Сеск ФАБРЕГАС: «Я должен выиграть Лигу чемпионов»
Испанский футболист рассказал о том, каково ему выступать в составе «Челси»
Каждый из нас тем или иным способом ищет свое идеальное место - идеальный город, идеальную работу, идеальную половинку... Гонится за тем самым чувством, что вы там, где и должны быть. Где хотите быть. Если удается, то наступает гармония. Понимание, что преодолена последняя преграда на пути к цели, к любви, к счастью.
Некогда Сеск Фабрегас считал, что таким местом для него станет Барселона, где он будет играть в свое удовольствие и завоевывать трофеи, сочетая это со счастливыми воспоминаниями из детства о родных местах в получасе езды от столицы Каталонии. Впрочем, там он понял, что такое место можно найти не только дома, что дом можно создать самому. Лондон снова позвал его, и Фабрегас, судя по всему, испытывает на «Стэмфорд Бридж» то самое чувство, о котором мечтает каждый.
Когда он рассказывал мне о своем «перерождении», о глубоком удовлетворении от того, что Жозе Моуринью вернул его в центр полузащиты, где он может дать болельщику все, чему научился в академии «Барселоны», становится понятно, что он обрел свое «идеальное место» на футбольной карте.
- Поделитесь своими самыми теплыми футбольными воспоминаниями из детства.
- У меня их очень много. Логично, что в их числе - «золотой хет-трик» с детской командой «Барселоны» (до 15 лет). Как раз тогда я провел последний матч перед переездом в «Арсенал». Мы выиграли национальное первенство, Кубок Испании и Кубок Каталонии. То был незабываемый год.
- С кем у вас было наилучшее взаимопонимание на поле за всю карьеру?
- Наверное, с Лео Месси. Мы играли вместе с самого юного возраста. И всегда прекрасно взаимодействовали и понимали друг друга на поле. Другой игрок, с которым я очень много играл бок о бок, - Давид Сильва. Мы вместе выступали на чемпионате мира среди юношей до 17 лет в Финляндии, когда мне было 16, и с тех пор мы отлично сыгрались. Но я могу назвать еще очень многих.
- Это взаимодействие можно назвать врожденным и инстинктивным, оно улучшается благодаря дружбе или просто отлаживается на поле?
- Всего понемногу, но на поле, конечно, происходит главное. Там, собственно, и появляется дружба. Даже не знаю, как это объяснить. Это довольно странно. С мастерами такого уровня достаточно быстрого взгляда или минимального движения - и тебя понимают.
- Какой самый полезный совет вы получили?
- Мне не раз говорили такую вещь - как бы ты не играл, плохо или хорошо, старайся оставаться в нейтральном настроении. Когда все идет хорошо, и ты показываешь лучший футбол и выигрываешь трофеи, не стоит думать: «Я лучший, дело сделано». Но и когда все валится из рук, не нужно посыпать голову пеплом.
Когда я был моложе, то у меня были серьезные проблемы после поражений. Всегда винил во всем только себя. Возвращался домой и сам себя накручивал. И это отрицательным образом сказывалось на моей игре. Мне помогали по ходу карьеры. Сейчас я возмужал, ведь провел столько матчей с отличными партнерами под руководством великих тренеров.
- Один из этапов вашего становления прошел в Лондоне. Каково вернуться в столицу Англии как игроку и как человеку?
- Очень хорошо! Полностью Лондон я не покидал никогда. Когда мне выпадали два-три свободных дня, я приезжал сюда. У меня остались удивительные воспоминания о городе, и я считаю его своим вторым домом.
- Что привлекло вас в «Челси»?
- Поговорив с боссом, я понял, что в меня очень верят. Потом прикинул состав нашей команды на бумаге и понял, насколько она сильна. Я понял, что нужно соглашаться, ведь это будет новым испытанием в моей карьере.
- Чего конкретно требует от вас Жозе Моуринью?
- Он просит добавлять команде стабильности и всегда открываться под передачи. Моим одноклубникам всегда нужен адресат для передач. Помогаю стабилизировать нашу игру с оборонительной точки зрения. Часть игровой философии «Барселоны», а также «Арсенала» в последний год моего пребывания в команде была следующей: атакующий хавбек всегда должен прессинговать центрального защитника соперника, когда тот получает мяч. Об этом нужно думать постоянно - оказывай давление на оппонента!
Сейчас я выполняю роль одного из двух «опорников», и это сложнее. Нужно высоко прессинговать противника, но если не успеешь вернуться, сзади останется уйма свободного пространства. В таких случаях тренер говорит: «Лучше делать так, так и так. Придерживайся своей позиции и прессингуй, когда соперник находится лицом к собственным воротам». Нужно было усвоить какие-то мелочи, и сейчас я чувствую себя на этой позиции значительно увереннее. Пожалуй, в роли «опорника» я показываю свой лучший футбол.
- Что для вас значила бы победа в Лиге чемпионов?
- Это стало бы важным событием. Я должен выиграть Лигу чемпионов, и это принесло бы мне несказанную радость. У нас отличная команда. Но я не знаю, когда это произойдет - в этом году, в следующем или в течение предстоящих пяти лет. Это футбол. Хавьер Дзанетти выиграл Лигу чемпионов, когда ему было 36 [с «Интернационале» в 2010 году]. Игра расставит все по своим местам. Я играл в финале Лиги чемпионов [c «Арсеналом» в 2006 году], но тогда мы уступили на последних минутах. Было очень печально. Я четырежды участвовал в полуфиналах. Кажется, что осталось протянуть руку, и ты уже там, финал так близок... Надеюсь, что однажды я все-таки прикоснусь к Кубку чемпионов.
- Бывший тренер сборной Испании Луис Арагонес говорил вам: «Ты любишь раздавать голевые передачи, но ты должен чаще забивать сам». Что из двух для вас приятнее?
- В команде у Луиса Арагонеса я был одним из двух опорных полузащитников, тогда как в «Арсенале» действовал в чуть более атакующем ключе. Луис дал мне этот совет, который я не забыл. Он помог мне изменить установку в моем футбольном мозгу. Но если в интервью у меня спрашивают, что мне нравится больше, забивать или делать решающие передачи, то я всегда выбираю второй вариант.
Арсен Венгер выдвинул меня вперед в 2009 году. С тех пор я намного чаще оказываюсь в штрафной соперника или поблизости от нее, вслед за этим пошли и голы. Ничто не сравнится с ощущением, когда ты забиваешь гол. Голы - это самая прекрасная часть футбола, но я всегда видел себя тем футболистом, который делает последний пас. И мне это нравится. Только те, кто знают толк и умеют делать голевые передачи, понимают, что чувствует в этот момент автор паса. Одолевает восторг, когда после моей передачи забивается гол. Когда выводишь партнера с глазу на глаз с голкипером, это безумно приятно.
В «Барселоне» я был почти центрфорвардом, и там у меня накопилось некоторое количество голов. Сейчас же я словно переродился. Пять лет пробыл нападающим, который действует у самой штрафной соперника, а теперь я снова оказался на той позиции, где играл в 16 лет. В начале мне казалось, что трудно тренироваться под началом такого наставника, как Моуринью, который навязывает свои требования чуть больше остальных. «Выбирай правильную позицию. Притормози. Помогай игрокам сзади, не теряй мяч...» Но теперь мне все это нравится.
- Если бы вам дали такую возможность, с кем бы вы хотели провести один день? Из тех, кто живет на белом свете или уже покинул его.
- Хотелось бы снова провести хотя бы день с Тито Вилановой и Луисом Арагонесом. Воспоминания, ностальгия... Иногда скучаю по ним. Они меня многому научили. Я пережил массу незабываемых моментов с Тито, когда был еще ребенком. Потом он давал мне возможность проявить себя в «Барселоне» - особенно в трудный период в конце первого сезона после возвращения - и продолжал учить. Что касается Луиса Арагонеса, то он по-настоящему в меня верил. Благодаря нему передо мной открылись такие возможности, о которых я никогда не мечтал. Скучаю по ним двоим.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Мегафайт пройдет вечером 21 декабря в саудовском Эр-Рияде
Украинец может быть дисквалифицирован