Глеба и зрелищ
4 штриха к портрету капитана сборной Беларуси
У капитана сборной Беларуси, в отличие от капитана сборной Украины, в английской Премьер-лиге все складывается «на ура». Сейчас он мотор «Арсенала»! А ведь в 1999-м, когда Шевченко уехал в «Милан», Глеб приезжал на просмотр в Киев...
За минувшей неделе правого полузащитника лондонского «Арсенала» Александра Глеба признали лучшим футболистом Беларуси. В пятый раз за шесть лет (2002— 2007)! Это национальный рекорд.
Глеб — фигура известная, раскрученная, почти как у нас — Шевченко. В составе «Арсенала» белорус выполняет роль одного из предводителей молодежи, кропотливо собранной Арсеном Венгером. Два сезона ушли у него на раскачку, привыкание к Премьер-лиге, хотя стилистику «канониров» — комбинационный футбол в одно касание — белорус принял сразу, он так играл еще в «Штутгарте».
Сейчас Глеб просто великолепен: пять голов и шесть результативных передач в 15 матчах тому свидетельство. А поединок Лиги чемпионов, в котором «Арсенал» разгромил пражскую «Славию» со счетом 7:0, и вовсе превратился в бенефис белорусского хавбека. Он принял участие в шести голах и получил, по опросу болельщиков, проведенному Sky Sports, оценку 9,5 из 10!
1. ЧЕРНОБЫЛЬ И БЕГСТВО ИЗ МИНСКА
Отец футболиста в 1986 году попал в число тех, кого «добровольцами» кинули на ликвидацию аварии в Чернобыле. На протяжении полугода Павел Глеб работал на зараженной территории. Саше тогда уже исполнилось пять лет, он только начинал заниматься футболом в юношеской школе минского «Динамо».
Но в сам динамовский клуб будущая звезда не попала. По окончании школы Глеб выбрал провинциальный БАТЭ из Борисова. Мол, «Динамо» тогда влачило жалкое существование, а в Борисове выступало немало партнеров по юношеской сборной Белоруссии. В 40 матчах за БАТЭ юниор забил 10 мячей. И, конечно же, попал на карандаш многим селекционерам.
2. С КИЕВОМ НЕ СРОСЛОСЬ
Александр Глеб сейчас вполне мог бы выступать не за лондонский «Арсенал», а за киевское «Динамо». В конце 1999 года 18-летний воспитанник минского «Динамо» получил приглашение на просмотр в Киев. Съездил и вернулся домой. А спустя полгода благодаря своему менеджеру Николаю Шпилевскому, оказался в «Штутгарте». Вопрос: что у него не сложилось в киевском «Динамо»?
По одной версии, юный белорус ехал в Киев, уже имея на руках реальное предложение из Германии. А потому просто валял дурака во время просмотра, вынудив киевлян отказаться от него. Возможно, у него или его представителей были какие-то обязательства перед динамовцами (вроде обещания приехать на смотрины), от которых нельзя было отказаться. А так получилось и слово не нарушить, и свой интерес соблюсти.
Другая версия более тривиальна: динамовские специалисты попросту не разглядели перспективу в худеньком мальчике, мол, им нужны были гренадеры, а не «супнабор». Как бы там ни было — пути «Динамо» и Глеба разошлись.
Да футболист и не расстроился: «В Киеве мне не очень понравилось. Команда слишком уж великая, почивала на лаврах после выхода в полуфинал Лиги чемпионов. Наверное, поэтому и отношение там к молодежи неважное. После моего отъезда меня вновь звали в «Динамо», но я ответил отказом. А чуть позже подписал контракт со «Штутгартом». Не жалею об этом, хотя, признаться, всегда мечтал поработать с Валерием Лобановским. Это был профессор! Из современных специалистов постсоветского пространства с ним не сравнится никто».
3. МЕЖДУ СБОРНЫМИ
В сборной Белоруссии Глеб дебютировал в октябре 2001 года, получив шанс после крупной ссоры между главным тренером команды Эдуардом Малофеевым и двумя ведущими футболистами — Валентином Белькевичем и Александром Хацкевичем (Беларусь проиграла в Минске сборной Украины — 0:2, Малофеев подозревал двух футболистов киевского «Динамо» в уклонении от борьбы).
Сказка быстро закончилась. Подвел длинный язык Глеба: белорус рассказал Феликсу Магату, своему наставнику в «Штутгарте», что, тренируясь в сборной, они играют в баскетбол. Тот был очень недоволен и рекомендовал не ездить в команду, где практикуют травмоопасные упражнения. Малофеев тоже, обиделся и отправил Глеба в «молодежку».
Вместе с ним молодежная сборная Юрия Пунтуса совершила прорыв — вышла в финальный турнир Евро-2004 и в стартовом матче обыграла Италию — 2:1 (Глеб забил победный гол). Потом была ничья с Хорватией (1:1), поражение от Сербии (1:2) и итоговое пятое место. Только после этого Глеб вернулся в национальную сборную. Тренером тогда был уже не Малофеев, а Анатолий Байдачный. В августе 2007 года Бернд Штанге, приняв сборную Беларуси, первым делом сделал Глеба капитаном.
4. МАЛЬЧИК-МАЖОР
Год назад ветеран сборной Беларуси Сергей Гуренко выразил недовольство тем, что Глеб ездит на матчи отдельно от команды: он — на машине, они — на автобусе. Мол, это разобщает коллектив и в какой-то степени определяет нестабильность результатов команды. Впрочем, лондонская звезда на это не обращает внимания.
При этом Глеб утверждает, что в последнее время сильно изменился и стал более серьезным. А вообще — да, раньше мог красоваться на дорогих машинах, форсить, девочек катать. Мажором был. Но многое изменила авария, в которую он попал 29 декабря 2004 года в Минске. Тогда «Ауди» футболиста столкнулась с BMW. Один пассажир BMW умер в больнице, водитель и второй пассажир (беременная женщина) получили травмы.
Водитель BMW утверждал, что правила не нарушал — ехал по основной дороге через перекресток на зеленый свет, а машина Глеба вынырнула из-за поворота, но все равно был признан виновным. Согласно решению суда, вина водителя BMW заключалась в следующем: он «управлял технически неисправным автомобилем (разные протекторы на передних колесах, треснутая шина), своевременно не принял меры к снижению скорости, проявил невнимательность и неосторожность». Суд продолжался год. За это время Глеб уже успел дебютировать в «Арсенале»...
Андрей МАЙДЕБУРА
Сегодня
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В турецком клубе обратили внимание на Михаила Мудрика
Бывшие игроки «Динамо» поставили 200 долларов на игру национальной команды