МЕЛЬНИЧУК: «Всё ещё называют агентом КГБ»
Интервью с главным тренером мужской сборной Украины Валентином Мельничуком
Еще полтора года назад большинство украинских любителей баскетбола мало что могли рассказать о Валентине Мельничуке, которого президиум ФБУ в конце ноября назначил главным тренером мужской сборной Украины. Оно и неудивительно, ведь, покинув родину в 1993 г., опытный украинский специалист 14 лет трудился в далекой Португалии, где баскетбол долгое время находился, по сути, на любительском уровне.
Но 16 сентября 2006 г. в корне изменило ситуацию. В этот день заштатные пиренейцы, обыграв крепкую сборную Израиля, завоевали путевку на «Евро-2007», и о феномене Мельничука заговорила вся Европа. Когда же 67-летний наставник умудрился со сборной Португалии в сентябре нынешнего года пробиться в десятку лучших команд Европы, боссы отечественного баскетбола вынуждены были окончательно пересмотреть свое отношение к возрастному тренеру, перестав называть его работу пережитками советской системы. В итоге, заглянув во время отпуска в Киев, Мельничук своей не по годам бодростью и не пропавшим желанием совершенствоваться окончательно «добил» президиум ФБУ во главе с Александром Волковым, и олимпийскому чемпиону Сеула ничего иного не оставалось, как заявить: «Не воспользоваться услугами Валентина Федоровича было бы преступлением!»
— Валентин Федорович, отныне вы — главный тренер сборной Украины, но в то же время у вас до июня 2008 года действует контракт с португальской федерацией баскетбола. Когда вы реально приступите к своим обязанностям?
— В моем соглашении с португальской стороной имеется пункт, согласно которому я имею право досрочно расторгнуть контракт. Думаю, сразу после Нового года вернусь в Украину и приступлю к своим обязанностям. За 14 лет эмиграции очень соскучился по родине. По утрам даже стал Би-би-си слушать, чтобы не забыть родной язык.
— И стоило устраивать себе такую каторгу?
— А у меня особого выбора не было. В начале 90-х я работал исполнительным директором ФБУ, трудился тренером в школе олимпийского резерва, а также получал майорскую пенсию, что в сумме приносило $100 дохода. На такие деньги существовать было непросто, а радужные перспективы не просматривались. Поэтому когда в 1993 году я повез в Португалию на чемпионат Европы молодежную сборную Украины и получил от местных функционеров предложение поработать на Мадейре, подумал: «А чем я рискую?»
— Тем более, что ехали в райское местечко, где круглый год можно плескаться в океане…
— Вот и я так рассудил. Да и $1300 жалованья в тот момент мне показались очень даже заманчивой суммой. Правда, как выяснилось впоследствии, были в этом раю и изъяны. Дело в том, что на острове Мадейра самая короткая взлетно-посадочная полоса в Европе, и из-за этого во время авиаперелетов приходилось попадать в такие передряги, что мысленно я уже прощался с жизнью. К счастью, несколько раз пронесло, но долго испытывать судьбу я не стал и сменил место работы.
— Насколько мне известно, работали вы далеко не с ведущими клубами. Как удалось дорасти до главного тренера национальной сборной этой страны?
— Для меня это предложение до сих пор остается загадкой, но отказываться от интересной перспективы я, естественно, не стал. Как только взялся за эту команду, у меня возникли большие проблемы с тем, как заставить их полноценно тренироваться. Я привык действовать, как и положено майору Cоветской Армии, который всегда работал с командами Вооруженных Сил: тренировки должны быть долгими и жесткими. Португальские игроки, впервые в жизни столкнувшись с такой школой, только и жаловались, что я хочу убить их своими нагрузками! К слову, начинали с бега на песке. В первые дни игроки роптали — они таких нагрузок сроду не испытывали. Но постепенно втянулись и сами стали спрашивать: «Тренер, когда на пляж?» Дело в том, что на берегу, который мы облюбовали для тренировок, было полным-полно красивых девушек.
— Вас там не нарекли диктатором за жесткие методы работы?
— С воинским званием связана забавная история. На автомобильные права я сфотографировался в майорской форме. И когда в Португалии увидели это удостоверение, тут же окрестили «человеком из КГБ». Причем тамошние газетчики до сих пор усиленно поддерживают эту легенду. Даже люди из федерации часто спрашивают: «Валентин, ну когда уже твое задание закончится и ты сможешь во всем сознаться?» «Погодите, — отвечаю. — Время еще не пришло»...
— Существует какой-то особый секрет вашей успешной работы со сборной Португалии?
— Ничего сверхъестественного поведать вам не могу. Самое главное, что португальские игроки со временем научились себя уважать, перестали плакаться, мол, мы такие маленькие, живем на краю Европы.
— Карьера тренера у вас тоже сложилась, по сути, случайно…
— Действительно, во многом помог случай. Игроком я выступал за СКА из Львова, но в 26 лет получил сложный перелом руки и был вынужден закончить карьеру. Мне предложили стать тренером СКА, а через несколько лет мы играли в турнире с участием армейских команд, включая ЦСКА под руководством великого Александра Гомельского. В двух первых играх москвичи легко обыграли соперников из Риги и Киева. Я сделал кое-какие выводы, и мы чуть не обыграли москвичей! Во время матча Александр Яковлевич не находил себе места от злости. А после игры отвел меня в сторону и спросил: «Ты кто такой?!» Я в двух словах рассказал о себе и уже через десять минут стоял перед главой Балтийского военного округа, которому Гомельский рекомендовал меня как кандидата в тренеры довольно сильного рижского СКА. Правда, взяли меня туда лишь через год. Мы приехали с Гомельским в Ригу, он показал мне на реку и произнес: «Вот Даугава. Ты или выплывешь, или утонешь». Как видите, выплыл.
Такая вот цепочка случайностей, за которые я очень благодарен судьбе. Жил-то в глухой деревне, впервые кольцо увидел только в 14 лет. Когда, закончив семь классов с отличием, поступил не в жилищно-коммунальный техникум, а в спортивный, дома был скандал. Мама простила меня, только когда я получил майорское звание. Отец ведь тоже был майором. Он ушел от нас, когда я был еще маленьким...
— Неужели ни разу за все это время вас не звали домой?
— Был один случай. Психанули мы как-то с женой, купили «Жигули» и поехали домой через всю Европу. Предварительно мне уже звонили из одесского клуба «Бипа-Мода», предлагали контракт. Приехал в Киев, звоню в Одессу, а меня спрашивают: «Как, ты ничего не знаешь? Сегодня утром убили президента клуба». Что делать? Посоветовался с друзьями и поехал обратно в Португалию.
Сергей Бельченко
Sport.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Жирона» победила »Эспаньол»
23 ноября состоится матч 14-го тура УПЛ