КАРЯКИН: «Алехину больше не подражаю»
Сергей Карякин: гроссмейстер с 12-ти лет
12 лет и 211 дней. Если когда-нибудь вы услышите эти цифры, знайте: речь о нашем соотечественнике Сергее Карякине. Именно в этом нежном возрасте вундеркинд из Симферополя переписал историю шахмат, а заодно и Книгу рекордов Гиннесса, вступив в почетный ранг гроссмейстера. 12 января ему исполнилось 18 лет, а своеобразный подарок к совершеннолетию он сделал себе в Южной Пальмире, выйдя в полуфинал Кубка мира по быстрым шахматам, обыграв на пути к четверке сильнейших Юдит Полгар и Бориса Гельфанда.
«ПОКЕРУ ПРЕДПОЧИТАЮ БИЛЬЯРД И SMS»
- Сергей, быстрые шахматы - это почти самостоятельный вид спорта? – адресую первый вопрос несколько стеснительному, но вместе с тем по-взрослому рассудительному и по-юношески непосредственному Карякину.
- В некотором роде - да, ведь здесь задействованы совсем другие качества, чем в играх с классическим контролем времени. Прежде всего, молниеносная реакция и способность к оперативному реагированию на малейшие изменения в борьбе. В блице очень важно учитывать психологические факторы и, разумеется, быстро передвигать фигуры, чтобы не попасть в цейтнот и, в свою очередь, поставить в тяжелые временные условия соперника.
- Вы согласны, что в быстрые шахматы традиционно лучше играют молодые гроссмейстеры? Или живые примеры уровня Карпова этот тезис опровергают?
- Возможно, когда я достигну возраста и уровня игры Анатолия Евгеньевича, смогу дать точный ответ на этот вопрос. Но пока я, наверное, слишком молод...
- Тем не менее, как считаете: ваше мышление приспособлено к подобной игре?
- У меня было несколько хороших результатов на соревнованиях с укороченным контролем времени, но турнир в Одессе - первая в моей карьере серьезная проба пера такого формата. В принципе, в каждом контроле есть свои объективные плюсы и минусы. В быстрые шахматы играть, конечно, веселее, но, согласитесь, когда турнир проходит по олимпийской системе, каждая, даже самая неприметная ошибка, может оказаться роковой.
- Города и страны у гроссмейстеров-профессионалов мелькают, словно в бешеном калейдоскопе. Интересно, как тратит в них свободное время Сергей Карякин?
- Ничего особенного не вытворяю: изучаю новый город, гуляю с друзьями...
- Ну, может, хотя бы играете в карты? Есть стереотип, что шахматисты очень сильны и в этом «виде спорта»...
- В покер играл два раза в жизни - и понял, что уж лучше сосредоточиться на шахматах (улыбается). Или, к примеру, поиграть на бильярде.
- У каждого шахматиста свои увлечения и причуды. Так, хорошо известно, что Анатолий Карпов является ярым филателистом, собравшим огромную коллекцию марок...
- Тогда можно сказать, что я коллекционирую SMS (смеется). Иногда пишу их целыми днями.
- А как же ноутбук?
- Он - мой постоянный спутник в дороге. Единственное «но» - на турнирах стараюсь не играть в компьютерные игры. В том числе и в шахматы. Но это шутка.
«И ТОГДА СЫГРАЛИ С ПОНОМАРЕВЫМ В «БЛИЦ»
- Читать любите?
- Конечно. В литературе предпочитаю приключенческий и детективный жанры.
- А в музыке?
- Здесь я, можно сказать, всеяден. Слушаю все, что угодно, - в основном современную музыку. Иногда просто включаю MTV и смотрю все, что там крутят.
- Есть ли свои приоритеты в кулинарии?
- Вообще-то, считается, что для большей эффективности работы мозга очень полезны рыба и шоколад. Но, в принципе, я всегда ем всё, что хочу. Шахматистам диета не прописана.
- У вас были кумиры в шахматах?
- В детстве мне очень понравилась книга Александра Алехина, в которой он описывал супертурниры в Нью-Йорке. Но с годами желание подражать кому бы то ни было испарилось. Сейчас я стараюсь выработать свой собственный стиль.
- Шесть лет назад вы были секундантом Руслана Пономарева в чисто украинском финале чемпионата мира. А ведь вам тогда едва исполнилось 12 лет! Как это получилось?
- За месяц до начала матча с Василием Иванчуком, Руслан вместе со своим тренером Дмитрием Комаровым зашел в шахматный клуб, где по счастливой случайности находился и я. Сели «блицовать». Сначала я сыграл с Комаровым, потом с самим Пономаревым. Опустим подробности, но скажем, что итоговый счет поразил их обоих. После этого Руслан позвал меня в секунданты.
- Как считаете, удалось справиться со своими обязанностями?
- Hy, если Пономарев стал чемпионом мира; значит, как минимум ничего не испортил.
- На вас не давят собственные уникальные способности и то, что со временем от вас ждут еще большего?
- Мальчиком, на которого что-то давит, я был шесть лет назад, когда стал гроссмейстером. Но с тех пор многое изменилось. Я вырос и просто хочу сильно играть в шахматы.
- Тем более что на турнирах вас постоянно сопровождает человек, способный оградить от большинства неприятностей...
- Да, это мой отец - Александр Карякин.
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В Лас-Вегасе прошел благотворительный турнир в поддержку фонда One Drop
23 ноября состоится матч 14-го тура УПЛ