Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
829
0

АНАНД: «О матче с Крамником пока не думал»

Интервью с новым чемпионом мира Вишванатаном Анандом

С новоиспеченным чемпионом мира по шахматам Вишванатаном Анандом я знаком очень давно. С тех пор как еще юношей он приезжал в Москву на турнир областного шахматного клуба. Помню, как Эдуард Гуфельд, взяв меня под руку, сказал: «Пойдем, я тебя познакомлю с будущим чемпионом мира. Это Ананд из Индии. Ему позвонил Фишер. Хочет сыграть с ним матч!»

Поскольку Гуфельда, с которым мы были дружны, постоянно обуревали какие-то невероятные идеи и переполняли сенсации, я отнесся к очередной из них с недоверием. Каково же было мое удивление, когда я узнал из беседы со смуглолицым очень худеньким пареньком, что он действительно получил предложение от «великого затворника» сыграть матч. Этому проекту не суждено было осуществиться, однако то, что зоркий Фишер сумел разглядеть в Ананде будущего чемпиона мира, знаменательно.

В то время, которое я вспомнил, Ананд потрясал всех невероятной скоростью своей игры. Турнир московского областного клуба был довольно скромным по нынешним меркам, таким же был и рейтинг Ананда, что-то порядка 2550... И занял он тогда соответствующее место.

Потом я часто встречал Ананда на различных турнирах, особенно часто - в испанском Линаресе. То была эпоха почти безграничного царствования Каспарова. Помню, как после очередного проигрыша Каспарову Ананд сказал своему тренеру Элизбару Убилаве: «Если я еще раз сюда приеду, можешь треснуть меня доской по голове!» Однако приехал. И еще не раз. И Элизбар, насколько мне известно, по голове его не бил...

Очень много раз я брал интервью у Ананда. Последнее, самое веселое, состоялось нынешней весной, когда Виши выиграл супертурнир в Линаресе. Тогда мы говорили о чемпионате в Мехико как о важном соревновании, которое еще предстояло. «Главное, что этот турнир будет. И я в нем буду играть», - сказал мне тогда Ананд.

О том, что в случае победы в Мехико ему придется играть матч с Крамником, в марте он старался не распространяться. «Вот если выиграю... Тогда будем говорить».

Выиграл! Причем чрезвычайно убедительно! «Плюс четыре» в турнире 21-й категории даже Великий и Ужасный не набирал.

И вот теперь можно говорить и о предстоящем матче с уже экс-чемпионом мира Владимиром Крамником.

Наша беседа с самым быстрым игроком на планете и самым сильным (после Каспарова) турнирным бойцом конца XX и начала XXI веков, 15-м чемпионом мира по классическим шахматам Вишванатаном Анандом, состоялась на следующий день после его победы в матче-турнире на первенство мира, в номере отеля «Шератон» Мехико-Сити, где играли и жили участники чемпионата.

- Вишванатан, чем титул, завоеванный здесь, отличается от того, которым вы владели, выиграв чемпионат мира в 2000 году?
- Тогда существовала другая ветка, которую кто-то считал более значительной, а кто-то незаконной. Нынче никому не придет в голову оспаривать мой титул, потому что другого просто нет. В этом отношении они, конечно, отличаются. Но в личном плане оба мне одинаково дороги.

- Я наблюдал за вашей игрой и в Вейк-ан-Зее, и в Линаресе. Сейчас вы играли и легче, и вдохновеннее. Даже возникло ощущение, что победа далась вам на удивление легко. Как вам удалось столь удачно распределить силы и избежать срывов, которые раньше у вас часто случались?
- Действительно, я здесь был исключительно мотивирован на игру. С того самого момента, когда узнал, кто отобрался в этот турнир, я понял, что этот чемпионат будет исключительно сильным. Если вы посмотрите на рейтинги участников, то особо большой разницы не заметите. Разница между моим рейтингом и тем, кто замыкает список, я не помню сейчас фамилию (думаю, Виши отлично все помнит, но не хочет обижать Грищука, который его едва не обыграл. - Ю.В.), совсем невелика. И на этом чемпионате любой игрок мог обыграть любого. Поэтому, планируя свое выступление здесь, я понимал, что все участники будут воспринимать каждую партию как самую главную. Сила и ровный состав этого чемпионата были таковы, что стоит чуть расслабиться хотя бы раз, и ты можешь быть наказан. И я очень горд тем, что мне удалось пройти весь турнир без единого поражения. И показать результат «плюс четыре», который для турниров столь высокого уровня можно считать очень даже неплохим. Конечно, учитывая титул чемпиона мира, я мог бы играть лучше, но, честно говоря, доволен и тем результатом, который показал. С полной уверенностью могу сказать, что это был для меня турнир года.

- В турнирах 21-й категории пока никто еще не набирал «плюс четыре». Несмотря на то что все партии были одинаково важными, что можете сказать о своем микроматче с Крамником?
- Как я уже говорил, в турнире совершенно не важно, играя с кем ты заработал пол-очка или очко. Важно ровно играть со всеми. А что касается нашего микроматча с Крамником, то первая партия, в которой встретился «Петров«, была довольно пресной и скучной. А вот вторая - очень интересной. Мы оба хорошо к ней подготовились и показали интересную игру. Думаю, результат в ней был справедливым и устроил обоих.

- В партии с Грищуком вы были на грани поражения, но вам удалось спастись в очень непростом ладейном окончании. С некоторых пор бытует мнение, что вы не слишком удачно играете именно ладейный эндшпиль. Похоже, вы специально поддерживали эту легенду, чтобы в нужный момент ее опровергнуть?
- (Смеется.) Эта «легенда» берет свое начало со времен турнира в Линаресе-2003, в котором я проиграл два ладейных окончания. Причем если хотя бы один из них я сумел спасти, то выиграл бы тот турнир. Сегодня я не могу сказать определенно, силен я в них или слаб. Надеюсь, все же я понимаю (с улыбкой), что происходит в ладейных окончаниях.

- Во время пресс-конференций после партий часто обсуждалась тема коротких ничьих, которых здесь хватало. Не кажется ли вам, что шахматы на высшем уровне действительно находятся в некотором кризисе? Ведь ход 1.е2-е4 уже не дает белым перевеса, ибо будет или «Маршалл» или «Петров», а значит, ничья...
- Я не думаю, что следует преувеличивать тенденции. Бывает год, когда белые торжествуют в том или ином варианте, наступает другой год, и черные берут реванш. Бывают дебюты скучные, бывают очень интересные и острые - выбор зависит от вас. Как показывает пример Морозевича, можно интересно играть и на 1.е4 и на 1.d4. Да, действительно современная компьютерная подготовка позволяет просчитать многие варианты чуть ли не до эндшпиля.

- Вам нравится система розыгрыша первенства мира, которую предложила ФИДЕ?
- С 1993-го и до прошлого года в мире не было единого чемпиона, сейчас он у нас есть. Я рад, что в Мехико прошел этот турнир и я смог завоевать абсолютный титул. Нынешняя система кажется мне слишком сложной. Местами смешной. Я думаю, она могла бы быть и проще и справедливее. Я не отрицаю, что ФИДЕ делает много хорошего, но она слишком часто меняет правила. Не успеешь привыкнуть к одним, как вводятся новые. Не удивлюсь, если завтра из какого-нибудь интервью я узнаю, что ФИДЕ собирается вводить очередные новшества. Надеюсь, что так не будет продолжаться.

- Подготовка современных шахматистов все больше зависит от компьютеров. Человеческий фактор уходит уже на второй план?
- Прогресс не остановишь, и надо уметь использовать новые технологии. В подготовке без компьютера уже невозможно обойтись, но заменить творчество человека он никогда не сможет.

- Собираетесь ли вы по примеру Каспарова и Крамника сыграть матч с компьютером?
- (С улыбкой.) Со вчерашнего дня, с тех пор как я завоевал титул чемпиона мира, мне пока никаких предложений на эту тему не поступало...

- А если поступят?
- Тогда я их рассмотрю.

- Раньше с вами на турниры ездил мой хороший знакомый грузинский гроссмейстер Элизбар Убилава, теперь вас можно чаще видеть в компании датчанина Нильсена. У вас нет постоянного тренера?
- Мне помогают многие шахматисты, в том числе и молодые индийские игроки, с которыми я общаюсь, когда приезжаю на Родину. Да, сейчас я больше работаю с Питером-Хайне Нильсеном. А с Убилавой часто встречаюсь в фитнес-центре, на тренировках. Ведь мы - соседи.

- Вы имеете в виду городок в Испании под Мадридом?
- Да, очень маленький, уютный, красивый и тихий.

- Как восприняли ваши соотечественники ваш успех?
- Я постоянно ощущал огромную поддержку, очень много моих соотечественников приехали поболеть за меня из США, со вчерашнего дня - непрерывные телефонные звонки, телеграммы, поздравления, интервью средств массовой информации. Через пару недель собираюсь поехать в Индию, и тогда, думаю, они будут рады еще больше.

- Физической подготовке вы уделяете много внимания?
- Все, как всегда: часа полтора ежедневных тренировок в фитнес-центре, иногда езжу на велосипеде.

- Во время турнира нынешней весной в Линаресе вы рассказывали, что были недавно с Аруной в Африке и видели львов вблизи. Из машины.
- Если бы не из машины, я бы не играл в чемпионате...

- Куда теперь собираетесь?
- Пока не решили, возможно, немного задержимся в Мексике, здесь есть чудесные места, где можно хорошо отдохнуть. А через пару недель отправимся домой в Индию.

- Вчера Владимир Крамник в нашей беседе сказал, что ваш матч с ним будет эпохальным событием, так как вы самые выдающиеся шахматисты в «посткаспаровскую» эпоху. А чем для вас будет это единоборство?
- Для меня самым важным было выиграть этот турнир. И о возможном матче с Крамником в случае победы я пока много не думал. Это одна из привилегий, которые щедро раздает ФИДЕ. Мне она представляется смешной. Я не склонен оценивать предстоящий матч с Крамником в столь грандиозных категориях, в каких рассматривает он. Думаю, этот турнир был так же важен. Матч же с Крамником для меня будет очередным шагом в моей карьере, и ничего другого.

- Как вы намерены в нем выступить?
- Так же, как и в турнире, с абсолютной отдачей.

- А теперь вопрос, который я вам когда-то давно задавал (было это в Лас-Пальмасе после того, как вы выиграли финальный матч претендентов РСА у Гаты Камского): кого из великих шахматистов прошлого вы могли бы выделить в символическую «пятерку всех времен»?
- Морфи, Капабланку, Таля, Фишера... Пятый... Не знаю, возможно, Алехина.

- Каспаров остался вне списка?
- Да нет, тут немножко другое. Каспарова я не воспринимаю как «шахматиста прошлого». Он ведь современный игрок. Из той пятерки, которую я вам назвал, я ни с кем не был лично знаком. Разве что с Талем встречался. С Каспаровым я сыграл очень много партий, а с Алехиным ни одной. Поэтому мне их трудно сравнивать. Но если говорить серьезно, то, конечно, Каспаров - один из самых выдающихся игроков за всю историю шахмат.

- Крамник считает, что молодые талантливые игроки скоро придут и сметут вас, «стариков». Вы лично сколько надеетесь продержаться наверху?
- (Смеется.) Я пока еще не чувствую, что меня готовы «смести». Постараюсь отыграть свое по максимуму. Самое главное, что пока я получаю удовольствие от шахмат.

- Ваши ближайшие планы?
- Я буду играть в Вейк-ан-Зее, в Линаресе. А в ноябре приеду в Москву на Мемориал Таля.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

Спорт-Экспресс

Источник Спорт-Экспресс
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Наставник Фейеноорда: «Было больно, но мы справились с Холандом»
Футбол | 27 ноября 2024, 07:04 2
Наставник Фейеноорда: «Было больно, но мы справились с Холандом»

Бриан Приске прокомментировал результативную ничью с «Манчестер Сити»

УСИК: «Он был самым тяжелым соперником в моей карьере. Первый во всем»
Бокс | 27 ноября 2024, 08:24 0
УСИК: «Он был самым тяжелым соперником в моей карьере. Первый во всем»

Александр высоко оценил Тайсона Фьюри

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.