Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
645
0

Лебединая пенсия

Пеле и Ромарио на закате карьеры играли в США. Но почему туда уехал Бекхэм?

Самый популярный в мире футболист Дэвид Бэкхем дебютировал в американском клубе «Лос-Анджелес Гэлакси» в матче против английского «Челси». За пару дней до матча игроки «Челси» приехали на тренировку на стадион «Гэлакси» - и у входа их встречал сам дебютант, сразу научившийся улыбаться совершенно американской улыбкой. «Ну как живется здесь, Дэвид?» - сочувственно бросил товарищу по сборной защитник «Челси» Джон Терри. Бэкхем вместо ответа улыбнулся еще шире и показал большой палец.

Дебют Бэкхема не вышел ярким в спортивном смысле. Но этого и не требовалось: главное, что маркетологи правильно подобрали для него время - середина лета, когда во всех ведущих спортивных лигах США межсезонье, а потому выход на поле Дэвида надолго стал главной спортивной новостью в США. «Гэлакси», поддержанная местной «лигой соккера» (MLS), для этого выложила до $250 млн на оплату 5 лет услуг Бэкхема. Цель инвестиций не вполне спортивная - англичанин должен сделать то, что еще никому не удавалось: обеспечить европейскому футболу популярность в Америке, в одиночку справившись с баскетболом, американским футболом, хоккеем и бейсболом. И на сей раз предприятие не выглядит столь уж безнадежным.

Помимо Бэкхема популяризировать соккер должны латиноамериканцы, доля которых в населении США растет быстрыми темпами - сейчас их 35 млн человек (это только легально проживающих в США), и большинство явно не может ездить каждую неделю в родную Мексику болеть за местные клубы. А значит, на них можно зарабатывать здесь и сейчас. Президент и генеральный менеджер «Гэлакси» Алекси Лалас подтвердил в интервью Newsweek, что именно для обширной испаноговорящей аудитории в Лос-Анджелес завезли главную звезду мирового футбола. Так, похоже, Бэкхем и выбрал себе клуб: в городе и гламурный Голливуд (который будет за него болеть по «классовому» принципу), и большая община латиноамериканцев, которых среди болельщиков «Гэлакси» более половины. «Эта аудитория очень велика, - бывший футболист Лалас рассуждает как маркетолог. - И их нельзя игнорировать - хоть вы сыр продаете, хоть спорт».

В руководстве MLS убеждены, что именно латиноамериканцы сделают новую попытку популяризации футбола удачной. Они и без Бэкхема вовсю улучшают статистику: за 10 лет число американцев, занимающихся европейским футболом, увеличилось почти вдвое - это невероятный рост для любого вида спорта.

Предыдущие попытки - от появления первых престарелых мировых звезд до проведения в США чемпионата мира 1994 г. - блестяще провалились. «Когда такие игроки, как Пеле и Кройф, приезжали играть в Америку в 70-х годах, здесь была совсем другая футбольная культура. Точнее, ее просто не было», - объясняет Дуглас Куинн, президент Soccer United Marketing, компании, которая эксклюзивно разрабатывает маркетинговую политику MLS.

Об этом до сих пор с содроганием вспоминает великий немец Франц Беккенбауэр. В своем дебютном в Америке матче в 1977 г. он играл в Тампе (Флорида) при жуткой жаре и на синтетическом поле, а диктор по стадиону весь матч объяснял зрителям правила игры. Каждые пять минут из динамиков звучало: «Напоминаю, только один игрок в команде - вратарь - имеет право играть руками». По словам Беккенбауэра, он в тот момент мечтал «упасть в обморок и очнуться где-нибудь в Баварии».

С тех пор футбол в Штатах только еще больше законсервировался - и та же MLS, которую 11 лет назад создавали для популяризации игры. Правила соккера нужно было объяснять уже европейцам: они могли меняться каждый год для того, чтобы зрелище было более ярким. Еще пару лет назад вместо послематчевых пенальти пробивали буллиты - игрок бежал на вратаря с центра поля.

Обязательная уравниловка зарплат была несколько смягчена только перед прибытием знаменитого англичанина. По так называемой «поправке Бэкхема», теперь каждый клуб MLSимеет право пригласить одного выдающегося футболиста с выдающейся же зарплатой. Остальные будут получать не больше $400 000 в год напрямую из фонда MLS. Теоретически клуб может выкупить у другой команды место для второго «монстра» - и «Гэлакси» как раз хочет провернуть такую операцию, чтобы выманить с пенсии огромными деньгами Зинедина Зидана.

Глава Soccer United Marketing Куинн убежден, что американцы справились бы и без европейских знаменитостей - за последние годы, еще до приезда Бэкхема, его компания нашла Лиге серьезных спонсоров - Adidas, Honda, Visa и Panasonic. Есть спонсоры и помельче - производители красок и дрелей. Для целевой аудитории соккера - латиноамериканских чернорабочих - это крайне необходимые вещи.

Воодушевленные этими успехами, американцы принялись пропагандировать свою модель футбола, утверждая, что она самая правильная. «Мы избежали повторения ошибок в других лигах, той же английской, где существует несколько клубов, собирающих лучших игроков, а остальные обречены быть середняками. А у нас все клубы примерно равны - “Гэлакси” может выиграть с Дэвидом Бэкхемом у кого угодно и проиграть кому угодно с тем же Дэвидом Бэкхемом. Второго, третьего, четвертого игрока такого уровня они просто не смогут приобрести из-за существующих ограничений», - с гордостью сообщает Куинн, который по-прежнему считает американский спортивный социализм лучшим изобретением человечества.

Главное, что для полной маркетинговой победы «Гэлакси», которую она разделит с другими клубами MLS, хватит и одного Бэкхема. Корреспондент Newsweek убедился: англичанин сегодня - самый часто встречающийся брэнд на билбордах Лос-Анджелеса.

Дебют-презентация главного спортивного брэнда сезона прошел помпезно. Болельщики стали подтягиваться к стадиону задолго до начала матча. Белые американцы почти все были в футболках с именем Бекса - это самый ходовой спортивный товар Лос-Анджелеса последних дней. Латиноамериканцы делали вид, что от приезда Бэкхема не в восторге. Соседи корреспондента Newsweek по трибуне ворчали: мол, приехал красавчик к нам не в футбол играть, а подписывать рекламные контракты. Дрели и краски Бекс пока не рекламирует, зато на груди его формы теперь красуется эмблема «Гербалайф».

Весь первый тайм и начало второго Дэвид на скамейке запасных шутил с резервистами «Гэлакси» (те об этом восторженно рассказали после матча). На 60-й минуте, услышав указание тренера разминаться, Бэкхем стал отрабатывать беговые упражнения - и тут болельщики взревели, и большинство бросило смотреть матч. Еще через 15 минут Бэкхем наконец вышел на поле: все 30 000 человек на стадионе достали свои мобильные телефоны и мыльницы и начали фотографировать. Бэкхем, по словам Куинна, и не должен учить американцев играть в футбол - его «мегабрэнд» сам по себе «поднимет футбол на невероятные высоты и сделает его престижным».

За 13 с небольшим минут Бэкхем ничего особенного и не сотворил - но каждое его прикосновение к мячу сопровождалось визгом трибун. «Челси» выиграл со счетом 1:0, но никто, кажется, за счетом и не следил. Трансляция матча по спортивному каналу ESPN собрала в США рекордную для европейского футбола аудиторию - 1,5 млн человек. Хоть цифры эти и ничтожны по сравнению с рейтингами футбола в остальном мире, они вызвали невероятный восторг - как у американцев, так и у «Челси».

Клуб Романа Абрамовича тоже активно развивает футбол в Штатах - разумеется, к собственной выгоде. Матч с командой Бэкхема был главным в турне англичан по Америке. После матча коммерческий директор «Челси» Пол Смит рассыпался в восторгах: при таком росте популярности, сказал он в интервью Newsweek, скоро все ведущие клубы мира станут ездить сюда в межсезонье играть коммерческие матчи, как сейчас в Китай и Японию.

Футболисты «Челси» не уставали шутить над Бэкхемом, но делали это как-то очень уважительно, возможно, памятуя о новой зарплате соотечественника. Кто-то из англичан напутствовал Дэвида: «Парень, сделай здесь футбол популярным, и мы все к тебе приедем». Новичок «Челси» Стив Сидуэлл - в Штатах его бы назвали таф-гаем- пытался поддеть Бекса на популярную сейчас в Англии голливудскую тему: «Я с ним столкнулся, так он стал корчиться так, как будто ему ногу оторвали, хотя была обычная борьба. Мне кажется, что таким образом Дэвид решил начать свою актерскую карьеру в США».

Светские журналисты, пришедшие на игру, шептались больше не о футболе, а о невероятных приемах, устроенных англичанами в честь матча. «Челси» провел вечеринку за день до игры - на тусовку под названием «Раскрась Лос-Анджелес в синий цвет» пришли Сирена Уильямс, Кимберли Стюарт, Тара Рид, но главное - впервые после выхода из тюрьмы появилась на публике Пэрис Хилтон.

Бэкхем ответил днем позже. Цветом его вечеринки был красный - но не в честь «Манчестер Юнайтед», а в честь оскаровской ковровой дорожки. Собственно, и лица были сплошь «оскаровские»: обсудить футбол пришли Том Круз, Кетти Холмс, Брюс Уиллис, Уилл Смит, Джорж Клуни. Пэрис Хилтон не приглашали - устройством вечеринки занималась Виктория Бэкхем, а Пэрис для нее чересчур экстравагантна.

Дэвид Бэкхем: «Мы сильнее сборной России»

Дэвид, уже успели обосноваться в США?
Да, конечно. Я до этого очень часто бывал в Штатах, поэтому никаких проблем с переездом не испытывал. Я прекрасно чувствую себя в Америке, также как и моя семья. Радует и атмосфера в команде - меня очень хорошо приняли.

Как оцениваете свою нынешнюю форму?
Конечно, сейчас она не идеальна. Усиленно я начал тренироваться лишь неделю назад. Нужно набирать.

В конце сезона «Реал» предпринял большие усилия, чтобы вы все-таки остались в Мадриде. Но безуспешно. Сейчас не жалеете, что перешли из «Реала» в «Гэлакси»?
Совершенно не жалею. Лучшего завершения карьеры в Европе сложно было и представить. В составе «Реала» я стал чемпионом Испании, провел великолепный сезон. В команде мне предложили остаться только тогда, когда я уже заключил контракт с «Гэлакси». К тому же мой переезд не был связан только с деньгами, как предполагают многие. Были также некоторые семейные нюансы. А семья для меня дороже всех денег в мире.

Как раз после вашего отъезда покинул Мадрид и главный тренер Фабио Капелло, приведший команду к чемпионству. Не удивились этой отставке?
Удивился - не то слово! Я просто не понимаю решения руководства «Реала». Профессионализм и его отношению к делу могу сопоставить лишь с сэром Алексом Фергюсоном.

Но ведь в середине сезона у вас был конфликт с Капелло – он долгое время не ставил вас в основной состав, и из-за этого вы и подались в Америку.
Напротив, его наставления очень помогли мне в те моменты, когда мне было трудно.

В скором времени сборная Англии играет со сборной России. Как вы видите свои дальнейшие выступления в сборной – вы сможете регулярно совершать многочасовые перелеты из Штатов, чтобы надеть майку национальной команды?
У меня были беседы с тренером сборной Стивом Маклареном по этому поводу, он заверил меня в том, что рассчитывает на меня. Я же в любой момент готов.

Значит, осенью вас стоит ждать в Москве?
Что касается матча со сборной России, признаюсь, я с нетерпением жду игры. После того как вашу сборную возглавил Гус Хиддинк, уровень игры сборной России очень поднялся. Думаю, что именно эти матчи дадут ответ на вопрос, кто отправится на поля Австрии и Швейцарии.

И кто же?
Не хочется быть нескромным, но мне кажется, что мы все-таки сильнее.

Они расчистили подиум

Бэкхем - не первый футбольный бог, на склоне лет снизошедший до Америки

Пеле
С 1974 по 1977 год «Король» спокойно играл за нью-йоркский «Космос», где и закончил свою карьеру. Так началась первая попытка популяризации соккера в США. Действовали по-голливудски: про Пеле даже снимали художественные фильмы. Методы отчасти подействовали – посещаемость матчей команды за эти 3 года выросла в 9 раз, пусть и почти с нуля. Зато, по разным оценкам, Пеле заработал в «Космосе» от $12 до 18 млн.

Йохан Кройф
Кройф сменил Пеле на троне лучше игрока мира, а потом и на почетном пенсионерском посту американской звезды соккера. В 1978–1979 гг. он выступал за «Лос-Анджелес Ацтекс», с 1980-го по 1981-й – за «Вашингтон Дипломатс». Три года, проведенные в Америке, изменили отношение Кройфа к жизни: однажды потренировав американского мальчика с нарушениями опорно-двигательной системы, Кройф всерьез занялся благотворительностью.

Лотар Маттеус
В 2000 г. играл за клуб «Метростарс». Ссорился с тренером, швырял в арбитра капитанскую повязку, терял место в основном составе, с трудом дотянул до окончания контракта, по которому заработал около миллиона долларов, и завершил карьеру игрока.

Юрген Клинсманн
В 2003 г., через 5 лет после завершения большой футбольной карьеры, знаменитый немец материализовался в калифорнийской команде «Оранж Каунти Блю Стар». Он выбрал скромный клуб в третьей американской лиге, потому что родился в Калифорнии и хотел там же встретить старость. Ни о деньгах, ни о славе чемпион мира и будущий тренер сборной Германии тогда не мечтал – он выступал под псевдонимом Джей Гоппинген, сыграл 8 матчей, забил 5 мячей. И лишь тогда издание «Соккер Америка» распознало в 39-летнем Гоппингене Клинсманна.

Ромарио
5 мая 2006 г. дебютировал в составе «Майами», клубе, выступающем в одном из низших дивизионов США. Свое появление в Америке объяснял стремлением достичь отметки в 1000 забитых мячей. В Майами Ромарио провел полгода, сыграл 23 матча и забил 18 голов. Тысячная отметка покорилась ему лишь в этом году, уже в Бразилии, в составе «Васку да Гамма».

Русский Newsweek

футбол
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.