Римас ГИРСКИС: «Очень люблю водку»
Главный тренер «Азовмаша» уверен, что в следующем сезоне в команде появятся литовцы
Римас Гирскис: «Надо уважать людей, сознательно гробящих себя ради победы»
Сегодня в украинском спорте заезжих гастролеров столько, что у большинства болельщиков они вызывают уже не интерес, а, скорее, аллергию
Речь идет о случаях, когда люди не скрывают того, что приехали на заработки и, соответственно, «по-заробитчански» относятся к клубу и стране, которые их приютили. Позитивных примеров, при этом, немного. В футболе сразу вспоминаешь Хацкевича, Белькевича и Шацких… В баскетбольной среде, мы уверены, через много лет с теплотой будут вспоминать Грира, эль-Амина и Ярутиса. За то, что свою работу выполняли и выполняют только профессионально, но и с душой.
Досье. Римас Гирскис. Выступал за команду «Статиба» Литва (1967-83). В течение десяти лет выступал за сборную Литвы. Шестикратный чемпион Литвы, четырехкратный обладатель Кубка Литвы, бронзовый призер чемпионата СССР. Тренерская карьера: сборная Литвы (1986-87), «Статиба» (1988-89), «Славия» Словакия (1991-92), «Ганлово» Словакия (1992-93), «Нептунас» Литва (1997-99), «Динань» Китай (1999-2000), «Локомотив» Минводы, Россия (второй тренер, 2000-01), «Автодор» Россия (2002-03), «Локомотив» Ростов, Россия (2003-04), «Химки» Россия (2004), с 2004 года возглавляет мариупольский «Азовмаш». Вице-министр спорта Литвы (1994-97). Среди воспитанников особенно выделяет Арвидаса Мацияускаса и Артура Карнишоваса. Женат. Жена Генуте. Четыре дочки - Ауксия, Рима, Рита, Аруния.
На этом фоне особняком стоит фигура тренера баскетбольного «Азовмаша» Римаса Гирскиса, наверное, наиболее успешного специалиста в украинском клубном баскетболе времен независимости. Потому что тут есть не только результат в виде двух чемпионских титулов и попадание в финал Кубка ФИБА, но и очень привлекательная игра. Не удивительно, что руководство мариупольцев подписало с тренером новый контракт. И, если Гирскис отработает его до конца, то, при желании может получить все законные основания для получения украинского паспорта.
- В Мариуполе меня называют «донбасским литовцем», - начал беседу с корреспондентом «Главреда» Римас Гирскис. – Я уже себя и сам так называю. Мне приятно, что прижился здесь – заканчиваю уже третий сезон и подписал новый контракт с мариупольским клубом по схеме 1+1. Если доработаю до конца, выйдет уже пять лет, а значит, можно принимать украинское гражданство. Но я об этом не думаю. Я патриот Литвы. К тому же, уже довольно сильно соскучился по своей родине. Как никак, за границей работаю уже седьмой год подряд. Хотя мне здесь и нравится. Руководство «Азовмаша» создало мне идеальные условия для работы, постоянно покупают хороших игроков – это делает работу интересной.
- Вообще-то, хозяева украинских команд очень редко так долго терпят одного и того же тренера. Скажем, в баскетболе надолго задержался разве что серб Звездан Митрович, но и он зимой подал в отставку…
- Такая практика наблюдается не только в Украине. Поэтому, выбирая судьбу тренера, всегда нужно быть готовым к резким поворотам. По моему убеждению, массажисты, руководители клубов, тренеры не могут существовать без игроков. Это утверждение касается любого игрового вида спорта. Тренер всегда должен быть готовым к тому, что подчас его система не оправдывается, или игроки не выполняют поставленных задач. Понятно, что не будет результата и тогда исполнители не отвечают определенным требованиям. Но после неудачи спрашивают не с игрока, а с тренера. И первым кандидатом на увольнение является именно он. Так поступают во всем мире. С другой стороны, уволенный специалист надолго без работы не остается, а иногда получает пост в более солидном клубе. Поэтому увольнение наставников я воспринимаю как желание клубных функционеров продемонстрировать, кто платит деньги, что в клубе делают выводы из неудач.
- Насколько нам известно, за три года работы с «Азовмашем» вы могли уйти несколько раз, причем, Бывало, вы сами хотели подать в отставку…
- Несколько моментов действительно было. В одних случаях, после поражений выражало недовольство руководство. Но были и случаи, когда мне не нравилось то, как проводят клубную политику его руководители. После всех этих инцидентов между мной и президентом «Азовмаша» Александром Савчуком проходили серьезные беседы. Но мы находили компромисс. В конце концов, не зря говорят, что без дыма нет дома. Чтобы создать нечто симпатичное, нужно поспорить, поссориться, выслушать иную позицию.
- Коль вы считаете, что главные в команде – игроки, хотелось бы узнать, утрачивали ли вы когда-либо контроль над ними?
- Если происходит нечто похожее, надо сразу бросать работу. Потому, что в такой ситуации есть два варианта: или ты неправильно выбрал профессию, или команду. Вне площадки и частично на ней мои подопечные получают достаточно свободы. Но они не должны выходить за те рамки, которые я установил.
- Но у вас был такой игрок как Артур Лонг… Как говорится, человек «сам себе на уме».
- Вы правы. Тем не менее, на площадке он со своими обязанностями справлялся отлично. В нападении его никто не мог остановить не только в Украине, но и в Европе. Понятно, если бы мы не играли на него, он не забил бы и половины того, что назабивал. Не справлялся Арт и с обороной. Потому что ленился или был утомленным. Но вместе с тем, он мог «выкинуть», все что угодно. На мой взгляд, он психически нездоровый человек. Иногда на тренировках он вытворял такое, что в голове не укладывается. Скажем, Лонг мог устроить между занятиями стычку с партнером. И, знаете, до некоторого времени на такие вещи приходилось закрывать глаза, потому что замены Артуру не было. В конце концов, после продолжительных бесед мне удалось убедить руководство, что этот баскетболист команде не нужен.
- В нынешней команде есть еще один американец с неоднозначной репутацией. Родни Бьюфорд совсем недавно был дисквалифицирован за употребление марихуаны.
- Я не первый год в спорте, смотрю не только баскетбол, а и немало других видов спорта. Особенно в период Олимпиад. Работал я и в министерстве спорта Литвы, и могу с уверенностью сказать, что более половины ведущих атлетов накачены разнообразной химией. В профессиональном спорте существуют два лагеря: одни ищут средства, с помощью которых увеличивается трудоспособность спортсменов, другие стараются поймать их на употреблении запрещенных препаратов. Этот процесс в мире стал бизнесом. Знаете, если не помогать атлету разнообразными препаратами – полезными для здоровья или нет – то высоких достижений не будет. Я Я считаю, что необходимо уважать труд людей, которые сознательно себя гробят ради достижения победы. Припоминаю, на сиднейской Олимпиаде среди участников был проведен интересный анонимный опрос: согласились бы вы, принимая стимуляторы, стать олимпийским чемпионом, но знать при этом, что через пять лет вы умрете? Свыше 70 процентов атлетов ответили - да! Это уже не просто спорт, а война интересов, принципов, стран, личных отношений. Так вот Бьюфорд с его марихуаной – лишь малая капля в великой борьбе.
- Говорят, что вы позволяете себе отдыхать, используя способ, более присущий для славян… Так же как и ваша главная звезда – Халид эль-Амин.
- В этом случае давайте оперировать только фактами. Халид за время пребывания в Мариуполе не пропустил ни одной тренировки. И выкладывается он полностью, претензий у меня к эль-Амину – никаких. Понятно, я не исключаю, что за пределами площадки наш лидер может весело погулять. Но как я могу воспитать человека, который воспитывает своих четверых детей? За них он несет громадную ответственность. В Мариуполе Халид получает пристойные деньги и хорошо осознает, что терять такой заработок не стоит. Так или иначе, как бы он не проводил свой досуг, претензий к нему нет. Возможно, это и не каждому дано быть одинаково активным и на площадке и за его пределами?
- Еще в то время, когда вы работали в Ростове, высказались, что вам легче работать с людьми, владеющими русским или литовским. Однако и тогда, и сейчас в команде были американцы, которые учить язык и не собирались.
- За столько лет я уже достаточно хорошо выучил английский, могу спокойно использовать всю баскетбольную терминологию. Услугами переводчика пользуюсь лишь для того, чтобы не возникало непонимания. С уверенностью могу сказать, что если игрок не выполняет моих указаний, то не потому, что не понимает языка, а потому, что неправильно воспринимает то, что я от него требую. А то мое высказывание в Ростове понимать стоит иначе. Я очень внимательно отношусь к доморощенным исполнителям. Если вы сопоставите количество украинцев в составах трех давних украинских грандов – «Азовмаша», «Киева» и «Химика», то увидите – большинство украинцев именно у нас. А местные игроки выкладываются сполна. Другое дело, что американцам Бог дал больше таланта – поэтому мы их и приглашаем. Иногда украинец может истратить все силы, а так и не продемонстрировать даже средних показателей чернокожего игрока. Скажем, в Украине никто не сомневается в таланте Саши Раевского. Тем не менее, его талан гораздо более скудный, чем у того же эль-Амина.
- Как ни странно, но литовцев у вас в команде сейчас нет…
- Думаю, это временное явление. Уже в следующем сезоне они появятся. Просто в минувшем году не было подходящих кандидатур. Вообще, приглашая легионеров, я стараюсь сделать так, чтобы их было по два из каждой страны. Вот у нас два американца, босниец и хорват… Только второго грека не можем найти. Это делается для того, чтобы человек не чувствовал себя одиноким на чужбине, мог общаться на родном языке. Но очень тяжело психологически переносить все эти нагрузки, переезды, когда у тебя нет никого, с кем можно было бы открыто пообщаться.
- Если исходить из этой логики, то в Мариуполе вы себя должны чувствовать одиноко…
- В Мариуполе знакомых литовцев у меня нет. Не скрываю, что иной раз бывают моменты, когда находит настоящая тоска. Хочется поговорить на родном языке, а не с кем. Ни общение через Интернет, ни по телефону живого общения не заменят. Жена и дочка ко мне ездят, но хотелось бы видеть родных и земляков чаще.
- Вы жалеете, что не можете говорить на родном языке, хотя всех тут понимаете. У нас на украинском говорит лишь половина населения…
- Я думал над этой проблемой. У нас язык балтов, на котором говорим только мы и латыши. Славянские языки более распространены. И вот на этой схожести украинского и русского советские идеологи умело играли. Навязывая русский, людей постепенно отучали от собственного языка. Поэтому здесь вина не народа, а тоталитарной системы.
- Римас, вы не думали о том, чтобы забрать родных на берега Азова?
- Понимаете, три моих дочки уже замужем, у них своя жизнь. Еще одна закончила обучение и находится на стажировке в США. Жене посоветовал остаться дома, так как нужно поддерживать наше хозяйство. Поэтому Генуте приезжает ко мне на месяц-полтора и возвращается. Конечно, она домохозяйка и могла бы быть рядом постоянно. Но я со временем вернусь домой и хочется, чтобы там был порядок. Нужно и за домом присмотреть, и за дачей.
- У вас на родине собственный дом?
- Трехэтажный коттедж в Вильнюсе. Мне там очень нравится, отдыхаю телом и душой. Обустроил дом так, как хотел я сам. Строила его фирма, однако я постоянно следил за работами, кое-что перепланировал. Потом заказывал мебель, которая мне нравилась. Места в доме очень много – три спальни, сауна, терраса, мансарда, гараж. Стандартная мебель не подходила, поэтому мы с Генуте долго искали оптимальный вариант. Во дворе есть небольшой садик, за которым присматривает супруга.
Кроме того, есть дача в пятидесяти километрах от столицы. Сажаем там картошку, редиску, помидоры. Прекрасный участок рядом с речкой… Мы приобрели дачу лет шесть тому назад. Немало сил вложили, сделали современный ремонт, но теперь не жалеем. Правда, на земле я работать не люблю, поэтому всеми огородными хлопотами занята Генуте. Я же слежу за газончиком, за тем, чтобы были нарублены дрова. Смотрю за декоративными деревьями. Красота, одним словом! Уже жду-недождусь, когда закончится чемпионат Украины и будет возможность поехать домой. Последнее время я только день провожу в Вильнюсе, а потом сразу еду на дачу. Главная моя отдушина там – лес, в котором много грибов. Очень люблю их собирать. Наверное, мы и дачу купили из-за грибов. Знаете, я долго думал, подписывать или нет с «Азовмашем» новый контракт еще и потому, что в начале августа необходимо начинать подготовку, а дома как раз грибы появляются. Теперь приходится надеяться, что июль будет дождевым и я еще успею пособирать грибочков.
- Готовит их жена?
- Да. Генуте знает шикарные грибные рецепты. Привозит мне постоянно эти вкусности в Мариуполь.
- Столько лет вы за границей!.. Супруге не надоело терпеть?
- Именно из-за этого я сначала долго взвешивал, ехать или не ехать. Но посмотрел, что не только тренеры, но и спортсмены постоянно мигрируют. Понял, что такое жизнь… Надо было бросать советские стереотипы и ехать самому. Поехал. В плане личной жизни, действительно, сначала было нелегко. Генуте еще работала, бросать ей не хотелось. Поэтому разлуки получались чрезвычайно долгими. Но где-то на четвертый год все наладилось. Мы просто «поймали» систему. Я выезжаю на подготовку в начале августа, полтора месяца упорно работаю и обустраиваюсь, если попал на новое место. После этого на полтора-два месяца приезжает жена. За тридцать дней до Нового года остаюсь сам, а потом лечу в Вильнюс на праздник. Снова работаю полтора месяца сам, потом на месяц прибывает Генуте. А там уже и до окончания сезона недалеко. Как только «поймали» схему, так все стало на свои места.
- Вы вспомнили советские стереотипы… Когда-то первый Президент Литвы Альгирдас Бразаускас сказал, что литовцев от представителей других стран бывшего СССР отличало то, что они с первого дня оккупации думали о свободе. И, соответственно, остались непоколебимыми в этом, и никогда не думали «по-советски».
- Абсолютно согласен с Президентом. Однако когда в тебя на протяжении десятилетий вбивают одну и ту же идеологию, хочешь-не хочешь, а что-то в голове остается. Что-то в этом всем, конечно, было и хорошее. Но чтобы искоренить негатив необходимо время.
- У украинцев советские стереотипы далеки от искоренения и сегодня? Вы это почувствовали?
- Безусловно. В Мариуполе люди очень работящие, все тяжело работают. Есть и достаточно богатые. А разница между ними и нижним классом – катастрофичная. Правда, за последние годы, по моим наблюдениям, стало больше рабочих мест и постепенно начал создаваться средний класс. Сначала, где-то первые полгода, я немного ужасался, но потом мне стало очевидно – Украина отстает от Литвы на пять-семь лет. Мы тоже пережили безработицу, хаос с выплатой зарплат, ситуацию, когда не работали заводы. Возможно, мы выкарабкались быстрее потому, что Литва – маленькая страна. Да и Западная Европа к нам ближе – ее капиталы нам тоже помогли. У нас долго мечтали о свободе, а когда ее получили, не знали, как использовать. Кое-кто думал, что это анархия и поступал соответственно. Схожие процессы сейчас происходят и в Украине. Мы это пережили, переживете и вы. У нас была политическая борьба, правда, не такая жесткая, как у вас.
- В мире Литва утвердилась, когда обыграла в матче за третье место на Олимпиаде-92 в Барселоне Объединенную команду… То есть, то, что еще осталось от «совка».
- О, это незабываемое время, незабываемый матч! Вспоминаю, я тогда приехал в Вильнюс после первого сезона в Словакии и постоянно ходил на тренировки нашей сборной. Сабонис, Марчуленис, Куртинайтис, Хомичус, другие известные игроки в то время уже находились на контрактах в знаменитых клубах по всей Европе. Они были самодостаточными, а денег в стране тогда не было. Но нужно было видеть, как у них горели глаза на этих тренировках! Их чуть ли не выгонять приходилось из зала. Так ребята горели желанием заявить о Литве посредством баскетбола.
- Римас, от большинства спортивных специалистов вас отличает чрезвычайно теплое отношение к журналистам…
- Я всегда стараюсь оставаться человеком. Например, заходя в тренировочный зал, понимаю, что он не будет чистым, если уборщицы не выполнят свою работу. Поэтому я здороваюсь с каждой уборщицей, а их у нас много. Хотя бы из благодарности. То же самое касается и журналистов. Вы – очень великая сила. Ваши высказывания формируют мнение людей о нас. Это ответственная и очень тяжелая работа. Поэтому я ее уважаю. Стараюсь постоянно следить за прессой, чтобы было понятно, почему происходит так, а не иначе. Да, у меня не всегда есть настроение для общения, но я понимаю, что это необходимо.
- Во время поездки «Азовмаша» в Ростов местные болельщики встретили вас очень тепло…
- Потому, что как там, так и тут я с уважением относился к каждому. Даже когда знаю его недолго, всегда здороваюсь, интересуюсь, как дела. Поэтому в Ростове мне немало знакомых и незнакомых людей жали руку и благодарили за прошлые годы. Уверен, добрую память оставлю о себе и в Мариуполе.
- Для болельщиц вы не только тренер, а и интересный мужчина. Много раз слышал об этом собственными ушами. И действительно, той форме, в которой вы находитесь в 60, могут позавидовать молодые…
- Все потому, что я являюсь одним из немногих тренеров, который регулярно занимается собой. Разработал для себя специальный комплекс тренировок, регулярно ьегаю с командой, занимаюсь в тренажерном зале. Когда команда в отпуске или поездке, то всегда просыпаюсь раньше, разминаюсь. Вот недавно приехал в Киев на матч финальной серии и тут же нашел, где побегать. Поэтому и годы мои незаметны по телу. Лишь на лице. Если разобраться, то у меня нет вредных привычек. Только курить никак не могу бросить. Постоянно утешаю себя, что это успокаивает нервы. Правда, где ж оно там успокаивает?!
- А к спиртному вы равнодушны?
- Очень люблю водку «Немирофф медова з перцем». Меня эта марка вполне может нанять рекламным агентом. Впервые этот напиток попробовал еще в России. Тогда я работал главным тренером саратовского «Автодора». В одном из матчей мы на выезде встречались с казанским «Униксом». После игры тренер соперников Стас Еремин пригласил меня в ресторан. Говорит: «Я буду коньяк, а ты что?» «В России пью только водку» - отвечаю. Он мне: «Тогда попробуй «Немирофф медов з перцем». «Откуда она?» - спрашиваю. «Украинская». «Россия – страна водки, а я буду пить украинскую?» - парирую. «Ты попробуй, больше не откажешься». Действительно, теперь я употребляю эту водку на всех застольях. Выпиваешь рюмочку, перец тебя прогревает внутри, а мед моментально смягчает!
- Римас, за годы тренерства за рубежом не превратился ли для вас баскетбол лишь на работу, как способ заработать денег?
- Это такая работа, где без творчества невозможно. Когда две команды одинаково готовы и играют по шаблону, то результата не будет. Все решают как раз творческие ходы тренера. К счастью, в Мариуполе у меня есть возможность импровизировать и творить. Потому что такой сильной команды в моей тренерской биографии еще не было. Уверен, мы уже сейчас входим в число 20-ти лучших команд Европы, а если немного усилимся, то можем не просто выходить в финал Еврокубка, как в этом году, а и побеждать в нем.
Иван ВЕРБИЦКИЙ, «Главред»
www.basket.com.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Владимир отреагировал на возможный реванш с Дюбуа
Даниэль советует ему завершить карьеру