998), «Ювентус», Италия (1998-1999), «Арсенал», Англия (1999-2007), «Барселона», Испания (с 2007 года).
СЕЗОН И Г
1993/98 110 20
1998/99 16 3
1999/07 254 174
Достижения: чемпион Франции (1997), победитель Суперкубка Франции (1997), чемпион мира (1998), вице-чемпион мира (2006), чемпион Европы (2002), победитель Кубка Конфедераций (2003), 2-кратный чемпион Англии (2002, 2004), 3-кратный победитель Кубка Англии (2002, 2003, 2005), 2-кратный победитель Суперкубка Англии (2003, 2005), финалист Кубка УЕФА (2000), финалист Лиги чемпионов (2006), 4-кратный лучший бомбардир чемпионата Англии (2002, 2004, 2005, 2006), 2-кратный лучший футболист чемпионата Англии (2002, 2003), 5-кратный лучший футболист Франции (2000, 2003, 2004, 2005, 2006).
Карьера в сборной: с 1997 года в национальной команде провел 97 матчей, забил 44 мяча.
Еврофутбол.ру
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Бывший соперник Майка высказался об этом бое
Британский боксер отметил Мартина Баколе