КУХАР: «Я завидую россиянам»
Галина Кухар считает, что нашим фигуристам надо кататься за ту страну, которая будет о них заботиться
Это только кажется, что во время европейского первенства жизнь в фигурном катании замирает. В то время, как на арене загребского Дома Спортовы женщины разминались перед короткой программой, на столичной «Льдинке» шла обычная тренировка. Наблюдая за тем, как на катке одновременно разучивали элементы и шлифовали программы сразу пятнадцать фигуристов, поймала себя на мысли: неудивительно, что в столкновении с другим одиночником получил травму лидер нашей мужской сборной Антон Ковалевский. Кстати, он теперь тренируется во время, отведенное для парного катания, когда лед не так перегружен. Боль прошла, раны затянулись, а вот страх перед «массовостью» украинского фигурного катания остался. Галина Кухар как всегда стояла у бортика. Она вылетела домой в шесть утра на следующий день после финала в соревнованиях спортивных пар, так печально завершившегося для Украины. Опытная наставница поспешила вернуться к работе со своими юными подопечными, которым в начале февраля предстоит выступление на молодежном первенстве Украины. Татьяна Волосожар и Станислав Морозов до воскресенья остались в Загребе. Поскольку статус четвертой пары континента обязывает участвовать в показательных выступлениях. Но переживания, связанные с прокатами нашей пары и перипетиями закулисной борьбы, еще не улеглись. Возможно, поэтому разговор корреспондента «СЭ» и тренера нашей пары Галины Кухар прошел на повышенных пессимистических тонах.
СРАЗУ ПОНЯЛИ, ЧТО НАС НЕ ПУСТЯТ НА ПЬЕДЕСТАЛ
- Станислав после произвольной программы практически сразу покинул «уголок слез и поцелуев». Татьяна еще долго с грустью смотрела на табло с оценками. И только вы внешне выглядели абсолютно спокойной и невозмутимой. Это закалка, выработанная за годы тренерской работы или вы знали что-то такое, чего не знали ни ваши ученики, ни украинские болельщики?
- Я поняла, что нас не пустят на третье место еще, когда увидела, что технический контролер в соревнованиях спортивных пар Александр Лакерник. Россия не может определиться, с лидерами и поэтому обе свои пары будет тянуть на пьедестал, как нам сказали. А то, что мы получили низкие уровни сложности в короткой программе, мои опасения только подтвердило. Я предполагала, что с сорванной в произвольной программе поддержкой нам не хватит баллов для попадания в тройку. Поначалу расценила это как ошибку, за которую мы заплатили местом на пьедестале. Правда, я тогда еще не видела, как откатались две русские пары, особенно Кавагути и Смирнов. Потом при повторе соревнований по телевизору меня такое зло взяло. Не было ни одного чистого элемента, не говоря уже о том, что российская пара точно так же, как наша, осталась без прыжков.
- Николай Морозов, будь он на европейском первенстве, смог бы своим авторитетом повлиять на действия судей?
- Он бы ничего не изменил, потому что его так же не любят, как и украинскую пару. Завидуют тому, что он прекрасно работает и с одиночниками, и с парами, и с танцевальными дуэтами, и еще претендует при этом на какие-то руководящие посты. И безобразие будет продолжаться до тех пор, пока будут заангажированные судьи и технический специалист, отстаивающий интересы только своей страны. С этим нужно бороться, но как, если и спортсмены, и тренеры бесправны. Мы можем только подойти к техническому контролеру и спросить, что еще улучшить, чтобы нам хотя бы второй уровень дали. В короткой программе нам поставили первый уровень за прекрасно исполненный с шагов подкрут. Стас недостаточно руки выпрямил на подкруте, как нам объяснили.
Судьи видят то, чего нет. Украинская пара имеет прекрасный подкрут, даже лучше китайского. Самое же любопытное, что когда в произвольной программе мы решили вообще не делать шагов перед подкрутом, а просто чисто и красиво выполнить элемент, мы вдруг получили второй уровень. Или контролеры не видят, или специально не смотрят, или заранее всех расставляют по местам. Многие тренеры высказывались за создание конфликтной комиссии, которая могла бы оспаривать результаты, потому что вид спорта необъективный, действует принцип, что хочу, то и ставлю. Судьи боятся за нас бороться, потому что, если они начнут спорить, их могут больше не вызвать на соревнования.
ПУСТЬ МОСКВИНА ОБИЖАЕТСЯ
- Но вы ведь не станете спорить с тем, что наши фигуристы сами дали судьям повод придраться?
- Тане и Стасу нужно было кататься чисто, чтобы занять третье место. Но не забывайте, все познается в сравнении. Получается несправедливо, мы для попадания на пьедестал вообще не должны допускать ошибки, а наши соперники могут каждый элемент подпортить и все равно получить бронзу. Кавагути и Смирнов вообще не пара, по моему мнению. Пусть даже за эти слова на меня обидится Тамара Николаевна Москвина. Ни унисона, ни вида, ни чистых элементов. Их четверной выброс выбросом не назовешь. Японская девочка с места с помощью партнера прыгает сама четверной сальхов. Выбросы делаются со скоростью, амплитудой, выброс - это риск для партнерши, а что же это за риск, если она на одном месте крутит четыре оборота, при чем с приземлением на две ноги. Конечно, нам нужно было уверенно прыгать, чтобы не давать повода судьям. Но ведь есть и другие элементы: вращения, тодесы.
- Ошибки нашей пары в произвольной программе - это результат психологического перенапряжения или недоработок на тренировках еще в Киеве?
- В течение последнего месяца поддержку ребята практически не срывали, а тут вдруг не попали в темп. А вот проблемы с прыжками привезли из дому. Я много говорила о том, что нужно постоянно делать всю связку, а не отдельно тулуп, отдельно сальхов. Они себя берегли, а нужно было из любого положения вытягивать максимум, тогда в произвольной после всеми правдами и неправдами выкрученного тулупа хватило бы сил и на сальхов.
- Получается, что на прошлогоднем чемпионате мира, когда наша пара заняла четвертое место, сыграл фактор неожиданности. Наши соперники просто не успели оценить масштабы угрозы, которая исходила от украинских фигуристов и не провели соответствующую работу с судьями...
- Видимо, на чемпионате мира канадцы и американцы надавили на президента ИСУ Оттавио Чинкванту. Он создал прецедент, проведя пережеребьевку за пол часа до старта, цепочка развалилась, а договориться по-новой не было возможности. В кресла сели незаангажированные судьи из стран, в которых парного катания нет: они что видели, то и ставили. Был дикий скандал, особенно возмущались представители России. А я считаю, что так нужно поступать и в дальнейшем. Почему бы вообще не пригласить на европейское первенство канадского или американского контролера, с ними, а также с японцами, вообще очень тяжело договориться, но зато очень легко найти общий язык со всеми представителями стран СНГ.
СПОРТСМЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗЛЫМ
- А если бы наши фигуристы были представителями «правильной» в мире фигурного катания страны, какое бы место они заняли?
- В тройке были бы точно. Сегодня не то фигурное катание, что раньше, спорт - это и политика, и деньги. Все страны борются за своих спортсменов, а у нас судьи ведут себя таким обрааом, чтобы их вообще не трогали. Мария Саная за свои русские пары готова была на кусочки порвать. Владислав Петухов - украинский арбитр, который обслуживал соревнования в парном катании, старался всем объяснить, что у нас хорошие спортсмены, но почему-то его никто не слышал. Таня и Стас все прекрасно понимают, они - взрослые люди, и у них есть друзья во всех командах, которые о многом им рассказывают
- А вы уверены, что это друзья? Возможно, если бы наша пара не знала о закулисных раскладах, ей было бы легче справиться с нервами?
- Спортсмен должен быть злым, это подстегивает. Посмотрите на одиночника Виталика Сазонца. Его здесь давили, душили, а он стиснул зубы, и показал всем, на что способен. А ведь многие у нас перед европейским первенством говорили, что он даже квалификацию не пройдет.
- А вам не кажется, что лидер нашей сборной Антон Ковалевский может только позавидовать характеру дебютанта чемпионата Европы?
- Сазонец катался с каскадами тройной - двойной, а это намного легче для нервной системы, чем исполнение двух тройных прыжков, акселя в три с половиной оборота или четверного тулупа. Когда он начнет исполнять более сложные элементы, тогда и будем делать выводы о его психологической устойчивости. Многие ребята на этом чемпионате рисковали, идя на четверной, а потом не могли собраться. Ковалевский слишком успокоился, в этом я с вами согласна. А в спорте нельзя почивать на лаврах. Пока ты любуешься собой, подтягиваются по-хорошему злые молодые спортсмены. Антону для того, чтобы попасть на чемпионат мира, нужно будет еще выиграть Кубок Украины. Несмотря на то, что он не по своей вине не попал на национальный чемпионат, считаю, что это правильно. То, что преподносится на блюдечке с голубой каемочкой, не ценят. Человек все время должен куда-то карабкаться, что-то доказывать, иметь цель, а еще обязательно конкурентов. Антону очень хотелось доказать, что он чего-то стоит, когда шло пусть даже не совсем законное соперничество с Виталием Данильченко. Потом справедливость все равно восторжествовала, только два года пропало, к сожалению. А опыт не купишь, как и время.
КИТАЙЦЫ КАТАЮТСЯ НАПРОЛОМ
- Много говорилось о том, что перед Олимпиадой в Турине правила парного катания перекроили так, чтобы все козыри оказались в руках у россиян Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина. А кому на руку изменения, которые были внесены по окончании прошлого сезона?
- Опять же русским фигуристам, только теперь новому поколению. Тотьмянина и Маринин имели проблемы с поддержками и для них убрали все переходы. Сейчас вернули, потому что с ними неплохо справляются Кавагути/Смирнов и Мухортова/Траньков. Не забывайте про немцев, которые тоже продвигают свою пару к медали Ванкувера. Китайцы же всем очень сильно мешают, потому что ни с кем не договариваются, а идут напролом, просто делая свои сложные элементы.
- Огромная сумма баллов и интересное ни на кого непохожее катание немецкой пары это больше заслуга уникальной украинской фигуристки Алены Савченко или все-таки тренерского таланта Инго Штойера?
- Все вместе. Немцы выдержанны и спокойны, с умом подходят к созданию программ. Добавились сложные элементы, в частности каскад три - три, они взяли медленную музыку, чтобы не бегать, а мягко кататься и беречь силы. Алена - фигуристка, которая может сделать все, что придет в голову тренеру. Когда пара катается, все внимание забирает на себя Алена.
Робин - хороший фигурист, с красивыми линиями, но он просто помогает своей партнерше блистать на льду. В этом случае будто сошлись две половинки, им удобно кататься вместе, они чувствуют друг друга, они как одно целое.
- А почему вы зарекались больше не иметь дела с парами после того, как перестали кататься вместе Савченко и Морозов?
- Потому, что для меня это слишком подлый мир. Алена и Стас были мне как дети, а их растаскивали в разные стороны за моей спиной, улыбаясь в глаза. Фигуристку, которую я тренировала с семи лет, без моего ведома, увезли в Санкт-Петербург. Это уже потом, когда у нее не сложилась пара с россиянином, она уехала в Германию.
- Но если все было гладко, разве Алена Савченко отправилась бы искать спортивное счастье сначала в Россию, потом в Германию?
- Да, между ребятами были очень сложные отношения. Стас, когда выходит за бортик, становится абсолютно нормальным человеком, но на льду от него исходит слишком много отрицательных эмоций, плохо всем вокруг. Стас считал, что он должен командовать, Алена тоже по характеру лидер. Все время возникали какие-то стычки. Таня же просто очень терпеливая.
ВОЛОСОЖАР - МЕЧТА ЛЮБОГО ТРЕНЕРА
- Волосожар ведь фактически подарила вторую жизнь в спорте Морозову. Но он возрастной спортсмен с целым букетом травм. Что будет делать молодая перспективная фигуристка, если вдруг ее партнер решит завершить карьеру после Игр в Ванкувере?
- До Олимпиады еще нужно дожить в добром здравии. А, что делать после нее, решать им самим. Стас, по моим наблюдениям, имеет все шансы стать очень неплохим тренером. Он только со своей партнершей не может нормально объясняться, ему кажется, что она должна схватывать все на лету, не через труд и неудачи. С детьми он общается спокойно, проявляя терпение. Если у него не хватит сил продолжать кататься, он может найти хорошего партнера для Тани. Ее ведь мечтают заполучить очень многие тренеры. Тамара Николаевна Москвина говорила мне, что тот же Траньков просто мечтает кататься с Волосожар.
- Но где найти партнера ей под стать?
- Точно не в Украине. Наше фигурное катание медленно умирает, мы тут из остатков еще пытаемся что-то слепить. Таня, когда слышит подобные разговоры, отмалчивается, не говорит ни да, ни нет, и правильно делает. Жизнь - такая штука, неизвестно как повернется. А время в спорте идет в два раза быстрее, нужно наплевать на патриотические чувства и кататься за ту страну, которая будет тебя защищать. Грустно, но факт. Я тут много всякого говорила о российской сборной, но на самом деле, я завидую тому, как она умеет бороться за своих спортсменов.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Популярный турнир с участием лучших сборных
Климас считает, что не раньше лета