Мирча ЛУЧЕСКУ: «В Зенит пришел за титулами, а не за деньгами»
Главный тренер питерского клуба ответил на вопросы болельщиков
В чем мотивация тренера, выигравшего не один десяток трофеев? Зависит ли тактика «Зенита» от соперников? Кто лучший игрок в истории футбола? Главный тренер сине-бело-голубых Мирча Луческу ответил на вопросы болельщиков.
— Вы за свою карьеру выиграли множество трофеев. Какова ваша мотивация в «Зените»?
— В первую очередь — выиграть чемпионат. Кроме спортивной, никакой мотивации быть не может. Деньги меня не интересуют: за свою карьеру я заработал более чем достаточно. Поэтому для меня важны только результаты «Зенита».
— Вы ставите «Зениту» атакующий футбол. Против топ-клубов планируете тоже играть первым номером? Или тактика от соперника все же зависит? В прошлом году, например, «Зенит» играл первым номером в чемпионате России, а в Лиге чемпионов побеждал, действуя от обороны.
— Мы должны играть в атакующий комбинационный футбол. Естественно, наша игра не может не зависеть от действий соперника. Если мы столкнемся с командой, которая будет сильнее нас, которая заставит нас в первую очередь обороняться, мы будем это делать. Но я предпочитаю играть в атаку.
— Есть ли в чемпионате России принципиальные соперники для вас? Такие, как ЦСКА или «Спартак» для болельщиков?
— Пока что при мне «Зенит» сыграл только с ЦСКА и «Локомотивом». У меня еще не такой большой опыт работы в России, мне сложно сравнивать так называемые дерби, их накал. На данный момент я оцениваю все матчи одинаково, сделать какие-то выводы смогу позже.
— Вы держите дистанцию с игроками или возможно дружеское общение?
— В первую очередь тренер должен уметь донести до игроков свою философию. Естественно, это возможно только тогда, когда есть хорошие дружеские отношения. Добиться этого силой невозможно. Мы вместе выигрываем и вместе проигрываем, мы — одно целое.
— Оцените, пожалуйста, прошедший Евро с точки зрения эволюции футбола. Какие новые тенденции вы для себя отметили?
— Как и любая сфера жизни, футбол прогрессирует. Все добавляют в тактическом плане, в физическом, в психологии. Конечно, в футболе изменения не всегда так заметны, как в других видах спорта, где устанавливаются рекорды, на Олимпийских играх например. У нас все более завуалированно. Подготовка команд все сложнее, физическое состояние все лучше. Игроки должны уметь адаптироваться к новым требованиям — это самое главное. Сегодняшний ритм игры несравним с тем, что был раньше.
— Как вы считаете, кто лучший игрок за всю историю футбола?
— В каждом поколении был свой великий игрок, нельзя выбрать одного. Когда играл я, идолом был Пеле, это не обсуждается. До него был Ди Стефано. После появились Беккенбауэр и Кройф. Если проанализировать все крупные турниры, можно сделать определенные выводы. К примеру, на чемпионате мира 1958 года был очень техничный футбол, в котором не было равных бразильцам. Тогда героем стал Пеле. В 1962-м на первый план вышла физика, чемпионат получился жестким, с большим количеством травм. Тогда Чехословакия заняла второе место, потому что смогла соответствовать этому футболу, а Бразилию не было видно! Каждый последующий чемпионат чем-то выделялся и делал шаг вперед в плане развития футбола. То же самое и с игроками.
Чемпионат Европы во Франции, может быть, не сразу, но тоже окажет влияние на развитие игры и футболистов. Сейчас появляются новые сильные команды, которые заставляют признанных лидеров подниматься еще выше. Это касается и игроков. Появляются новые звезды, которые еще внесут свой вклад в футбол.
— Как формируется психология победителя в футбольной команде? Это только череда побед или все-таки что-то более глубинное?— Характер любого игрока надо формировать. Только темперамент дается нам с рождения. Люди, которые готовы работать над собой, которые не сдаются, становятся личностями. Ты соперничаешь с лучшими, общаешься с тренером и партнерами по команде — все это влияет на тебя, формирует в тебе личность. И уже личности становятся настоящими лидерами. Но это зависит от тебя — от твоего образования, от твоей культуры. Лидером нельзя родиться, им можно стать, приложив максимум усилий. Только когда игрок становится лидером, он может принимать какие-то значимые решения сам и нести за них ответственность.
— Вы знаете много языков. Какой было труднее всего выучить?
— Самый сложный язык тот, который ты не хочешь изучать.
— Мистер, какую кухню вы предпочитаете?
— Средиземноморскую. Итальянскую, испанскую, греческую. Некоторые блюда турецкой кухни.
— Вспоминаете ли вы свою игровую карьеру?
— Стараюсь не вспоминать. Конечно, это все осталось в моей памяти, но лучше много об этом не думать. Я живу только настоящим и будущим.
— Как вам Петербург? Где уже побывали, куда собираетесь?
— В выходной после игры с ЦСКА я как раз съездил в Петергоф. Это потрясающее место, но пришлось постоять два часа в очереди, чтобы попасть во дворец. Был жаркий день, в толпе было много людей с детьми, много пожилых. Возможно, стоит пересмотреть некоторые правила посещения, чтобы сделать его более удобным в столь популярное у туристов время. Так или иначе, я посмотрел то, что хотел, это был мой первый визит в Петергоф. Больше пока что нигде не был, не хватает времени, чтобы детально изучить город. Я хорошо знаю историю Петербурга, поэтому обязательно еще посещу многие достопримечательности, но чуть позже.
— Расскажите о своей семье. Вы же не один в Петербурге? Чем занимаются ваши дети, внуки?
— В Санкт-Петербурге я нахожусь с женой. Мой сын — футбольный тренер, сейчас работает в греческом «Ксанти», откуда в «Зенит» пришел Юрий Лодыгин. Внучка окончила университет в Англии, внук — в Голландии. В скором времени они обязательно приедут в Петербург, чтобы поближе с ним познакомиться.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Мегафайт пройдет вечером 21 декабря в саудовском Эр-Рияде
Тайсон отказался давать флеш-интервью после поражения
Совсеи на старости лет с головой плохо стало у Будулая...
Так віддаай свою зарплату на підтримку АТО, побачимо яких "титулів" добє'шся