«В день старта ничего не ем»
Василий Вирастюк рассказал о знакомстве с Шварцнеггером, спринтерских забегах по супермаркету и о многом другом
Многие знаменитости, выходя, так сказать, в народ, стараются замаскироваться: прячут лицо за большими солнцезащитными очками, напяливают на голову кепку, выбирают одежду поскромней. У Василия Вирастюка такой номер не пройдет. Фактурой не вышел. Вернее как раз вышел: 1,91 метра роста и 155 килограммов веса - самые, что ни есть, богатырские размерчики. Но сила его не только в накачанных до алмазной твердости мышцах. Вирастюк крепок духом, он знает, чего хочет в этой жизни и как этого добиться. А потому и стал Василий тем, кем является. Самым сильным человеком на планете.
В начале августа 33-летний уроженец Ивано-Франковска в очередной раз подтвердил это громкое звание — на командном чемпионате мира по силовому многоборью в родных пенатах, в Буковеле, где команда наших стронгменов в четвертый раз в истории добыла титул «Самая сильная нация планеты».
Конечно, на таких турнирах один в поле не воин. Тут без надежного плеча партнера никак не обойтись. Но думается, Кирилл Чупрынин, Александр Пеканов, Виктор Юрченко и Владимир Муравлев на нас не обидятся и согласятся с тем, что их капитан сыграл в Буковеле главную роль. Именно с обсуждения недавнего триумфа украинских богатырей и началась наша беседа.
— Накануне ЧМ-2007 практически все утверждали, что больше всего шансов на победу имеют литовцы.
— Так и было. У прибалтов — очень ровная команда. Судите сами — на июльском индивидуальном чемпионате Европы их атлеты заняли третье и четвертое места. И это при том, что не выступал главный силач Литвы — Жидрунас Савицкас. Почему у них не сложилось в Буковеле? Возможно, то, что все прочили им победу, как раз и сыграло отрицательную роль. Слишком уж уверенно литовцы себя чувствовали. И вели, себя, кстати, соответственно, — дескать, порвем всех одной левой. Начали-то они неплохо. В квалификации показывали абсолютно лучшие результаты, в финале в первом же упражнении установили рекорд. А потом «сдулись», не выдержали накала борьбы. Ведь интрига была просто потрясающей — лидеры менялись практически после каждого вида программы. И что еще любопытно: три из семи финальных упражнений выиграли американцы, однако в общем зачете мы их все же обошли.
— Интересно, за счет чего?
— Честно говоря, если бы кто-то накануне сказал мне, что мы станем чемпионами, я бы не поверил. Уж слишком много у нас возникло проблем. Кирилл Чупрынин приехал в Буковель с травмой спины. То же самое — у Вити Юрченко, который во время соревнований еще и усугубил травму. Массажист от него практически не отходил. У Саши Пеканова сильно болело недавно прооперированное колено. Да и я тоже был готов отнюдь не на все сто. Незадолго до турнира перенес пищевое отравление и даже похудел порядком — весил 150 кг вместо 155-ти «боевых». В общем наш триумф — это своего рода счастливый случай. Хотя, конечно, мы его заслужили.
— В командных соревнованиях многое зависит от взаимопонимания спортсменов, от слаженности их действий, отношений внутри коллектива, и наконец, от капитана, который ведет партнеров за собой. Часто ли вам приходится устраивать взбучки ребятам?
— Всякое бывает. К примеру, выходит человек делать упражнение, вспоминает, что это чемпионат мира — и все, полный ступор. Тут, конечно, приходится давать, так сказать, «копняк под задницу» или проводить психологическую работу. Вот вам пример. На одном из турниров нам вчетвером нужно было как можно дольше продержать на весу микроавтобус массой в тонну. Напряжение колоссальное, боль в мышцах страшная, но нужно терпеть. И вот смотрю на одного из ребят и вижу — вот-вот сдастся. Тогда я попытался его отвлечь: «Тебя дома жена и дети ждут. Приедешь, а они скажут: «Вот батя слабак, не смог вес удержать»... Так и достояли до 50-й секунды.
— Выходит, что вы ко всему еще и психолог хороший?
— Ага, психолог... Телевизионщики, когда монтируют сюжеты с соревнований, жалуются: мол, вокруг стоит такой мат, что невозможно никакими шумами перекрыть... Такие вот издержки производства. Работа у нас тяжелая, без крепкого словца не обойтись.
— Какая рука у вас сильнее?
— Они приблизительно равны. К примеру, ту же 92-килограммовую гантелю с одинаковым успехом поднимаю, как правой, так и левой. Между прочим, больше так среди стронгменов не может никто.
— То есть вы, так сказать, двурукий спортсмен.
— Скажу так: я человек с двумя руками, которые умеют делать практически все. А то ведь у нас немало людей у которых обе руки — левые. Другими словами, не способны даже гвоздь в стену забить.
— Любопытно, а что вы делали последний раз по хозяйству своими руками?
— Глобального ничего, не было нужды. А так, к примеру, компот вчера сварил. Летом, когда жарко, я очень много пью.
— Данила Багров в фильме «Брат-2» утверждал, что сила в правде, его враг — американец — говорил, что сила в деньгах. Что думаете по этому поводу?
— Полностью согласен с позицией героя, которого сыграл Сергей Бодров. Хотя в последнее время большинство людей в нашей стране думают, что сила действительно в деньгах. Сейчас, вообще времена не самые лучшие. Почему-то считается, что быть невоспитанным — это круто, что можно толкнуть человека на улице и не извиниться. У молодежи в моде тусовки по ночным клубам, где можно сто граммов «потянуть», покурить что-нибудь эдакое в уголке... В годы моей юности было по-другому. И считаю, нужно делать все возможное, чтобы вернуть те времена. Это касается и спорта. Ведь в 1980-х практически все мальчишки и девчонки занимались в каких-то секциях.
— Интересно, какими видами спорта занимались члены нашей сборной прежде чем стать стронгменами?
— Мы с Чупрыниным пришли в силовое многоборье из легкой атлетики — я толкал ядро, Кирилл специализировался на метании диска. Юрченко и Муравлев серьезно занимались пауэрлифтингом. Витя — мастер спорта международного класса, а Володя даже чемпионом мира становился. А вот Пеканов профессионально ничем не занимался, он у нас — генетический самородок.
— В каком возрасте вы пришли в спорт?
— Лет в 10. Возможно, из-за этого я, так сказать, не доиграл в какие-то игры, не догулял. Но ничуть не жалею. Всегда с радостью собирался на тренировки.
— У вас в те годы был кумир?
— Нет. А вот пример для подражания имелся — старший брат. Роман долгое время был капитаном легкоатлетической сборной Украины, да и ядро толкал не без успеха, хотя на главных турнирах ему не везло. На Олимпиаде в Атланте занял шестое место, а показать высокие результаты в Сиднее и Афинах не позволили травмы.
— Чем Роман занимается сейчас?
— Два года назад он перенес сложную операцию и завершил карьеру. Сейчас брат возглавляет областной спорткомитет в Ивано-Франковске.
— Сколько турниров в год в среднем проводите?
— Тут многое зависит от уровня соревнований. После особо важных и напряженных нужно время для того, чтобы восстановиться. Например, сейчас, после Буковеля, я несколько дней подряд испытывал жуткую крепатуру — утром просыпался и начинал себя по частям собирать. А когда соревнования не очень сложные, то можно хоть каждую неделю на помост выходить.
— Не опасаетесь частить. Нагрузки-то все равно запредельные?
— Но мы же регулярно проходим обследования. Контролируем работу сердца, почек и т. д.
— Вы выигрывали чемпионаты мира и Европы в индивидуальных соревнованиях, четырежды становились победителем мирового форума в команде. Но есть один турнир, который вам никак не покорится. Мы — об американском «Арнольд-классик», который проходит под патронатом Арнольда Шварценеггера...
— Я дважды был там вторым и надеюсь мне еще представится шанс исправить этот недочет. Но при этом ни в коем случае не ставлю перед собой задачу выиграть «Арнольд-классик», как говорится, кровь из носу. Буду тренироваться, готовиться, а там — как получится.
— Доводилось обшдться с губернатором Калифорнии?
— Да. Но это же шапочное знакомство. Он знает меня как стронгмена, я его — как знаменитого киноактера, успешного политика и организатора супертурнира. Кстати, «Арнольд-классик» действительно потрясающие соревнования. В Калифорнию съезжаются все сливки нашего общества.
— Чего вы ни в коем случае не делаете в день старта?
— Стараюсь ничего не есть. Ну разве что шоколадку с утра могу употребить. Ведь когда происходит процесс пищеварения организм затрачивает энергию, а в нашем деле это недопустимая роскошь. Ну и конечно ни в коем случае не отвлекаюсь на какие-то посторонние вещи. Очень важно сохранять концентрацию. Я, кстати, и во время подготовки к турнирам стараюсь не распыляться. К примеру, если с утра, перед тренировкой, мне на мобильный звонят с незнакомого номера, попросту не беру трубку. Это гораздо проще, нежели пять минут кому-то объяснять, почему я не могу сейчас общаться.
— И «заморочки», помогающие побеждать у вас имеются?
— Когда выхожу из дома или гостиничного номера в день старта, обязательно присаживаюсь на дорожку. Читаю «Отче наш», желаю себе хороших результатов, вернуться живым, здоровым, без травм. Еще перед турнирами никогда не фотографируюсь и не даю автографы. Однажды сделал исключение и травмировал спину.
— В мире профессионального бокса каждому бойцу дают громкое прозвище. А как у стронгменов?
— Поначалу нам тоже пытались придумывать псевдонимы, но в принципе, эта практика не прижилась. Хотя того же Савицкаса в Америке до сих пор называют не иначе как Бигзи, а поляка Мариуша Пудзяновски — Доминатором. Кстати, Пудзик со временем начал использовать свое прозвище — наладил линию по производству энергетического напитка «Доминатор» со своим изображением на банке.
—Кто организовывает тренировочный процесс сборной украинских стронгменов?
— Национальная федерация. Но только подготовку. К примеру, за последнее время мы провели два сбора на олимпийской базе, что на 19-м километре Житомирской трассы.
— Получается, фактически вы готовитесь к соревнованиям за свои деньги?
— Так и есть. По крайней мере, поддержки от государственных структур мы не имеем никакой. Впрочем, за победу на индивидуальном чемпионате Европы-2007 мне пообещали премию — 2000 долларов. Но пока я ее еще не получил.
— Какие вопросы журналистов вас раздражают?
— К примеру, по поводу питания или распорядка дня. Слишком уж часто меня об этом спрашивают.
— А какой бы вопрос задал себе сам Василий Вирастюк?
— Когда я смогу спокойно пройти по улице, чтобы никто не остановил? Когда буду общаться с сыном столько, сколько хочу? Когда, наконец, это все уже закончится? Если честно, устал от повышенного внимания к себе. Знаете, как я делаю покупки в магазине? Для начала делаю круг, предупреждая продавцов, что я прибыл. Они уже знают, сколько и чего нужно отвесить. Поэтому, когда захожу на второй круг — мне уже вручают готовые пакеты. И все это на довольно высокой скорости: если остановлюсь и замешкаюсь, сразу собирается народ, каждый норовит потрогать, о чем-то спросить.
— Ну и когда все это закончится?
— А вот на этот вопрос ответить не могу. Просто потому что не знаю.
ЕГО МАЛЕНЬКИЙ БИЗНЕС
Во время беседы мы долго присматривались к несколько необычной майке Василия, пока не узрели на ней фигурку стронгмена, несущего «коромысло». Естественно, поинтересовались - откуда такая. Тут-то и выяснилось, что с недавних пор Вирастюк наладил свой небольшой бизнес. Пригласил дизайнера (судя по изделию, весьма толкового) и открыл пошивочный цех в Умани. Пока разработано три модели футболок с логотипом bogatyr. Их уже можно приобрести в некоторых специализированных магазинах Киева.
Кстати это не единственная попытка Вирастюка заработать деньги не на спортивной площадке. «Ко мне частенько обращаются представители различных отраслей бизнеса, желающие так или иначе использовать мой образ, - рассказывает Василий. - Но большинство предложений попросту несерьезны. К примеру, одна фирма с Западной Украины, выпускающая орешки, хотела украсить свои упаковки моим изображением. Предложенная сумма гонорара была настолько смешной, что я дальше и разговаривать не стал. А они так удивленно говорят: «Вам же всего-то надо потратить пару часов на фотосессию». Почему-то люди не думают о том, сколько пота проливается на тренировках, чтобы в конце концов спортсмен стал узнаваем и популярен».
Впрочем, нет-нет, а в рекламных проектах Вирастюк участвует. Не так давно снялся в ролике одного из производителей пива. То что он пропагандирует алкогольный напиток, спортсмена не смущает. «Вообщето я рекламирую торговую марку. Ну а если уж на то пошло, то пиво это не водка, а в небольших количествах оно даже полезно. Доказано наукой», - говорит Вирастюк. А кто спорит?..
...А СТАЛ БЫ ШОФЕРОМ
В детстве Василий хотел стать шофером. Впервые сел за руль совсем еще мальчишкой, довольно быстро научившись управлять отцовским грузовиком ГАЗ-53. Сейчас ездит на 500-м «Мерседесе».
В еде непривередлив. Предпочитает украинскую кухню и хорошо готовит сам.
Наш герой не является большим почитателем художественной литературы. Но любимый книжный герой у него есть — Павка Корчагин. «Роман Николая Островского - едва ли не единственное произввдение, которое я запоем прочел от корки до корки, — улыбается спортсмен. — Сильная штука, хотя, конечно, слишком уж идеологизированная».
Мечта Василия - обзавестись собственным домом. Но пока она неосуществима — слишком уж дорогой стала земля на Киевщине.
К спиртному относится спокойно, хотя ничто человеческое ему не чуждо. Каким напиткам отдает предпочтение? «Тут все зависит от настроения и компании, - отвечает Василий. — Скажем, если проходит какая-то деловая встреча или обед в ресторане, могу заказать немного виски или вина. Ну а если собираемся с друзьями на природе — то, естественно, на столе появляется горилка. Да под шашлычок!..»
Если бы ему предложили сыграть какую-нибудь роль в кино, то он выбрал бы героя, аналогичного тем, которых изображает на экране крепкий орешек Брюс Уиллис. «Как ни крути, а героя-любовника из меня не получится», - улыбается богатырь. Как знать?.. Судя по тому, как оживленно прореагировали на приезд Вирастюка первые красавицы нашей редакции, успех у прекрасной половины человечества ему гарантирован.
Николай ЗАКРЕВСКИЙ, Олег ВОСТРЯКОВ, Татьяна КОГУТИЧ, Виктор ПОДЕНКО,
Татьяна СИМОРОЗ, газета «Киевские ведомости»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Александр является явным фаворитом поединка
Евгений Коноплянка вместе с женой решили устроить мини-тур по Европе