Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Разное
| Обновлено 24 сентября 2014, 07:57
5618
0

Борис РЫЖИК: «Заветная мечта – это финал Олимпиады»

Украинский баскетбольный арбитр рассказал о своей карьере и судействе в финале чемпионата мира

| Обновлено 24 сентября 2014, 07:57
5618
0
Борис РЫЖИК: «Заветная мечта – это финал Олимпиады»

На чемпионате мира-2014 по баскетболу исторический дебют совершили не только наши баскетболисты. В Испании 38-летний Борис Рыжик стал первым украинским судьей, которому доверили финал ЧМ в игровых видах спорта. До этого на счету арбитра уже были финал Евролиги-2013 и полуфинал ОИ-2012. Со всех своих состязаний Борис привозит знаковые футболки, часть из которых он показал нам при встрече, после финальных матчей забирает на память мячи, а в Испании ему презентовали еще и медаль.

- Я судья ФИБА уже на протяжении 17 лет, – начал Борис. – В Украине прошел путь с самого маленького уровня и до мужской Суперлиги, затем по рекомендации федерации попал на международный семинар. Сдал экзамены, физические нормативы. В основном для судей есть один главный норматив – бип-тест. Чем-то напоминает челночный бег – ты должен преодолеть 86 отрезков по 20 метров в рваном темпе. Сначала бежишь трусцой, но после каждого сигнала ускоряешься, и где-то после 45 отрезка развиваешь хорошую скорость. Это тест на выносливость, и многие сдают его на последнем издыхании. А по теории – правила. 25 вопросов. Допускается определенный процент ошибок, но он очень маленький.Вообще, судей ФИБА в Украине сейчас девять человек, и все судят международные турниры.

- А финал чемпионата мира?
- Не люблю хвастаться, но приятно, когда это замечают и поздравляют. В мире тысячи судей, и конкуренция просто сумасшедшая. На этот чемпионат сначала отобрали 40 человек, а после первого раунда оставили 20. И достижением было попасть уже в эти топ-40! На второй этап 20 человек оказались не нужны, и их отправили домой. Это и экономия для ФИБА, и лучше для самого арбитра. Я так попал на ЧМ в Японии в 2006 году. На групповом этапе из пяти возможных встреч судил четыре матча. Класс! Приехали в Токио на финальную часть, и впоследствии за две недели я не получил ни одного назначения. Чуть с ума не сошел от ожидания.

- Какой турнир стал для вас знаковым?
- Естественно, запомнилась самая первая игра в качестве арбитра ФИБА, это было в Турции в 1997-м. Хозяева паркета встречались, по-моему, с хорватами. И представьте себе: первый матч – и сразу драка. Пришлось разнимать баскетболистов, некоторых даже удалять. А если взять первый континентальный турнир, то это Евробаскет-2005 в Сербии. Я дебютировал на чемпионатах Европы, и мне сразу же доверили полуфинал. Греция играла с Францией. Я не скажу, что бы шокирован этим назначением, но не ожидал.

- А как судьи разнимают драку, ведь в пылу конфликта можно и самому получить?
- В этот и заключаются тонкости нашей работы: разнять зачинщиков можно лишь в начале конфликта. Если сразу не получится, потом шансы минимальные – ребята здоровые, могут тебя нехотя отбросить, как пушинку, и даже этого не почувствуют. Мне, к счастью, не доставалось в таких ситуациях, а вот некоторые даже оказывались внизу этой разгневанной толпы. Украинский рефери и мой хороший друг Борис Шульга на одном из Евробаскетов полез разнимать игроков, не успел отскочить, и ему досталось. Но, слава Богу, жив, здоров и продолжает работать.

- Какой матч в вашей карьере был самым сложным?
- Финал Евролиги в Лондоне-2013 между «Реалом» и «Олимпиакосом». Испанцы много вели, но затем греки догнали их и победили. Игра по напряжению получилась очень тяжелая, ведь, во-первых, это был последний поединок сезона, а, во-вторых, команды находятся, мягко говоря, не в самых лучших отношениях. И от каждой их встречи ждут чего-то экстраординарного. Хотя мадридский финал между США с Сербией не казался легким, даже несмотря на явное преимущество Америки. Нужно было не допустить хаоса на площадке, чтобы соперники не конфликтовали и не подрались. Для меня самый лучше матч – это тот, после которого люди спрашивают: «А кто судил?»

- Одним из самых неспокойных игроков ЧМ-2014 был Казинс, отметившийся разборками чуть ли не в каждой встрече. Как-то готовитесь к усмирению таких баскетболистов?
- Конечно, и за день до финала, и перед ним мы с коллегами изучаем всех проблемных игроков, смотрим, как они ведут себя на площадке. Проблемные игроки есть в каждой команде. Если вы думаете, что сербы – белые и пушистые, то ничего подобного. Они не лучше американцев, просто сборной США на этом чемпионате везде уделялось повышенное внимание. Я американцев часто не сужу, для меня это был чуть ли не третий раз. Сербы же стали настоящей сенсацией ЧМ. И пока они выигрывали, проблем не возникало, но только стали уступать в финале, как нервы сдали. В принципе они создали конфликт с Казинсом. Технический фол получил Радульица. Сербы знают в этом толк, как говориться, победа любой ценой. А таких ребят, как Радульица, очень тяжело судить. Трудно определить эту грань фола, потому что визуально небольшие игроки от него буквально отлетают. На самом деле он не делает ничего сверхъестественного, а просто использует мощь своего тела. А вот когда против него становится такой же здоровяк – Казинс или тот же Фарид, то это совсем другое дело.

- Автографы у баскетболистов берете?
- Нет. Конечно, на Олимпиаде в Лондоне хотелось сфотографироваться с Коби или Леброном, но это не очень хорошо для статуса судьи. Перед ОИ-2012 у нас было совещание, на котором глава судей встал и говорит: «По-человечески я вас прекрасно понимаю, приедут звезды НБА и, возможно, вы захотите с ними сфотографироваться. Но делать этого не нужно. Вам по статусу не положено». А литовский судья Бразаускас спрашивает: «Ну ладно, если я его попрошу, а если он меня попросит?» И все тут же покатились со смеху.

Скажу, что многих европейских звезд мы видим на семинарах Евролиги. Приезжал чемпион Европы француз Тони Паркер, чемпион Европы-2005 грек Теодорос Папалукас. Из тренеров был восьмикратный победитель Евролиги Желько Обрадович, сербский наставник Душан Ивкович, последний раз побеждавший в Евролиге в 2012-м с «Олимпиакосом». Ивковича я считаю баскетбольным профессором, он говорит о таких вещах… И его все время хочется слушать.

- Что после матча говорят судьям игроки?
- Обычно жмут руку и благодарят за игру. В основном общение происходит во время поединка, да, иногда в пылу борьбы могут сказать что-то обидное, но перегибать палку мы не позволяем. Если идет явная агрессия, для этого есть специальные санкции. А после финальной сирены все тут же пытаются обо всем забыть и переключиться на следующий матча, ведь они профессионалы.

- Уровень Евролиги и нашей Суперлиги значительно отличается. Не чувствуете какого-то диссонанса, когда переключаетесь с европейского турнира на украинский?
- Конечно, чувствую. В Украине судить сложнее, чем в еврокубках. Общий уровень игроков ниже, а значит и количество ошибок и брака больше. Уступают в физической подготовке, а значит – контакты более частые. Но то же самое можно сказать и о разнице между Европой и НБА: когда я приехал в Америку, то подумал, что на нашем материке не умеют играть в баскетбол. Два года назад в Орландо я был в лагере НБА. Там у судей есть такие же лагеря, как и у игроков, на них смотрят, оценивают, но нам туда попасть нереально. НБА судят только американцы.

Но я там получил незабываемый опыт. И должен сказать, что американский баскетбол опережает европейский лет на 20. Анализ судейства в НБА начинается сразу же после игры: в раздевалках включают видео и шаг за шагом разбирают твою работу. Ведь чтобы правильно свистнуть, нужно занять нужную позицию.

- Хотелось бы посудить НБА?
- Конечно. Вот удалось посудить американцев на чемпионате мира. Плюс Евролига организовывает турне клубов НБА по Европе. Два года назад в Милан приезжал «Бостон Селтикс» и играл матчи с «Фенербахче» и «Миланом». Для работы на них берут двух судей НБА и одного из Евролиги. Мне удалось поработать на такой встрече. И скажу, что это совсем другой уровень. Разница в счете получилась ощутимая, и если бы «Селтикс» захотели, то сделали бы ее еще больше. Но они понимали, что это промоушн – зрительский интерес, доходы.

- Сколько получает судья ФИБА? Допустим за Олимпиаду в Лондоне-2012…
- За Олимпиаду я не получил ни копейки, ведь обслуживание такого форума, в первую очередь, престиж судьи.

- Куда расти судье после финала ЧМ?
- Заветная мечта – это финал Олимпиады. Лондон-2012 стал моими первыми Играми, там я судил женский турнир, вплоть до полуфинала США – Австралия, и три или четыре мужские встречи.

- А другими видами спорта интересуетесь?
- Люблю хоккей. На своем уровне я в него даже играю. Собираемся своей компанией на «Льдинке» или «Соколе» Если есть возможность, смотрю КХЛ, если сужу в Риге или Минске и совпадает с хоккеем, могу сходить на матч.

- Расскажите о вашей семье…
- У меня взрослая дочь, Мария, ей уже 14 лет. Баскетболом, правда не увлекается. Жена – Наталья.

- Вас, наверное, часто не бывает дома?
- В год сужу в среднем по 60 матчей, и это не просто вышел из дома – и вот уже арена. Туда еще нужно добраться. За день приезжаешь и на следующий день после встречи уезжаешь домой. Плюс еще самолеты, переезды. Все говорят: «Круто, ты был в Афинах!» Но не всегда успеваешь там что-то посмотреть. Жалею, что в Валенсии я не попал на Формулу-1. Очень хотелось. Зато попал в зоопарк, который там просто шедевр, многие животные находятся не в вольерах, а рядом с тобой.

- У вас же семейный судейский подряд?
- Да, у меня отец рефери – Роман Рыжик. Здесь есть свои плюсы и минусы, но больше, конечно, плюсов. Ведь папа поможет и словом, и делом прежде всего сыну, чем кому-либо. Он, кстати, судил Олимпиаду-1996 и американцев. Только сборная тогда была действительно звездная – во главе с Шакиллом О'Нилом и Скотти Пиппеном.

Сегодня

Источник Сегодня Спорт
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.