СИЛАНТЬЕВ: «Награды брал под рок...»
Экс-чемпион мира рассказал о трудном возвращении в элиту плавания, о готовности снова выиграть олимпийскую медаль и о решении заняться благотворительностью
Насколько лет назад его имя гремело на всех крупнейших турнирах планеты – надо было здорово поломать голову, чтобы найти достойного соперника нашему пловцу на дистанции 200 м баттерфляем. «Золото» мировых форумов, «серебро» олимпийского Сиднея, масса наград на Кубках мира – все это Силантьев брал «одной левой». Однако, после долгих лет побед и триумфов, как-то неожиданно запорожский чемпион исчез... Многие думали, что карьера Дениса завершена. Да не тут-то было! Переехав с семьей в Киев, Силантьев стал работать с тренером Яны Клочковой – Ниной Кожух. И сейчас, показывая результаты столь же феноменальные, как и на пике своей славы, 31-летний пловец готовится выступить на Олимпиаде в Пекине – уже четвертой в своей карьере.
– Денис, вы очень рано вышли на высокий уровень. За столько лет бывали ведь моменты, когда хотелось махнуть на все рукой и сказать: «Все. Я устал, я ухожу». Как их переживали?
– Да, такое время настало в 2004-м году. На старты выходил абсолютно без радости, без желания – ничего худшего для спортсмена придумать нельзя. Перед заплывами только и задавал себе вопрос: «Ну и кто на этот раз меня обгонит? Кажется, всем, кому мог, уже проиграл». Я всерьез решил бросать спорт, для этого даже перешел с двух тренировок в день на одну. Единственное, что меня тогда удержало на плаву, – это слова жены. Инна постоянно говорила мне: «Денис, ты же сильный человек. А сильные не могут вот так развернуться и все бросить. У тебя еще должна быть вспышка».
– А не пытались просто взять передышку на несколько месяцев, как это сделала Яна Клочкова?
– Нет, я прекрасно понимал, что если сделаю перерыв в три-четыре месяца, то могу уже и не вернуться к полноценному плаванию. Например, в августе я взял месячный отпуск. Вернувшись, прыгнул в бассейн – ощущение было такое, что я вообще никогда не был в воде. Если я отдыхаю месяц, втягиваться обратно приходится в два раза дольше.
– Смена тренера сразу сказалась на ваших результатах – весной вы без проблем проплыли олимпийский норматив, а летом в Париже показали едва ли не лучшее время в карьере...
– Да, летом мне лишь шести сотых секунды не хватило до рекорда Украины. Я сам удивился своим результатам – так не плавал уже пять лет! Но тогда я был молод – постоянно заведен на борьбу, мне плылось гораздо легче. Выручило то, что новый тренер посоветовала немного изменить технику плавания – и былые результаты вернулись.
– Сейчас не жалеете, что все молодые годы посвятили только тренировкам и соревнованиям?
– Такие мысли у меня были разве что в детстве, когда все сверстники делали, что хотели, развлекались, а я должен был идти на очередную тренировку... А сейчас понимаю, что жалеть не о чем. Смотрю на ребят, с которыми рос в одном дворе, мало кто из них нашел себя в жизни, кое-кто и вовсе наркоманом стал...
– А вы сейчас еще решили и помогать людям...
– Да, я решил основать спортивный фонд. И привлек к этому проекту Яну Клочкову – просто потому, что она – замечательный человек, который никогда не подведет. Сейчас мы разрабатываем проект «Один шаг к спортзалу». Я хочу, чтобы в каждом районе города находился хотя бы один хорошо оборудованный спортзал, где можно будет поиграть, например, в баскетбол. Но в первую очередь, мы построим в Киеве современный бассейн.
– Остается время на что-то вне спорта?
– Люблю почитать. Но так, чтобы прочитанные книги составляли между собой некий контраст – например с Омара Хайама можно резко перейти на Мураками.
– А что предпочитаете в музыке?
– Русский рок – ДДТ, «Наутилус Помпилиус», «Агату Кристи». Вообще, именно с песнями ДДТ у меня до сих пор ассоциируется моя первая Олимпиада – в Атланте в 1996-м. Тогда, уезжая в США, я как раз купил себе в дорогу их альбом.
– А с «серебряной» Олимпиадой в Сиднее есть музыкальные ассоциации?
– Да, перед Играми вышел диск с саундтреком к фильму «Брат-2» – по сути тоже хорошая подборка русского рока. Мне очень понравилась та пластинка – слушал все время, пока был в Австралии. Даже сейчас, если слушаю диск, вспоминаю, как мы ехали на автобусе к Сиднею.
– Помнится, на той Олимпиаде вы не очень-то и радовались «серебру». Даже бронзовый призер Норрис выглядел счастливым, а вы стояли на пьедестале с каменным лицом...
– В тот момент я был по-настоящему расстроен – в Австралию я ехал вовсе не за серебром. Потому, придя к финишу вторым, я с большим трудом смог выдавить улыбку во время награждения...
– Кстати, в Сиднее австралиец Ян Торп добывал свои медали в высокотехнологичном костюме, который якобы давал ему некоторые преимущества перед соперником. Как вы относитесь к таким вещам?
– На самом-то деле, ничего особенного в этом костюме Торпа не было. Просто Ян сам по себе талант, а черное одеяние – своего рода «понты». Я тоже попробовал пару раз проплыть в таком – абсолютно не понравилось, очень сковывает движения.
– Известна история о том, как вы потеряли ту серебряную олимпийскую медаль Сиднея. Не обидно?
– Да вообще-то я уже и забыл о ней! Ведь это же всего лишь вещь, зачем к ней привязываться? Тот пьедестал остался у меня в памяти, я знаю, что был там, что занял второе место. И все это знают без медали.
– А в принципе свои трофеи храните?
– Да, они лежат дома у моей бабушки. Недавно я к ней пришел, что-то искал, наткнулся на пару увесистых коробок. Когда спросил, что же там такое тяжелое лежит, а бабушка ответила: «Так это же твои медали!»...
Дмитрий ДОРОШЕНКО
Газета по-киевски
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Иван сосредоточен на играх за «Александрию»
Уход в другую команду этим исполнителям нужен, прежде всего, чтобы не загубить карьеру…