Олег КУЗНЕЦОВ: «Динамо могло пройти дальше в Лиге чемпионов»
Главный тренер сборной Украины U-16 - о чемпионстве киевлян, своей карьере и личной жизни
Такого защитника мечтал иметь в своей команде каждый тренер на постсоветском пространстве. Но его вовремя разглядели в киевском «Динамо», что и стало залогом его, без преувеличения, классной карьеры. А ныне он работает главным тренером юношеской сборной Украины (U-16) по футболу.
С Олегом Кузнецовым «КОМАНДА» поговорила на разные темы, но начали общение мы, естественно, с победы «бело-синих» в чемпионате страны.
— Олег Владимирович, вылет «Динамо» из Лиги чемпионов и Кубка Украины добавил киевлянам мотивации в борьбе за золотые медали?
— Думаю, да. У команды теперь недельный цикл подготовки, к тому же и психологическое преимущество после осечки «Шахтера» в поединке со «Сталью» было на стороне киевлян. А чемпионом, как известно, становится тот, кто теряет меньше очков. «Бело-синие» заслуженно выиграли золотые медали.
— А что вы скажете о выступлении «Динамо» в нынешней Лиге чемпионов?
— При определенных раскладах киевляне могли пройтии дальше. Но учитывая, что Сергей Ребров работает с командой всего полтора года, можно сказать, «бело-синие» достойно выступили в самом престижном европейском клубном турнире.
— Впереди матчи 1/2-й финала Лиги чемпионов. Четвертьфинальные поединки закончились прогнозируемо?
— Думаю, да. Было видно, что по многим компонентам игры «Бавария», «Манчестер Сити», «Реал» и «Атлетико» превосходили своих соперников. Можно вступиться за «Барселону», но в последнее время какой-то разлад не столько в игре, сколько в реализации моментов пришелся как раз на поединки против «Атлетико», который блестяще воспользовался своим шансом. Потому и сенсацией итог этого противостояния я не назвал бы.
— Диего Симеоне показал, как нужно играть с такими монстрами, как «Барселона»?
— Этот тренер вообще за последние три-четыре сезона доказал, что он классный специалист и умеет создавать большие команды.
— Теперь кто, на ваш взгляд, фаворит турнира?
— Исходя из итогов жеребьевки, думаю, в финале встретятся «Бавария» и «Реал». Но главным фаворитом, считаю, будет мюнхенский клуб. По крайней мере самую впечатляющую игру сейчас показывают именно подопечные Хосепа Гвардиолы.
— Из украинских представителей до полуфинала Лиги Европы дошел «Шахтер». «Брагу» горняки вынесли в одну калитку?
— Совершенно верно, но это если говорить о двухматчевом противостоянии. А в первом поединке португальцы сыграли неплохо, несмотря на поражение. Во Львове же подопечные Паулу Фонсеки выглядели обреченно.
— В противостоянии с «Севильей» «Шахтер» готов сделать шаг к финалу?
— Все мы на это надеемся. Где-где, а в 1/2-й финала остались действительно самые достойные. Хотя мне кажется, горнякам легче было бы играть против «Ливерпуля».
— Своими подсказками Коноплянка может помочь Унаи Эмери?
— Не думаю. Сейчас информации о сопернике в избытке.
— Лигу чемпионов вы отдали «Баварии». А кто, на ваш взгляд, станет победителем второго по значимости европейского клубного турнира?
— Ранее я ставил на дортмундскую «Боруссию», а сейчас назову «Шахтер», который весной в Лиге Европы демонстрирует классный футбол и во многих матчах добился убедительных побед.
— Кстати, на теоретических занятиях с вашими подопечными часто используете нарезки матчей лучших клубов Европы?
— Нет. Иногда во время сборов мы практикуем совместный просмотр европейских матчей.
— Не так давно завершился элит-раунд отбора к Евро-2016 (U-19), по итогам которого вашим подопечным, к сожалению, не удалось пробиться в финальную часть соревнований...
— От этих выступлений остался неприятный осадок, поскольку по подбору исполнителей и по качеству игры у нас были неплохие шансы на общую победу. Матчи с голландцами и поляками прошли примерно в равной борьбе, а североирландцев мы переиграли полностью. Но чтобы выходить в финальную часть, нужно забивать больше голов, а у нас с реализацией не сложилось.
Вся наша подготовка была направлена на стартовый матч против Голландии, поскольку мы понимали, что он определяющий. После проигрыша — 2:3 ребята пали духом, понимая, что хозяева своего уже не упустят. На Польшу был уже не тот настрой...
Но я уверен в одном: из многих этих футболистов в будущем получатся классные исполнители.
— В чем плюс работы с молодежью?
— Интересно видеть плоды своей работы. Ведь все начинается с 15-тилет, а потом ведешь ребят по всем возрастным ступенькам. Приятно, когда кто-то на твоих глазах прогрессирует, доходит до «основы» в своем клубе, а там и до национальной сборной недалеко...
— У вас есть стремление поработать с клубной командой?
— С учетом той ситуации, которая сложилась в нашей стране, где 200 безработных тренеров с лицензией PRO, думаю, мне больше пользы и удовлетворения принесет работа с молодежью. В моем возрасте начинать тренировать клуб уже, наверное, поздно. (Улыбается.)
— Физические нагрузки в юношеских сборных сравнимы с теми, какие были в вашу бытность футболистом?
— Несравнимы, поскольку я в 19-20 лет был под «основой» и проходил полноценные сборы с первой командой. Сейчас футболисты данного возраста по физическим параметрам намного слабее. Возможно, дело в экологии или еще в каких-то факторах.
— Как для защитника вы рано закончили карьеру...
— Почему? 32 года — нормальный показатель.
— Еще побегать не позволила травма?
— К сожалению, да. До отъезда в Шотландию у меня вообще не было серьезных повреждений, но уже во втором матче за «Глазго Рейнджерс» я порвал крестообразные связки. Учитывая тяжесть травмы, впоследствии мне так и не удалось выйти на тот уровень, который я демонстрировал, выступая за «Динамо» и сборную СССР. После операции моя карьера пошла на спад. И в сезоне-1995/1996, выступая уже за «ЦСКА-Борисфен», решил, что пора уходить на пенсию. (Улыбается.)
— Травм не было благодаря режиму?
— Не сказал бы. Возможно, гены или стечение обстоятельств. Но что интересно, я никогда не уклонялся от борьбы, тем более что моя позиция на поле практически все время заставляла находиться в контакте с соперником.
— Когда вы решили, что станете наставником?
— Я не планировал быть тренером, не вел конспекты... Поначалу я два года работал в коммерческом банке. Правда, в финансовом учреждении моя должность была связана со спортом, в большей степени с пиаром данного предприятия. Стал я непосредственным участником рождения в Украине Бизнес-лиги, соревнований между банками. Там и начал немного тренировать. Ну и параллельно общался с бывшими партнерами по «Динамо». Получилось так, что во время одной из встреч с Владимиром Бессоновым и Геннадием Литовченко мне предложили поработать в ЦСКА. И так понемногу все переросло в серьезную тренерскую деятельность.
— Какое-то время вместе с Бессоновым вы составляли дуэт главных тренеров ЦСКА.
— Это было буквально пару месяцев в сезоне-2001/2002, но все равно Владимир Васильевич являлся старшим, я ему помогал. Но из-за невыразительных результатов Бессонова сняли, назначили меня.
— 12-е место из 14-ти команд. Ваш первый самостоятельный опыт работы получился неудачным?
— Особых задач на чемпионат перед нами не ставили. Тем более что мы заканчивали сезон в ужасном финансовом положении. Футболистов приходилось уговаривать, чтобы они выходили на поединки, а о тренировочном процессе как о полноценной работе даже говорить не приходилось. Для меня это был хороший тренерский урок выживания.
— Кто тогда руководил клубом?
— Александр Данильчук.
— Тем не менее вам посчастливилось сыграть в Кубке УЕФА?
— И считаю, что в этом турнире мы выступили достойно, обыграв по сумме двух матчей сначала финский «Йокерит», а потом сербскую «Црвену Звезду». В третьем раунде не повезло со жребием, уж слишком силен тогда был по сравнению с нами бельгийский «Брюгге».
— Пик вашей тренерской работы пришелся на 2006 год, когда вы помогали Олегу Блохину в сборной Украины, добравшейся до четвертьфинала чемпионата мира?
— Конечно, такое не забывается, но не могу не вспомнить не менее яркий опыт работы с Алексеем Михайличенко, когда «Динамо» в течение двух лет становилось чемпионом, выигрывало Кубок и Суперкубок Украины.
— Под руководством Олега Блохина вы работали в ФК «Москва». Почему там не заладилось?
— Это был специфический клуб. Получилось так, что с приходом нашего тренерского штаба нужно было лепить новую команду. Пришлось это делать по ходу сезона. А потом началась нервотрепка, ведь примерно за три месяца поменялось три президента.
Стоит учитывать и силу российского чемпионата. Не в качестве отговорки скажу, что и судьи нас не сильно жаловали. И российские тренеры с завистью смотрели на свои потенциальные места. И пресса, в том числе из-за характера Блохина, который за словом в карман не лез, была настроена против нас. Все это и привело к не слишком хорошему результату. Поэтому пришлось уйти.
Хотя это был бесценный опыт работы. Многие исполнители при нас пришли в команду и до сих пор выступают в Премьер-лиге.
— Самостоятельно работать с молодежью вы быстро согласились?
— Главный тренер в основном работает со своими помощниками. У нас сложилась такая команда: Блохин, Баль, Кузнецов и Роменский. Мы ждали предложения продолжить работу где-то полгода, но так и не дождались. И в 2010 году Павел Яковенко, на то время являвшийся главным тренером молодежной сборной Украины, предложил мою кандидатуру президенту ФФУ Григорию Суркису. Так, можно сказать, и продолжилась моя самостоятельная работа, о чем я сейчас не жалею.
А уже потом мне предложили возглавить сборную игроков 1993 года рождения. Сейчас же я закончил тренировать ребят 1997 года и приму сборную U-16 (2001 год), с которой соберемся на ознакомительный сбор 25 апреля и 28-го числа сыграем товарищеский матч. А уже 24-го и 26 мая проведем два спарринга в Чехии с местными ровесниками.
— Если уж мы говорим о сборной, то хочу вот о чем спросить? Наша национальная команда выступит на Евро-2016 под руководством Михаила Фоменко. Вы при нем заканчивали карьеру в середине 90-х. Этот тренер изменил свои принципы работы?
— Думаю, нет. Большой акцент делается на оборону. Самое главное — не пропустить, а впереди мы свой шанс найдем. Примерно так. Насколько известно, сейчас теоретические занятия могут длиться долго. То же было и тогда, порой по два-три часа изучали будущего соперника. Михаил Иванович был жестким и самоотверженным защитником, поэтому на первом месте у него борьба.
— На что ближайшим летом может рассчитывать сборная Украины на полях Франции?
— Трагедией будет, если команда не выйдет из группы. Но я в такое не верю. Другое дело, кто нам может попасться в соперники. Албания, Румыния, Швейцария, Франция, Англия, Россия... Здесь много вариантов. От этого и будем плясать.
— Первое место Германии в нашем квартете не обсуждается?
— Очевидно, да. Акцент, наверное, будет сделан на игру с поляками в борьбе за второе место.
— Сейчас ходит много разговоров относительно того, что не надо вызывать в сборную украинских футболистов из чемпионата России. Как вы к этому относитесь?
— Намой взгляд, это неправильно. Политику не стоит вмешивать в спорт.
— Кстати, ваша дочь живет и работает в Москве. Как ей там сейчас?
— В данный момент она в Украине, снимается в одном из отечественных сериалов. А вообще у нее все нормально. Встречаются иногда, как бы это мягче сказать, непонятливые люди, но в ее кругах она со всеми в хороших отношениях. Это ее жизнь, тем более что в Россию Катя уехала еще семь лет назад.
— Сколько раз в году с ней встречаетесь?
— Из-за того, что запретили перелеты, раз в два месяца.
— Вы живете преимущественно за городом. Время проводите в гамаке или с лопатой в руках?
— Когда нужно, могу и сельскохозяйственный инвентарь взять в руки, с этим я на «ты».
— А как насчет рыбалки?
— Я не очень большой любитель этого занятия. Хотя иногда могу посидеть с удочкой на природе, развеяться...
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Марта Костюк отреагировала на завершение карьеры легендарного испанца
Антуан Семеньо может стать заменой Мохамеда Салаха