ПЕТРОВА: «Мне не страшно за наш биатлон»
Украинская биатлонистка вспоминает о взлетах и падениях своей спортивной карьеры
Самую титулованную спортсменку в истории украинского биатлона как-то непривычно видеть без винтовки и лыжной экипировки. Но факт остается фактом: в этом году наша команда впервые начала подготовку к сезону без своего бессменного лидера. Решение о расставании со спортом высших достижений она приняла окончательно и бесповоротно.
Елена Петрова повидала за годы спортивной карьеры немало хорошего и плохого. Огромную радость принесла украинским болельщикам серебряная медаль, которую она завоевала в Нагано-1998. Лена была частью той блестящей украинской женской команды, которую в середине девяностых годов боялись и уважали во всем мире. В ее коллекции десять медалей мирового первенства, европейские награды и более двадцати кубковых трофеев.
С одной стороны медали, а с другой - провальное выступление на играх в Солт-Лейк-Сити-2002, которое плачевно закончилось для всей женской сборной Украины. Елена Зубрилова сменила гражданство, Татьяна Водопьянова простилась со спортом, а Нина Лемеш ушла в декрет. Петрова осталась и умудрялась завоевывать для нас медали самой высокой пробы, даже несмотря на то, что травмы ходили за ней по пятам. В 2002-м на летнем сборе она сломала руку, год спустя пострадала из-за невнимательности французского сервисмена, предолимпийский сезон вынуждена была досрочно закончить из-за перелома ключицы...
ЕСТЬ, КОМУ ПЕРЕДАТЬ ЭСТАФЕТУ
- В мире биатлона титулованным спортсменам принято устраивать торжественные проводы. Вы не хотели попрощаться с биатлоном во время летнего европейского первенства в Тысовце?
- Владимир Брынзак, президент Федерации биатлона Украины, спрашивал: как бы я
хотела уйти из большого спорта, чтобы это было красиво. Чемпионат Европы рассматривался как один из вариантов. Все-таки впервые такие серьезные соревнования проходили у нас в Тысовце. Но, взвесив все за и против, я сделала выбор в пользу зимнего чемпионата Украины. Лыжи мне все-таки ближе, чем кросс. Ведь нужно будет пробежать один круг, отстреляться - и только тогда финишировать с флагом.
- Почему многие возрастные спортсмены, и вы в частности, решили задержаться в большом спорте еще на один сезон после Олимпиады?
- Наверное, как и я, хотели напоследок показать результат. Моим первым порывом было завершить карьеру сразу после Турина. Но в какой-то момент почувствовала, что еще есть силы и, главное, желание бороться. К сожалению, не все удалось. Фактически моей последней весомой наградой стала бронза в эстафете на чемпионате Европы в Банско. На чемпионате мира выступила неплохо, три раза попала в двадцатку, но медалей не завоевала. Нацеливалась на последние этапы Кубка мира, но они совпали по времени с соревнованиями полицейских в Германии. Я выступала там вместе с Ниной Лемеш и Русланом Лысенко.
- Свою последнюю в карьере награду вы завоевали уже вместе с молодыми сестрами Семеренко и Оксаной Яковлевой. Скажите, новое поколение украинских биатлонисток сильно отличается от вашего?
- Не буду говорить о нем ни хорошо ни плохо - оно просто другое. Когда начинала выступать, у нас в команде были такие опытные и титулованные спортсменки, как Надежда Белова, мы часто советовались с ними. Сегодня же молодежь более самостоятельная. Впрочем, главное, чтобы у нее было желание бороться, а оно есть, и вкус победы они уже ощутили. Мне не страшно за наш биатлон. Возможно, я бы еще на один сезон задержалась в сборной, если бы мне не было кому передать эстафету.
- А какой совет лично вы дали бы напоследок новому поколению украинской сборной?
- Как можно больше общаться, в эстафете переживать не только за себя, но и друг за друга. Если команда будет сплоченной и дружной, результат обязательно придет. Считаю, что украинская сборная была одной из лучших в мире, когда за нее выступали Валентина Цербе, Нина Лемеш, Татьяна Водопьянова и Лена Зубрилова. Мы боролись за призовые места на всех престижных турнирах. Обидно, что все это развалилось в одночасье после Солт-Лейк-Сити.
НИКОГДА НЕ ДУМАЛА О СМЕНЕ ГРАЖДАНСТВА
- А может, виной всему злой рок, который преследует знаменоносцев олимпийской сборной Украины?
- Нести флаг на церемонии открытия игр - это большая честь для любого спортсмена, но тогда я не была к ней готова ни психологически, ни физически. Словом, выполняла свои обязанности без удовольствия. Если бы меня хоть предупредили заранее. Мы едва успели переодеться после тренировки. А на следующий день надо было выходить на старт. Кроме того, я всегда считала, что нести флаг должен мужчина. Олимпиада в Солт-Лейк-Сити не только для меня, для всей нашей команды, стала кошмаром. Жаль, что нельзя вычеркнуть этот отрезок из жизни.
- Не было желания завершить карьеру еще тогда, после игр в Солт-Лейк-Сити? Ведь вы кроме нервного стресса заработали еще и физический...
- Я не могла уйти на волне таких плохих результатов. Кроме того, у меня было еще достаточно сил, чтобы бороться. Чтобы поправить здоровье, хватило и трех дней в больнице под капельницей. У меня было обезвоживание организма из-за того, что мы долго находились на высокогорье в Америке. Морально восстанавливалась намного дольше.
- Можно ли назвать серебро в эстафете на послеолимпийском чемпионате мира судьбоносным для украинской женской сборной, на которой, казалось, уже поставили крест?
- Безусловно, от нас никто не ждал медали - тем более в таком составе. Я бежала с Оксаной Хвостенко, Ириной Меркушиной и Оксаной Яковлевой. Но мне кажется, что наше руководство настолько привыкло к тому, что именно женщины приносят медали украинской сборной, что даже не смогло оценить наш успех по достоинству. Конечно, для каждой из нас та награда была сродни чуду.
- Елена Зубрилова нашла выход из сложившейся ситуации в переходе под флаг Белоруссии. А вы когда-либо рассматривали возможность смены гражданства? И как вообще относитесь к миграции спортсменов, которая приобрела в последнее время массовый характер?
- Если человеку нет места в одной сборной по каким-либо причинам, почему бы не перейти в другую? Лилия Ефремова не смогла реализовать себя в России, но принесла медаль туринской Олимпиады Украине. Зубрилова сделала свой выбор в пользу Белоруссии. Это ее право, мы с ней остались в прекрасных отношениях. Я же о смене гражданства не думала никогда, поскольку практически полжизни провела в Украине. Здесь ко мне пришло осознание того, что спорт - это моя профессия. Я ведь далеко не сразу прониклась к нему любовью. Позанималась немного лыжными гонками - и бросила, холода побоялась. Возобновила тренировки, когда поступила в медицинский техникум, там мне и вручил винтовку тренер Анатолий Богданов. А потом на меня обратил внимание Роман Бондарук и пригласил в Украину - правда, тогда она еще была частью СССР. Под сине-желтым флагом завоевала все свои награды. Кто знает, как бы сложилась моя карьера, если бы осталась в России. Сейчас только в гости езжу к себе на родину в Удмуртию. И по окончании карьеры у меня не возникло дилеммы, оставаться ли в Украине.
В НАГАНО БЕЖАЛА СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
- Действительно ли успех на играх во многом зависит от благосклонности фортуны и почему, по вашему мнению, многим титулованным спортсменам не удается покорить олимпийский пьедестал?
- Никогда не задумывалась над этим. Но, наверное, везение тоже играет какую-то роль. Зубрилова имеет столько медалей с чемпионатов мира и этапов Кубка мира, но никогда
не поднималась на пьедестал Олимпиады. В Нагано на тренировке мне казалось, что я не
готова показать высокий результат: в руках и ногах ощущалась тяжесть. Даже не знаю, откуда у меня взялись силы на последний подъем перед финишем. Слезы на глаза наворачивались, тренер сказал мне, что борюсь за призовое место. Я стартовала под 35-м номером, и мне пришлось еще какое-то время ждать окончательных результатов. Меня все вокруг поздравляли, а я никак не могла поверить своему счастью. Когда ехала в олимпийскую деревню после гонки, в душе творилось что-то невероятное. Столько лет с тех пор прошло, а у меня до сих пор - мурашки по телу.
- Олимпиада в Нагано была для вас не первой. Часто вспоминаете свой курьезный дебют на играх в Лиллехаммере?
- Я была молода и очень переживала. Несмотря на юный возраст, наша команда имела за плечами опыт успешных выступлений на чемпионатах мира. От нас уже тогда требовали медали. А я заблудилась во время своей любимой индивидуальной гонки, была настолько уверена, что маршрут будет таким же, как и на тренировке, что даже не подумала уточнить его перед стартом. В результате побежала не на первый круг, а сразу на второй - и меня просто сняли с дистанции.
- Скажите, вам теперь часто снятся гонки?
- Бывает. Считаю, что время, проведенное в спорте, было самым лучшим и самым счастливым в моей жизни. Страшно подумать, что все самое интересное уже позади.
Когда прекращаешь тренироваться, первым делом хочется пожить для себя. Но для того,
чтобы отдохнуть, мне хватило меньше месяца, а потом опять потянуло тренироваться. Я по
жизни активный человек, и мне сложно сидеть на месте без движения. Хотя понимаю, что возраст для большого спорта у меня уже солидный, нужно думать о будущем, о детях. Хотя нам, людям спорта, непросто создавать семьи. Мы требовательны как к себе, так и к другим, привыкли быть сильными, потому что иначе не достичь успеха. В обычной жизни особенно хочется хоть иногда почувствовать себя слабой, чтобы рядом был человек, на которого можно опереться.
- Валентина Цербе, обладательница бронзы Лиллехаммера и ваша подруга по окончании карьеры оказалась на бирже труда, потом какое-то время торговала на базаре. Скажите, ситуация с трудоустройством известных спортсменов в нашей стране изменилась?
- Валентина рано ушла из спорта, она могла еще выступать, а я как раз вовремя. По большому счету, ничего не изменилось. Прекрасно понимаю, что нужно самой прокладывать себе путь в жизни. Пока планы на будущее держу в секрете. А в ближайшее время собираюсь в путешествие по Европе.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В меньшинстве киевляне продержались только тайм
Главным виновником поражения от «Ференцвароша» считают Владислава Дубинчака