ТОП-10 номеров в истории фигурного катания
Лучшие программы – наш новогодний подарок (все с ВИДЕО)
Фигурное катание – это и сложнейший, подвластный лишь настоящим мастерам, спорт и искусство (в которое тоже пускают только избранных), и просто радость для всех нас. Этой радостью мы решили поделиться, оформив один из новогодних подарков для читателей sport.ua в виде десятки шедевров, которые когда-либо были созданы легендами фигурного катания.
Вообще, сразу же после прихода данной сверх-идеи, возникли трудности – как же запихнуть в десятку все, что было? В итоге было решено, что в данной статье, прежде всего, будут номера – произведения искусства, которые, возможно, и не принесли своим создателям золотых медалей. Хотя, как правило, приносили, все же фигурнокатательные судьи тоже люди, и красота воздействует и на них.
Потому о первом тройном прыжке Дика Баттона, различных петлях Билльман и прочих шедеврах фигуристовской плоти мы поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодняшняя тема – торжество и плоти, и духа. Впрочем, даже с таким подходом, как вы можете убедиться, номеров на самом деле будет гораздо больше десяти…
1. Людмила Белоусова – Олег Протопопов. Лунная соната. Чемпионат мира 1968.
Гении не подчиняются времени. Казалось бы, глядя на фигуристов 60-х и даже 70-х и 80-х, трудно отделаться от мысли, что до нынешнего племени им все же далековато – не так высоко прыгают, не такие сложные шаги и т.д. и т.п. Вот только об этой паре ничего такого сказать невозможно. Смотришь на этот потрясающий номер и думаешь, что и сейчас любой турнир они бы с ним выиграли.
Увы, выиграть третью олимпиаду им не дали. Советские спортчиновники так усиленно выпихивали великую пару на пенсию, что Людмила и Олег выпихнулись за пределы государственной границы.
Екатерина Гордеева – Сергей Гриньков. Лунная соната. Олимпийские Игры 1994.
Этот номер и эта пара, конечно же, заслуживают отдельной номинации, но и такое объединение ничуть не зазорно. Тем более, многое объединяет двукратных олимпийских чемпионов с 20-летней разницей. Та же «Лунная соната»…
Екатерина и Сергей с 91-го года катались в «Stars on Ice», а к Олимпиаде в Лиллехаммере вернулись и снова не знали себе равных.
Как грустно смотреть эти кадры, зная, что уже в следующем году блистательный дуэт G&G стал историей – сердце Сергея Гринькова перестало биться в 28 лет…
2. Людмила Пахомова и Александр Горшков. Кумпарсита. 1976.
Эта пара, по мнению всех специалистов, совершила революцию в танцах на льду и именно благодаря ним (и ради них) этот вид и попал в олимпийскую программу. Многократные чемпионы мира и Европы выиграли первое танцевальное золото, после чего ушли из большого спорта, на прощанье исполнив, конечно же, «Кумпарситу».
Они ушли, а дальше… согласно названию одной из книг Людмилы Пахомовой. И вечно музыка звучит…
3. Еще одно объединение, на этот раз двух известных канадских одиночников. Толлер Крэнстон – это имя с легкостью назовут наши родители, бдительно следившие за фигурным катанием 70-х. Назовут одним из первых, хотя лучшим достижением канадца станет бронза на ОИ-76. Но Толлер всегда получал высокие оценки за артистизм, а для золота, наверное, был чересчур нестандартным. Но не для этой статьи.
Толлер Крэнстон. ОИ-76.
Элвис Стойко – еще один канадский невезучий. Трехкратный чемпион мира, который дважды проиграл Олимпийские игры. В Нагано Элвис катался с такой травмой паха, что на награждение вышел в кроссовках – уникальный случай. Вот вам сила духа, а вот вам одна из лучших программ СТОЙКОго оловянного солдатика. Кстати, они неспроста называли его драконом, фигурист еще в юношестве освоил каратэ и дошел до черного пояса в этом деле. По слухам, однажды он даже славно отметелил во время пьяной драки в баре своего друга Эрика Линдроса.
Элвис Стойко. «Дракон – история Брюса Ли». 1994.
4. Сурия Бонали – черная принцесса фигурного катания 90-х. Великолепная и такая неоцененная. 5-кратной чемпионке Европы злые судьи так ни разу и не дали выиграть ни чемпионат мира, ни хоть какую-то медаль олимпийских игр. Француженку засуживали от начала и до конца. Уже в 93-м году на чемпионате мира она не вышла на церемонию награждения за своим серебром. Ну а финальный аккорд ее блистательной карьеры и сложных отношений с судейским «ку-клукс-кланом» был взят в 98-м, в Нагано. Тогда Сурия сорвала прыжок в начале своей произвольной программы и продолжила кататься уже вовсе не для оценок. Под конец она сделала фирменное сальто назад – запрещенный в официальных программах прием. Она его сделала под овации трибун и оказалась в итоге аж десятой, но ее это уже не интересовало. Завершила программу она спиной к судьям, зато лицом к ее зрителям.
Что-то есть в этой храбрости, с которой Сурия повернулась спиной ко всей этой порою отвратительной изнанке прекрасного мира фигурного катания, от величия темнокожих боксеров начала века, которые нокаутировали белых претендентов, зная, что после боя толпа будет настаивать на суде Линча. Времена вроде бы не те, а место подвигу всегда есть в нашей жизни.
Сурия Бонали. «Времена года». ОИ-98.
5. На Олимпиаде 1988 года у одиночников была дуэль двух Брайанов – американца Бойтано и канадца Орсера. Дуэль так и вошла в историю под названием «Битва Брайанов». В итоге Бойтано просто «перепрыгал» оппонента, блестяще откатав очень сложную программу с 8-ю тройными прыжками (двумя акселями). А вот Орсер чуть смазал один прыжок и вынужден был пропустить один тройной аксель.
Брайан Бойтано. ОИ-1988.
6. Две программы одиночниц – два возвращения. Американка Пегги Флеминг в 1968 году завоевала золото не только для себя, но и для своей страны, семью годами ранее потерявшей всю сборную по фигурному катанию в ужасной авиакатастрофе. Пегги была великолепна и на тех Олимпийских Играх, и вообще. А этим гренобльским танцем, изящным, выверенным и очень красивым восхищаются и называют образцом для подражания до сих пор. Восхищаются не только простые люди, но и новые чемпионы.
Пегги Флеминг. ОИ-68.
Ирина Слуцкая, наверное, заслуживает почти тех же слов, которые уже были написаны в этой статье о Сурие Бонали. Француженка отличалась цветом кожи (хотя обвиняя «боналиненавистников» именно в расизме, я в известной степени лукавил), а Ирина была русской. То есть, представляла страну, которая за последние десятилетия навыигрывала очень много. Женщины заканчивают Олимпийские Игры и в Солт-Лейк Сити Ирина Слуцкая вынуждена была расплатиться за величие своих товарищей по команде. Или вообще непонятно за что. История грустная и многократно описанная.
Лучше поговорить о другом, о том, как в 2005 году Ирина вернулась в фигурное катание после множества проблем и…
Ирина Слуцкая. «Wonderland». ОИ-68.
«Это был настоящий фурор, это было незабываемо, - скажет Ирина после. - Я очень тяжело болела, 2-3 месяца фактически еле ходила и после этого я вышла на лед и сделала такое, чего еще в жизни не делала. После той боли, после всех переживаний! Когда я смотрю свой чемпионат мира, я не столько награждение смотрю, сколько сам прокат, настолько это было здорово».
И о грядущих туринских ОИ. «Я хочу верить, что у меня все получится, главное очень хорошо откатать, как на чемпионате мира в Москве. Очень хотелось бы повторить успех, а там как получится, ведь ты никогда не знаешь, что может случиться. Споткнулась, в след въехала. Кто знает? Но, даст Бог, все сложится».
Судьба печальная… Не сложилось, в след въехала, споткнулась. И была с радостью задвинута на третье место.
7. Два величайших одиночника последнего десятилетия должны стоять рядом и здесь. Их соперничество задвигало любых Брайанов далеко-далеко, жаль только, достаточно быстро Алексей Ягудин оставил любительский спорт. Не так давно обе глыбы едва не вернулись, но здоровье все же не позволило Ягудину сделать это. Плющенко же, похоже, без такого соперника и возвращаться ни к чему.
Это единственная короткая программа в этой статье, но ягудинская «Зима» - самая настоящая сестра таланта. Неудивительно, что и сейчас на различных шоу Алексей обязательно исполняет ее, только во время феерических шагов его коньки отбрасывают модные в последнее время искры. Впрочем, и без них все очень эффектно.
Алексей Ягудин. «Зима». ОИ-2002.
На самом деле, хотя Евгений Плющенко тогда и проиграл, но в величии он ничуть не уступает Ягудину. Они абсолютно одинаковы в этом плане, хотя достаточно разные во всем остальном. Что касается лучшей программы, то у Плющенко их, конечно, много, но, пожалуй, самой яркой был «Крестный Отец», при помощи которой Евгений окончательно стал главным мафиози в мировом фигурном катании, оставив прочих донов далеко позади.
Евгений Плющенко. «Крестный отец». 2004-05.
8. Одесский танцевальный дуэт был несомненным лидером 90-х. Дважды Оксана и Евгений выигрывали олимпийское золото и их второй «крестовый» поход на все сто процентов заслуживает места в нашем хит-параде. Посмотрите и насладитесь тем, как четко, миллиметрово-секундно точно, грациозно и душевно (как всегда у этой пары) катились они к своей очередной победе.
Оксана Грищук и Евгений Платов. ОИ-98.
9. Вряд ли составитель данной публикации был бы понят, если бы здесь не оказалось Ирины Родниной и ее «Калинки-Малинки». Великий человек и спортсмен, и – номер, который стал не только ее визитной карточкой.
Ирина Роднина и Александр Зайцев. «Калинка-Малинка».
10. Неслучайно данная программа завершает ТОП-10. Вообще-то, она и побудила меня все это начать. Этот номер, на мой дилетантский взгляд, вершина всего этого прекрасного айсберга под названием «фигурное катание». Большей гармонии великолепной идеи, музыки, артистизма и технического совершенства достичь, кажется, невозможно. «У них есть хореографический текст во время всей программы, помимо элементов, которые исполняют другие. Это их в значительной степени отличает от других, потому что на них приятно смотреть, на них, как говорится, ложится глаз» - это слова Олега Протопопова, о котором уже было сказано.
Разные модификации своего «Чаплина» Бережная и Сихарулидзе исполняли и на официальных турнирах (забавно смотреть запись с иностранными комментаторами, которые сначала (когда неожиданно начинаются «чудачества») удивленно крякают, а в конце сливаются в едином «What a wonderful program!»), а в Солт-Лейк Сити исполнили ее в гала-концерте. И как же убого по сравнению с этой программой смотрелся показательный танец канадцев Сале-Пелетье, по прихоти каких-то высших и странных сил разделивших тогда первое место с русской парой.
«Две великие страны, две великие пары», - великодушно заметил тогда Антон, но все равно та история была огромным свинством, иметь отношение к которому меньше всего заслужила блистательная российская пара. Могло быть и хуже, как у Слуцкой с Бонали. А с другой стороны, есть горькое изящество в том, что случилось это у двух Чарли на коньках в той стране, которая и настоящего Чаплина выжила в Швейцарию, точь-в-точь как Белоусову с Протопоповым…
Антон Сихарулидзе – Елена Бережная. «Чарли Чаплин» («Малыш»).
P.S. Здесь будет несколько чудесных шоу-номеров, которые в статью как-то не включились, но посмотреть их стоит. Особенно переосмысление Евгением Плющенко легендарного «Асисяя» Славы Полунина.
Игорь Бобрин. «Ленивый ковбой».
Евгений Плющенко. «Секс-бомб».
Евгений Плющенко. «Асисяй».
Марина Анисина и Гвендаль Пейзера. «Желтая субмарина».
Андрей Крикунов
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
GOAL поставил Мохамеда Салаха на первое место, в топ-3 также входят Вини и Рафинья
Украинка поднялась с третьего места на первое и довела гонку до победы