Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Дзюдо
|
1115
0

ГОНТЮК: «Поднимаю тост за честность»

Интервью с украинским дзюдоистом - серебряным призером Олимпиады в Афинах

Ни месяца без победы! Под таким девизом выступал в последнее время вице-чемпион Игр в Афинах Роман Гонтюк. В середине сентября украинский дзюдоист упрочил свои позиции в олимпийском рейтинге, став лучшим на Кубке мира в Баку. В конце октября сорвал джек-пот международного турнира в Мегионе, выбив из борьбы главного фаворита и хозяина татами россиянина Дмитрия Носова. А на днях праздновал победу на Гран-при в Ереване. Тем более непонятным выглядит его фиаско на чемпионате мира, проходившем в начале осени в Рио-де-Жанейро. Версию о собственной неудаче и о своих олимпийских перспективах атлет рассказал в интервью корреспонденту «СЭ».

ГОНОРАРАМИ ВРЯД ЛИ ДОГОНИМ ТЕННИСИСТОВ

- Вам хватило четырех секунд, чтобы обыграть в ереванском финале Давида Кевхишвили. Это была самая быстрая победа в карьере?
- Да, так быстро еще никогда не побеждал. Раньше грузинский дзюдоист выступал в другой весовой категории, и мы никогда не встречались. Тяжелее мне далась полуфинальная встреча с бронзовым призером последнего чемпионата мира англичанином Юэном Бартоном. Бой продолжался пять минут, силы были на исходе. Я ведь выступал с температурой, простудился по дороге в Ереван. По возвращении целый день пролежал в кровати, даже из дому не выходил. Мне бы очень хотелось, чтобы это был мой последний старт в году. Но, скорее всего, еще придется выступать за турецкий клуб, с которым у меня контракт.

- 20 тысяч долларов за успех в Ереване, 205 миллионов рублей за победу на турнире в Мегионе. Дзюдоисты по размерам гонораров стремятся догнать теннисистов?
- На самом деле, турниры с таким большим призовым фондом проводились впервые. Дмитрий Носов, организовавший соревнования в Мегионе, известный и уважаемый человек в России. Он снимается в кино, у него много влиятельных друзей в сфере нефтяного бизнеса. Правда, со мной еще не рассчитались за ту победу. Не могут решить, как деньги перечислить. В Ереване сразу выдали всю сумму наличными. Гран-при было приурочено к юбилею коньячного завода «Арарат». Так что можете себе представить, с каким размахом все проходило. Билеты на турнир не продавались, в зал пускали только по приглашениям. Соревновались в театре. Признаюсь, мне еще никогда не приходилось выступать на сцене. Моим первым соперником был местный дзюдоист Ованнес Матевосян. Наша схватка вызвала огромный ажиотаж у публики. Армянин оказался довольно напористым парнем, несколько раз сам бросался на меня, но уже через минуту все поняли, кто на самом деле сильнее.

- Многих удивил ваш успех в Мегионе. Ведь все знали, что эти соревнования были устроены под бронзового призера афинской Олимпиады Дмитрия Носова...
- Когда ехал туда, тоже так думал. Но судейство оказалось справедливым. Я даже поднял
тост на фуршете за честность и непредвзятость организаторов. Новые правила дали судьям слишком много свободы, чем они пользуются и на европейских, и на мировых первенствах.   Если  спортсмены борются приблизительно на одном уровне, очень просто сломать неугодного, дав ему предупреждение.

ЗА МЕДАЛЯМИ ОПОЗДАЛИ

- Хотите сказать, что на коммерческом турнире в России арбитраж был более объективный, чем на чемпионате мира в Бразилии.
- Безусловно. Хотя нельзя не признать, что на мировом первенстве конкуренция была намного выше. Только в моей категории выступало около семидесяти спортсменов. Я проиграл схватку Авизару Шейнману из Израиля. Первый раз встречался с этим дзюдоистом, но не это стало причиной поражения. Судьи откровенно занизили мне оценки за первые два броска, сделанные на чистую победу. А вот сопернику - наоборот. Центральный судья показал «вазаари», но решающим стало мнение боковых арбитров из Германии и Узбекистана. А они зафиксировали «иппон». Я прекрасно понимаю, почему так произошло. Ведь с дзюдоистами из этих стран, я, согласно сетке, встретился бы в случае победы над израильтянином. Конечно, выгоднее было пропустить в следующий раунд более слабого спортсмена. А в конце схватки я откровенно устал, после трех минут борьбы дали о себе знать и тяжелая дорога, и последствия акклиматизации. Мы приехали позже, чем планировали. Мне, чтобы согнать два килограмма, вечером бегать пришлось. А на следующий день уже нужно было бороться.

- Если бы не вмешались обстоятельства, смогли бы, по крайней мере, повторить бронзовый успех Каира-2005?
- Я был в прекрасной форме накануне и ехал за медалью. Но наши «профессора» так долго высчитывали, как нам не попасть в акклиматизационную яму, что в итоге мы вообще чуть не опоздали на борьбу. Сумки потерялись, и некоторые спортсмены вынуждены были одалживать кимоно. Багаж привезли, но это было уже после того, как мы перенервничали. А все началось с того, что команда не успела на стыковку самолетов. С девяти утра до одиннадцати вечера проторчали в аэропорту в Париже. Потом сели на рейс, но только в Сан-Пауло. А оттуда еще пятьсот километров ехали на такси до Рио-де-Жанейро.

- Переживали из-за того, что не удалось завоевать прямую олимпийскую лицензию на
чемпионате мира?

- Не успел, потому что существенно поправил свое по:ложение в международном рейтинге победой на Кубке мира, проходившем вскоре после соревнований в Рио-де-Жанейро. Я с одиннадцатого места переместился на четвертое, к тому же взял реванш у азербайджанца, которому проиграл бронзу на соревнованиях в Голландии. Восьмидесяти очков вполне может хватить для участия в Олимпиаде. Но для полной уверенности нужно будет еще на одном-двух лицензионных стартах попасть в число призеров.

ПОСЛЕ ПЕКИНА ПОМЕНЯЮ КАТЕГОРИЮ

- Вы также проходили сквозь сито отборочных турниров перед Играми-2004. Но тогда, помнится, тренерский штаб сборной сомневался, вам ли отдать путевку в Афины. Сейчас чувствуете себя более уверенно?
- Еще совсем недавно в международном рейтинге мы шли рядом с моим основным конкурентом за место в команде Ильей Чимчиури. Я опережал его буквально на три очка и оторвался лишь благодаря победе в Баку. Чимчиури сейчас не выступает из-за дисквалификации, но ходят слухи, что он собирается участвовать в отборе на Олимпиаду. Думаю, ему будет сложно соперничать с молодыми, в свои 34 года. В весовой категории до 81 кг есть другие неплохие спортсмены Дмитрий Булгак и Сергей Балабан, который стал чемпионом Украины. Но пусть они начнут показывать стабильно высокие результаты на международном уровне. А то у нас очень любят создавать лишний ажиотаж вокруг места в сборной. Сразу же пошли разговоры, стоило мне не выступить на чемпионате Украины. А я просто приболел, мне тяжело было сбросить шесть килограмм к началу соревнований.

- После Олимпиады вы выиграли кубковый старт в 90 кг. Ваше возвращение в родной вес как-то связано с окончанием срока дисквалификации трехкратного чемпиона континента в этой категории Валентина Грекова?
- Нет, я просто хотел немного отдохнуть после Афин. Сейчас вешу 87 кг. Недотягиваю до 90, с одной стороны, а с другой - мне нужно сбрасывать вес, чтобы выступать в 81. Я решил не мучать себя, пока не начнутся лицензионные турниры. А чтобы поддерживать форму, выступал в более высокой категории. Планирую перейти в 90 кг, но не к Пекину, а скорее всего, к Лондону.

- Грекова на последнем чемпионате мира выбил из борьбы Илиас Илиадис, лишивший вас золота Афин. Почему украинские дзюдоисты никак не могут справиться с этим спортсменом?
- Валентин, вероятно, пострадал из-за тяжелого перелета, как и я. А вообще, в дзюдо нет стабильного лидера. На последнем чемпионате Европы, где Греков стал первым, Илиадис вылетел на ранней стадии соревнований. Лично мне не приходилось с ним встречаться после Афин. Грек сразу же перешел в высшую категорию, выступает то в 90 кг, то в 100! Он, наверное, какие-то чудо-витамины принимает. Я сам не видел, конечно, но ходят разные слухи. Нереально быть таким здоровым, как он: людей практически на руках носит и при этом вообще не устает.

ОТ ЗВЕЗДНОЙ БОЛЕЗНИ СПАСЛИ ДРУЗЬЯ

- Может, это и к лучшему, что не удалось с первой попытки выиграть Олимпиаду. Иначе, не к чему было бы стремиться...
- Я живу с ощущением сожаления, что не сделал всего, что мог, в решающей схватке с греком. Просто после победы в полуфинале все бросились поздравлять меня, и я уже не смог правильно настроиться на последний бой. Сейчас понимаю, что выступать, будучи темной   лошадкой, намного легче.

- Для многих украинских спортсменов пройти испытание славой оказалось даже сложнее, чем завоевать олимпийскую награду. Как вы пережили время бесконечных приемов, телеэфиров и интервью, не потеряв формы?
- Признаюсь, был такой период, когда мне очень хотелось побыть наедине, уехать на недельку в горы, где нет связи. А что касается звездной болезни, то всегда просил и сейчас прошу своих друзей, если заметят какие-то симптомы (со стороны ведь всегда виднее), сразу делать мне замечание.

- В Надвирной недавно прошел первый международный турнир по дзюдо на призы Романа Гонтюка. Ожидали, что он вызовет такой ажиотаж?
- Честно говоря, нет. Приехало более двухсот детей. Соревнования начались в одиннадцать утра, а закончились в одиннадцать вечера. Судьи еле стояли на ногах. Идея провести турнир принадлежала заместителю начальника отделения НОК Украины в Ивано-Франковской области Мирославу Карабину и моему тренеру Евгению Боднаруку. Нас поддержала родная спортивная школа в Надвирной. А спонсоры помогли сделать медали с моим изображением и венки наподобие того, что привез из Афин. Кстати, на следующий день после соревнований мы организовали учебно-тренировочные сборы. Я представил, как бы мне когда-то было приятно побороться с олимпийским призером, надел кимоно и с каждым маленьким спортсменом провел по минутному бою. Так что получилась полноценная тренировка.

- Узнали в ком-то себя самого?
- Наши родители любят говорить, что в их время все было совсем по-другому. Вы будете смеяться, но я скажу то же самое. Когда начинал заниматься дзюдо, кимоно было, словно из мешковины, натирало, оставляя следы на теле. Сейчас дети с самого начала имеют доступ к хорошей экипировке, так и должно быть. А что касается характеров, то сразу видно у кого глаза горят, а кто тренируются просто так.

- А где сейчас кимоно, в котором вы выиграли серебро Олимпиады?
- Медаль храню дома, а кимоно в дзюдо изнашивается меньше, чем за год. Свое олимпийское отдал в спортивную школу в Надвирной. Пусть им воспользуется кто-то из наших ребят. Это все же лучше, чем кормить моль в шкафу.


Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»

дзюдо
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.