Голодного не уговоришь тренироваться
Интервью с тренером макеевского «Металлурга» Алексеем СОКОЛЯНСКИМ
Еще совсем недавно в Макеевке была крепкая волейбольная команда «Зарево», но жизненных катаклизмов этот проект не выдержал, и расставание с Суперлигой оказалось неизбежным. Прошлым летом уже под названием «Металлург» макеевская команда исключительно благодаря внешним обстоятельствам (расформирование мариупольской «Азовстали» и вступивший в действие географический принцип) вернулась в элиту.
Однако внутренне коллектив к повышению в классе оказался не готов ни морально, ни в игровом плане, ни в финансовом. Сейчас «металлурги» прописались среди аутсайдеров, причем в 16 сыгранных матчах потерпели 16 поражений. Невольно при таких результатах руки опускаются, но исключительно на энтузиазме наставник макеевчан Алексей Соколянский продолжает верить в свое детище и настойчиво ищет пути выхода из кризиса.
- Алексей Васильевич, в последнем туре «Металлург» серьезно попортил нервы безоговорочному лидеру харьковскому «Локомотиву». Почему команда не может играть на таком уровне во всех матчах?
- Все упирается в материальное положение. «Металлург» – наверное единственная профессиональная команда в нашей стране, которая вообще не финансируется. Вы можете представить состояние игроков, которым не за что добраться на городском транспорте на домашнюю игру? Как я могу от них что-то требовать или ставить турнирные задачи, все отдано на откуп их личных качеств и желания. Тяжело играть, когда волейболиста нечем заинтересовать помимо его любви к спорту. Вот и в первых партиях матчей против харьковчан они боролись на своем максимуме, даже выигрывали с преимуществом в 5 очков, но затем провалились и вовсе остановились.
- Главные игровые проблемы – это неуверенный прием и колоссальное количество подач в аут?
- Сегодня на приеме вынуждены использовать волейболистов, которые никогда вообще не играли в защите. Дошло до того, что самый качественный прием показывает диагональный игрок Спыну, который вообще никогда в жизни этим не занимался. Кадровых проблем очень много, и другого выхода просто нет. Первые четыре тура вообще играли без либеро. Взяли своего макеевского паренька Степашкина, но у него нет школы и тактического понимания. Пока он не знает, где и как играть, как поднимать мячи в обороне. В напряженные моменты теряется наш пасующий Кравченко. Голову опускает и на этом все заканчивается. Он боится ошибиться и критики партнеров. Я специально сделал его капитаном, но парень смелее не стал. Трудно от них что-то требовать, ведь они элементарно хотят кушать. Из-за нехватки каких-то копеек перешли с двухразовых тренировок на одноразовые, а этого недостаточно.
- Нет внутренних разногласий, из-за которых молодежь позволяет себе покрикивать на ветеранов?
- Это исключительно игровой момент. Ребята хотят набрать очко, а ошибается даже ветеран. Может быть, неправильно была выбрана форма высказывания претензий. Когда идет игра, эмоции захлестывают, но не нужно делать замечания, а нужно поддержать партнера, например, похлопыванием по плечу.
- Возвращение в команду ветеранов Звягинцева и Ковтуна – выход из сложившейся ситуации?
- Первый только несколько дней в нашей команде, да еще не играл несколько месяцев из-за серьезной травмы. Ему нужно время, чтобы сыграться с новой «связкой». В конце января приступает к серьезной работе Ковтун. Со своим ростом и возрастом он не может участвовать в блоках, но ведь он отдает зрячие передачи. Только благодаря ему раньше были заметны игроки первого темпа, а Кравченко просто отдает передачи, пасует, но не связывает игру, да и подает через раз…
- Харьковский «Локомотив» не имеет конкурентов на внутренней арене?
- Против нас большинство розыгрышей играл основной состав чемпиона. У «Локомотива» свои задачи, и на нас они не очень настраивались. О многом говорит турнирное положение соперников, хотя у нас были некоторые варианты.
- Выиграть всего три сета в 16 матчах. Что творится у вас на душе?
- Я вообще хочу бросать – не хватает здоровья. Например, в первой игре доктор дал мне восемь таблеток от сердца. Не от того, что мы проигрываем сильнейшей команде страны, а от того, что допускаем элементарные ошибки. Понятное дело, что тяжело с восьмого места в высшей лиге нырнуть сразу в Суперлигу. Разве можно требовать от первоклассника уровня знаний выпускника?
- Не жалеете, что летом ввязались в это «ныряние»?
- Совсем нет. Я и сейчас ставлю задачу остаться в классе сильнейших. Для этого нужны средства и два хороших игрока. Любой переход повышает затратную часть, а зарплата игрока в Суперлиге начинается от 1 000 долларов. У нас на всю команду столько в месяц не наберется, ведь металлургический завод от нас отказался. У настоящих металлургов нет больше возможности финансировать «металлургов» волейбольных даже на минимальном уровне.
- Изменение схемы розыгрыша национального чемпионата – это шанс для «Металлурга» остаться в Суперлиге?
- У нас сразу два шанса. Нужно целенаправленно готовиться к стыковым полуфинальным матчам за 5-8-е места. Если выиграем на этой стадии, то точно останемся в элитном дивизионе. Если нет, то будет серия за седьмое место, а затем будет возможность зацепиться за место в Суперлиге в переходных матчах со второй командой высшей лиги. Сейчас ведем переговоры с «Колбико», ведь им выгодно спонсировать волейбольную команду. Уже в следующем сезоне будут прямые трансляции матчей, а это реклама на широкую аудиторию.
Сергей КОСЕВИК
ДОНЕЦК – МАКЕЕВКА
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Промоутер убежден, что бой в декабре точно состоится
Считается, что украинец принял милдронат