NAZIональный футбол
Молодых украинских фанатов уже давно интересует не только счет на табло и кулек семечек в руке
22 НА ПОЛЕ И 14/88 В СЕКТОРЕ
Связь футбола и движения скинхедов, которое является наиболее известным предшественником современного неонацизма, проста. Футбол вместе с модными вещами и музыкой в стиле ска или регги был в 60-е годы главным увлечением первых скинхедов. Молодые англичане из рабочих районов ходили на стадион и в кулачных боях с другими болельщиками доказывали превосходство своего клуба. Расистами они еще не были – движение начало политизироваться только в 70-е. И на протяжении всей сложной эволюции субкультуру «бритоголовых» сопровождало их пристрастие к футболу. Вернее к тому, что британская пресса окрестила «футбольным насилием», а сами болельщики – «футбольным хулиганством». Футбольное хулиганство в Англии – это массовые беспорядки, разгромленные пабы и жестокие побоища «стенка на стенку». А еще – одна из частей того, что именуется «околофутбол» или сокращенно ОФ.
Другая особенность современной ОФ-субкультуры – «ультрас-стиль» – зародилась в Италии, тоже в 60-е. Это театрализованная поддержка команды на трибунах – пение, дымовые шашки с разноцветным дымом, бенгальские огни, серпантин, конфетти, огромные плакаты. Что, однако, не исключает кровопролитных разборок между фанатами различных команд. Итальянские болельщики тоже не чужды неонацистской идеологии. Политическая борьба между правыми и левыми партиями в послевоенной Италии неизбежно должна была выплеснуться на стадионы. Главными фашистами итальянского футбола считаются фанаты римского «Лацио». В своей книге «Пинки, плевки и удары головой» известный итальянский футболист 70-х Паоло Солльер пишет: «Пожалуй, это неправильно говорить «tifosi della lazio» («тифози Лацио»), более точно сказать «fascisti laziali» («фашисты-лациали»)». На эмблеме клуба – орел римских легионов, бывший одним из официальных нацистских символов.
В странах бывшего СССР европейская «околофутбольная» субкультура была воспринята в уже сложившемся виде. Фанаты из постсоветских стран переняли современный симбиоз итальянского и английского стилей: драки за пределами стадиона и перформанс на его трибунах. Благодаря последнему мы можем узнать об их политических убеждениях – в секторах регулярно появляются баннеры с кельтским крестом или цифрами 14/88. 14 означает заповедь современных неонацистов, сформулированную их идеологом Дэвидом Лейном: «Мы должны сохранить само существование нашего народа и его будущее для детей Белого Человека». А 88 – это порядковые номера в английском алфавите первых букв слов из фашистского приветствия «Хайль Гитлер!». Такая конспиративная нумерология помогает избежать обвинений в пропаганде нацизма. Национализм с элементами нацизма в украинской «околофутбольной» среде имеет свою сложную предысторию.
БЕЛО-ГОЛУБАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ
Украинское фан-движение зародилось в 60-е годы. И связано было в первую очередь с киевским «Динамо» – успешным и всемирно известным украинским советским клубом. Именно украинским советским, а не просто советским. Ведь футбольные матчи в те годы были своеобразной «территорией свободы» – там советскому человеку разрешалось многое из того, что в повседневной жизни было под запретом. Например, в 1961 году победа «Динамо» над харьковским «Авангардом» была отпразднована первым в СССР файер-шоу. Весь стадион был расцвечен самодельными факелами из газет, а милиция и не думала вмешиваться в ликование болельщиков. В том же году киевляне выиграли кубок СССР и чемпионское золото, впервые пошатнув гегемонию московских клубов в советском чемпионате.
Сплав ощущения свободы и гордости за любимый клуб сделал свое дело – крамольные мысли о независимости Украины и национальной идентичности начали зарождаться не только на диссидентских кухнях, но и на стадионных трибунах. Профессор, доктор наук, лауреат Госпремии Украины и болельщик киевского «Динамо» Владимир Гринев вспоминает, что матчи «Динамо» (Киев) – «Спартак» (Москва) уже в те далекие годы позволяли убеждаться в том, что Украина – это не просто часть Союза.
Характерно, что по всей советской стране болельщики именовали киевское «Динамо» «хохлами» (а, например, московский «Спартак» – «мясом», московский же ЦСКА – «конями», донецкий «Шахтер» – «кротами»). Здесь не нужно искать «великодержавной» подоплеки – совершенно нормальное отношение трибун к своим кумирам или соперникам. Но показательно, что обозначение «хохлы» выявляло отношение к киевскому «Динамо» как к символу Украины.
Любую идею делает жизнеспособной наличие в ее истории ярких побед и настоящих героев. «Бело-голубому патриотизму» эпохи Маслова – Лобановского их хватало с избытком. Причем достижениями «хохлов» восхищались не только на Украине. Фраза из фанатской речевки тех лет: «Динамовских болельщиков по всей стране не счесть», – не преувеличение. Болеть за киевское «Динамо» как за одну из лучших команд всей страны было привилегией не только этнических украинцев, но любого советского человека от Балтики до Тихого океана. Характерный эпизод из «околофутбольного» фольклора тех лет: фанат «Динамо» в армии уже на первом году службы имеет право смотреть футбольные трансляции вместе с дембелем.
Авторитет, накопленный киевской командой в годы своих триумфов, оказался столь велик, что сказывается и до сих пор. Несмотря на глубочайший кризис в клубе и его позорные результаты на международной арене, среди его фанатов по-прежнему в ходу аббревиатура ВКДК – Великий Клуб «Динамо» (Киев). Несложно представить, какой гордостью за свою страну переполняла украинцев причастность к «Динамо», когда оно было действительно великим.
В 70-е годы развитие фан-движения стало беспокоить советских идеологов. Ведь речь шла о самоорганизации молодежи, альтернативной официальным формам. Против фанатов начались гонения. Со стадиона могли выгнать просто организованные хлопки в ладоши, а не пустить туда – из-за самодельного шарфа или значка с символикой клуба. Футбольных фанатов выгоняли из института, с позором исключали из комсомола. И многие видели в этом борьбу не только с фан-движением, но и с украинским патриотизмом.
Активность болельщиков снова вспыхнула в годы перестройки. Национальных «жовто-блакитных» флагов на динамовских трибунах развевалось гораздо больше, чем клубных «бело-голубых». Болельщики начали приходить на стадион в вышиванках. Еще более жестокими и беспощадными стали стычки с болельщиками московских клубов – особенно с фанами ненавистного «Спартака». В 1987 в Киеве состоялось жестокое побоище, когда «Динамо» дома проиграло «красно-белым» со счетом 0:1. Это уже набор не просто патриотических, а вполне националистических сцен. Милиция, неспособная остановить фанатов, крики «Україні волю!», закидывание арматурой поездов московского направления, пожарные машины, смывающие с асфальта кровь «москалів», разбитая камнем голова врага №1 – капитана «Спартака» Рината Дасаева.
Спартаковский фольклор увековечил ту историю более чем 20-летней давности в своем неофициальном гимне (на мотив песни «Дорогая моя столица»):
Не забудем суровую осень
Город Киев и махач кругом,
Когда было нас только три сотни,
А хохлов – целый стадион.
Это была наивысшая точка кипения. После обретения Украиной независимости фан-движение пережило временный спад.
СТЕПАН БАНДЕРА ИДЕТ НА ФУТБОЛ
Новое поколение динамовских фанов появилось на трибунах в середине 90-х. И постепенно стало классической молодежной субкультурой с ее характерными приметами – сленг, стиль одежды, культовые книги, фильмы и музыка, типичные модели поведения и, главное – своя история. Молодежный неонацизм современных скинхедов был соединен с национализмом, унаследованным от их предшественников. Эмблемами динамовских «ультрас» и «хулзов» сегодня на равных правах являются кельтский крест с буквами FCDK и портрет древнерусского князя Святослава (этот исторический персонаж нежно любим украинскими наци за расправу над «жидовским» Хазарским каганатом). В блогах (Интернет-дневниках) молодежи, причисляющей себя к ОФ-субкультуре, в списке интересов «сектор», «футбольные хулиганы», «Динамо (Киев)» почти всегда соседствуют с «14/88», «УПА» и «СС Галичина». Одна из динамовских речевок-«зарядов» звучит так:
И пусть Москва лежит в развалинах,
Нам на это наплевать!
За нами вся великая Украина,
И мы идем весь мир завоевать!
Рифма хромает, зато приоритеты расставлены четко.
Точно так же выглядел и огромный баннер «Герої УПА не вмирають!», который висел на фанатском секторе в день смерти последнего командира УПА Василия Кука. Ничего общего с футболом, зато много общего с идеологией. А если добавить, что многие завсегдатаи сектора являются членами маргинально-националистических партий – УНТП, «Патріот України», «Тризуб» – вопросов практически не остается.
Именно столичный клуб делает погоду во всем фан-движении Украины. С ними во всем солидарны болельщики днепропетровского «Днепра» и львовских «Карпат». Эти три клуба связывают давние дружеские отношения с символическим подтекстом – украинский клуб №1, команда с именем главной украинской реки и клуб самого «национально-сознательного» города страны. Фанаты донецкого «Шахтера» не будут следовать примеру киевлян – это их главные враги и конкуренты. Они, вместе с одесским «Черноморцем» и запорожским «Металлургом», составляют оппозицию Львову, Киеву и Днепропетровску. Но их влияние на всеукраинское фан-движение ничтожно. Уже давно болельщики симферопольской (!) «Таврии» используют динамовскую речевку «Москалів на ножі». Ее полный текст:
Жовто-блакитні
Наші прапори!
Ми непереможні,
Шаблі догори!
Буде Україна вільна,
Буде ненька самостійна!
Москалів на ножі!
На ножі!
Батько Бандера
Знов до нас прийде,
І за Україну
Всіх нас поведе!
Буде Україна вільна,
Буде ненька самостійна!
Москалів на ножі!
На ножі!
Этот шедевр можно обнаружить на самопальных болельщицких сайтах большинства украинских клубов. Придуман он в конце 80-х годов, но популярен и сегодня. Видимо, потому что Бандера до сих пор не пришел. Своеобразный спиритический сеанс по его вызову был проведен 21 ноября прошлого года во время игры сборной Украины против французов. На верхнем ярусе НСК «Олимпийский» фанаты из Николаева и Симферополя развесили два баннера с портретами «батьки». А ведь юг Украины всегда был электорально чуждым даже для «оранжевых» национал-демократов, не говоря уже о более радикальных политических партиях того же толка. Как говорилось в одной рекламе, футбол объединяет.
Сегодня формируется образ украинского футбольного фаната, который включает в себя весь набор националистических культурных кодов. Чтобы влиться в тусовку – надо их принять. Таков принцип действия любой субкультуры. Панк должен быть распущенным и асоциальным, хиппи должен курить «травку», а украинский футбольный фанат обязан восхищаться Степаном Бандерой и УПА, бороться с «инородцами» и ненавидеть москалей. И не важно, что новичок мог первый раз появится в фан-секторе из-за любви к команде или посмотрев романтизированный фильм про футбольных хулиганов. Если даже на форуме фанатской группировки «Шахтера» «Za Воуz ULTRA» настойчиво продвигается идея, что на донецком стадионе должны звучать речевки на украинском языке и появляются подписи вроде: «З Бандерою в серці!!! Лише Україна і тільки Шахтар!!!!!», то субкультурная унификация идет семимильными шагами. Национализм исподволь и безболезненно пускает корни на Востоке и Юге.
ФАНАТЫ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОЗЫРЬ
Как достаточно организованная и сплоченная политическая сила украинские футбольные фанаты проявили себя 21 января прошлого года во время акции протеста «Защитим наш футбол». Заявленная как всеукраинская, она в действительности собрала около 700 болельщиков, приехавших в Киев из Запорожья, Кривого Рога, Луганска, Симферополя, Винницы, Бердичева, Одессы, Львова, Тернополя и Ивано-Франковска. Причем они не только отстаивали перед ФФУ и ПФЛ свои интересы (требовали проведения матчей исключительно в выходные дни, разрешения использовать на стадионе пиротехнику и прекращения милицейского произвола на трибунах), но и выдвигали политические требования. Речь шла о максимальном ограничении количества легионеров в украинских клубах всех лиг и запрещении натурализации и приглашения в сборную игроков неукраинского происхождения. А борьба за «белый», «национальный» футбол является одним из постулатов отечественных наци.
Когда смотришь кадры с площади перед стадионом им. Лобановского, переполненной воинственно настроенной молодежью, возникает резонный вопрос: почему ни одна из ведущих политических сил до сих пор не попыталась использовать фанатов в своих интересах?
Вспомним массовые волнения среди итальянских «ультрас», вызванные гибелью от руки полицейского 26-летнего болельщика «Лацио» Габриэле Сандри. Некоторые местные СМИ приписывали организацию волнений экс-премьеру Италии Сильвио Берлускони. Имея контроль над несколькими группировками болельщиков, он будто бы спровоцировал волну народного гнева. Цель – отвлечь внимание от ареста четырех боссов итальянской мафии, с которой тесно связан Берлускони, а также – дискредитация правительства Романо Проди.
Но ни одна украинская партия пока не смогла подобрать ключ к сердцам отечественных «ультрас» и хулиганов. Такие попытки в бытность провластной партией делала СДПУ (о). Но эсдекам удалось создать только опереточный фан-клуб «Динамо», который искренне презирают остальные болельщики. Именно он и выходил на митинги в поддержку тогдашнего президента клуба Григория Суркиса во время его борьбы за акции ОАО «Динамо» с бизнесменом Константином Григоришиным. Ведь фанаты по своей сути антисистемны или же мнят себя таковыми. Они презирают находящиеся при власти национал-демократические партии НУНС и БЮТ. Даже за отвечающее их убеждениям ВО «Свобода» многие из них отказывались голосовать только потому, что считали господина Тягнибока карманным националистом, финансируемым Тимошенко или Януковичем. К фанатам нужен особый, тонкий подход.
И кое-кто из украинских политиков, похоже, занялся его поиском. «Я не считаю себя безукоризненным специалистом во всех футбольных проблемах, но вот, например, вчера играет «Шахтер» с командой другой страны, и болеешь за ту команду, которая защищает честь Украины. Вот забивают гол. Фамилия того, кто забил гол, точно не заканчивается на «ко» и даже не на «ов». Забивают второй гол, и ты опять гордишься своей украинской командой. Но фамилию футболиста, который забил этот гол, можно вымолвить разве что с третьего раза», – эти слова Юлии Тимошенко понравились, наверное, сторонникам «национального» футбола. Как и ее гордость за ФК «Днепр», где играют только украинские футболисты.
Пытается ли Юлия Владимировна целенаправленно снискать симпатии болельщиков? Время покажет. Но политтехнологи БЮТ всегда отличались нестандартными политическими стратегиями...
Вероника СИКОРСКАЯ, «Der Spiegel Profile»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Виктор считает, что «Шахтер» не угадал с тренером
Промоутер признался, что планы Усика о возвращении в крузеры – не шутка