ГОВОРОВ: «Набирайтесь опыта за границей, реализуйтесь дома»
Корреспондент Sport.ua провел день с лучшим украинским пловцом Андреем Говоровым
В небольшом городке Казерта, что под Неаполем, уже почти два года живет и тренируется в клубе ADN(Andrea Di Nino) Swim Project лучший украинский пловец Андрей Говоров. Во время поездки в Неаполь на матч «Днепра» с местным «Наполи» удалось встретиться и пообщаться с Андреем. В его компании корреспондент Sport.ua с коллегами провел день. Мы увидели, как наш пловец тренируется, внимательно, с комментариями тренера, рассмотрели уникальную дыхательную тренировку, побродили по Королевскому дворцу в Казерте, вместе пообедали в уютном ресторанчике и съездили на море.
Андрей рассказал о себе и о клубе, о своем отношении к профессиональному спорту и о приоритетах, о жизни в Италии и о том, как он готовится к Олимпиаде и почему хочет вернуться в Украину. Первым делом захотелось побольше узнать о клубе, в котором тренируется Андрей.
— Это интернациональный клуб. Мы базируемся здесь, город предоставил бассейн и тренажерный зал. Итальянское государство сделало скидку на проведение тренировок в бассейне. А тренажерный зал нам предоставляет его владелец боксер Клементе Руссо.
— Кроме тебя, кто еще из известных пловцов выступает за клуб AND?
— К нам постоянно приезжают ребята просто потренироваться, попробовать свои силы. На постоянной основе здесь сейчас Джордж Боуэлл. На последнем чемпионате мира он был третьим, это очень сильный спринтер, он представляет Тринидад и Тобаго. Очень хороший парень, ему 32 года, опытный. Есть, чему поучиться у него. Еще с нами Франсуа Хирсбрандт — бельгиец, спортсмен хорошего уровня, постоянно в финалах на чемпионатах мира. Недавно приезжала к нам на неделю Тереза Альсхаммар — шведская спортсменка, многократная чемпионка мира. Сейчас ожидаем японца.
Берем ребят, которые способны конкурировать — финалистов чемпионатов мира или не ниже 20-го места в рейтинге. Еще у нас есть дивизион пониже, их тренирует дополнительный тренер. Эти ребята — чемпионы своей страны. Это эстонцы, которые могут поехать на Олимпийские игры. Англичанин недавно приехал, старается попасть на чемпионат мира в Казани. Постоянно приезжают новые ребята, мы обмениваемся опытом. Всем все очень нравится, потому что работаем профессионально, всегда проходят какие-то исследования. Допустим, вчера я приехал из Болоньи, проходил силовой тест в воде, там специальное оборудование. При университете они делают исследования для себя, а мы получаем информацию для анализа, чтобы получить хороший результат.
— В каких соревнованиях участвует клуб, за который ты выступаешь?
— В основном, это коммерческие соревнования в Италии. К примеру, сейчас ожидаются соревнования «Семь холмов». Там будут присутствовать сильнейшие пловцы планеты. Это контрольный старт для всех перед чемпионатом мира.
— Можно ли назвать некоторые их этих коммерческих соревнований клубными чемпионатами Европы или мира?
— Этот возможно. Скорее всего, никто не готовится к клубным чемпионатам мира, как к настоящим чемпионатам. Кто-то зарабатывает на этом деньги, кто-то просто делает это для тренировки.
— Почему ты принял решение выступать именно за этот клуб?
— Я выступаю не за клуб, я, в основном, работаю для себя, для своего результата. Так получилось, что я представляю этот клуб. Взаимовыгодно — я плаваю за них, они тренируют меня. И мне выгодно работать на результат со своей стороны, и им выгодно показывать мое лицо как представителя этого клуба. Почему именно здесь? Во-первых, это сильнейшие конкуренты, с которыми я ежедневно работаю. Во-вторых, это организация всего процесса. Любые проблемы, которые бы здесь ни возникали, ребята помогают решить. У нас есть менеджеры, несколько тренеров (начиная от тренера по залу, заканчивая тренером по дыханию), профессора университетов. У них все это слажено, они живут этим. И зарабатывают, и живут.
— Тем не менее, это не идет вразрез с национальной сборной Украины?
— Это в основном делается для национальной сборной, это была инициатива моего тренера Карташова Константина Николаевича, поехать здесь потренироваться. Так получилось, что планировали это вместе с Федерацией плавания. Если нет возможности дома найти спарринг-партнеров и должной организации тренировочного процесса, то нам приходится находиться здесь.
— Как появился этот вариант?
— Меня пригласил предыдущий капитан этого клуба Евгений Коротышкин. В 2009-м году я отказался. Потом, когда мы застыли на определенном результате, нужно было думать, что делать дальше. Здесь тренировался рекордсмен мира баттерфляй Милорад Чавич. То есть все сильнейшие спринтеры планеты здесь побывали. Сейчас я — капитан этого клуба. Мне интересно делиться опытом. Чем больше делишься, тем больше получаешь. Мне здесь комфортно, я стараюсь максимум брать от этого места в плане языка, любого опыта, не только спортивного.
— Кто тебя здесь тренирует, с кем ты работаешь?
— В первую очередь, президент клуба — Андреа Ди Нино. Он десять лет назад создал этот клуб. Начинал тренировать многих титулованных пловцов. Сейчас они базируются здесь, в Италии, хотя частенько меняли страны базирования.
Вице-президент — Винченцо Йодиче. Он физиотерапевт, постуролог, он имеет несколько образований. Он помогает нам в психологическом, медицинском и в физическом плане. Он ищет людей, которые помогают нам держать себя в форме. Если есть какие-то травмы, он с ними разбирается в первую очередь.
Есть у нас менеджер Марко Алои, итальянец, с нами первый год.
Тренер Алекс — грек болгарского происхождения, тренер по залу и тренер на воде второго дивизиона.
Тамесьела — человек, который встречает людей, отвечает за квартиры, за оплату всех коммунальных услуг, за организацию графика тренировок и т.д.
Также у нас работают внештатные работники. Например, Апостолис Сократис — грек, который отвечает за международные отношения клуба, организовывает международные соревнования и выстраивает отношения с Федерацией. У нас есть диетолог. Есть очень много людей, которые каким-то образом задействованы в клубе. Это знаменитые фридайверы, которые работают «на дыхание» с нами, делятся опытом по дыхательной программе. Можем отметить людей, которые работают в прессе. Очень много журналистов, которые нас поддерживают. Большая пирамида людей, которые работают с нами на взаимовыгодной основе.
— Какие источники финансирования клуба? Спонсоры? Что привлекает людей вкладывать деньги?
— В первую очередь, сильный состав клуба. Мы приезжаем на соревнования не бесплатно. Клуб всегда оплачивает приезд спортсмена. Есть у нас спонсоры — вода, спортивное питание. Биологическое, здоровое питание, которое проверено несколькими лабораториями. Также у нас есть спонсор «Арена». Интерес спонсоров — в лицах. Мы выступаем на соревнованиях, надеваем одежду с наклейками, тем самым рекламируя какие-то продукты.
Очень часто приезжает международная пресса. Это интернациональный клуб, который светится на весь мир. Мы сотрудничаем с мировыми журналами по плаванию. Все пловцы мира знают эти сайты и довольно тесно сотрудничают.
— В Украине можно такое создать? Или это нереально?
— Есть некоторые нюансы, которые сложно реализовать. Человеческий интерес к плаванию довольно специфический у нас в стране. Здесь люди имеют больше свободного времени от работы, и они его используют на спорт, им это интересно. Потенциально это возможно создать, показать, привлечь. Детям, в принципе, интересно плавание. Завсит от того, сколько времени на это нужно, какие будут источники финансирования, инвесторы. У нас есть Федерация плавания, но клубной системы как таковой нет. Есть все на уровне детско-юношеских спортивных школ. Профессиональных клубов, я знаю, у нас два — «Энергостандарт», в котором я параллельно состою, и «Чемпион» Силантьева.
— У тебя есть какие-то обязательства перед клубом? Что можно, что нельзя?
— В первую очередь, я плачу клубу деньги. Я оплачиваю услуги тренеров. Они предоставляют мне услуги жилья, машины, всех тренеров. Обязательства здесь, в первую очередь — несколько правил по поведению, позитивное отношение к клубу и использованию экипировки, где это возможно. Как таковых ограничений по выступлениям нет.
— Некоторые клубы, футбольные, например, запрещают спортсменам кататься на горных лыжах. Такие ограничения есть?
— В первую очередь, мы — профессионалы. Мы не должны подвергать свое здоровье рискам. Я лично для себя не поеду кататься на горных лыжах только из-за того, что у меня олимпийский цикл, я не хочу рисковать. Клуб принимает нас как профессионалов и знает, что мы не пойдем в загул, будем искать приключения. У нас изначально все на доверии. Но если какие-то инциденты будут происходить, будут корректироваться и правила.
— Тебе комфортно работать в этом клубе?
— За два года я приобрел здесь серьезную репутацию, меня уважают, все мои просьбы (по тренировочному процессу, по жилью) выполняют. Они прислушиваются, это важно. Нет наставлений тренера, что я должен и все. У нас есть диалог, и это очень важно.
— Сколько проводишь здесь времени в процентном соотношении?
— В этом году провожу все время здесь, потому что мне сделали рабочую визу. В прошлом году это было 50/50 — полгода здесь, полгода дома. Конечно, тяжеловато здесь, потому что менталитет у итальянцев сложный, тяжеловато с ними договариваться, но всегда можно найти общий язык.
— А другие украинские пловцы могут здесь оказаться по твоей рекомендации?
— В первую очередь, здесь проблема в финансировании. Любого человека, которого я порекомендую, примут. У нас были здесь пловцы Богдан Плавин и Любомир Лемешко. По моей рекомендации их привезли сюда на месяц, но потом, не знаю, по каким причинам, они не смогли здесь остаться. Скорее всего, из-за финансирования.
— Дорого здесь тренироваться?
— Здесь есть градация — чем сильнее ты по результатам, тем меньше ты будешь платить. Бесплатное нахождение здесь для олимпийских чемпионов. Призер, чемпион мира, призер чемпион Европы по короткой воде меньше платят. Чемпион страны — минимальный прием в клуб.
Просто так в клуб не попасть. Мы должны равняться на высший результат. Чем сильнее спортсмен, тем лучше для нас. Работать все сложнее и сложнее.
— На улицах узнают?
— Здесь — да. В Украине забывают. Когда был контракт с Gillette, узнавали, но сейчас нет. Волна идет то вверх, то вниз. Я не стремлюсь в принципе к славе, но хочу сделать для спорта что-то более эффективное.
Рассказ Андрея о клубе дополнил Марко Алои, генеральный менеджер.
— Хотелось бы узнать больше о работе клуба. Как клуб функционирует? Как зарабатывает? За счет чего существует сама система клуба плавания в Италии?
— Я создал десять лет назад клуб как технический тренер и как тренер по системе американской как тренерской системе и как футбольный или баскетбольный клуб по спонсорской коммерческой системе. Мы даем полную поддержку спортсменам, начиная от медицинского сервиса, заканчивая машинами и апартаментами. Это все делается для того, чтобы пловцы улучшали свои результаты и зарабатывали медали на чемпионатах. За последние десять лет было больше 35-ти медалей на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы. Были такие звезды, как Милорад Кавич, Евгений Коротышкин, Андрей Говоров, Джордж Боуэлл и много других. Финансовые возможности поддерживаются за счет спортсменов, которые платят тренировочную зарплату, спонсоров и соревнований, на которых мы выступаем. Все полученные деньги идут на технические возможности, на реализацию спортсменов. Это не как возможность заработка, а как возможность улучшения результата. Клуб — это университет по плаванию. Помимо зарплат, помимо всех расходов на тренировочные процессы, на тренеров и т.д., доходы вкладываются в развитие клуба.
— Имеет ли клуб какие-то льготы от государства?
— Денег никаких никто не дает из государственных структур. Просто есть некоторые льготы на работу в бассейне, то есть мы платим меньше, чем обычный обыватель.
— А у спонсоров спорта есть налоговые льготы от государства?
— Лет десять назад было меньше налогов за спонсорство. Сейчас, конечно, все по-другому. Отношения выстраиваются как реклама.
— Призовые с коммерческих турниров получают спортсмены или призовые уходят на существование клуба?
— Все деньги, которые мы получаем от соревнований, идут спортсменам. Они дают клубу 10%.
Пока мы в авто Андрея колесили по окрестностям Неаполя в поисках удобного места окунуться в море, Андрей рассказывал об итальянских буднях.
— Жизнь в Италии — какая она? Как ты здесь себя чувствуешь?
— Здесь полно неожиданностей. Те правила, которые работают у нас, не всегда приемлемы здесь. Та же езда на машине... Здесь вполне тебя спокойно могут подрезать, а потом, если ты станешь возмущаться, скажут: «Ты не прав, я тут главный». Все куда-то торопятся. Едут или слишком быстро, или слишком медленно. В принципе, адаптируешься быстро, украинской уверенности хватает, поэтому никаких проблем у нас на дороге еще не возникало.
— Итальянские дороги хорошие?
— Где-то хорошие, где-то хуже, чем у нас. Есть такие места, где и проехать нельзя. Платные дороги хорошие. У нас это не работало бы, потому что здесь проехать до Болоньи 40 евро. Столько у нас платить за дорогу никто никогда не сможет. Обслуживание дорог — это дорого.
— Что для тебя самое тяжелое и самое легкое в итальянской жизни?
— Самое тяжелое — это пища. Иногда хочется своей, родной. Кому-то она нравится, но я здесь уже два года, и она поднадоедает из-за того, что она очень калорийная, а нужно в форме себя держать, поэтому приходится ехать в наш украинский магазин, покупать наш буряк и готовить борщ. Готовит жена. Сам ленюсь готовить.
— А самое легкое что здесь?
— Общение. Люди находят общий язык, очень просто можно договориться с любым человеком. Нет никаких ссор, давления со стороны того же клуба, со стороны людей вокруг. Все едут на второй передаче, спокойненько, не форсируют друг друга. В этом весь плюс.
—Здесь никто никуда не торопится?
— Да, не торопятся, расслабленность. Никто никуда не успевают, могут опоздать, 10-15 минут — для них нормальное опоздание, это не считается нарушением правил. Вообще итальянский отличается от нашего менталитета, но в чем-то очень похож, договориться можно всегда. Допустим, с англичанами очень все сложно.У нас паренек англичанин деньги у всех занимал, а отдавать не хочет. И договориться с ним сложно, он говорит: «Вот нет сейчас и все». У нас обычно отдают. Или хотя бы думают, как отдать.
— Люди в целом здесь доброжелательнее?
— Да, не озлобленные на жизнь. Имея свою какую-то работу, они довольны тем, что есть.
— Иногда кажется, что они агрессивные...
— Дальше разговоров редко заходит. Очень мало таких людей, которые в драку лезут.
— Ты бы остался в Италии жить?
— Нет. У них есть правила, и они им слепо следуют. В целом здесь интересно для познавания жизни, чтобы сравнивать, куда Украина может прийти, что ей для этого нужно. Раз наша элита выбрала путь в Европу, нужно посмотреть на минусы, которые могут прийти. А потом и на плюсы глянуть.
— Если сравнить жизнь в Украине и в Италии, что бы ты такое характерное отметил?
— И здесь, и там можно чего-то добиться. В нашей стране тоже все реально, только больше усилий нужно приложить и больше недоброжелателей, которые могут тебе помешать. А так в чем-то мы схожи в достижении целей.
— Ты общался с разными людьми, в том числе и со спортсменами. Как ты думаешь, к чему они стремятся, какие у них приоритеты в жизни?
— Я считаю, что здесь немножко по-другому расставлены у людей жизненные приоритеты. Они верны своему делу, они любят свое дело. В пример поставлю моего физиотерапевта Энзо. Он просто любит свою работу, он ставит людей на ноги с такими диагнозами, где другие сказали бы, что тут нужна операция. Он делает это без операций, с помощью своих знаний. Он каждую неделю ездит в Неаполь или в Испанию, чтобы учиться. Ему это нравится, он это любит.
— Спортсменам нужно вырываться в Европу или стараться реализовать себя в Украине?
— В зависимости от вида спорта. По моему опыту, достижение результатов проще в Европе или в Штатах, в любой другой стране. У нас сейчас спорт на 9-10-м месте в стране, сейчас о нем даже никто не думает. Поэтому, если есть возможность, ребятам нужно пробовать себя за границей на данный момент. Но при этом максимально набираться опыта и возвращаться, пытаться реализовать этот опыт у себя дома. Это как университет по спорту, только без диплома. То есть мы получаем те знания, которые даже в университете никто не предоставит.
Вот так проходит тренировка по дыхательная гимнастике пловцов
Андрея Говорова знают и любят в Казерте. После обеда работники ресторана не отпустили пловца без фото и своих прогнозов на вечерний матч «Наполи»— «Днепр». В их версии неаполитанцы обязательно должны были выиграть. Итог игры был иной — 1:1.
Андрей Говоров уделил украинским журналистам время и прогулялся по Королевскому дворцу в Казерте.
Дворец сделан по образу и подобию знаменитого Версаля
Насыщенный общением день закончился матчем, после которого два воспитанника днепропетровского спортинтерната, пловец Андрей Говоров и футболист Руслан Ротань, познакомились и поприветствовали друг друга
Общался Михаил РЕУЦКИЙ, Sport.ua
Текстовая версия — Дария ОДАРЧЕНКО
Sport.ua выражает благодарность Дмитрию Тимохину (Днепропетровск), ФК «Днепр» и клубу ADN за возможность встречи с Андреем Говоровым.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Горожане» проиграли в последнем матче «Тоттенхэму»
Массимо Каррера назвал Артема и Ромелу уникальными игроками