Жан-Мишель Ола. Львиное сердце
Лион не знает себе равных во Франции и потихоньку занимает место среди европейских грандов. Руководит этим процессом президент клуба Жан-Мишель Ола
Жан-Мишель Оля
Родился: 22 марта 1949 года в Арбрезе
Жан-Мишель Ола родился за год до создания его будущего клуба. Место рождения — небольшой городок в 20 километрах от Лиона. В 1987-м он возглавил «Лион», а в 2007-м единогласно избран президентом G-14 — организации, пытающейся противостоять УЕФА. В G-14 входят ведущие клубы Европы, на данный момент выигравшие 41 из 51 розыгрышей Кубка/Лиги чемпионов.
Вот уже шесть лет подряд в чемпионате Франции неизменно побеждает «Лион». За это время в клубе поменялось три тренера. Победную эстафету теперь попытается поддержать четвертый, Ален Перрен. Все эти годы меняется основной состав команды, уходят звезды. Неизменным остается лишь президент «Лиона» — главный конструктор новой эры клуба Жан-Мишель Оля. Двадцать лет он у руля. А 15 июня 1987 года он, по большому счету, случайно стал боссом бедненького на то время середняка второго дивизиона...
А ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ФУТБОЛ?
Сын профессоров колледжа Андре Лассань Жан-Мишель пошел по стопам родителей, усиленно изучая информатику. Правда, поначалу большее предпочтение отдавал гандболу, играл во втором французском дивизионе. Ола даже подумывал стать тренером. Однако тяжелая травма позвоночника, приковавшая его на полгода к постели, кардинально поменяла планы. Жан-Мишель углубился в информатику, решив связать с ней свое будущее.
Кстати, будучи студентом, Ола принимал активное участие в студенческих волнениях весны-1968. Баррикады, бросание бутылок с зажигательной смесью в полицейских...
В возрасте 19 лет Ола основывает собственную компанию с громким названием «Европейский центр информатики». Первыми клиентами компании, разрабатывающей программное обеспечение, стали мэрия Лиона и газета «Прогресс», в которую перешел работать его отец. Спустя два года он продает фирму крупному представителю этой сферы рынка CEGOS, с условием трудоустройства в этой компании. Проработав на новом месте, 13 лет Ола возвращается в Лион, где снова открывает свое дело. Это был 1983 год, Ола было 34. Спустя четыре года в его новой компании CEGID уже работали тысяча человек. Сфера все та же — поставки программного обеспечения. Все эти годы Жан-Мишель Ола не имел ничего общего с футболом.
СУДЬБОНОСНОЕ ЗНАКОМСТВО
Лишь в 1986 году состоялось знакомство, которое существенно повлияло на дальнейшую судьбу Оля. В Лион прибыл крупный бизнесмен из Марселя, президент тамошнего клуба Бернар Тапи. Он искал партнеров для покупки телеканала ТФ1. Марселец так увлекательно рассказывал о футболе, что заразил этой страстью Оля.
Вскоре два бизнесмена снова встретились, на этот раз на телевидении. Бизнесмен Тапи был ведущим программы «Честолюбие», которая рассказывала о молодых и амбициозных людях. Именно таким был Оля. Основные события развивались на ужине после программы. Опять были разговоры о футболе. Один лионский журналист предложил Тапи выкупить «Лион» и спасти от банкротства. Тот в ответ отшутился. А через несколько дней СМИ распространили официальное сообщение: «Жан-Мишель Ола — президент лионского «Олимпика».
Новый президент спасает «Лион» от банкротства, а в 1990 году команда возвращается в элитный дивизион. Вместе с этим Ола планомерно развивает инфраструктуру клуба.
В 1999 году во Франции был принят закон о запрете акционирования спортивных клубов. С 2002 года Ола вел упорную борьбу с правительством против этого закона, дошел со своими требованиями до Брюсселя. Еврокомиссия помогла убедить французских чиновников принять общеевропейские стандарты касательно этого аспекта деятельности. В начале нынешнего года акции «Лиона» весьма успешно вышли на биржу. На этой операции Ола сумел привлечь в клуб дополнительные 80 миллионов евро. Это позволило ему принять решение о строительстве нового стадиона на 60 000 мест.
К слову, бюджет клуба на сезон 2007/08 составляет 200 миллионов евро. Солидный европейский показатель. Вообще интересно обратить внимание на подход Ола к финансированию «Лиона». Около 15% доходов клубу приносят сети фирменных парикмахерских, таксопарков и автошкол.
«ЗВЕЗД» НЕ ПРЕДЛАГАТЬ
Ощутимую долю дохода «львиной команде» приносит продажа игроков. Причем Ола продает лидеров! Востребованных футболистов на пике формы, за хорошие деньги. Выручка от продажи футболистов за последние пять лет перевалила за 250 миллионов евро. Эссьен и Диарра, Абидаль и Малуда... Неприкасаемых лишь двое — сильнейший вратарь Франции Грегори Купе и мастер стандартов, бразильский полузащитник Жуниньо.
«Лион» — это локомотив всего французского футбола. И чтобы все оставалось на своих местах, каждый год нам нужно вкладывать в клуб больше денег, чем наши преследователи. Для этого ежегодно мы продаем одного-двух своих лидеров, — описывает свою тактику Оля. — Ни за что на свете я не разменяю свою команду на мировых звезд».
Ответы «Чемберлену»
Президент «Лиона» известен, как чрезвычайно целеустремленный человек. Возглавив клуб, Ола сходу заявил, что рано или поздно, но лионцы будут чемпионами. Хотя до этого ни разу не были. Клуб обрастал долгами, прозябая во втором дивизионе. Но спустя 15 лет началась эпоха царствования «Лиона»... Следующей целью президент назвал победу в Лиге чемпионов. Три раза подряд чемпион Франции выходил в 1/4 финала ЛЧ, в последнем розыгрыше остановились в 1/8. Неплохая стабильность, но только не для Оля. На поражение от «Ромы» в плей-офф последней ЛЧ отреагировал очень эмоционально, сравнив всю римскую команду с Марко Матерацци, оскорбившего в финале чемпионата мира Зидана.
В прошлом чемпионате «Лион» попал в ситуацию, когда из-за большого количества матчей и нежелания ПФЛ Франции перенести на день несколько матчей команды в чемпионате терялись очки. Ола подверг жесткой критике ПФЛ. В дальнейшем «Лион» играл в «удобное» для себя время.
Во время известной эпопеи с трансфером Микаэля Эссьена в «Челси» (ганец отказывался тренироваться, требуя перехода) президент лионцев настоял на своей цене за футболиста, обвинив лондонцев в неуважении его клуба. Абрамовичу пришлось прибавить 15 миллионов евро: за Эссьена заплатили 45 млн, как и хотел Оля.
После призывов Платини и Блаттера распустить G-14, президентом которой является Оля, француз выдал жесткий ответ, угрожая преобразовать группу из 14 клубов в федерацию из 40 лучших клубов Европы. Для членства в ней определяющим фактором будет клубный рейтинг УЕФА.
Сегодня
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Александр является явным фаворитом поединка
Жена Александра Зинченко поделилась позитивными эмоциями