БЕССОНОВА: «Не считаю себя звездой»
Анна Бессонова - о чемпионате мира, поддержке зрителей и многом другом
Корреспондент «СЭ» встретилась с абсолютной чемпионкой мира в школе олимпийского резерва, где в перерывах между многочисленными съемками и интервью Аня успевала еще и тренироваться. Через несколько дней ей предстоял Кубок мира в Японии. Не случайно накануне здесь, в альма-матер украинской художественной гимнастики, побывали японские тележурналисты, как бы подтверждая слова Ирины Дерюгиной о том, что весь мир радовался победе нашей Ани.
СУДЬИ СОЗДАВАЛИ ЗАПАС ДЛЯ РОССИИ
- Раньше я никогда не позволяла себе плакать на людях, - сказала абсолютная чемпионка мира. - Только на тренировках, когда никто не видел. В Патрах не сдержалась, выплакала все, что накопилось за те долгие десять лет, пока шла к победе на чемпионате мира. Когда на табло появились окончательные результаты, у меня будто гора с плеч упала. Но успокоилась я не сразу, еще долго плакала на плече у Альбины Николаевны Дерюгиной. И мне кажется, что вместе с нами плакал весь зал. Очень многие не верили в то, что произошло, переспрашивали, на самом ли деле победу отдали мне.
- Вы знали, насколько высокие оценки поставили в последнем упражнении вашей главной сопернице в абсолютном первенстве Вере Сесиной?
- На соревнованиях не видела, ни как она выступала, ни какие именно оценки получала. Знала только, что мы в таблице идем рядом, и что перед заключительным видом программы лидирую я. Уже дома проанализировала чемпионат по видеозаписям и увидела, что российские гимнастки допускали грубые ошибки. А последняя оценка моей соперницы говорит о том, что судьи просто создавали запас для победы России.
- Что сказала вам перед последним выходом на ковер Альбина Дерюгина?
- У нее есть волшебные слова лично для меня. Может, расскажу, когда закончу карьеру, но, скорее всего, это навсегда останется нашей с ней тайной. Я очень благодарна Альбине Николаевне и Ирине Ивановне Дерюгиным. Если бы не поддержка тренеров, то мне бы вряд ли удалось собраться к абсолютному первенству. Ведь начинался для нас чемпионат крайне неудачно. Мы допускали просто нелепые ошибки. Нас очень сильно выбила из колеи травма Наташи Годунко. В последний день заболела также Ира Ковальчук. Ей пришлось выступать с высокой температурой. Мало кто верил, что все это может закончиться для нас хорошо.
ВЫХОДИЛА НА КОВЕР, КАК НА ВОЙНУ
- В Патрах у вас баллы за технику превзошли оценки за артистизм. Получается, что вы победили россиянок их же оружием?
- Мы очень серьезно готовились к чемпионату мира, знали, что ветер будет дуть не в нашу сторону. Альбина Николаевна тактически построила тренировочный процесс таким образом, чтобы мы отшлифовали все элементы, подтянули физическую форму и при этом не потеряли присущего нам артистизма. Я с первого упражнения выходила на ковер, как на войну, но боролась не только с соперницами, а еще и с самой собой, своим волнением и победила.
- Если бы судейство в художественной гимнастике было объективным, сколько золотых медалей висело бы на данный момент у вас дома?
- Мне тяжело судить, на всех чемпионатах мира я выступала достойно, но занимала вторые и третьи места. Два года назад была практически такая же ситуация, как в Патрах. Оля Капранова допускала грубые ошибки, тем не менее, золото отдали ей. В Будапеште лучшей признали Алину Кабаеву. Мне сказали, что это случилось из-за потери предмета в одном из моих упражнений. В Баку мне вообще ничего не стали объяснять. А здесь я уже просто всем показала, как на самом деле должна выступать чемпионка мира. Надеюсь, что нам удалось сломать систему, и дальше будет легче не только мне, но и следующим поколениям украинских гимнасток.
- А есть ли в мире художественной гимнастики человек, не представляющий ни российскую, ни украинскую сторону, мнение которого относительно своего превосходства или наоборот, вы никогда не подвергли бы сомнению?
- Есть - зритель. Он самый справедливый судья, его не обманешь, и он ни от кого не зависит. Одна из компаний-спонсоров чемпионата вручала специальный приз самой элегантной гимнастке турнира. Решают, кто будет его обладательницей, все-таки организаторы. Но в том, что награду получила именно я, большая заслуга греческой публики, которая каждый мой выход на ковер встречала шквалом аплодисментов, а провожала стоя.
ПО ДУХУ БЛИЖЕ «ГЛАДИАТОР»
- Выступление в абсолютном первенстве вы начинали программой под саундтреки из
фильма «Гладиатор». Складывалось ощущение, что вы воплощали на ковре не образ исторического героя, а свой собственный?
- Так и есть. Программа была составлена из музыкальных фрагментов, которые используются в тех частях фильма, где было страдание, потом война и все заканчивалось победой. Такую же идею несли номера «Аврора» и «Болеро». «Лебединое озеро» навсегда останется в моем репертуаре, я буду использовать эту композицию в показательных выступлениях, но сейчас по духу мне ближе «Гладиатор».
- Что вы делали, когда после церемонии награждения остались, наконец, наедине с самой собой?
- Я очень долго не могла уснуть, практически всю ночь не сомкнула глаз. Море эмоций и нескончаемый поток СМС-сообщений и телефонных звонков. Я жила в одном номере с молодой надеждой нашей сборной Алиной Максименко. Она на следующий день должна была выступать в групповых упражнениях, и чтобы не мешать, я закрылась с телефоном в ванне. Утром проснулась в непонятных чувствах, а может, все это было сном? Когда пришла в себя, поняла, что сделала для страны, конечно, не сама, а с помощью очень многих людей.
- Золото чемпионата мира наверняка стало прекрасным подарком на серебряную свадьбу ваших родителей - известного футболиста «Динамо» и сборной СССР Владимира Бессонова и чемпионки мира по художественной гимнастике в групповых упражнениях Виктории Серых?
- Можно и так сказать. Очень надеюсь, что моя медаль кому-то подняла настроение или воодушевила. Повторюсь, она не только моя, а очень-очень многих людей. Мама была со мной в Патрах. Но мы редко виделись во время чемпионата мира. Она работала с гимнастками, которые соревновались в групповых упражнениях, и едва успевала в перерывах между тренировками и выступлениями прибежать на трибуны и поболеть за меня. А с папой мы еще даже не виделись после чемпионата мира. Футбольный сезон в разгаре, у него игры (Владимир Бессонов является главным тренером ФК «Харьков». -Прим. А. С). А на днях мы уезжаем на Кубок мира. Так что с папой встречусь уже после возвращения из Японии.
ПРЕЛЬЩАЕТ ПЕРСПЕКТИВА СТАТЬ ТРЕНЕРОМ
- Как считаете, титул абсолютной чемпионки мира будет больше помогать или мешать на олимпийском ковре в Пекине?
- Он ничего не будет делать. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Моя задача - дальше своими выступлениями доказывать, что я лучшая в мире гимнастка. У меня лишь один раз возникли сомнения по поводу продолжения спортивной карьеры, когда мне сделали операцию после Олимпиады в Афинах. Процесс восстановления был очень тяжелым и болезненным. Кроме того, непонятно было, на какие результаты смогу рассчитывать после возвращения на ковер. Но тренеры помогли мне вернуть форму и понять, что я еще далеко не все показала и могу стать еще лучше и интересней.
- Вам не хотелось бы после завершения карьеры уже в качестве судьи бороться за
справедливость в художественной гимнастике?
- Я очень эмоциональный человек. Если мне понравится гимнастка, независимо от того, из какой она страны, могу поставить незаслуженно высокий балл. И наоборот, если спортсменка будет прекрасно исполнять все элементы, но у нее не будет своего интересного стиля, занижу оценку. Может, хладнокровие придет с возрастом, но пока меня больше прельщает перспектива стать тренером.
- А жизнь вне гимнастики вообще существует?
- Существует, конечно, но пока не для меня. Я очень предана своему делу и не чувствую, что себя в чем-то ущемляю ради него. Я считаю, что нужно до конца использовать жизнь в гимнастике, потому что она очень короткая. А та другая неспортивная никуда от меня не убежит. Я уверена, не затеряюсь в мире житейских проблем. Спорт воспитывает людей и учит добиваться своих целей в любом деле. Я не считаю себя звездой. Да, я чемпионка мира, но в обычной жизни не выше других. На мой взгляд, каждый человек по-своему лучший. Я рада, что мне удалось в свое время избежать звездной болезни. Наверняка моментами ее симптомы у меня проявлялись, но рядом были тренера и родители - опытные люди, которые прошли через все это, и они меня вовремя останавливали.
ТОРТЫ НЕ ЛЮБЛЮ С ДЕТСТВА
- Параллельно с чемпионатом мира по художественной гимнастике награды мировой
пробы разыгрывали также в борьбе и тяжелой атлетике. Как вы относитесь к женщинам, которые занимаются такими видами спорта?
- Наверное, что-то привело их в борьбу или тяжелую атлетику, заинтересовало. Я глубоко уважаю всех, кто с любовью относится к своему делу. Безусловно, они очень сильные люди. Но понять мне их сложно.
- Вам сложно понять, как можно, например, за один раз съесть торт, как это делают некоторые тяжелоатлеты?
- Я не то, что целый не могу съесть, я вообще их практически не ем. Я просто не люблю торты с детства.
- В советские времена представительницы художественной гимнастики очень часто составляли пары с футболистами. У нынешнего поколения гимнасток больше в почете пловцы?
- Просто тогда гимнастки и футболисты тренировались на одной базе в Новогорске. Мы же встречаемся с представителями других видов спорта разве что на каких-то приемах или масштабных турнирах, как Универсиада или Олимпиада. Но всегда поздравляем друг друга, а по возможности и болеем за коллег. Олег Лисогор и Сергей Бреус поддерживали нас на «Кубке Дерюгиной» в Киеве. Вдвойне приятно было побеждать на глазах своих коллег, друзей и родных.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Александр подтвердил, что это будет Даниэль Дюбуа
Роман Кокошко отстранен от соревнований