Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
713
0

ДЕРЮГИНА: «Хочется взять тайм-аут»

Интервью с лучшим украинским тренером 2007 г. Ириной Дерюгиной

Год Свиньи подсунул украинским олимпийцам самую натуральную свинью. Среди многочисленных наград и сотен добытых в Пекине лицензий, завоеванных нашими полпредами на различных соревнованиях, чемпионом мира стал только один спортсмен. Абсолютно сильнейшая на планете — прима художественной гимнастики Анна Бессонова. Ее успех, впрочем, без ее тренера Ирины Дерюгиной был бы невозможен. Во многом благодаря ее влиянию Украина вернула отобранные у нас 10 лет назад Россией передовые позиции в мире.

После успеха в греческих Патрах и финала Гран-при казалось, что Ирина Ивановна может и отдохнуть. Куда там! «Я уже вообще забыла, что это такое, — говорит Дерюгина. — Нужно приступать к новому этапу работы…»

Всегда стараюсь с нуля
— Очень хочется взять хоть небольшой тайм-аут, — вздыхает Ирина Ивановна. — Но, кроме Олимпиады, дамокловым мечом висит этап к Кубку мира — Кубок Дерюгиной. Организационные вопросы полностью лежат на мне. Да и процесс подготовки программ наших девочек к Пекину отнимает много сил. Сначала нужно массу времени убить на правильную подборку музыки…

— Для этого важно знать, чем живет спортсменка, что происходит в ее личной жизни.
— Младшие еще сами себя толком не знают, поэтому им может до бесконечности нравиться какая-то музыкальная композиция. Однако нужно иметь большой дар, чтобы увидеть, что именно подойдет. Иная ситуация с Аней Бессоновой и Наташей Годунко. Как раз благодаря умению заметить, что им необходимо, удавалось создавать образы, которые потрясали всех.

— К каждой — индивидуальный подход?
— Безусловно. Получается, что на каждый олимпийский цикл выпадает двойка абсолютно противоположных девочек — по духу, стилистике. Так и им интереснее, и зрителям.
Да и вообще, художественная гимнастика — многогранный вид спорта и от вкуса тренера во многом зависит результат: как одеться, какой должны быть прическа, музыка, постановка. Поэтому в нашей школе не работают с большим количеством. В соревнованиях участвуют в основном две, максимум три наши девочки.
Если третья гимнастка будет постоянно лишь запасной, может сломаться психологически. А это больно. Многие спортсменки сошли с дистанции из-за того, что были за Аней и Наташей. Вот и переводим их в групповые упражнения — пусть реализовываются. Сейчас, например, и Ира Ковальчук перешла туда. Как сложится дальше, посмотрим. У нас в резерве замечательная смена.

— Гимнастки часто вам сами предлагают музыку?
— Аня однажды внесла предложение, но они слышат музыку совершенно по-другому. Бессонова уже научилась помогать прослушивать. Мне интересно видеть, на что она обращает внимание. А что касается меня, так я, наверное, единственная гимнастка в мире, которая сама составляла себе программы. Люблю этот процесс. Сложно, но в этом весь мой характер.

— Считаете, что коллективная ответственность — это безответственность?
— Должна все сделать самостоятельно, от начала до конца и качественно. Тогда мне понравится. Я с 14 до 16 лет доказывала Альбине Николаевне, что могу сама составлять себе программы. Занималась в хореографическом училище, изучила истоки классического, современного, исторического и характерного танца. Я стартую с нуля и довожу дело до полного финиша, поэтому Украине удается быть уникальной. В отличие от России, где «элемент — шаг, элемент — шаг». И люди не напрягаются, а заказывают программы у болгар. Для них это просто бизнес.

Ведьмы с Лысой горы
— Можно ли со своими гимнастками дружить?
— Когда есть сумасшедшая профессиональная связь, то это больше, чем дружба. Это сродни отношениям матери и дочки.

— А советовать вам кто-то пытается?
— Я всех слушаю, анализирую. Потом все равно делаю так, как надо. У меня тоже не все получается, бывает, ошибаюсь, но к творческому процессу никого даже не подпускаю. Но бывают парадоксы. В прошлом году, например, поставили Годунко «Умирающего лебедя». Она сделала его потрясающе, но Наташе мешала пара лишних килограммов. Пришлось сменить упражнение на более близкое Наташе по духу. Оценки она стала получать ниже, чем за «Умирающего лебедя», хотя вокруг этой постановки было много шума. Но в каком бы тоне ни говорили, это означает одно: к тебе неравнодушны.

— Ирина Ивановна, чего бы вы добились без Дерюгиной-старшей?
— Опыт Альбины Николаевны, ее разум и умение предвидеть многие моменты… Я таким не обладала. Благодаря ей, во мне эти качества раскрылись, а иначе, могли заглохнуть, так и не родившись. Может, потому, что я — дочка, мне в свое время дали карт-бланш в работе. С возрастом девчонки начинают демонстрировать характер. И все у нас расставляется по местам мудростью Альбины Николаевны.

— Фан-клубы украинских «художниц» работают по всему миру...
— И это несмотря на то, что Украина 10 лет не выигрывала чемпионаты мира. А все потому, что в украинских женщинах изначально какая-то сумасшедшая гремучая смесь крови, заставляющая содрогаться мужской пол. Девушки энергетически очень сильны. Я не имею в виду большое количество ведьмочек с Лысой горы (смеется). У нас много красивых женщин, но, тем не менее, не все они богаты внутренне. Художественная гимнастика, в частности, и может искать ярких детей, победить которых или забыть потом очень сложно.

— Но мужской пол не любит, когда приходится зависеть от женского начала.
— Мужчины боятся сильных, красивых женщин. Соединение этих качеств — сильный дар. А если, ко всему, она чего-то добилась в жизни… Тогда вообще браво. Поэтому нашим мужчинам нужно задуматься и относиться к нам с большим-большим пониманием, вниманием и уважением. Мудрость мужчины в понимании, осознании того, что рядом с ним — сильная женщина.

Улица «бьет» по голове
— Ваша дочь со своим будущим уже определилась?

— Отчасти. Ира живет сейчас то здесь, то в Америке, год работала над музыкальным диском на английском языке, сейчас создает на русском. Ира — девочка неординарная, творческая, с хорошими режиссерскими способности. Знает, чего хочет, и, верю, добьется своего.

— Позволено кому-то знать вас другой?
— Родным. А так не пытаюсь кого-то в чем-то переубедить. Я, например, очень простой, земной человек и нападаю только тогда, когда меня царапают или обижают. Это защита. В жизни не проявлю свой характер, если в этом нет необходимости. Вообще, больше люблю побыть в тишине-спокойствии, чтобы никто не трогал. Нравится состояние, когда приходишь в зал, закрываешься там и попадаешь в совершенно другую жизнь. Но выходишь на улицу, и реальность, конечно же, бьет по голове.

— Вы к ней разве еще не привыкли?
— Честно говоря, я устала от нестабильности в стране. Приумножать, собирать по камешку очень сложно. Гораздо труднее, чем размахивать шашкой, разрушать, сжигать дотла и говорить, что ты потом все отстроишь и создашь новое. На горбу, крови и горе людей, переступая через человеческие судьбы, ты ничего не сделаешь. И вообще, без людей и нации ничего не добьешься.
Самое печальное, что нынешняя политическая суета привела практически к абсолютной потере молодежи, которая ни во что не верит, да и не хочет. Так нельзя. В той же гимнастике мы заставляем девочек натуральным образом вкалывать — относиться к своему делу с максимальной ответственностью. Хочешь добиться положительного результата, отдай всего себя ради этого. …Хорошо, что хоть есть гимнастика (улыбается).

Людмила Русанова

Газета «Новая»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.