ВОРОНКОВ: «Все, кроме Карпат, поступали со мной солидно»
Белорусский футболист немалую часть карьеры провел в Украине
– Расскажи о первых шагах в футболе.
– У нас был футбольный двор. С друзьями гоняли мяч с утра до ночи. В пять с половиной лет отец привел меня в секцию. Еще не ходил в школу, а на футбол уже записался. Первая тренировка проходила в спортзале. Все ребята старше меня. Поставили в ворота, так что свой путь в футболе начал в качестве вратаря. Минуло пару занятий, и понял, что это амплуа мне не интересно: находишься вдали от игры. Отправился в атаку, где можно вдоволь побегать и забивать голы.
Мои детские тренеры – Леонид Давыдович Нейтман, Вячеслав Федорович Шевчик и Сергей Николаевич Ковалевич. Искренне благодарен им – каждый внес определенную лепту в мое футбольное становление.
– Как тебя заметили скауты киевского «Динамо»?
– Хорошо проявил себя в юношеской сборной Беларуси, которую возглавлял Павел Петрович Родненок. На новогоднем турнире в минском манеже стал лучшим бомбардиром. Селекционеру приглянулась моя игра, поэтому вскоре я оказался в столице Украины. В январе 2006 года результативно провел в Киеве турнир памяти Макарова, и мне предложили контракт, который подписал сразу после окончания средней школы.
– В 17 лет не было боязно ехать в прославленный клуб?
– «Славия» как раз вылетела из высшей лиги, и клуб фактически развалился. Всю зиму просидел в СДЮШОР, уровень которой давно перерос. С белорусскими командами не спешил заключать соглашений – это означало бы застрять здесь надолго. Чувствовал, что необходимо развиваться. Вначале было немножко страшновато ехать в «Динамо». Но страх быстро исчез – хотел тренироваться и играть в хороших условиях.
– Как восприняли родители твое решение покинуть родной дом?
– С пониманием. Ведь такой шанс не каждому предоставляется. Конечно, мама очень волновалась, но пришлось смириться.
– Как обустроился в Киеве?
– Полгода жил на тренировочной базе киевского «Динамо» в Конче-Заспе в одном номере с другим мозырянином Дмитрием Воробьем, который приехал раньше и здорово помог на первых порах. Затем клуб снял служебную квартиру. В принципе, адаптация прошла гладко, благо языковой барьер отсутствовал. Коллектив принял отлично, а отношение тренеров было вообще идеальным. Мне все нравилось.
Поначалу приезжал в Мозырь раз в месяц. Бывало, отпускали и на пять дней – понимали, что в юном возрасте очень тянет домой и нужна моральная поддержка родителей. Когда приобрел машину, гостил дома дважды в месяц, поэтому особой тоски не испытывал.
– Чем запомнился динамовский период?
– Несколько лет выступал в «Динамо-2», который котируется выше дубля. Шлифовал мастерство. Свой единственный матч за основной состав киевлян привел в 2007 году на Суперкубок Украины с донецким «Шахтером». Игра завершилась со счетом 2:2, а по пенальти мы победили 4:2. Вышел на замену в конце второго тайма. Ничего создать не успел, не хватило времени – одиннадцатиметровые пробивались сразу по окончании 90 минут. Горняки выставили сильнейших, а мы – нет. Главный тренер «Динамо» Анатолий Демьяненко присутствовал на скамейке, но непосредственно той игрой руководили Юрий Калитвинцев и Геннадий Литовченко. Матч проходил в Одессе, было около тридцати тысяч зрителей. Впервые играл при полных трибунах и сразу выиграл очень ценный трофей. Эмоции были просто сумасшедшие.
– Кто из экс-партнеров по «Динамо-2» сейчас на виду?
– Ярмоленко выступает за «Динамо», Зозуля и Бойко – в «Днепре», Морозюк – в донецком «Металлурге», Олейник – в голландском «Витессе». Все защищают цвета национальной сборной Украины.
– «Оболонь», «Кривбасс», «Карпаты», запорожский «Металлург». Частые аренды не напрягали?
– Вначале было интересно. В «Динамо-2» достиг потолка, требовался переход на новый уровень: либо ждать шанса в первой команде, либо уходить в другую для стабильной игровой практики. В первую аренду из «Динамо-2» в киевскую «Оболонь» отправились вчетвером: Бойко, Морозюк, Фартушняк и я. Играли довольно удачно, после осенней части сезона-2009/10 команда располагалась на восьмом месте. Тренировал клуб, кстати, Юрий Максимов, который зимой 2010-го неожиданно принял решение перебраться в «Кривбасс», куда забрал и меня.
– Любопытно, как происходил процесс передачи в аренду. Представляется картина: ты в кабинете Игоря Суркиса, где президент «Динамо» говорит: «Андрюха, давай-ка еще на полгодика в Кривой Рог, а вернешься – и ты точно в основе…»
– В аренды меня действительно отправлял президент клуба. В «Оболони» показал высокий уровень, но этого было еще недостаточно, чтобы получить шанс проявить себя в «Динамо». Дальше отправился в «Кривбасс», что воспринял совершенно нормально. В чемпионате-2009/10 забил десять мячей и вошел в список лучших бомбардиров чемпионата Украины.
Летом прибыл на предсезонный сбор «Динамо», которое возглавлял Валерий Газзаев. У него были очень жесткие тренировки: сумасшедшие беговые упражнения, приличная силовая работа, барьеры… Чувствовал себя космонавтом. После занятий еле-еле доползал до кровати. Газзаев прямо сказал, что не видит меня в стартовом составе, тем более моими конкурентами в нападении были Шевченко, Милевский и Зозуля. Максимум светила скамейка запасных, что, разумеется, меня не устраивало. Вариантов задержаться в «Динамо» не осталось.
Продолжил выступления за «Кривбасс», а вскоре перебрался в львовские «Карпаты». Частые аренды порядком надоели: тяжело психологически каждые полгода собирать вещи и переезжать на новое место. Хотело оказаться в какой-то команде на постоянной основе.
– Каково быть легионером?
– Нелегко. Постоянно необходимо доказывать, что не просто хороший футболист, а сильнее местных. Если уровень одинаковый, играть однозначно будет украинец. На каждой тренировке надо пахать. Немного дашь слабину – и тебя тут же съедят.
– Владимир Маковский говорил, что в Полтаве его надули и до сих пор должны деньги. Подобные ситуации – норма у наших южных соседей?
– В Украине у футболистов постоянно возникают проблемы с финансами. То и дело встречаешь в интервью жалобы: где-то кому-то не заплатили, обманули. Но со мной везде обходились солидно. За исключением «Карпат», где столкнулся с недобросовестными руководителями. Выступая за львовскую клуб, получил травму голеностопа. Зарплату мне долго не выплачивали, задолжали приличную сумму. По белорусским меркам – просто огромную. Возникла накаленная ситуация, поэтому попросил Игоря Суркиса разорвать годичную аренду в одностороннем порядке. «Карпаты» согласились, но потребовали отказаться от честно заработанных денег. Приближалась Олимпиада, и чтобы попасть в заявку, мне позарез нужна была игровая практика, которой не имел во Львове. Вынужденно согласился с условием «Карпат» и отказался от финансовых претензий к ним. Конечно, мог бы предъявить иск и через суд в конце концов выбить свои деньги, но так я точно остался бы вне олимпийской сборной. Таким образом, поездка на Олимпиаду обошлась мне в кругленькую сумму. Но ни о чем не жалею. Принял правильное решение. Всех денег не заработаешь, а Игры могут быть раз в жизни, и то не у всех. Жаль только, в Великобритании сыграл совсем немного.
– Что принесло Украине проведение EURO-2012?
– Чемпионат Европы, который украинцы организовали совместно с поляками, дал сильный толчок развитию футбола. Построили отличные стадионы и наладили инфраструктуру.
– Пять лет подряд в украинском футболе господствует «Шахтер». Почему «Динамо» не может сдвинуть его с трона?
– Мешает нестабильность состава, постоянно приходят новые футболисты. Но сейчас ситуация меняется. Смотрю практически все матчи киевлян – глаз радуется. Полсезона динамовцы провели на высочайшем уровне: лидируют в чемпионате, с первого места в группе вышли в плей-офф Лиги Европы. Безусловно, в этом велика заслуга главного тренера Сергея Реброва. Если «Динамо» продолжит в том же духе, то добьется хорошего результата.
– Чем менталитет украинцев отличается от нашего?
– Есть различия в культуре и общении. На мой взгляд, украинцы более раскрепощены.
– Есть ли у тебя друзья среди украинцев? Их отношение к войне в своей стране?
– Переписываюсь с украинскими друзьями в интернете. Видимся нечасто, но когда бываю в Киеве, меня всегда тепло встречают. Не успеваю узнать, как их дела, а все уже наперебой спрашивают: «Что там у вас говорят про нас?». То есть украинцам весьма интересно наше мнение о ситуации в их государстве. Конечно, людям невероятно тяжело. Все, что происходит очень плохо…ъэ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Инсайдер утверждает, что никакие переговоры не ведутся
Популярный турнир с участием лучших сборных