Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Чемпионат Украины
|
813
0

Болельщик, возвращайся!

О пиар-акциях и прочем

«Мы играем для болельщиков» – говорят и наши, и зарубежные футболисты, но правы только вторые. Там действительно болельщики заказывают музыку и своим количеством, и платежеспособностью. У нас же посетители стадионов являются всего лишь необходимой декорацией, настолько красивой и ухоженной, насколько того захотел хозяин клуба. Зачастую на болельщиков не остается ни времени, ни ресурсов, и выбегают футбольные команды на поле огромного (сохранившегося с советских времен) и почти пустого стадиона под «самый громкий крик – тишину»… Выбегают и убеждаются, что играют они для тех, кого нет с ними.

Мы любим вспоминать чемпионат СССР – приятно взглянуть на старые фотографии с трибунами, усеянными тысячами голов, кадры из кинохроник со счастливыми лицами и подброшенными ввысь кепками. У наших дедов и отцов было не так уж много радостей в жизни – вот и ездили они на забитых трамваях на матчи всех команд из всех лиг и болели, и радовались.

Вместе с СССР развалился футбольный чемпионат, который мог конкурировать с любым европейским первенством, и этого не вынес болельщик. Ему (болельщику) в те годы и так приходилось несладко, нужно было искать хлеб насущный, столь неуловимый в эпоху перемен, а тут еще в гости к любимой команде вместо «Спартака» с ЦСКА стали приезжать мастера кожаного мяча из Шепетовки и прочих центров цивилизации.

В то время старый зритель был практически утрачен, а новый с каждым годом получал все больше альтернативных занятий – американское кино, компьютерные игры, затем Интернет. Что касается нашего футбола, то он в те годы не смог бы конкурировать даже с тетрисом.

Прошло время, и украинский чемпионат подрос, приосанился, физически окреп и обзавелся неплохими суммами на карманные расходы. Сейчас он определенно интереснее тетриса, но посещаемость наших стадионов практически не растет, а вместе с ней замерли на чрезвычайно низкой отметке рейтинги футбольных телетрансляций, стало быть – зарабатывать на футболе пока что в нашей стране невозможно. Можно только тратить деньги и расстраиваться от этого. Хорошо тем, у кого денег больше, чем можно потратить, но таких фигур в украинском футболе очень мало, может быть даже она такая одна.

ПРЕДЛАГАЮ ХОДИТЬ НА ФУТБОЛ СЕМЬЯМИ

Украинский футбол, помимо многих прочих недостатков, еще и недопиарен. Надо сказать, что он такой не один, и если посмотреть на распределение всех денег, зарабатываемых европейским футболом за год, легко убедиться, что по-настоящему раскручены в Старом Свете (да и мире) только пять чемпионатов. Англичане, итальянцы, испанцы, немцы и французы только своими высшими лигами зарабатывают 53 процента «общака», а с низшими дивизионами добавляют еще 15 процентов. Доля остальных сорока семи чемпионатов Европы – жалкие 17 процентов.

Сейчас английская Премьер-лига зарабатывает феноменальные деньги (почти миллиард фунтов в год только от ТВ-трансляций), но интереснее другое, как им это удалось? Каких-то 20 лет назад ничего этого в Англии не было, ни Премьер-лиги, ни миллиардов, ни замечательных стадионов. Все было в основательном упадке и только легендарные «фирмы» британских хулиганов оттачивали друг на друге свое мастерство. В начале 90-х англичане вовремя взялись за ум. Согласно плану Тейлора была произведена коренная перестройка всех ведущих стадионов страны (в частности, ликвидированы стоячие места – вместительность арен, естественно, уменьшилась, но посещаемость с тех пор увеличилась в среднем на 14-15 тысяч). Стадионы стали уютными, безопасными и семейными, а знаменитые английские хулиганы могут, конечно, стоять и размахивать «розами», а могут присесть и перевести дух. В Англии на футбол ходят семьями и таким образом подрастающее поколение привыкает к выходным на стадионе с младых ногтей. А в клубной казне после каждой игры оказывается в среднем более полутора миллиона долларов (средняя цена билета 25 фунтов, а посещаемость – 35 тысяч зрителей).

Англичане здорово раскрутили свой чемпионат. Премьер-лига позиционируется как «величайшее шоу мира» (это официальный слоган), а пиарщики эксплуатируют древний образ отчаянного, веселого и искреннего футбола. Английские команды действительно играют именно так (по заданию ли руководства или просто иначе не умеют) и потому Премьер-лига продается лучше испанского и итальянского чемпионатов, в которых играет ничуть не меньше звезд.

У нас с Англией общим можно назвать разве что тяжелый старт. Впрочем, на Родине футбола никогда не падал интерес к игре миллионов, просто непосредственно миллионы на ней там стали зарабатывать лишь в новейшей истории.

МОЯ ТЕЩА ГОВОРИТ

Впрочем, помимо коллективного пиара всего чемпионата в целом (для чего вообще-то нужна Премьер-лига с общим руководством, которое будет перераспределять финансовые потоки), есть каждый конкретный клуб, руководство которого, прежде всего, заинтересовано в благополучии своего детища. Хозяева всех клубов мира хотели бы видеть на трибунах как можно больше людей. Правда, не все знают, какие именно шаги нужно для этого сделать и далеко не все действия будут реально эффективны. Самое простое и правильное – построить отличный стадион и купить классных футболистов. Но и этому не помешают небольшие дополнения.

Например, в английском городе Уиган по случаю выхода тамошней команды в Премьер-лигу прошла довольно значительная пиар-кампания под кодовым названием «Уиган – Премьер-город». Чего только не было сделано, и дорожные знаки к стадиону, и специальные туристические буклеты, ну а особое внимание уиганцы уделили журналистам, понимая значение скрипа их перьев в современном мире. Стоило заезжему журналисту попасться на глаза жителям этого небольшого городка, как начинался осмотр достопримечательностей и прочие пункты радушного приема. Казалось бы, мелочь, но результаты превзошли все ожидания – матчи команды посетило на 200 тысяч людей больше, забитость отелей увеличилась на 4 процента, а еще 700 тысяч фунтов перепало от различных телекомпаний – даже «Аль-Джазира» не смогла проигнорировать Премьер-Уиган. А наша Премьер-Ахтырка ничего такого и в мыслях не имеет.

Можно отметить усилия руководства питерского «Зенита», которое украсило город на Неве лаконичными, но емкими по содержанию баннерами. Вторая строчка начертанного на них двустишия – постоянная величина, а именно «я болею за «Зенит». Первая меняется, от «Моя теща говорит» до «весь наш город говорит». К рифмам Сергея Шнурова в культурной столице решили не прибегать.

Не так давно образованному футбольному клубу «Москва» в этом плане тяжелее – вся столица (включая миллионы тамошних тещ) может говорить о чем угодно, кроме еще одной команды, ранее называвшейся «Торпедо-ЗИЛ». Клубов в Москве-столице чересчур много. Но самые московские из московских не отчаиваются и проводят различные акции, например, «приведи маму на футбол» (всем детям с родителями, а точнее наоборот, бесплатный вход - это к вопросу о семейном подходе). Вообще, «Москва» нацеливается на молодое поколение, даже рассылая своих футболистов по школам города для проведения показательных уроков физкультуры. Кроме того, возвращаясь к сказанному, команда неплохо играет и появление своих болельщиков – дело наживное. Хотя пока что особенного эффекта от этих акций нет.

Клубы самого высокого калибра, прежде всего, пиарят себя своей игрой. Но не только. К примеру, каталонские мультипликаторы выпускают мультики, посвященные звездам «Барселоны» - простые, но забавные. В отличном состоянии интернет-сайты мегаклубов, издается множество печатной продукции, функционируют и пропихиваются в кабельные сети всего мира клубные телеканалы (даже к нам) и т.д. и т.п. За новые рынки идет настоящая война, в частности, за Дальний Восток. Почти все звездные клубы уже наведались в Китай, Японию, Южную Корею и так далее (а также прикупили себе по легионеру из этих краев), чтобы все эти «тьмы, и тьмы, и тьмы» болели именно за них, а значит, покупали атрибутику и заказывали платные трансляции игр.

БЕСПЛАТНЫЙ НЕ-СЫР И ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

А что же у нас? Конечно, о покорении далеких земель пока что можно и не задумываться. Нужно создавать и воссоздавать культуру боления, возрождать семейное и всякое прочее хождение на стадион. Пока что, несмотря на определенные успехи клубов и сборной, интерес болельщиков, как легко убедиться из приведенной таблицы, либо остается на прежнем уровне, либо падает. Даже у лучших команд, выступающих в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА.

Конечно же, скачки зрительской активности приходятся на успешные для команды сезоны – безусловно, самым сильным магнитом для болельщика является сама игра. Так, на две с половиной тысячи больше зрителей стал принимать стадион «Металлист» в течение бронзового сезона главной харьковской команды. Удачные сезоны способствовали повышению посещаемости в Мариуполе и Одессе, а настоящие рывки зрительской активности случаются после выхода команды в высшую лигу – это видно на примерах львовян и луганчан (при этом в последнем городе в качестве пиар-акции можно назвать разве что две параллельные программки на один матч, которые выпускали конкурирующие президенты клуба).

Есть и еще одна мощная пиар-акция – бесплатный вход. К этому часто прибегают в конце сезона идущие на вылет команды, дабы невиданная поддержка вдохнула в ребят силы. На такие игры народ действительно собирается, идут даже совсем далекие от футбола люди – бесплатно ведь. Но в мышеловку этим бесплатным сыром никого не затащишь, хотя бы потому что игра таких безнадежных аутсайдеров с этим молочным продуктом ничего общего не имеет.

Таблица. Средняя посещаемость домашних матчей ведущих клубов страны

 

02/03

03/04

04/05

05/06

06/07

07/08

«Шахтер»

20967

17931

18636

18667

17660

15744

«Динамо»

6707

9020

6293

7780

9847

5500

«Металлист»

 

 

11600

11080

13687

8744

«Днепр»

8933

9967

6769

6493

7735

5671

«Карпаты»

7658

8400

 

 

17165

5689

«Черноморец»

8200

11333

10533

10300

6638

5889

«Таврия»

5980

8840

8367

8680

8060

5056

«Арсенал»

5067

2707

1203

3540

1735

2994

«Металлург» Д

2857

3367

4643

5047

3620

1894

«Ильичевец»

8020

10447

8880

8700

8100

 

«Ворскла»

6980

8460

6273

6007

7233

4644


Футбол наш, в самом деле, соткан из недостатков, разбору которых можно посвятить гораздо более объемную статью. Тренеры-прагматики учат наши команды играть на результат, а в итоге не выходит ни то, ни другое. Нашему футболу, как и многому другому, не хватает талантливых и просто интересных людей. Нашему чемпионату, как и многим другим, очень не достает честности – как обидно, порадовавшись за любимую команду, услышать от знающего товарища, что это был договорняк.

Но наш футбол не по своей воле стал таким и, возможно, он может измениться. Замкнутый круг (мы не ходим на стадион, потому что они плохо играют) можно заменить хула-хупом противоположного значения – быть может, они только и ждут нашего прихода, чтобы заиграть так, как уже никто и не надеялся…

Болельщик, в прошлом или будущем, ты потратишь не так много энергии и сил на поход на стадион. Ты ощутишь единение с родной командой и городом, быть может, тебе даже перепадет тот счастливый миг, когда нужно обязательно вскочить со своего места и махать руками, празднуя гол. Не ожидай от них многого (поменьше смотри иностранный футбол по телевизору), присмотрись к их старанию и сопереживание родится в тебе. Со временем ты поймешь, что тебе нравится. В общем, возвращайся, болельщик, иначе, вздыхая о бедственном положении отечественного футбола и пеняя за это всем и вся, не забудь и о себе.

Андрей Крикунов (полная версия статьи, опубликованной в Фокусе)

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.