ГОДВИН: Считал, что в Украине нет расизма. Теперь мне стыдно
Бывший футболист «Карпат» рассказал о своей жизни, карьере и насущных проблемах
Экс-хавбек «Карпат» Самсон Годвин рассказал, когда «Карпаты» вернутся в еврокубки, вспомнил щедрость Дыминского и объяснил, почему Милевский - футболист от Бога.
Вчера Самсону Годвину исполнилось 32 года. Нигерийский любимец болельщиков «Карпат» мог бы ещё играть и играть, но завязал с футболом в 30-летнем возрасте. «Как Кантона», - довольно улыбается Самсон. Король Эрик и «Манчестер Юнайтед» уже давно стали главными кумирами для Годвина. Так что уютный львовский паб «Кантона» мы выбрали для разговора не случайно. Здесь именинник чувствовал себя, как дома, и выложил нам на диктофон несколько неординарных историй.
«Рух»? Я бы поиграл среди аматоров»
- Самсон, чем сейчас занимаетесь?
- Моей целью было получение тренерского диплома категории С. Буду работать с детьми, а дальше - посмотрим. Хочу дойти до тренерской лицензии категории А. Пока только начинаю, но думаю, что всё будет нормально.
- По регулярным выходам на поле ностальгируете?
- Иногда. Но я уже два года, как завязал с футболом. Сначала было трудно. Сейчас - более-менее.
- Как сейчас себя чувствуете в физическом плане? Могли бы ещё выйти на поле и продемонстрировать футбол приличного уровня?
- Я, конечно, мог бы ещё играть. Но это получится не так, как я хочу. Уже не смогу сыграть на максимуме.
- И поэтому вы решили поступить, как ваш кумир - Эрик Кантона. Закончили в 30 «с копейками»...
- Именно так (Смеется).
- В Винниках под Львовом функционирует любительский клуб «Рух», который приглашает к себе известных футболистов. Если бы вам предложили там поиграть, согласились бы?
- Это футбол значительно более низкого уровня. Там спокойно можно ещё выступать 5-10 лет. Мне это не интересно? Почему же, я бы поиграл среди аматоров.
- Вы, наверное, внимательно следите за украинским чемпионатом, в частности - за выступлениями «Карпат». Ощутимо ли упал уровень нашего футбола?
- Честно говоря, уровень действительно упал. Всё это - из-за ситуации на востоке Украины. Очень небольшое количество клубов может сейчас осуществить серьезный трансфер хороших футболистов, как это было раньше.
- На те же «Карпаты» во Львове почти никто не ходит. Печально вам видеть пустые трибуны?
- Не только «Карпаты». Я смотрел «Сталь», Луцк... Везде пустые стадионы! Я не знаю, почему людям вдруг стало неинтересно. Всё это могу связать разве что с ситуацией в стране. Ведь до войны болельщики ходили на стадионы, как на праздник. Но теперь никто не знает, что его ждет завтра. Футбол отошел на второй план.
- Возможно, «Карпаты» потеряли зрителя, потому что во Львове играет ещё и «Шахтер», который привез в город Лигу чемпионов и футбол более высокого сорта?
- Не думаю. Люди ходят не на «Шахтер». Когда приезжают такие команды, как «Реал» или ПСЖ, львовяне идут на Златана Ибрагимовича, Анхеля Ди Марию. Возможно, это для них единственный шанс в жизни увидеть таких звезд.
- Как вам «Карпаты» в этом сезоне? Довольны выступлением команды Йовичевича?
- Да! Этот сезон однозначно лучше, чем предыдущий. Результат работы Йовичевича заметен и на поле, и в турнирной таблице. Каждый сезон нужно что-то менять, чтобы существовала конкуренция, а у футболистов команды была мотивация. Долгое время «Карпаты» не могли осуществлять трансферы, но всё равно есть прогресс. Это огромный плюс.
- Очень не хватает команде забивного форварда...
- Вот! Это заметно. Но всё равно они даже в таких условиях набирают очки. Думаю, когда всё наладится, Йовичевич пригласит нескольких хороших футболистов и дела у «Карпат» пойдут ещё лучше.
- Реально ли «Карпатам» по итогам сезона 2015/16 пробиться в Лигу Европы?
- Им туда ещё рано. Тем более, есть «Ворскла», «Волынь», «Заря». Эти команды на ходу. А вот в следующем сезоне, возможно, перед командой уже поставят задачу выхода в еврокубки.
«Кровопролитие, убийства, стрельба - всё было»
- Каким было ваше детство в Нигерии?
- Я рос в большой семье. У моей матери было семь детей - два сына и пять дочерей. Очень быстро начал играть в футбол. Но в Нигерии, как и в других африканских странах, дети быстро взрослеют. В одиннадцать лет ты уже должен уметь на равных сыграть против 16-летних соперников. Сразу после окончания школы отыграл сезон в местной команде, а затем попал на карандаш польскому агенту и переехал в Европу.
- Какие школьные предметы вам нравились?
- Я учился неплохо. Средне, если можно так сказать. Очень любил изучать английский язык.
- Кем работали ваши родители?
- У меня только мама. Она - бизнесвумен.
- В свое время вы говорили, что в Нигерии жить было опасно - на каждом шагу попадались преступники.
- Это не везде так было и не всегда. Но как раз в моем родном городе действительно существовала серьезная опасность. Прошло время, и сейчас, насколько мне известно, ситуация изменилась в лучшую сторону. Стало спокойнее и безопаснее.
- Самый экстремальный случай, который произошел с вами на улице родного города?
- Много, много, много всего происходило специфического. Но я не хочу об этом вспоминать.
- Читал о вашем городе Варри. В конце 90-х там происходили этнические столкновения между иджо, итсекири и урхобо. Вы были свидетелем этих событий?
- К счастью, Бог миловал. В это время я выступал за команду другого города. Но эти разборки были очень опасными. Конфликт - просто сумасшедший. Итсекири, урхобо... Кошмар! Кровопролития, убийства, стрельба - всё было. Капец! Сейчас всё нормально. Ребята помирились между собой - они ведь вместе живут.
- Но 90-е для Нигерии - это не только кровопролитие. В то время футбольная сборная прилично выступала на чемпионатах мира, стала чемпионом Африки. Кто из плеяды звезд был вашим любимцем?
- Джей-Джей Окоча. Когда играла сборная Нигерии - в стране наступал праздник. Сначала на улицах царила гробовая тишина, они резко пустели, ведь все усаживались перед телевизорами. Но если сборная побеждала - народ выбегал на улицы и площади с песнями, танцами. Праздник невероятный! И так - всегда, пока у нас была хорошая сборная. Но не сейчас.
- Почему же? Вот несколько дней назад Нигерия U-17 победила в финале Кубка мира.
- Да. Хорошее поколение подрастает.
«Разберемся с расистом, как мужики»
- Каковы были ваши первые ощущения от европейского холода, от польской зимы?
- В польский клуб я попал летом, поэтому сначала всё было хорошо. Затем поехал в Нигерию в отпуск. И вот когда уже вернулся, снег накрыл Польшу. Я его увидел впервые в жизни. Холодно было - просто капец!
- Как согревались? Тремя шубами одновременно?
- (Смеется). Не-е-е. Были куртки. Много курток. Едешь на тренировку, промерз до костей. Ужас!
- В те времена за сборную Польши феерил ваш соотечественник Олисадебе. Вы случайно не знакомы?
- Нет. Мы с ним жили в разных городах. Он - в Варшаве, я - в Катовице.
- Польские фанаты известны своими расистскими штучками. Что вы можете вспомнить из собственного опыта?
- Я не знаю, возможно, мне просто повезло, но я с расизмом сталкивался лишь несколько раз. Кричали в мой адрес: «Обезьяна!» Возможно, просто пьяные были. Знаю, что были случаи намного хуже. Мне же повезло, если можно так сказать.
- Как реагировали? Это доводило вас до бешенства, или вы наоборот - игнорировали расистов?
- Я старался не обращать внимание. Потому что когда начнешь на этом зацикливаться - наступит моральный спад. Поэтому я игнорировал. Сыграл матч - и поехал домой. Но если ты подойдешь ко мне на улице - будет по-другому. Я с тобой поквитаюсь за оскорбление. Один на один - разберемся, как мужики.
- А ваш клуб пытался вас защитить, требовал наказания для расистов?
- Мне об этом ничего не известно.
- Очень неприятная история произошла во время матча «Динамо» - «Челси», когда на «Олимпийском» избили темнокожих ребят...
- Подождите, я этого не понимаю. Я не видел этого матча. Я смотрел то ли «Баварию», то ли «Манчестер Юнайтед». На следующий день позвонил мой друг и спрашивает: «Ты слышал, что произошло на стадионе»? - «Нет, что случилось?» - «Расисты!» Я сел и посмотрел фотографии, новости. Эти «болельщики»... Как можно так поступать?! Я ещё бы, возможно, понял, если бы избитые ребята пришли в футболках «Челси», с шарфами «Челси». Но этого не было. Как можно так поступать? Объясни. Трудно объяснить, правда? Темнокожих избили не из-за футбола. Это чистой воды расизм.
- Кого нужно наказать за этот инцидент?
- Честно говоря, клуб «Динамо» не имеет к этому никакого отношения. Тем более, в команде играет много темнокожих, латиноамериканцы. Это нужно разыскать этих придурков, задержать их и наказать. Вопрос будет закрыт. А наказать надо пожизненным запретом посещать матчи. Пусть смотрят футбол по телевизору. Для общества они очень опасны.
- Вас удивил этот показательный случай? Ведь раньше в Украине такое случалось не так уж часто.
- Я в шоке был. Помню, ещё перед Евро-2012 иностранные журналисты у меня интересовались что и как. Я отвечал: «В Украине живу десять лет. Здесь нет расизма». Я был готов заложить свою голову для убедительности. Сейчас мне стыдно.
- Сол Кэмпбелл тогда говорил совсем другие вещи, помните?
- Да! Я опровергал слова Сола Кэмпбелла. Я был против Сола Кэмпбелла. «Кого вы слушаете, - говорил журналистам. - В Украине нет расизма». Сейчас у меня уже нет аргументов. Это очень плохо для украинского футбола и для имиджа клубов.
«Маты и крики - это Кварцяный»
- Помните ваше знаменитое противостояние с Артемом Милевским, когда он плюнул в вас, а вы - в него?
- Это эмоции. Мы ещё на поле помирились. Я знаю его характер. Милевский всегда хочет побеждать. Если что-то не получилось - сразу начинает нервничать. Я тоже такой. Нашла коса на камень. Впоследствии пересекались на поле неоднократно - не было никаких проблем.
- Миля - хороший парень?
- Он мне нравится как человек. Артем - футболист от Бога. Он мне не друг, конечно. Но на поле всегда было приятно увидеться.
- Слышали о неприятном инциденте, который постиг Милевского в клубе «Сплит»? Сейчас Артем остался без команды и на некоторое время приостановил карьеру...
- Нет, не слышал. Жаль, очень жаль его. Ещё раз говорю - это футболист от Бога.
- Вам вообще повезло на оригинальные личности. В «Карпатах», например, выступали вместе с Михаилом Кополовцем. Говорят, что он - душа компании.
- Всегда приятно было его видеть. Миша постоянно заряжен на позитив. Ему не нужно было устраивать какие-то розыгрыши партнеров или травить анекдоты. Он мог рассказывать что угодно - и все смеялись. Проиграли матч, Кополовец берет слово - и атмосфера уже не такая напряженная. Он очень добрый.
- Однажды Кополовец зашел в немецкий гей-клуб. Абсолютно случайно. Рассказывал потом, что ему было очень противно. А как вы относитесь к секс-меньшинствам?
- Я не знаю, что ответить, честно говоря. В принципе, я не против них. Возможно, такими их сделал Бог, возможно, так случилось. Думаю, что у меня не возникнет никаких проблем - ни с геями, ни с лесбиянками.
- Какие впечатления остались от работы под руководством Виталия Кварцяного?
- Маты и крики - это он! Без этого Кварцяный не мог. Бывало, что во вторник-среду он на тренировках - очень грозный, «пихает», зато в четверг было легко, а в пятницу вообще могли ничего не делать. В субботу - матч. Меня такие тренерские методы Кварцяного не устраивали.
- Петр Дыминский - одна из самых загадочных фигур украинского футбола. Как можете охарактеризовать почетного президента «Карпат»?
- Когда я был игроком, встречался с ним неоднократно. Дыминский очень любит футбол и работает на команду. Ведь рядом с «Шахтером» и «Динамо» «Карпаты» - один из самых стабильных клубов Украины, даже несмотря на сложную экономическую ситуацию в государстве. Он выполняет все обещания. Говорит: «Я тебе дам 100 гривен» (к примеру). Выиграй - и он тебе даст. Дыминский хочет, чтобы команда играла в красивый футбол. Иногда мы могли сыграть плохо, но победить - Петр Петрович приходил сердитый: «Я за такой матч не дам премии». Через несколько дней успокаивался и команда получала вознаграждение. Бывало, что «Карпаты» проигрывали, но при этом показывали хороший, содержательный футбол - и президент не скупился на премиальные. Я тебе говорю!
«Не люблю сало!»
- Ещё хочется поговорить о вас. Вы, если не ошибаюсь, уже гражданин Украины?
- Что? (Смеется.) Не-е-е, пока нет. Я только собираю документы. Подавать на гражданство буду в следующем году. У меня жена здесь, семья здесь. Почему бы нет? Сыну вот исполнится четыре года в следующем месяце. Он уже взрослый. Отдали его в садик. Учим трем языкам: украинскому, русскому и английскому.
- В садике, наверное, все в курсе, что он - сын известного футболиста?
- Да, знают. Иногда приходится раздавать автографы (Смеется.)
- Есть ли в вашем меню горилка, борщ и сало?
- (Смеется). Не люблю сало! Не могу его есть, оно невкусное. Горилку пробовал - не подходит.
- Как часто бываете в Нигерии?
- Последний раз ездил туда с женой ещё пять лет назад. Ждем, пока нашему сыну исполнится пять годиков - и тогда поедем. Там очень жаркий климат, и если поехать в Нигерию прямо сейчас, есть риск, что малыш заболеет.
- Следите ли вы за новостями с фронта в Донбассе?
- То, что там происходит, - это шаг назад для Украины. До начала конфликта ощущался прогресс, но теперь всё рухнуло. Нужно снова начинать сначала. Новости смотрю, да. Немного жена рассказывает. Изменил ли я своё отношение к россиянам? У меня там нет товарищей. Нужно, чтобы украинцы смотрели на себя вместо того, чтобы обращать внимание на Россию.
Олег БАБИЙ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Подопечные Младена Бартуловича проведут шесть поединков в Турции
Цыганык сомневается, что Мудрику следовало летать в Саудовскую Аравию
Та тебе Кварц просто вигнав за непрофпридатність як бездаря!