Анатолий ВАСИЛЬЕВ: «Пирамида работает, если есть вершина»
Ректор СумГУ о выступлении футзальной команды в Экстра-лиге и о проблемах студенческого спорта
В нынешнем сезоне после длительной паузы в высший футзальный дивизион, именуемый Экстра-лигой, вернулась команда «СумДУ», представляющая многотысячный коллектив Сумского государственного университета. По итогам регулярного сезона подопечные Сергея Песоцкого заняли 9-е место, в плей-офф пробиться не смогли и на этом сезон для них завершился.
В интервью для официального сайта АФУ Почетный президент ФК «СумДУ», ректор Сумского государственного университета Анатолий Васильевич Васильев не только подвел итоги выступления команды, но и поднял более глобальные вопросы, ныне актуальные для всего студенческого спорта в целом, а также рассказал о том внимании, какое уделяется спорту в одном из ведущих вузов Украины.
- Анатолий Васильевич, Сумской государственный университет, помимо того, что является в Украине одним из ведущих научных учебных заведений, но в нем огромное внимание уделяется и студенческому спорту. Не могли бы Вы в начале нашего разговора рассказать о том масштабе физической культуры в университете, и привести те достижения, которые есть в студентов вашего вуза?
- Прежде чем говорить о наших достижениях в спорте, я бы хотел сказать о философии университета. Сумской государственный университет до последнего времени не специализировался в спортивном направлении, с точки зрения наличия соответствующих специальностей. Мы вышли на открытие специальности «Спорт» только в прошлом году, и только в связи с тем, что масштабность развития спорта в нашем университете вышла на такой уровень, что уже просто находиться в рамках, когда студенты высокого уровня учатся на других специальностях – экономических, менеджерских, журналистских, медиа коммуникаций, медицина, право, IT-технологии, инженерия и т.д. – и при этом вуз не имеет специализированной подготовки – это стало, наверное, неправильным. Хотя мы – вуз с самым широчайшим разным набором специальностей, на которых обучаются около 15 тысяч студентов, но без наличия в этом широком профиле специальностей специализации «Спорт», мы понимали, что университет, который не будет иметь лица и в спортивной индустрии, это не формула университета мирового и европейского уровня.
А по роду своей деятельности мы очень активны и в международном образовательном пространстве, и это подтверждается самыми разнообразными международными рейтингами, объемами научной деятельности, грантовой деятельностью. Т.е., модель нашего университета, которую мы строим ради успешности наших выпускников, она просто не понимает, как можно быть в университете без полновесного масштабного развития спорта. Кто будет заниматься развитием спорта, если это не делать в школьной и студенческой среде? И мы вполне логично пришли к тому, что у нас на дневном отделении в базовом вузе около семи тысяч студентов, из них около четырех тысяч посещает спортивные секции. В вузе культивируется 36 видов спорта, из них 29 олимпийских, более 70 спортивных секций, более ста сотрудников – это тренеры, преподаватели, которые руководят спортом в профессиональном плане. Около 70-80 студентов это действующие спортсмены, которые являются победителями и призерами соревнований европейского и мирового уровня. Более 300 студентов – спортсмены уровня от первого разряда до мастера спорта международного класса.
Из наиболее успешных – четыре наших студента были участниками Олимпиады в Лондоне, и Тарас Шелестюк завоевал бронзовую медаль. Дальше, Олимпиада в Сочи – 6 наших студентов были в сборной Украины, и на этой Олимпиаде завоеваны золотая и бронзовая медали Валей и Витой Семеренко – это наши магистрантки, выпускницы магистратуры. Юлия Джима у нас с первого курса и сейчас она продолжает учиться в магистратуре. Летняя Универсиада в Казани 2013 года – оттуда наши студенты привезли 3 золотые медали. На последней зимней Универсиаде – одно золото, одно серебро и одна бронза. Это примерно половина всего медального багажа сборной Украины. Это я вам назвал только самую верхнюю часть пирамиды, а можно говорить и о других успехах, их довольно много, причем они распределены не по одному-двум видам спорта, это не только, скажем, биатлон, но и многие другие виды спорта.
В настоящее время университет имеет 7 профессиональных команд, причем все они прогрессируют, если посмотреть динамику за последние несколько лет – реально идет развитие. Они выступают в первых, высших, Суперлигах, Экстра-лигах. Например, волейбольная команда в числе лидеров в Суперлиге – мы где-то на уровне борьбы за второе-третье места.
Такие сейчас масштабы развития спорта в университете. Мы не имеем своей специализированной детской спортивной школы (мешают нормативные бюджетные подходы), но вместе со студентами занимается около шестисот школьников. Для этого есть материальная база – 22 спортивных объекта: спортзалы, бассейн, спортивно-оздоровительный лагерь, тир и т.д. Имея такое спортивное лицо, при этом к спорту, как к специальности, мы прикоснулись только в прошлом году.
- Вы говорили о 36-ти видах спорта – это довольно-таки масштабный подход. Нет ли тут элемента, скажем так, гигантомании. Возможно, стоит отдать приоритеты 12-15 видам, и сконцентрировать все усилия в них?
- Один из тезисов нашей философии – это от массового спорта к олимпийскому факелу. Мы – университет, который сначала формулирует свою миссию и глубоко её осознает, свою философию, а потом занимается её реализацией. Для того чтобы прославиться, может быть, хватило бы и одного вида спорта. Но, во-первых, этого хватило бы на какие-то несколько лет, но куда более важно другое. Мы должны приучать студентов, привлекать, втягивать их через спорт в заботу о своем здоровье, в здоровый образ жизни. Ведь для меня, как для ректора, более важной является массовость, если говорить о сути вопроса. А что при одном виде спорта? Наш университет – он по технологиям направлен на дифференциацию по самым разным видам деятельности. Всего должно быть много, чтобы каждый нашел, где у него свой интерес. Выпускник школы, который хочет заниматься наукой, он должен увидеть в нас очень серьезное, глубокое, научное лицо, причем в громадном разнообразии научных направлений. Я могу их долго перечислять, но так же должен быть и спорт! Кто-то больше хочет бегать, кто-то – прыгать, кто-то – плавать???.
Поэтому, это не гигантомания, это как раз реализация принципа дифференциации предлагаемых возможностей, которые предоставляет университет. Да, хотелось бы, чтобы в каждом из 36-ти видов спорта были громкие победы, но если их нет, это не значит, что университет не выполнил свою миссию. Как мы можем охватить около четырех тысяч студентов в спортивных секциях? На одном-двух видах спорта разве это возможно? У каждого свой интерес, и пусть каждый занимается, чем ему нравится.
- Спортивные базы вуза – как Вы их оцените с точки зрения требований современного спорта?
- Вуз начал развиваться давно, и в нем не построен гигантский Дворец спорта, но само количество залов у нас достаточное, и они у нас рассредоточены по учебным площадкам. Несколько залов, бассейн, тир, гребная и лыжная базы. У нас есть спортивный комплекс нашего института в Шостке – там несколько спортивных сооружений. Т.е., для обеспечения того, о чем я вам говорил чуть выше, есть все. Где-то мы вынуждены и арендовать спортсооружения, но предпочитаем арендовать в школах, чтобы выполнять заодно и социальную миссию. И тогда в школах вместе с нашими студентами занимаются и школьники из этих школ, а тренеров финансирует университет. Базы есть, они не сосредоточены в едином Дворце спорта, и это неплохой вариант. Под наши масштабы окна в спортивных залах светятся до позднего вечера, все работает и все загружено. Охотно мы предоставляем нашу спортивную базы и для областных, городских и всеукраинских вузовских соревнований.
В целом, университет имеет достаточную спортивную базу, но в связи с развитием и теми планами, которые мы перед собой ставим, ее, конечно, не хватает, и мы все равно продолжаем строить. Совсем недавно мы ввели в действие фитнесс-зал, где можно заниматься спортивными танцами. Во второй очереди этого корпуса строится большой игровой зал – мы непрерывно продолжаем развивать материальную базу, думаем еще и дополнительных открытых площадках. Есть санаторий - профилакторий – это также используется для восстановительных мероприятий спортсменов. Два года назад мы ввели в эксплуатацию спортивно-оздоровительный центр в лесном массиве, рядом – чистейшая речная вода, он тоже для этих целей. Сейчас мы уже обсуждаем и каток с искусственным льдом, проекты создаются и реализуются.
- Вы в самом начале говорили о европейском формате вузов. Вы наверняка знакомы с тем, как строится спортивная подготовка в зарубежных вузах. Возможно ли и у нас реализовать такую модель, чтобы университетский спорт был базой для развития спорта, взять из зарубежного опыта самое рациональное?
- Мы как раз в университете и реализуем такую модель. Такое количество видов спорта, различных секций, большое количество квалифицированного тренерского состава – да, все это дорого, благодаря тому, что мы в финансовом плане состоятельный вуз, который может все это обеспечивать своим ресурсом. Ведь мы строим успешный вуз ради успешности его выпускников. И если мы научились зарабатывать средства, то эти средства вкладываем здесь внутри вуза, а не распыляем где-то. Как раз у нас и работает модель развития спорта, работающая в американских университетах. И то, что мы успешны в этом поле, подтверждается различными рейтингами. В рейтинге QS – мы четвертый вуз среди вузов Украины, это один из наиболее авторитетных мировых рейтингов. В европейском рейтинге U-Multirank, который недавно был опубликован, мы третий вуз в Украине. Мы сформулировали соответствующую философию деятельности университета и ее воплощаем.
Когда меня называют любителем спорта, я говорю: «Нет, я не любитель спорта», я науку люблю не меньше, а качество учебного процесса еще не меньше. Я просто, как ректор, понимаю, что все это должно быть, и должно быть на таком серьезном уровне.
- Хотелось бы перейти к одному из флагманов Сумского университета, представленного в игровых видах спорта на самом высоком уровне – футзальной команде «СумДУ», которая спустя несколько лет вернулась в сильнейший национальный футзальный дивизион. Можете раскрыть карты и сказать, почему прошлым летом было принято такое важное для команды решение?
- Тут был целый комплекс факторов. Были и предложения и просьбы со стороны тренера, и со стороны самой команды, но тут сработала такая логика. Мы в свое время от любительской команды, пройдя все ступени, были в высшей лиге. Выступали неплохо – у нас были результаты в турнирной таблице и выше среднего, были удачные игры с лидерами – с «Шахтером» и «Энергией», но тогда мы не могли себе позволить такой бюджет в целом на содержание команды. Команды, которые были лидерами, их бюджет доходил до миллиона долларов в год. Мы себе такой бюджет позволить не могли, и пока у нас был спонсор, мы обеспечивали свою финансовую часть, но основную часть обеспечивал спонсор. Когда спонсор исчез, и были разные предложения, но мы остались без серьезного финансово емкого спонсора. А все-таки цели, которые реализует вуз, они не есть такими, чтобы в один вид спорта вкладывали такие деньги. Мы должны вкладывать во многие виды спорта одновременно – ручейков, куда надо вкладывать, сотни и сотни. Тогда мы решили уйти из профессионального футзала высшего уровня.
И второе – все-таки нам, как вузу, не очень интересно в наших командах, и это касается не только футзала, чтобы за них играли не студенты. Привлечение профессионалов «не студентов» со стороны – это антиреклама высшего учебного заведения. Мы должны работать со студентами. И меня в большей степени греют успехи на любительских студенческих аренах, чем на профессиональных. Мы все-таки университет. Поэтому, мы поставили задачу, чтобы наши команды были преимущественно студенческими, за какими-то редкими-редкими единичками, которые включаются в состав из тех, кто прирос к университету уже сердцем.
Студенческая команда сама по себе – она не очень конкурентоспособна в таком виде, как футзал. Однако в предпоследнем сезоне наша команда своими результатами в Первой лиге показала, что она достойна быть в верхней части турнирной таблицы. Насколько я понял, в футзале был процесс объединения двух лиг, и Ассоциация футзала Украины выступила с предложением влиться в состав Экстра-лиги, и я дал согласие. Но все равно оставил принцип, что команда в основном должна быть студенческой. Участвуя в этом турнире, все равно реализуются спортивные амбиции футболистов – это абсолютно естественно в любой отрасли человеческой деятельности, и, прежде всего, в спорте. Я пошел на тот шаг, исходя из своего понимания, что команда, представляя наш вуз, все-таки должна развиваться. Но при этом я обрек команду на не очень удачное выступление, оставив принцип, что команда быть в основном студенческая. Не сильно я добавил и финансирование ей, по сравнению с Первой лигой. В Экстра-лиге мы должны, как говорится, «наращивать мышцы», совершенствовать спортивные технологии. Пока не найдутся спонсоры, которые не захотят ради своей марки подставить плечо, финансирование будет то, которое обеспечит университет не в ущерб другим видам его деятельности.
- Когда начинался сезон, какая-то спортивная задача все-таки ставилась перед командой? Может быть, пробиться в плей-офф?
- Нет-нет, ставилась задача выступить достойно и не вылететь с позором. Потому что я понимал, что чисто студенческая команда, её конкурентные возможности ниже, чем у команд с большими деньгами, которые могут привлекать в свои составы полностью профессиональных футболистов.
- А то, что в итоге команда «СумДУ» заняла 9-е место из 10-ти команд, не разочаровало Вас? Или спокойно его воспринимаете?
- Нет, не разочаровало. Я, как и вуз в целом, как и наши спортсмены, человек амбициозный. Это место, как бы, отрицательно «щекочет», но, с другой стороны, я умею понимать проблемы временного характера. И мы выстраиваем пирамиду – у нас есть детские команды, есть юношеские команды, проводятся Кубки Ректора. Но пирамида работает, если есть вершина. Даже если где-то результаты не очень, но с учетом большого перерыва, с учетом того, что чисто студенческая команда… Будем думать, как ей помогать, чтобы она при сохранении этой идеологии поднималась по ступенькам на более высокие места.
- Тогда такой вопрос, поддерживая развитие команды, планируете ли Вы ее участие в чемпионате Экстра-лиги в следующем сезоне?
- Если финансовые параметры будут примерно в этом диапазоне, то у меня нет намерения говорить нет. Понимаете, есть задача украинского общества в целом, поддерживать спорт. Задача бизнеса поддерживать спорт. Вряд ли есть смысл говорить о том, что университет должен превратиться в спортивное предприятие. Нет – университет должен выполнять ту миссию, которую я обозначил в начале нашего разговора. Поэтому, возможности университета в профессиональном спорте всегда были и будут ограничены. Иначе он должен перейти в другую ипостась, особенно, по дорогим видам спорта. Мы говорили с вами об американской модели спорта в университетах, но вы посмотрите, какая там громадная составляющая поддержки бизнеса. Поэтому, я говорю о спонсорстве не потому, что наш университет финансово несостоятельный, наоборот, он финансово стоит крепко. Но он не может все деньги отдать в один вид спорта и прекратить заниматься другими направлениями. У нас прекрасный культурно-художественный центр, много социальных программ, научные программы, у нас миссия распределена на многие направления. И во всем мире так, но во всем мире в спорте большую роль играет бизнес, поддерживает его ради рекламной цели, цели социальной миссии. И нам это надо выстраивать.
- Можете сказать, Вами предпринимались шаги, чтобы у футзальной команды появились спонсоры? Возможно, не лично Вы, а те сотрудники университета, которые курируют команду?
- Такая задача мною ставится, но, откровенно говоря, у ребят что-то не очень получается. По относительно небольшим поступлениям – есть, кто помогает по небольшим вопросам, но я речь виду о генеральном спонсорстве, а это могут себе позволить фирмы не из среднего и мелкого бизнеса. Только из крупного бизнеса – но примеры, когда крупный бизнес в Украине финансирует, единичны. У нас такой пример есть – волейбольная команда «СумДУ-Химпром». Там играют студенты, а финансирование существенное от «Химпрома». У нас там две команды – первая в Суперлиге, а вторая полностью студенческая и финансируемая университетом – в первой лиге.
- На футзал «Химпром» не может найти немножечко финансов?
- Для этого надо, чтобы кто-то там был заинтересован.
- А на таком уровне, как областная Федерация футбола, городские, областные власти – ведь Вы наверняка вхожи в самые высокие коридоры власти?
- Понимаете, я же реалист. Мы, наоборот, сами немало делаем на региональном уровне, реализуя свою миссию и свои возможности. Мы сами немало занимаемся спонсорством в каких-то социальных проектах. Мы сами подставляем плечо. У нас нормальные отношения с властью, к нам нормальное отношение, но система нынешних экономических реалий такая, что не дает мне оснований ставить вопрос крупномасштабно.
- Обязательно нужно спросить Вас о таком моменте, который, наверное, в силах поправить без серьезных финансовых вложений. По требованию Экстра-лиги все домашние матчи команд желательно транслировать в интернете, но команда «СумДУ» в начале сезона их вообще не показывала, чуть позже – в очень плохом качестве. Это однозначно не способствует популяризации как игр команды, так и ее имиджа. Возможно ли в следующем сезоне поднять видеотрансляции до уровня требований Экстра-лиги?
- На меня по этой теме, откровенно говоря, никто не выходил. Но, думаю, что здесь ничего нерешаемого нет – просто не было этой темы в моем кабинете. Считайте, что Вы подсказали – и я эту тему услышал. Но давайте мы дождемся, когда будет исполнена статья закона Украины о высшем образовании в части финансовой автономии вузов. Потому что очень многие вещи сегодня сдерживаются тем, что все платежи идут: первое – через Государственное казначейство, и многие вопросы лимитируются и тормозятся. Тут много сложностей, в том числе и с видеотрансляциями. Это тот случай, когда деньги у нас есть, а два вопроса серьезно мешают. Это прохождение всех счетов через Казначейство, и там действует механизм лимитирования. Зарабатываем деньги – так пожалуйста, а как тратить – так извините. И второй серьезный тормоз – это тендерные процедуры, которые выписаны очень жестко, и ограничения уже не соответствуют реальной стоимости того же компьютера и видеооборудования. Это тема уж точно не спортивная. Но, в любом случае, Вас услышали.
- Большое спасибо Вам за беседу, и за то внимание, которое Вы уделяете в университете спорту в целом и футзальной команде в частности.
- Знаете, если не университетское образование, не университеты, то кто же сегодня, тем более в условиях, в которых находится страна, будет еще развивать спорт? Не просто так, подставить плечо, а будет реализовывать свою миссию? Я хотел бы пожелать, чтобы вся наша система высшего образования в Украине имела одну из серьезных составляющих в том, чтобы делать серьезную ставку на спорт, на здоровье нации.
Природа не терпит пустоты – есть такая мудрость. Если спорта не будет, и им и здоровьем никто не будет заниматься, то тогда, что придет туда? Если спорта в жизни студентов не будет, то в эту нишу придет что-то другое. А дальше – уже без комментариев. И курение – это еще самый малый грех.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Аргентинец может вернуться в «Барселону»
Испанский клуб разгромил «Магнус»