Виталий МУТКО: «Надеюсь, завтра будет не хуже, чем вчера»
Министр спорта России и президент РФС подвел итоги уходящего года
Председатель Оргкомитета Россия-2018, министр спорта РФ и президент Российского футбольного союза подводит итоги года для портала welcome2018.com.
─ Под новогодней елкой будете провожать уходящий 2015-й незлым, тихим словом или же поминать его, не чокаясь, Виталий Леонтьевич?
─ Ну, зачем сразу так трагически? В целом, год для российского спорта получился вполне успешным. Если, конечно, оставить в скобках допинговый скандал и кризис в FIFA, который рикошетом бьет по всему мировому футболу.
Зато с подготовкой к ЧМ-2018 все в порядке. Намеченные планы реализуются в срок, проблем нет.
Мы уже начали операционную деятельность. Первым крупным проектом, проведенным к будущему Чемпионату мира, стала предварительная жеребьевка. В Россию съехались представители 209 стран, входящих в FIFA. Церемония прошла в Константиновском дворце Петербурга, участники и гости остались довольны приемом и организацией, мы выслушали массу комплиментов.
Во всех городах, где в 2018 году пройдут матчи Чемпионата, торжественно запустили обратный отсчет времени, оставшегося до старта. В Москве мероприятие проводилось на Манежной площади. Начинали с тысячи дней, сегодня их осталось уже 901. Состоялся детский футбольный турнир, в котором участвовали ребята из стран, в разные годы выигрывавших чемпионат мира по футболу. Италия, Испания, Германия… Российские мальчишки представляли хозяйку ЧМ-2018.
Что еще? Запустили волонтерскую программу, открыли пятнадцать центров, где рассчитываем подготовить более 20 тысяч волонтеров, которые будут помогать в организации и проведении соревнований.
Ведется работа по созданию будущего талисмана ЧМ-2018. Первый этап завершен, отобраны десять образов, на их базе студенты творческих вузов нарисовали и четче проработали варианты, затем предложили их жюри. В 2016 году предстоит выбрать талисман.
Прошло совместное заседание оргкомитета по подготовке ЧМ-2018 и комиссии FIFA, которая совершала инспекционную поездку и проверяла ход работ. Серьезных нареканий в наш адрес высказано не было.
─ А по мелочи?
─ Да все в порядке! Ежегодно FIFA по десятибалльной системе оценивает работу Оргкомитета. Нам за 2015-й дали двенадцать баллов.
─ Так бывает?
─ Как видите. Повышенная оценка за опережение графика. Мы уже определились со всеми 64 базами проживания команд, создали электронный каталог, где можно получить необходимую информацию о каждом объекте. Представители двадцати стран, которые не сомневаются, что их сборные пробьются на Чемпионат мира, предварительно забронировали базы. Завершены проекты концепций по безопасности, связи, транспорту…
─ А с созданием необходимой инфраструктуры как обстоят дела?
─ Очевидно, знаете, еще в 2013 году российское правительство приняло специальную программу, в которую было включено около трехсот объектов. Они строятся исключительно за средства федерального бюджета. Плюс мы добавили примерно столько же связанных региональных инфраструктурных объектов.
Весь этот массив разбит на одиннадцать подпрограмм ─ спортивная инфраструктура (стадионы, тренировочные базы, поля), транспортная (дороги, вокзалы, аэропорты), коммунальная, энергетическая, медицинская… Ну, и так далее. Четверть объектов уже находятся в стадии завершения, еще около 60% ─ на этапе активной реализации с выходом на финишную прямую в 2017 году.
Словом, работа ведется по разным направлениям, все идет своим чередом и находится под нашим контролем. В этом смысле на 2015-й особенно сетовать не за что.
─ Личные достижения упомянуть не забудьте, Виталий Леонтьевич. Вновь возглавили РФС, американский спортивный телеканал ESPN включил вас в число пятидесяти самых влиятельных персон в мировом футболе. Вы занимаете в списке тридцать пятую позицию, из россиян выше стоит только владелец «Челси» Роман Абрамович…
─ Честно говоря, к подобным рейтингам отношусь спокойно и даже с юмором. Полгода назад на первом месте в нем находился Мишель Платини, и где он, извините, сейчас? Что касается РФС, вопрос с моим возвращением был непростым, но в нынешних условиях вариант совмещения постов показался наиболее правильным. Футбол - спорт номер один в стране, он требует особого внимания.
Два с половиной миллиона россиян, что называется, в свое удовольствие играют в футбол, создано более 65 тысяч любительских команд и около трех сотен профессиональных клубов…
─ Вы говорили и про четыреста тысяч детей, занимающихся в полутора тысячах ДЮСШ.
─ Да, так и есть. Ребята учатся азам игры в специализированных футбольных школах.
─ Похоже, на азбуке все и заканчивается? Почему при таком количестве мы никак не получим качество?
─ Иногда нашим командам удается добраться до олимпа, пробиться в призеры чемпионатов мира в той или иной возрастной категории. Другой вопрос, что стабильности зачастую не хватает. То взлет, то провал. Хотя потенциал, безусловно, есть. Чтобы постоянно показывать высокие результаты, нужна отлаженная система. Ее не было и, по сути, нет до сих пор. Такие проблемы в течение нескольких месяцев не решаются. Когда я пришел в РФС, сразу сказал, что Союзу необходимо надлежащее управление, четкая программа и объединение всех сил, работающих в футболе. Главный приоритет ─ национальная сборная, клубы, выступающие на международной арене, качество и уровень внутреннего чемпионата, но основа ─ массовый спорт, детско-юношеский футбол. Именно поэтому первым проектом РФС запустил программу «Поиск талантов». Ее цель ─ создание региональных центров, которые должны обеспечить ДЮСШ необходимым инвентарем и оборудованием, обучить тренеров, дать им методику. Мы уже создали сборную из четырнадцатилетних мальчишек, куда должны попадать все самые перспективные. Надо с каждым ребенком работать индивидуально, у нас есть одаренные пацаны, но зачастую они не доходят до взрослых команд, поскольку мы до сих пор не научились бережно относиться к талантам. Ростки не успевают подняться от земли, их сразу вытаптывают.
─ Защищайте!
─ Занимаемся этим. А иначе зачем ужесточали бы лимит на легионеров, отдавая приоритет российским игрокам? В национальную сборную пришел отечественный тренер с иной философией, нежели у его предшественника. Леонид Слуцкий иначе формулирует приоритеты. Да, потенциал нынешней команды, которой летом предстоит выступить на Евро во Франции, очевиден, он едва ли заметно усилится. Но надо думать на перспективу. До Чемпионата мира осталось совсем немного, четырнадцатилетних до топ-уровня никак не дотянуть, значит, надо искать среди тех, кто есть. Приглашение Эльмира Набиуллина из «Рубина», Алексея Миранчука из «Локомотива», других молодых игроков в первую сборную ─ это заявка на завтра. Будем подбирать кадры, что называется, в ручном режиме, других вариантов у нас попросту не остается.
Думаю, справимся с задачей. Главное, чтобы тренеры поменьше слушали советчиков. В футболе же все эксперты…
─ При этом интерес к игре падает. По данным ВЦИОМ, 83% россиян равнодушны к футболу. Не смотрят по телевизору, не ходят на стадионы…
─ Вы же прекрасно понимаете, что многое зависит от того, как спросить. Михаил Жванецкий когда-то говорил: «Не надо подсказывать отрицательный ответ».
С другой стороны, и людей понять можно. Нет результата ─ нет интереса. При Капелло сборная играла так себе, народ и перестал смотреть, а решающий матч отборочного цикла между Россией и Швецией собрал на Первом канале очень приличную аудиторию на уровне самых рейтинговых программ и сериалов.
Уверен, народ не разлюбил футбол. Быть такого не может! Выступим хорошо во Франции, и люди опять потянутся на стадионы. Иное дело, что сегодня болельщик не готов, как раньше, мокнуть под снегом и дождем. Матч-то состоится в любую погоду, но на трибунах всегда должно быть сухо, чисто и комфортно. Вот построим современные арены к мировому Чемпионату, и посещаемость на внутренних соревнованиях обязательно повысится.
─ Нам надо опасаться грядущих перемен в FIFA?
─ Я тоже член исполкома этой международной федерации, и те изменения, которые проводятся сейчас, по идее, должны делаться в интересах национальных союзов. Уже не раз говорил: происходящее вокруг FIFA, по большому счету, не имеет никакого отношения к юридическому лицу, чья штаб-квартира базируется в Цюрихе. Это проблема национальных федераций и конфедераций.
Мы видим, какое колоссальное давление оказывается на FIFA со стороны правоохранительных систем США и Швейцарии, они профессионально и методично разбирают международный футбол по косточкам. Кто ищет, всегда найдет. Особенно, если вспомнить, что в FIFA более двух сотен членов. Сейчас вот арестовали уже второго представителля исполкома от Южной Америки, но, простите, каким боком здесь FIFA? Их рекомендовала CONMEBOL, конфедерация этого континента!
В такой ситуации перед лицом стоящих вызовов FIFA созывает внеочередной конгресс. Он пройдет 26 февраля 2016-го. Если, конечно, его не сорвут. Подозреваю, такие попытки будут.
На конгрессе надо решить две задачи. Принять пакет реформ, который должен ответить на обвинения в коррупции и прочих злоупотреблениях. FIFA обязана стать еще более транспарентной и открытой, чтобы исключить любые возможные подозрения в нечистоплотности в будущем. Нужно сформулировать четкие позиции и принципы, после чего можно будет выбирать нового президента FIFA. Сегодня задача состоит в том, чтобы не расколоть международную федерацию, а найти консенсус, объединиться вокруг определенного кандидата, который сможет уверенно управлять FIFA в столь сложное время.
─ Вы такого человека знаете?
─ Мы, конечно, рассчитывали на участие в выборах Мишеля Платини, но его не допускают до выборов. Придется исходить из того, что есть.
─ А если конкретнее?
─ Не хотел бы пока переходить на персоналии. От Европы есть Джанни Инфантино, генеральный секретарь UEFA. Человек грамотный, вполне авторитетный, пятнадцать лет работает в футболе, но… Будут два кандидата от Азии: один ─ от конфедерации, другой ─ самовыдвиженец. Есть представитель от Африки. На мой взгляд, как минимум эти континенты должны объединиться и выступить единым фронтом. Удастся ли это сделать? Не знаю, не готов пока ответить.
─ Об отставке Блаттера сожалеете?
─ На мой взгляд, не так должен был уходить из футбола человек, столько сделавший для него за сорок лет. Сравните с тем, что было в семидесятые годы прошлого века. Абсолютно уверен, Блаттер заслужил других проводов. Надеюсь, те, кто добился отстранения президента FIFA от должности приведут на внеочередном конгрессе 26 февраля весомые доказательства правомочности своих шагов.
─ С Новым годом Блаттера поздравите?
─ Обязательно. Позвоню, пожелаю здоровья, выдержки и терпения.
─ А сами где и как праздновать планируете, Виталий Леонтьевич?
─ Ничем не удивлю: все, как у всех. Новый год традиционно считается семейным праздником, его надо проводить в кругу родных и близких. Так всегда и стараюсь поступать. У меня две дочки ─ Маша и Лена, четыре внучки, погодки четырех, пяти, шести и семи лет. Самая маленькая Диана, потом по возрастающей ─ Варя, Алиса и Глаша.
─ В выборе имен вы участвовали?
─ Только с правом совещательного голоса… Я своих девчонок люблю! Поеду в Петербург, соберемся вместе за праздничным столом. Дед Мороз внучек поздравит. Жаль, погода пока не радует, был бы снег, выбрались на природу, покатались на лыжах, санках… Впрочем, каникулы длинные, зима наверняка еще придет.
─ У вас есть фирменный новогодний тост?
─ Скорее, пожелание. Чтобы завтра было не хуже, чем вчера.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Сельта» совершили мощный камбек, проигрывая 0:2
Жена Александра Зинченко поделилась позитивными эмоциями