Пенсионный год Зизу
С момента финального матча Кубка мира-2006 прошел один год
Минувший европейский сезон прошел уже без великого француза, но его имя в футбольном мире ничуть не утратило своей привлекательности и по нынешний день. Зидан – это больше, чем фамилия. После 109-й минуты финала ЧМ-2006, когда Марко Матерацци так чем-то задел Зизу, что тот головой попытался протаранить итальянцу грудь, слово «Зидан» стало обозначать особый вид футбольных преступлений. Небывалый конец выдающейся карьеры, хотя Sunday Times в свое время и дала прогноз, которому мог бы позавидовать Нострадамус. Накануне матча газета писала о Зизу: «Легкость танцора, улыбка Святой Терезы, лицо маньяка... Последний матч Зидана – это свидание с судьбой, ожидание сюрприза, от которого не смогут удержаться боги футбола».
Публику до сих мучает вопрос, что же такого сказал Матерацци? Свои мнения - почти всегда противоречивые - на этот счет уже высказали сами участники конфликта, их партнеры, журналисты и бессчетное число умельцев читать по губам. На слушании дела в ФИФА Зидан и Матерацци сошлись в том, что слова были очень грубыми, но не носили расистского характера. Зидан говорил о «крайней грубости» в адрес его матери и сестры. Но итальянец, сам потерявший мать в детстве, заявил, что «мать – это святое», и согласился лишь с тем, что упоминал имя сестры Зизу. А Гидеон Рахман из журнала Prospect, например, считает, что Зидан был разгневан... на самого себя! «Игра была очень тяжелая, моментов было мало, и тут он удачно открылся и без помех пробил головой. Удар получился сильным, но мяч попал прямо в голкипера. Победный гол промелькнул у него перед глазами. На время Зидан застыл и не мог пошевелиться. Это было за две минуты до удара головой».
На защиту Зизу встали многие психологи, утверждая, что за несколько секунд от оскорбления до удара у него не было времени, чтобы взять себя в руки. Однако когда аргентинский рефери Орасио Элисондо подошел, чтобы удалить француза, тот уже был само спокойствие. Ответ Рахмана на вопрос «за что?» оригинален тем, что вырастает из футбола. Тогда как основная масса объяснений носит политический (протест против расизма), социо-психологический (Зизу устал быть народным кумиром) или даже мифологический характер. Мол, Зидан был трагическим героем, как Эдип, и сбился с пути не из-за собственной злости, но из-за слабости. Бернард-Хенри Леви из «Wall Street Journal» назвал полузащитника «СуперАхиллом» и заявил, что в мире Зидан популярнее Папы Римского, Далай Ламы или Нельсона Манделы. «Наверно, не так легко жить в шкуре кумира, полубога, героя, легенды» – резюмировал Леви.
Компания Mattel, производитель игры Scrabble, которую у нас принято называть «Эрудит», еще до финала придумала газетную рекламу. На ней была видна фишка с буквой Z ценой в десять - как игровой номер Зизу - очков и слоган: «Теперь ты можешь играть головой». Но после известных событий Mattel не стала отзывать рекламу, а лишь изменила девиз на: «Второго такого нет». Спустя день после финала директор звукозаписывающей компании Себастьен Липшиц ради шутки за полчаса сочинил с друзьями песенку «Coup de Boule» («Удар головой»). И что же! Несколько недель она не покидала вершины французских хит-парадов. К осени 2006 года стало ясно, что популярность Зидана только выросла. «С точки зрения рекламы потенциал Зидана после чемпионата мира увеличился вдвое», - рассказал Фредерик Райяр, снимавший Зизу в ролике компании Orange.
По словам Дэвида Бекхэма, вместе игравшего с Зиданом за «Реал», если бы тот был англичанином, в Лондоне уже давно бы сожгли его чучело. Но Франция простила Зизу почти в тот самый момент, когда он покинул поле. Уже на следующий день президент страны Жак Ширак, хотя и выразил сожаление, что все так сложилось, тем не менее сказал Зидану: «Вы - виртуоз, гений футбола и выдающийся человек. Поэтому от вас без ума вся Франция». И французы серьезно подошли к задаче по искуплению зидановских грехов. Вскоре свет увидела его красочная биография под названием «Зидан: портрет XXI века», которая напоминала, каким же все-таки великим игроком является Зизу. Правда, заканчивалась биография как раз на эпизоде с удалением... Как заметило одно издание, за карьеру Зидана выдворяли с поля чаще, чем даже задир Винни Джонса или Роя Кина. С другой стороны на имидж Зидана положительное влияние оказала его благотворительная деятельность. А в мае 2007 года он прибыл в Афины, чтобы в день финала Лиги чемпионов УЕФА дать публичный урок футбольного мастерства. И если судить по количеству собравшихся вокруг Зидана мальчишек, то его имя ничуть не утратило привлекательности.
Зидан – слишком великий футболист, чтобы помнить его лишь по одной некрасивой выходке. Ведь был же и потрясающий удар левой ногой с лету в финале Лиги-2002 против «Байера», и многое другое. Но сравнивая два зидановских финала на чемпионатах мира, нельзя уйти от интересной симметрии. В 1998 году два его удара головой повергли на колени Бразилию. В 2006-м те же два удара головой – один в кипера и один в грудь Матерацци – обрекли «трехцветных» на поражение.
Но кто, скажите, сейчас может сказать какие из двух ударов Зизу стали более известны? Как говорил Кант, «великий человек отличается от простого тем, что может свои минусы превращать в плюсы». И теперь, помимо выверенных передач в одно касание, замечательно поставленных ударов, а также филигранных финтов имя великого французского полузащитника ассоциируется с неотразимым, сражающим наповал ударом головой, пусть даже не по мячу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Промоутер уверен, что Тайсона должны были выбрать победителем
Поединок состоится 26 декабря в 17:00 по Киеву