Жданов раскрыл смысл реформ в сфере физкультуры и спорта
Министерство молодежи и спорта предложило сосредоточиться на трех направлениях изменений
Министер спорта и молодежи Украины Игорь Жданов намерен провести реформы в сфере физической культуры и спорта в ближайший год-два. Так называемая дорожная карта этих изменений опубликована на сайте министерства.
«Первое направление — ликвидация избыточных функций Министерства, устранения их дублирования и его европеизация.
Законопроект также направлен на общественную экспертизу в реанимационный пакет реформ и Центр поддержки реформ при Кабинете Министров. Будет проведена презентация и обсуждение этого законопроекта в парламентском Комитете по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма.
Предложенный законопроект — это первый, может и небольшой, но шаг к реформированию министерства, к дерегуляции сферы спорта. В чем его суть?
В частности, предлагается отказаться от функций:
— Утверждение правил спортивных соревнований. Сегодня их утверждает министерство, дублируя тем самым функции международных и национальных федераций;
— Строительства непосредственно силами министерства стадионов и других спортивных сооружений;
— Организации проведения спортивной лотереи;
— Контроля за качеством предоставления спортивных услуг.
Понятно, что в таком виде эти функции сегодня выполняться не могут. Нет у министерства ни собственного строительно-монтажного управления, ни контрольной инспекции на триста человек с правом выдавать лицензии частным фитнес-клубам. Но устанавливать и разрабатывать соответствующие стандарты качества спортивных услуг министерство просто обязано.
Функции контроля предоставления спортивных услуг должны передаться или инспекции по правам защиты потребителей или другим специализированным государственным инспекциям.
Также именно министерство не имеет возможности непосредственно заниматься информационно-пропагандистской работой. У нас нет для этого ни телеканалов, ни печатных СМИ. В то же время мы должны содействовать популяризации здорового образа жизни, физкультуры и спорта через государственные предприятия, общественное вещание и тому подобное. В то же время развивать спортивную медицину должен МОЗ Украины.
Организовывать спортивную лотерею мы тоже не можем, а вот добиться принятия закона, по которому 20% прибыли от организации любой общенациональной лотереи должно перечисляться на развитие спорта — обязаны.
Итак, на первом этапе реформ мы отказываемся от роли, не присущей министерству в европейских странах.
В рамках общей правительственной политики будет проведено 20% сокращение государственных служащих и работников государственного сектора. По сравнению с началом 2014 года в этом бюджетном году на 5 млн. грн. уменьшено финансирование аппарата министерства.
Второе направление реформ — повышение прозрачности деятельности министерства, отказ от ручного управления бюджетом и борьба с коррупцией среди чиновников
Общество должно знать, куда расходуются государственные средства — это аксиома. Сегодня на сайте министерства опубликован его бюджет. После утверждения изменений к нему и утверждения паспорта бюджетных программ будут опубликовываться все приказы о расходовании государственных средств.
Знаю, сколько потенциальных нарушений мы вместе с вами сможем остановить. Обращаюсь к общественности о помощи — контролируйте, контролируйте и еще раз контролируйте.
Также будет продолжена работа по отказу от «ручного» распределения бюджета между видами спорта, обеспечен переход на автоматическую систему, которая исключит человеческий фактор и даже личное вмешательство министра.
Для этого была усовершенствована формула, по которым определяются рейтинги федераций и происходит распределение государственных средств среди олимпийских и неолимпийских видов спорта. Она была также вынесена на общественное обсуждение (с ее проектом можно ознакомиться на сайте Министерства).
Сам распределение средств будет базироваться на прозрачном и понятном всем рейтинге, который будет стимулировать виды спорта и спортсменов к конкуренции и достижения лучших спортивных результатов. Будет учитываться также взаимодействие и помощь национальных федераций Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии, СБУ и тому подобное.
Третье направление реформ — повышение автономии национальных спортивных федераций.
Во всем мире спорт высших достижений базируется на международных федерациях по видам спорта и на деятельности национальных федераций, являющихся членами мировых ассоциаций.
В Украине национальные федерации до сих пор достаточно зависимыми от Министерства. Это гибрид и крайне неэффективная система — мы отошли от советской, но так и не пришли к европейской модели. Застряли где-то посередине.
Поэтому следующий направление реформы — существенное повышение автономности национальных спортивных федераций. В частности, во втором квартале 2015 будет осуществлен соответствующий пилотный проект. К участию в нем уже согласились 11 национальных олимпийских федераций и 6 спортивных федераций по неолимпийским видам спорта. Документы о его проведении уже поданы в Кабинет Министров.
Суть пилотного проекта заключается в следующем:
1. Министерство заключает договор с федерацией. По этому договору она непосредственно будет получать государственные средства и сама формировать состав национальной сборной по данному виду спорта, формировать календарь учебно-тренировочного процесса, спортивных соревнований.
Сейчас все это де-факто делают министр и его заместители, которые подписывают тысячи соответствующих приказов по представлению федераций.
2. Если федерация начинает получать государственные средства напрямую, то при этом она будет нести полную ответственность за результат, то есть спортивные достижения на международной арене. В том числе за эффективность использования средств государства.
3. Изменяется философия и сама система финансирования расходов на спорт высших достижений. Сейчас все финансирование осуществляется через отдельную бюджетную учреждение и не всегда эффективно. Часто в ручном режиме.
По итогам пилотного проекта будут подготовлены и вынесены на общественное обсуждение соответствующие изменения в законодательство, направленные на повышение автономности спортивных федераций.
Отдельная тема — это детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), финансирование которых с 2015 года осуществляются из местных бюджетов. На переходном этапе необходимо было сделать все возможное, чтобы их сохранить. Удалось также добиться на уровне Правительства выделения дополнительных 100 млн. грн. государственных субвенций на поддержку ДЮСШ.
Вместе с тем ДЮСШ нуждаются в реформировании: необходимо расширить их полномочия, определить порядок предоставления ими платных услуг, связать их деятельность с национальными спортивными федерациями.
Не избежать и оптимизации структуры ДЮСШ, ведь хорошо известно, что в отдельных школах тренеры-энтузиасты за копейки воспитывают будущих чемпионов, а в других — воруют государственные средства, предоставляя липовую отчетность о количестве учеников.
Четвертое направление реформ — совершенствование национального антидопингового законодательства.
В ближайшее время необходимо окончательно имплементировать в Украине кодекс Всемирного антидопингового ассоциации и принять на его основе Национальные антидопинговые правила».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Александром заинтересовался миланский «Интер»
Федерико Вальверде, вероятно, покинет мадридский клуб