Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
495
0

«Хочу, чтобы лишними стали французы...»

Интервью с главным тренером cборной Украины Олегом БЛОХИНЫМ

-- Олег Владимирович, как собираетесь отмечать юбилей?
-- Все будет проходить по привычному сценарию. Каких-то особых торжеств я не планирую -- соберу друзей, посидим, попразднуем. Возможно, в связи с круглой датой гостей будет побольше, а в целом -- все как обычно...

-- Когда были футболистом, любили играть в день рождения?
-- Никогда не придавал этому особого значения. Настроение, конечно, всегда было особенное, но на результат это никак не влияло. Иногда выигрывали, иногда проигрывали, хотя один матч в день рождения, безусловно, запомнился.

-- С «Селтиком»?
-- Да. Мне тогда исполнилось 34, а мы принимали шотландцев на Республиканском. Помню, забил со штрафного в самом начале встречи, «Динамо» выиграло -- 3:1, а мне подарили цветы.

-- В прошлом году ко дню рождения вы готовились с куда более радужным настроением...
-- В спорте ничего нельзя прогнозировать и невозможно всегда быть победителем. Мы стремились к лучшему, хотели опередить своих конкурентов, но, к сожалению, не смогли.

-- То есть критику ваша команда заслужила?
-- Конечно, без нее никак нельзя, хотя критика бывает правильная, а бывает необъективная. После игры всегда проще оценивать нашу работу -- одного не нужно было ставить, другого, напротив, зря не поставил. Задним числом все умны, но я все равно не скрываю, что мы делали ошибки, где-то недорабатывали.

-- Что бы вы совершили не так, если бы была возможность что-либо изменить?
-- Перед матчем в Тбилиси попытались бы более убедительно объяснить ребятам, что малой кровью сборную Грузии не обыграешь. Мы настраивали команду на сложный поединок, но, видимо, так и не достучались до игроков.

-- По ходу встречи вы чувствовали, что футболисты действуют вполсилы?
-- Так говорить нельзя, но в психологическом плане мы доработали не до конца, поскольку все уже думали о матче с Италией.
Впрочем, не стоит забывать, что были и объективные причины. Все-таки в обороне в этом отборочном цикле сборная сработала не так надежно. Практически вся центральная ось выпала! Раньше у нас стабильно играли Русол, Федоров и Гусин, а в этом году мы перепробовали массу различных сочетаний, но к оптимальному варианту так и не смогли прийти. В общем, можно лишний раз убедиться, что стабильность состава -- большое дело.
Были травмы, некоторые не играли в своих клубах. Не все шло так гладко, как в 2006-м или 2005 году. Все время приходилось что-то придумывать, хотя я не скрываю, что где-то мы неправильно проводили замены. Но после боя кулаками не машут.

-- В последних матчах футболисты выглядели как-то несобранно. Те же «стандарты» были нашим коньком, а тут вмиг стали козырем соперников!
-- Концентрация внимания играет огромную роль, однако многое зависит и от взаимодействия защитников, а оно не было таким, как раньше.

-- Поединок в Тбилиси предопределил выбор тактики на встречу с чемпионами мира?
-- Конечно.

-- Не жалеете, что рискнули?
-- Ни в коем случае. С Италией мы правильно играли. Можно было закрыться, отбиться, зацепиться за ничью, но она нам почти ничего не давала.
Мы имели преимущество, атаковали, угрожали воротам, а итальянцы, когда забивали первый гол, даже момент толком не создали. Банальный навес, мяч попадает в голову...
Класс итальянских исполнителей оказался выше, хотя, когда мы пропускали второй гол, провалились прилично.

-- Тема конфликта с Андреем Ворониным закрыта, но все-таки, как вы считаете, в футболе можно обходиться без подобных ситуаций?
-- Это естественный процесс. У меня тоже были непростые отношения с Валерием Лобановским, но это не мешало мне играть в «Динамо» столько лет. Главное, чтобы не страдало дело.

-- Вы согласны, что иногда конфликты идут на пользу команде?
-- Конечно. И не только футболистам, но и тренерам. Встряска не помешает, но нужно смотреть, что за ситуация и как из нее выйти.

-- С Ворониным все закончилось хорошо?
-- Да. Я до сих пор считаю, что мы оба погорячились, хотя Андрей должен был понимать, что он игрок, а я -- тренер.

-- Олег Владимирович, в этом сезоне Андрей Шевченко почти не выступает за свой клуб. Не возникало ли у вас желания оставить его в каком-то матче в запасе, или это попросту невозможно?
-- Почему же, возможно. Но кого нам тогда использовать в передней линии? Попробовали Сашу Гладкого в двух последних поединках, но он пока не оправдал надежд.

-- Нападающий «Шахтера» перестал забивать. Что бы вы ему посоветовали?
-- Мне кажется, что Саше нужно больше работать индивидуально и не останавливаться на достигнутом. Гладкий -- игрок достаточно зависимый, игрок штрафной площадки. Нападающему необходимо развивать технику, постановку удара. По своему опыту знаю, что защитники быстро привыкают к какой-то одной манере игры, а потому нужно все время в чем-то прибавлять.
Ну и потом, не стоит забывать, что национальный чемпионат и международные соревнования -- это разный уровень. После матчей сборной и поединков Лиги чемпионов Саша мог сам в этом убедиться.

-- Перед встречей с Шотландией был соблазн выпустить в основном составе Андрея Пятова...
-- Я заранее принял решение, что в Глазго сыграет Шовковский, а с фарерцами -- Пятов. Да, я согласен, что у голкипера «Динамо» был определенный спад, но ничего страшного в этом нет.

-- Поединок с шотландцами провалил и Кучер, который неплохо отыграл с итальянцами. Что могло произойти с защитником буквально за месяц?
-- Возможно, снизил к себе требования, возможно, есть другие причины. Но у многих теперешних защитников национальной команды одна проблема -- они должны не только хорошо действовать в подыгрыше, но и отбирать мяч. Кучера мы пригласили в сборную как раз из-за того, что он предпочтительнее выглядел в отборе, но сейчас он потерял эти качества, что заметно и по матчам за клуб.
Александр, кстати, один из тех футболистов, которых мы пригласили в команду уже после чемпионата мира. Многие говорят, что мы не обновляем состав, но за полтора года в сборной появилось около десяти новых игроков!

-- А правого защитника как не было, так и нет...
-- Совершенно верно! Мы всегда рады приглашать новых исполнителей, но я неслучайно говорю -- назовите мне фамилии...
Смело берем ребят из «молодежки», но у Алексея Михайличенко тоже есть похожая с нашей проблема -- его футболисты не всегда играют в клубах. А нам за два дня надо изменить их психологию.
Меня всегда удивляет, когда пишут, что тренерам сборной нужно научить защитников играть в линию, а полузащитников -- правильно подавать с фланга. Это абсурд! За два дня такую работу не сделаешь. Существует совместимость исполнителей, а наиграть какие-то комбинации за пять тренировок нереально.

-- Олег Владимирович, иногда складывается впечатление, что вы слишком много внимания уделяете тому, что пишут в газетах. Не можете закрыть на это глаза?
-- На некоторые статьи я болезненно реагирую не только потому, что это затрагивает меня. Речь же идет о команде, о футболистах. А их я никогда не дам в обиду! Нормальную критику я всегда воспринимаю вполне адекватно.
Ну как можно писать, что некоторые игроки уже давно застолбили место в сборной и их вызывают туда за былые заслуги!? Ребята ведь тоже читают, а такие необъективные вещи могут их просто обидеть. Да даже если новый тренер придет, он ведь не сможет разогнать всю команду!

-- Но вы же понимаете, что все дело в результате. Не все хотят анализировать причины его отсутствия...
-- Совершенно верно. После того как мы проиграли в контрольном поединке англичанам (0:3) накануне старта отборочного турнира чемпионата мира, будущее сборной не ставил под сомнение только ленивый. Но я сразу сказал, что именно эта команда будет играть, и в итоге она добилась результата. Люди, которые в нас не верили, сразу заговорили по-другому.
А в Тбилиси я, конечно, не совсем правильно себя повел. Не должен был так реагировать на вопросы журналистов, но, видимо, уже понял, что шансы потеряны, и позволил себе лишние эмоции. После матча тренеру нужно давать хотя бы час, чтобы он остыл, а потом проводить пресс-конференции (смеется).

-- За то время, что вы возглавляете национальную команду, она сильно выросла?
-- Вопрос не по адресу -- я же не буду себя хвалить. Да, мы проделали огромную работу, но самое главное достижение заключается в том, что все футболисты хотят играть за свою сборную. Андрей Воронин, Анатолий Тимощук и другие могли ведь сослаться на усталость, на травмы, на ответственные матчи в клубах и пропустить встречу с Фарерами, но они вышли на поле и вместе со всеми бились с первой и до последней минуты.

-- В общем, у вас даже можно не спрашивать, чего ожидать от поединков с Литвой и Францией?
-- Можете не спрашивать -- сражаться команда будет до последней секунды отборочного цикла. Да и не могу ведь я расформировать молодежную сборную, у которой еще есть хоть какие-то шансы.

-- Перед матчем с Шотландией мало кто ожидал, что вы бросите в бой сразу четырех форвардов. Это был крик души?
-- Это было продиктовано и турнирной стратегией, и кадровой ситуацией, которая сложилась на тот момент. Мы хотели создать шотландцам проблемы. Шевченко, Воронина они хорошо знают, о результативности Гладкого тоже слышали. Плюс два полусредних -- нацеленные на атаку Гусев и Воробей...
Ладно, ставим мы два опорных полузащитника, Гладкий остается на скамейке. На 5-й минуте нам забивают со «стандарта» -- влияет на это количество опорников?

-- Нет.
-- Тут же пропускаем второй гол после штрафного. Влияет количество опорников на этот эпизод?

-- Опять нет.
-- И что я делаю? Проигрываю в два мяча и выпускаю нападающего вместо одного разрушителя...
Мы же не могли предположить, что уже в самом дебюте получим два таких гола. Точно так же критиковали Мирчу Луческу за матч в Милане, но его атакующая тактика не повлияла на грубые ошибки при стандартных положениях! Хотя тренеру «Шахтера» было кем заменить Кучера, а мне -- нет.

-- Сборная может сыграть в таком атакующем стиле в ближайших поединках?
-- Возможно. Эту тактику я давно хотел использовать, но решился только в Шотландии. В Глазго мы неплохо атаковали, хотя до конца все не исполнили. Однако не нужно забывать и о том, что некоторые футболисты за последний год не то что не прибавили, а наоборот -- стали играть намного хуже.

-- Андрей Воронин не может отличиться за сборную уже в 13-ти матчах. В вашей карьере тоже был период, когда вы никак не могли забить юбилейный, 200-й гол в чемпионатах СССР...
-- Может, у нападающего пропала какая-то уверенность, возможно, снизил к себе требования, много распыляется на подыгрыши и розыгрыши. Хотя Андрей никогда много не забивал. Всегда действовал из глубины, в оттяжке. Он и за сборную так часто играл -- и играл полезно даже тогда, когда не поражал ворота соперников. У Воронина свой стиль, нельзя сказать, что он игрок штрафной площадки, хотя свои десять мячей за сезон он обязан забивать.

-- Олег Владимирович, оставшиеся два поединка сборной вы проведете, в общем-то, в подвешенном состоянии. Тяжело будет выводить команду на игру, не зная о том, что будет дальше?
-- Я об этом не думаю. Свои личные вопросы буду решать только после 21 ноября. Но спустя рукава дорабатывать контракт я не стану.

-- После поражения от Италии не было мысли встать и уйти?
-- Нет. На полпути бросать дело я не привык.

-- Вы очень расстроитесь, если ФФУ не предложит вам новый контракт?
-- Сложно сказать. Таковы особенности тренерской деятельности -- сначала тебя назначают, потом снимают. Если не предложат, значит, посчитают, что сборной я уже не могу ничего дать. Пускай попробует кто-то другой.

-- Ваш агент, Шандор Варга, недавно сказал, что вы соскучились по работе с клубом. Предложения уже поступают?
-- Начнем с того, что Варге я пока не давал разрешения вести переговоры, хотя он говорит, что к нему уже обращались. Ну а с клубом действительно работать проще, но об этом пока говорить преждевременно.

-- Нельзя обойти стороной тему киевского «Динамо». Можете конкретно ответить, обращались ли к вам когда-либо руководители этого клуба с предложением возглавить команду?
-- Могу. Не обращались.

-- Как бывшему динамовцу вам не стыдно смотреть на игру «бело-голубых»?
-- Стыдно. Но я вам отвечаю как бывший динамовец, а не как тренер сборной. Досконально не знаю всех причин, из-за которых сложилась подобная ситуация, но я всегда говорил, что такой бренд не должен опускаться ниже определенного уровня. Те люди, которые сейчас играют за команду, должны понимать, что выступают они не просто в профессиональном клубе, а в киевском «Динамо» и навсегда останутся в его истории.
Ну а как тренеру, как специалисту мне бы не хотелось обсуждать то, что делает мой коллега. Это будет некорректно. Хотя свои мысли у меня, конечно же, есть.

-- Матчи чемпионата Украины смотрите по долгу службы?
-- Если учесть, что они, как правило, неинтересны и все время хочется переключить канал, то да.

-- С прогрессом у нас никак не складывается...
-- В начале этого сезона хорошо выступил «Днепр», но сегодня начинаешь понимать, что днепропетровцы просто воспользовались ошибками «Динамо». Если бы динамовцы пошли по своему привычному графику, то «Днепр» наверняка бы боролся с «Металлистом» за третье место.

-- Вас не удивляет, что за все те годы, что вы работаете в Украине, ни один из клубов так и не смог добиться по-настоящему существенного прогресса?
-- Наверное, нужно идти по пути россиян и вкладывать в футбол еще больше инвестиций. Посмотрите, каких иностранцев привозят туда, а каких -- к нам! Посмотрите, какая там интрига за два тура до финиша, и сравните с нашей! Клубы из верхней части турнирной таблицы не могут спокойно играть с аутсайдерами, потому что за выживание борется восемь команд. А у нас через матч ничего никому не нужно. Вот и вся разница.

-- Неужели все дело в деньгах?
-- Футбол идет по пути увеличения бюджетов, и от этого мы никуда не денемся. Кто у нас вкладывает в клубы по-настоящему серьезные средства? В России это делают ЦСКА, «Зенит», «Локомотив», «Спартак», «Москва». По суммам затрат с ними можно сравнить только «Динамо» и «Шахтер». Все!
Да, россияне тоже могут проваливать свои выступления на европейской арене, но они создали такой чемпионат, который интересно смотреть не только специалистам, но и болельщикам.

-- Ваша позиция относительно легионеров не изменилась?
-- Нет. Более того, у меня складывается впечатление, что многие приезжают к нам на пересылку. Деньги заработают и сбегут. Лишь единицы рассматривают наш чемпионат как платформу для профессионального роста.

-- Куда же в таком случае смотрят руководители наших клубов?
-- А это вы у них спросите. Они вроде бы тоже тратят немалые деньги на приобретения и контракты, но, очевидно, плохо требуют с иностранцев. И только говорят о развитии детского футбола...
В Англии уже переживают, что будет со сборной через пару лет, а немцы вообще хотят вводить лимит на легионеров. И это при том, что школы там работают не так, как у нас!

-- В «Динамо» и «Шахтере» условия для детей созданы просто шикарные, но результата нет...
-- А как доверять молодежи, если каждый год стоит задача выиграть чемпионат, Кубок и попасть в Лигу чемпионов? Может, где-то нужно потерять год или даже два, но все зависит от взаимопонимания между тренером и президентом. Если мне дадут задание добиться результата сегодня и сейчас, то я, естественно, буду использовать более опытных исполнителей, а не готовить кого-то на перспективу. Хотя эти задачи можно пытаться решать параллельно.

-- Выходит, нам просто не хватает элементарного терпения?
-- Совершенно верно. Мы все хотим делать быстро, а иногда нужно просто подождать. Но много ли у нас президентов, которые полностью доверяют тренерам и готовы ждать?..

-- Олег Владимирович, можете спрогнозировать, кто выйдет из нашей группы на чемпионат Европы?
-- Даже не знаю, хотя мы, естественно, постараемся сделать так, чтобы третьими лишними стали французы. Для меня последняя игра в этом групповом турнире будет очень принципиальной...

Евгений ГРЕСЬ

КОМАНДА

футбол
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.