Андрей ГОВОРОВ: «Олимпийская медаль для меня — реальность»
Чемпион Европы и призер чемпионатов мира хочет изменить украинский спорт
Под занавес года спортивные события затихают. Одним из последних в 2015-м украинских болельщиков порадовал наш лучший пловец 23-летний Андрей Говоров, третий раз подряд победивший на чемпионате Европы на «короткой воде» – в Израиле на дистанции 50 метров баттерфляем. С уроженцем Крыма, переехавший в юности в Днепропетровск и последние годы тренирующимся в Италии журналисты поговорили на церемонии празднования 25-летия НОК Украины. Пришел он сюда с женой – в вечерних нарядах, в которых спортсменов редко увидишь. Парень рассказал нам о том, что не полностью доволен результатом ЧЕ, о сложности подготовки к Олимпиаде-2016, путях самореализации и желании преобразовать украинский спорт.
— Андрей, как вас занесло на такое мероприятие?
— Пригласили на юбилей из НОК Украины. Поскольку у меня сейчас небольшой отпуск, могу себе позволить выезжать из своего города, Днепропетровска, на день-два в Киев. Для меня несложно сюда приехать.
— И как проводите отпуск?
— Да, по сути, он еще и не начинался (улыбается). Надо хотя бы подумать, как отдохну в последнюю неделю отпуска. По крайней мере, хочется абстрагироваться от всего и чтобы меня не беспокоили телефонными звонками, а затем вернуться к тренировкам с новыми силами. Пока же приходится заниматься делами, не совсем связанными со спортом – точнее, организацией следующих сборов и планированием олимпийского сезона.
— Может, все же куда-то на моря рванете?
— Мне кажется, мы никуда не поедем, посидим дома. Думаю, нужно экономить деньги: если у меня не получится найти достаточно финансов на тренировки за рубежом, то придется тратить личные. Инвестиция в самого себя – это тоже хорошо (улыбается).
— А как жена к этому решению относится?
— Поддерживает меня. Мы прекрасно дополняем друг друга.
— На чемпионате Европы вы победили на 50 м баттерфляем и стали четвертым на 50 м кролем. Довольны?
— Баттерфляем я беру третье «золото» подряд, держу свой титул. Учитывая пройденную подготовку, результат можно назвать удовлетворительным, хотя, конечно же, всегда рассчитываешь на большее. В олимпийской дисциплине, на дистанции вольным стилем, нужно больше работать, особенно в техническом элементе – повороте. Правда, на Олимпийских играх поворота не будет (там 50-метровые бассейны), скорость у меня имеется. Осталось за оставшиеся полгода отработать прохождение второй половины дистанции. Надеюсь, все будет нормально. Жаль только, что 50 м баттерфляем, которые у меня лучше получаются, – неолимпийская дисциплина.
— Планы на Игры в Рио уже строите?
— Считаю, шансы на медаль есть. Нужно показать запланированный высокий результат. На данной стадии, когда заканчивается четырехгодичный цикл, особенно важен психологический этап. Порой в спринте настрой и уверенность в себе важнее физической работы. На 50-метровке, думаю, как минимум половина успеха зависит от психологии, и сейчас я буду ориентироваться в эту сторону.
— А как именно готовятся психологически?
— Нужно, чтобы вокруг тебя была располагающая к уверенности обстановка. Нужно верить в то, что ты правильно тренируешься, и заниматься с людьми, с которыми тебе комфортно. Вот сейчас я ищу для себя идеальный вариант – возможно, это будет уже не в Италии. Как раз ведем переговоры на эту тему.
— Почему собираетесь покинуть Италию?
— Есть небольшие проблемы в моем клубе возле Неаполя: по сути, не осталось ребят, с которыми можно тренироваться – поуходили все. А последний мой спарринг-партнер – один из лучших спринтеров планеты, бельгиец Франсуа Херсбранд, травмировался, поэтому назрела необходимость решать, как тренироваться дальше.
— Со сменой тренера, возможно, придется менять и систему подготовки.
— За годы тренировок у меня собрались определенные наработки. Я смогу рассказать о них подробнее позже, если все получится.
— А кто именно занимается этим вопросом?
— Решаю лично я. Ищу тренера, который бы смог за этот короткий промежуток времени до Олимпиады организоваться тренировочный процесс. Вопрос, на самом деле, сложный. Либо я остаюсь в Италии и занимаюсь сам, либо нахожу место, где тренируюсь с чемпионами. Такие условия есть в Бразилии, США, Франции, но все упирается в деньги и в ограниченность у меня времени. Все-таки сейчас – последний цикл перед Играми, и не всегда оказывается хорошо что-то менять незадолго до такого важного старта.
— Как министерство к этому относится?
— Поддерживает, у меня с его представителями – конструктивный диалог. За все годы подготовки к Рио-2016 никаких проблем не было.
— Какие турниры еще планируете до Олимпийских игр?
— В конце мае в Лондоне пройдет чемпионат Европы. Его можно назвать контрольной проверкой перед Рио – плыть будем быстро (улыбается).
— Что поменялось в вашем восприятии за последнее время?
— На месте стоять нельзя, всегда происходит прогресс или регресс. Это как весы, с которыми играть нужно очень аккуратно. Я приобрел больше навыков в техническом элементе на старте, а вот во второй половине дистанции, которая у меня была сильная, возможно, кое-что потерял. Думаю, если я подойду к Олимпиаде на пике формы, то гарантированно смогу бороться за медаль.
— Вы уже определились, что стартуете только на 50-метровке?
— Да, распыляться больше не буду. В прошлом году я пробовал силы на других дистанциях – возможно, из-за этого я и стал проходить слабее вторую половину на 50 м. Когда начал работать на 100-метровке, то скорость немного упала, и на этой дистанции я не достиг результата, чтобы бороться за высокие места.
А вот на чемпионате мира в Казани на 50-метровках я дважды занимал пятое место – при том, что специально к короткому спринту не готовился. Поэтому я решил, что лучше полностью отдаться работе на «полтиннике» и бороться за медали, нежели на 100 м быть просто полуфиналистом и ничего из себя не представлять.
— Год назад вы с моим коллегой вместе побывали в Неаполе на матче «Днепра» с «Наполи». Часто бываете на спортивных мероприятиях?
— Тогда просто у меня выпал двухдневный отдых от тренировок, я показывал журналистам Неаполь, клуб, пляжи – хорошо провели время. Вообще же, когда идет работа, то думаешь только о том, как ее хорошо выполнить, а потом, как после нее восстановиться. А свободное время у меня бывает, по сути, вот только в такое время, как сейчас, в конце года. И на мероприятия, куда меня приглашают, я с удовольствием хожу.
— Чему уделяете свободное время?
— В основном – чтению, отдаюсь самообразованию. Иногда бывают прогулки, но нечасто. Я не ленивый, просто я спринтер, экономлю силы (улыбается). Хотя путешествовать люблю, нравится учить языки, общаться с людьми, строить планы. Думаю, как в Украине можно использовать опыт, приобретаемый за границей.
— Далеко заглядываете в будущее?
— Сейчас учу политологию на четвертом курсе факультета международных отношений Днепропетровского национального университета. Хочется реализовать знания в дальнейшем, и обязательно в спорте – это мое условие для самого себя. Из Украины многие уезжают, а я останусь и что-то попробую сделать для нас.
— В Крыму давно были?
— Последний раз – четыре года назад. Там у меня сейчас мама живет, а я уже 10 лет, как обосновался в Днепропетровске. Но последние три года, как знаете, преимущественно живу в Италии.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Испанец имеет другое мнение
Командные соревнования пройдут в Австралии с 27 декабря по 5 января