Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
559
0

«Конкуренция была сумасшедшая»

Интервью с Андреем Полуниным

«Конкуренция была сумасшедшая»

Интервью «СЭ» дал один из лучших полузащитников конца прошлого века, ставший в межсезонье спортивным директором «Нефтяника»

Было время, когда он считался одним из наших лучших хавбеков. Своеобразный дриблинг, точные передачи... А какие голы! Пускай их было немного, но это как раз тот случай, когда качество лучше количества.

И все же, есть в карьере Полунина какая-то недосказанность, которую он теперь пытается компенсировать, вернувшись в большой футбол. Теперь уже в качестве чиновника.

ОТБИРАЕМ ТОЛЬКО БОЙЦОВ

- Андрей, говорят, в свое время вы не только повесили бутсы на гвоздь, но и мяч забросили на антресоли. Словом, совсем ушли из футбола...

- Выходит, что так. Занимался другими вопросами, мяч не гонял даже для удовольствия.
Но без футбола долго не смог: сейчас вот принял предложение «Нефтяника», в котором теперь занимаю должность спортивного директора.

- Дел, видимо, невпроворот?
- И не говорите! Клуб вернулся в элиту спустя полтора десятка лет, и ему нужны молодые, перспективные исполнители, хорошего уровня. Хотелось бы сделать ставку на опытных игроков, прошедших горнило высшей лиги, но такой возможности пока нет. К тому же, автоматически у нас появился дубль, для которого тоже необходимо готовить кадры.

- Чем-то подобным вы занимались и в «Кривбассе», где работали селекционером. Отчего не остались в Кривом Роге?
- Возникла не очень простая ситуация. Поэтому, когда в конце прошлого сезона позвонили
из «Нефтяника», я долго думать не стал.

- Глядя на нынешнюю футбольную молодежь, вспоминаете, как в старые добрые времена играли сами?
- А что толку сравнивать? Селекция во все времена была отбором лучших из лучших. Вот только требования к игрокам ужесточились: футбол стал более силовым, интенсивным,
играют сегодня намного жестче, чем прежде. Таких вот бойцов мы и отбираем.

- В союзные времена начальство крепко боролось с нарушениями режима. Новое поколение чувствует себя вольготнее?
- Может и так. Но о режиме не забывает: футбол нынче приносит немалые деньги, и мало кто хочет по глупости их терять. У каждого человека должна быть своя голова на плечах. Тут два варианта: либо на футбольном поле потом и кровью зарабатьюать на жизнь, либо прожигать   эту самую жизнь на дискотеках!

- Вы в бытность игроком не совмещали эти варианты?
- Нет. Я занимался своим любимым делом - играл в футбол, хотел добиться чего-то в жизни,
сделать себе имя. Да и материальная составляющая играла немалую роль. Я, кстати, в свое
время попал в футбол благодаря старшему брату. Родители были не против, и не ошиблись:
у моего первого наставника Игоря Ветрогонова был невероятный выпуск - десяток моих
однокашников со временем заиграли в командах мастеров!

ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

- Вам сразу определили амплуа?

- А много ли вариантов для невысокого, техничного парня, который легко обращается с мячом. Меня чаще ставили в центр полузащиты - «под нападающими». После интерната попал в дубль «Днепра». Два года подряд занимали призовые места - сначала бронза, затем -
серебро. А в 1991-м под руководством Александра Лысенко днепровские дублеры стали чемпионами СССР.

- Вот она, «путевка в жизнь»?
- Тогда почти всех ребят из дубля перевели в первую команду. Вскоре Евгений Кучеревский оставил «Днепр», и главным назначили Николая Павлова. Он всегда доверял молодым, вот мы и протиснулись в состав - в буквальном смысле слова. Конкуренция была сумасшедшая, тем более, что еще оставались ветераны - Вадим Тищенко, Владимир Багмут, Валерий Городов.

- Вы прислушивались к советам старших?
- Иначе и быть не могло! К примеру, Таран и Тищенко мне многое подсказали. В первую очередь, учили профессиональному отношению к игре. Глядя на них, очень многое переосмыслил. Хоть к тому моменту и считал себя сложившимся профессиональным футболистом. С этого и начинались мои первые, твердые футбольные шаги.

- Считаете, ваша карьера удалась?
- Думаю, да. Мне повезло: поиграл в серьезных командах, поработал у опытных тренеров.
Помните, какая была у нас команда при Павлове? Да и при Бернде Штанге «Днепр» был неплох. Коллектив у нас тогда сложился редкостный: все и всегда старались быть вместе, даже вне футбольного поля. Жили одной мечтой - стать лучшими в стране.

- И все-таки «Днепр» так и не смог добыть золото. Хотя предпосылки были: в первом чемпионате Украины вы заняли третье место, а спустя год остановились в шаге от чемпионства. Что помешало сделать этот последний шаг?
- Видимо, мы еще не были готовы психологически. Стать лидером, лучшей командой страны - это же взвалить на себя огромнейшую ответственность! Наверное, все-таки, нервишки подвели. Впрочем, несмотря на волнение, мы набрали одинаковое с «Динамо» количество очков. А уступили только по разнице забитых и пропущенных мячей.

- Своего рода компенсацией, могла стать победа в финале Кубка Украины в 1995 году, когда вы сошлись в решающем поединке с «Шахтером»...
- Были уверены, что победим горняков. У них и моментов-то не было. Но из-за нелепого рикошета, когда мяч попал в спину Топчиеву и залетел в наши ворота, счет сравнялся, а послематчевые пенальти, сами знаете... Это не лотерея, это издевательство над нервами. Вдвойне обидно уступать в таких поединках! Но это жизнь, в ней всякое случается: нервотрепки, обманы. Но лично мне грех жаловаться:  получал удовольствие от работы, приобрел неоценимый опыт, поиграл с отличными ребятами.

ЗА «ДИНАМО» ПОЛУЧИЛИ ПО 200 ДОЛЛАРОВ

- Вы упомянули Бернда Штанге. Разные, порой, противоречивые разговоры о нем были. Что он был за человек?

- Начну с того, что он... не настоящий немец. Он из Восточной Германии, в свое время выступал за дрезденское «Динамо». Получается, вроде и немец, но русский язык знал. Немного подзабыл, но ему хватило нескольких месяцев, чтобы вспомнить нюансы нашей речи. После чего он «шпрехал» по-нашему, лучше некоторых наших специалистов. Словом, в общении проблем не было. Да и человеком Штанге оказался порядочным, интеллигентным, а главное - разговорчивым. Всегда поможет, подскажет в нужный момент. В общем, работалось в охотку, ведь тренер не боялся доверять молодым ребятам. А еще вспоминается, как мы всей командой выезжали на пикники, на тренировки выходили в одинаковой форме. Все это положительно влияло на коллектив.

- Так ведь и вы не оставались в долгу: при Штанге «Днепр» заиграл веселее, увереннее...
- Мы отвечали наставнику той же монетой. По мере сил воплощали в жизнь все его задумки. Насколько это получалось, судить не мне.

- Именно при нем в Украине появился первый иностранный футболист из Западной Европы.
- Андреас Зассен? Нормальный был парень. Он не всегда попадал в состав - в основном, выходил на замену. Но ведь для новичка это неизбежно... В то же время, в отличие от наших ребят, никогда не психовал, всегда держал себя в руках. Что бы там ни писали, это был очень хороший футболист.

- В «Днепре» вы пережили немало приятных мгновений. Но были и неприятные, когда футболисты повально покидали команду, команда проигрывала даже аутсайдерам.
 - В то время в Днепропетровске футбол мало кому был нужен. Набирали ребят охапками, конкретных задач не ставили. А ребята были молодые, многие - неженатые, без семей. Больших денег прежде не видели, а тут получили. И давай гулять. Даже не задумываясь, что в следующем месяце зарплату могут и не дать.

- Но молодежи свойственно наслаждаться жизнью во все времена. Неужто вы были другим в 18 лет?
- Тогда все было другим - в том числе и деньги. Когда мы под руководством Николая Павлова обыграли со счетом 1:0 «Динамо», нам выдали по 200 долларов.

ПОПАСТЬ В ЕВРОПУ ПОМОГ ШТАНГЕ

- Вы тепло отзываетесь о Павлове. А как относился к вам он? Ведь, уходя с группой ведущих игроков в киевское «Динамо», он вас с собой не взял.

- Меня тоже звали в столицу, но я ответил отказом. Нет, конкуренции не боялся, но знал множество примеров, когда талантливый футболист, перебравшись в Киев, прекращал играть. Словом, решил остаться в Днепропетровске.

- ...чтобы затем оказаться в «Нюрнберге». Символично: поработать под началом немецкого тренера, а затем самому оказаться в Германии.
- Что-то в этом есть (улыбается). И в этом переходе нам, кстати, здорово помог именно Штанге, точнее, его личные контакты с агентами и европейскими клубами.

- Нам - это кому?
- Тот же Скрипник уехал в «Вердер», Ковалец полгода играл в голландском «Твенте», Евтушок ездил на просмотр в «Ковентри», Купцов оказался в немецкой «Энерги» из Котбуса. Мне же Бернд помог трудоустроиться в «Нюрнберге».

- С новоиспеченными немецкими партнерами на первых порах общались по-английски?
- Благо в школе учил немецкий, и через некоторое время смог нормально разговаривать. Точнее, понимал практически  все, а вот свои мысли поначалу высказать не мог.

- Но тренеры уверяют, что футбольный язык - интернационален, его все должны понимать.
- А на поле больших проблем и не возникало. К счастью, я с ходу влился в новый коллектив. На каждой тренировке выкладывался по максимуму, старался чётко выполнять все тренерские установки. В итоге, в первом круге чемпионата Германии провел 15 матчей, забил два мяча. Причем отметился в первой же встрече, забив «Гамбургу»...

- Как для дебютанта и легионера, все складывалось превосходно. Откуда же проблемы?
- Сам не понимаю, почему так получилось. У нас началась тренерская чехарда. Новые наставники, с ними - новые исполнители. На зимних сборах у меня с Фриделем Раушем сложились нормальные отношения, он меня задействовал во всех контрольных поединках. Но когда стартовал чемпионат, в первом же матче мне не нашлось места в основе. Дальше - хуже: в нескольких последующих поединках я был в запасе, затем меня вовсе перестали включать в заявочный лист. При этом Рауш сетовал на мое плохое физическое состояние. Но это ведь несолидно. Многие игроки, в том числе Чирич, авторитетнейший вратарь Кепке ходили к тренеру, спрашивали: почему Полунин не играет. Но наш наставник толком не мог ничего объяснить. И хотя мой контракт с «Нюрнбергом» был рассчитан на три года, отыграл я в нем только один сезон. И на правах аренды перебрался в «Санкт-Паули», выступавший лигой ниже.

ГОЛ ИТАЛЬЯНЦАМ ЗАПОМНИЛ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

- Там ваши дела и впрямь пошли получше.

- Намного лучше. В Гамбурге провел один сезон, около 30 матчей. К тому же, я знал тренера Вилли Райманна, а еще в «Санкт-Паули» играл россиянин Юрий Савичев. На первых порах он мне очень помог.

- Разницу в уровне лиг почувствовали сразу?
- Конечно, высший дивизион очень отличается от второго. В первую очередь - профессиональным отношением игроков к делу. В первой бундеслиге играть намного легче, культура футбола там высока, да и исполнители посильнее. Во второй играют, не скажу что примитивно, но более просто. Мяч засылается вперед - и все за ним бегут. Лишь несколько команд демонстрируют интересную игру.
Кстати, по окончании сезона «Санкт-Паули» хотел продлить мою аренду, но мне очень хотелось играть в элитном дивизионе немецкого чемпионата, а не в первой бундеслиге. Решил вернуться в «Нюрнберг».

- Но мечта так и не стала реальностью.
- К сожалению, мы так и не достигли компромисса с руководством «Нюрнберга». И мне во второй раз пришлось уйти в другой клуб - «Рот-Вайсе». Отбегал в этом клубе два года, затем «старые раны» стали донимать. А ведь в Германии не получил ни одной травмы, если не считать мелких повреждений. Все болячки родом из Украины.

- Полагаю, что из тех времен вам запомнилось не только плохое?

- Знаете, самоотдача - хоть и затасканное, но очень верное слово. Там действительно дерутся в каждом матче, выходят на поле с горящими глазами. Каким бы ни был счет, стелются в подкатах; идут в жесткие стыки... Помню, даже проигрывая со счетом 0:2 или 0:3, команда умудрялась вырвать ничью, а то и победу. Немудрено: при сумасшедшей поддержке трибун, да с таким азартом, грех уступать.

- Для таких подвигов коллектив должен быть очень сплоченным. Много времени проводили вместе за пределами поля?
- Потренировались и... разъехались по домам, заниматься своими делами. Никаких заездов на базу, трехнедельных сборов, когда все друг другу могут осточертеть. Хотя,  друзья-товарищи частенько собирались вместе, весело проводили время.

- По рассказам украинских футболистов, игравших в Германии, там очень пристально следят за дисциплиной. Вас «били рублем»?
- Штрафные санкции там действительно практикуются. Но меня, в отличие от некоторых ребят, ни разу не наказывали. Хоть и употреблял знаменитое немецкое пиво, проблем с режимом у меня никогда не было.  Наоборот, на следующий день старался раньше всех приехать на тренировку. Сами понимаете, с легионеров спрос особый.

- В составе национальной сборной вы провели не очень много матчей. Зато среди них - один из самых памятных не только для вас, но и для всех украинских болельщиков.
- Да, выездной поединок с Италией в Бари мне запомнится на всю жизнь. Ведь благодаря решению Анатолия Конькова, который тогда тренировал сборную, не только вышел на поле, но и отыграл, вроде бы, неплохо. А вдобавок еще и гол в ворота Перуцци забил. Мы организовали хорошую контратаку, Орбу сделал отличный прострел в штрафную, но в решающий момент я... поскользнулся. И все-таки сумел пробить: мяч срикошетил от Феррары и влетел в ворота. И хотя мы в итоге уступили, чувства просто переполняли. Но та встреча запомнилась еще одним моментом: после ее окончания обменялся футболками с Деметрио Альбертини, которого считаю одним из лучших игроков в истории итальянского футбола.

- Олег Блохин привил украинским «сборникам» психологию победителей?
- Не стал бы утверждать, что успехами сборной мы обязаны только Блохину. Просто в сравнении с нашими временами сейчас в команде есть футболисты, поигравшие, и довольно успешно, в зарубежных чемпионатах: Шевченко, Воронин, Ребров... Им проще объяснить партнерам, что непобедимых нет...


Виктор ИВАНЧЕНКО, газета «СЭ в Украине»

футбол
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Михаил МУДРИК: «К сожалению, сезон для меня окончен»
Футбол | 16 мая 2024, 14:49 9
Михаил МУДРИК: «К сожалению, сезон для меня окончен»

Вингер «Челси» прокомментировал свое повреждение

Фьюри признался, почему отказался проводить дуэль взглядов с Усиком
Бокс | 16 мая 2024, 23:46 4
Фьюри признался, почему отказался проводить дуэль взглядов с Усиком

Бой за титул абсолютного чемпиона мира состоится в Эр-Рияде (Саудовская Аравия)

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.