ДЕМЧЕНКО:«Сделаю все, чтоб стать тренером»
Андрей Демченко стал легионером уже в 15 лет, а сейчас он - дома, но без клуба
Этому футболисту есть что вспомнить и о чем рассказать. За плечами у него довольно богатая карьера игрока. Уже в подростковом возрасте ему пришлось вкусить «легионерского хлеба», пусть даже и в соседней России. Затем была Голландия, стремительный взлет и... такой же не менее крутой спуск, вниз по карьерной лестнице. Как вы, наверное, уже догадались, речь идет о воспитаннике запорожского футбола, теперь уже экс-игроке «Ильичевца», Андрее Демченко.
Андрей интересный собеседник, и в разговоре с ним мы не преминули остановиться на самых значимых моментах его карьеры.
Молодые годы и начало взлета
- Андрей, волею судьбы вам пришлось покинуть пределы родной страны еще в 15-летнем возрасте. Помните, какие чувства вы испытывали в тот момент?
- Знаете, в таком возрасте не забиваешь себе голову подобными размышлениями. Да и уезжал я ведь в Россию – страну, которая по менталитету и духу близка к Украине, поэтому сомнения меня не терзали.
- Неужели и ваши родители спокойно отнеслись к этой новости и с легкостью отпустили сына в далекий город?
- Думаю, у них, как и у всех родителей, оказавшихся в подобной ситуации, сомнения были, однако все стало на свои места после того, как мой тренер побывал у нас дома и ответил на накопившиеся вопросы. Видимо он сумел привести убедительные аргументы, так как именно после этого разговора мама согласилась отпустить меня, после чего я и отправился покорять Москву...
- Но Белокаменную вы, по сути, так и не покорили, правда, это не помешало вам обратить на себя внимание скаутов амстердамского «Аякса»...
- Так ведь те три года, проведенные в ЦСКА, относятся к юношескому футболу. Армейцы участвовали во всевозможных турнирах, на которых присутствовали и селекционеры европейских клубов, подыскивавшие молодых футболистов. Тот, кто сумел зарекомендовать себя, получал возможность перебраться в более титулованный клуб.
Лишь мгновение ты наверху
- Голландия – страна свободных нравов. Вам, выходцу из СССР, наверное, сложно было адаптироваться там?
- Бывало по всякому. Первый год я жил в голландской семье, чтобы быстрее выучить язык. Знаете, это действительно принесло свои плоды, и после непродолжительного периода я уже общался на языке той страны, в которой играл. После этого многие проблемы отпали сами собой.
- Слышала, что в голландском клубе у вас сложились дружеские отношения с Патриком Клюйвертом и Кларенсом Зеедорфом? Это соответствует действительности?
- Полностью. Дружбу с Клюйвертом, скорее всего, предопределило то обстоятельство, что мы с ним практически одногодки. Что касается Зеедорфа, то с этим парнем я, как правило, жил в одной комнате, во время всевозможных турниров и выездных матчей. Однако я бы не стал говорить, что мы были друзьями не разлей вода. К примеру, досуг мы проводили в разных компаниях – я предпочитал общество более молодых ребят.
- Апогеем вашей карьеры в «Аяксе» стало участие в Суперкубке Европы 1995-го года, в котором амстердамцы скрестили шпаги с испанской «Сарагосой». Ваш клуб тогда уверенно победил, со счетом 4:0, а вы, выйдя на замену, чуть не забили фантастический гол...
- «Чуть» - не считается. Да и забей я тогда мяч, думаю, вряд ли бы что-то изменилось в моей дальнейшей судьбе. Тем более, что к тому времени наша победа уже не вызывала никаких сомнений.
Возвращение в родные пенаты
- Вскоре вы вернулись в Запорожье и дебютировали в родном клубе, причем в матче против донецкого «Шахтера». Помните ту игру?
- Конечно. Правда, в то время донецкая команда не была столь мощной и только-только обрастала «мускулатурой», но именно горняки считались фаворитами дуэли, однако никакого дополнительного давления или мандража, связанного с этим обстоятельством, я не испытывал. Не знаю, кто как, а я, выходя на поле, забываю обо всем на свете и думаю только о том, как добиться победы.
- Имея за плечами опыт выступления в «Аяксе» вы, скорее всего, неоднократно становились «лакомым кусочком» для других команд?
- Было такое. После того как я полгода провел в запорожском «Металлурге» на меня вышел «Шахтера» с предложением прейти в эту команду. Как раз в то время по маршруту Запорожье – Донецк проследовали Шевчук и Конюшенко, но я остался. Позже меня звали и киевское «Динамо», и донецкий «Металлург», но я опять остался верен родному клубу. Наверное, потому что он всегда был для меня особенным, близким по духу. Еще в детстве, подавая мячи во время матчей, мечтал играть именно в этой команде... Получается, что детскую мечту я воплотил в жизнь, а это, согласитесь, многого стоит.
- С кем-то из футболистов, которые выступают в запорожском «Металлурге», поддерживаете отношения?
- Да, по возможности общаюсь со всеми. Более тесные отношения у меня сложились с Володей Аржановым и Тарасом Лазаровичем – этим ребятам я могу позвонить когда угодно.
Уйти, чтобы вернуться?
- И все же судьба распорядилась так, что вам пришлось покинуть «Металлург», причем перешли вы в команду, выступающую классом ниже. Почему?
- Дело в том, что в последнее время в «Металлурге» я практически не имел игровой практики. А ведь на мой взгляд, футболисту, преодолевшему 30-летний рубеж, нужно постоянно находиться в игровом тонусе. Если этого не происходит, то стремительно теряешь квалификацию. Для себя я четко сделал вывод – лучше играть в первой лиге, чем сидеть на лавке запасных элитного клуба.
- Ваш контракт с «Ильичевцем» истекает только летом, но, поговаривают, вы уже находитесь вне Мариуполя. Это так?
- Да, это правда. В Мариуполь меня приглашал Семен Альтман, поэтому логично, что после неожиданной отставки этого специалиста я также не задержался в клубе. Сейчас нахожусь в отпуске и подыскиваю себе новое место работы. Не скрою, хочется как можно дольше продержаться в футболе, но все будет зависеть от физического состояния, однако цепляться за уходящий поезд не стану. Недосыпания, травмы и тому подобные факторы могут сильно повлиять на дальнейшую деятельность. Здоровье - самое главное для футболиста.
- А есть надежда, что вы когда-нибудь вернетесь в запорожский клуб, может, в качестве тренера?
- Такой вариант не исключен. Считаю, я обладаю рядом футбольных знаний, которые мог бы передать младшему поколению. По завершению карьеры футболиста я сделаю все, чтобы стать тренером.
- Валерий Лобановский говорил: «Я не знаю, что такое талант. Талант – это всего лишь счастливое стечение обстоятельств». Вы согласны с этим мнением?
- Я не буду протестовать против этих слов. У каждого свое мнение. Я считаю иначе, каждый футболист талантлив по-своему.
В продолжение темы Валерия Васильевича, отмечу, что мне приходилось несколько раз общаться с ним - это очень мудрый человек, у которого можно было многому научиться...
- Какой из европейских чемпионатов вам импонирует больше других?
- Испанский. Раньше я даже мечтал выступать в одном из клубов Примеры.
Цель прежняя - побеждать
- А как вы обычно проводите свободное время?
- Это зависит от возраста. Пока был молодым, нравились дискотеки. С возрастом они уходят на второй план, хочется более спокойной жизни. Мне сейчас, к примеру, нравится рыбалка.
- Чему вас научил футбол?
- Так сразу и не ответишь... В конкретных ситуациях я научился вести себя правильно, думать. Сделал много выводов по отношению к работе и жизни.
- Когда сидишь на лавке запасных, нет школьного чувства – боязни выйти на поле и сделать что-то не так?
- Перед выходом на поле всегда есть определенное волнение и сомнения. Думаю, это чувство знакомо любому спортсмену. Это естественно - как у ученика перед выходом к доске. Но стоит перешагнуть черту, как волнение проходит само по себе. Перед тобой главная цель – победить.
Юлия Степаненко
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Sport.ua вспоминает, как сборная Украины U20 по хоккею впервые выступала на ЧМ в топ-дивизионе
Выясняем, с кем селекционеры и руководство наших команд, очевидно, ошиблись…