Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Чемпионат Украины
|
564
0

ЛУЧЕСКУ: «Не делайте из меня демона»

Румынский тренер Мирча ЛУЧЕСКУ – самый результативный иностранный специалист, когда-либо работавший на постсоветском пространстве

В мае исполняется три года, как он возглавил донецкий «Шахтер», который дважды подряд сделал чемпионом Украины и трижды выводил в европейскую футбольную весну.

- Что будет, если «Шахтер», пока отстающий в очередной золотой гонке от киевского «Динамо», не сумеет выиграть чемпионат третий раз подряд?
- Ну, три очка - не тот разрыв, который позволяет толковать о предрешенности турнирного исхода. Да еще с учетом того, что наша очная встреча во втором круге состоится в Донецке. Но даже если нам не удастся настичь «Динамо», ничего особенного не произойдет. Жизнь
будет продолжаться. Футбол так устроен,  что сильнейший не всегда первым приходит к финишу. На мой взгляд, класс донецкой команды в целом и мастерство отдельных игроков «Шахтера» выше. Понятно, что как тренер я субъективен, однако есть и абсолютно объективный критерий, на котором настаиваю: если игру «Шахтера» в еврокубках можно признать успешной, то выступление «Динамо» получилось провальным. Не думаю, что на Украине найдется человек, который сумеет доказать обратное. Для нас важно, чтобы реализация проекта, начатого в «Шахтере» три года назад, была продолжена.

- В чем суть этого проекта?
- В общих словах – создать конкурентоспособную в Европе команду. Если до недавних пор о «Шахтере» говорили в основном лишь как о богатом клубе, то теперь акценты смещаются в сторону собственно игры, так сказать, «действующих лиц и исполнителей». К нашим футболистам все чаще присматриваются сильные европейские клубы, фамилии многих игроков «Шахтера» постоянно муссируются в трансферных новостях и слухах. В стратегическом плане, на мой взгляд, это важнее для международного имиджа клуба, чем украинское чемпионство.

- Насколько вам интересно работать в чемпионате, где все сводится к противостоянию лишь двух команд?
- Я хотел бы, чтобы чемпионат Украины стал сильнее, повторяю это уже три года. Чтобы команды подровнялись. Но это зависит не только от уровня мастерства футболистов «Шахтера», «Динамо» и тянущегося за ними «Днепра». Большинство других клубов ради результата, к сожалению, готовы принести в жертву красоту и зрелищность футбола. В матчах с лидерами они закрываются на своей половине поля с одной мыслью - отбиться любыми способами.

Ежеминутно фолят, затягивают время, как только могут. Словом, и сами не играют, и сопернику не дают. Мои оппоненты говорят, что, дескать, цель оправдывает средства и так тоже можно играть. Можно, наверное. Однако тогда придется смириться с существующим положением дел в украинском чемпионате и похоронить надежды на его прогресс.

- Как вы реагируете на разговоры о том, будто Луческу пришел со своим уставом в чужой монастырь: вмешивается во внутренние дела украинского футбола, критикует федерацию?

- Послушайте, я, наверное, один из немногих тренеров, чья карьера проходила без пауз и вынужденных «творческих отпусков». В 36 лет стал тренером национальной сборной Румынии, которую, между прочим, вывел в финал чемпионата Европы-84, семь лет заседал в техническом комитете УЕФА, работал в Италии, Турции... Словом, тертый калач. Меня ничем нельзя удивить в футболе. Людям моего возраста и опыта присуще повышенное чувство ответственности: уже не получается закрывать глаза и притворяться, что ничего вокруг не происходит. Украинская федерация совсем молодая и в силу своей неопытности совершает ошибки, связанные с несовершенными законами и этикой поведения, что и привело к возникновению конфликта интересов. Говорю об этом вслух, потому что не имею права молчать. Любая критика ценна весомостью аргументов, а также публичностью. Но одно дело, когда ты критикуешь оппонента, и другое - безосновательно его атакуешь, как это делается порой на Украине по отношению ко мне. Однако я никогда не устану повторять:  сильный чемпионат возможен лишь в том случае, если все его участники находятся
в одинаковых условиях.

- Вы неровно дышите к федерации, потому что под ней ходят арбитры, к которым возникают претензии всякий раз, как только «Шахтер» проигрывает... Вас устраивает репутация скандалиста?
- Не преувеличивайте и не делайте из меня демона. Обычно мы проигрываем в чемпионате не больше двух-трех игр. И практически всегда к этому так или иначе причастны судьи. Им необязательно демонстрировать предвзятость к «Шахтеру» открыто. Достаточно закрыть глаза на неспортивное поведение соперников: когда те всеми правдами и неправдами сбивают нас с ритма игры, бесконечно валяются на газоне, на поле то и дело появляются носилки, которые на поверку совсем не нужны. Все это не только против «Шахтера» - против красоты, зрелищности игры. Почему, глядя на все это, я должен молчать? Будучи по натуре бойцом, никогда не молчу. В результате вокруг моего имени с помощью прессы пытаются создать негативную атмосферу, чтобы настраивать арбитров против Луческу. Хотя за три года, что здесь работаю, серьезные конфликты возникали только с двумя арбитрами - львовянином Шандором и португальцем Коштой. В обоих случаях речь шла о матчах с киевским «Динамо», когда конфликт интересов проявляется особенно выпукло. Президент ФФУ Григорий Суркис - корректный человек, много делающий для украинского футбола. Бесспорна его заслуга в том, что Украина с Польшей получили Euro-2012. Однако все, кто находится в подчинении у федерации, включая арбитров, прекрасно знают о глубоких динамовских корнях президента ФФУ. Люди несовершенны: если не откровенно, то на уровне подсознания они всегда стараются угодить тому, кто над ними.

- Валерий Газзаев недавно на страницах «СЭ» осудил практику приглашения зарубежных арбитров для обслуживания матчей национального первенства. Что думает по этому поводу главный тренер чемпиона Украины, где в последнее время тоже наблюдается мода на судей-«легионеров»?
- Тут я солидарен с российским коллегой. Во-первых, не стоит унижать профессиональное и человеческое достоинство собственных арбитров. Во-вторых, свои более ответственны. С них можно спросить за ошибки и примерно наказать. А что вы возьмете с иностранца? Приехал, начудил - и поминай как звали.

АХМЕТОВ ЛЮБИТ ФУТБОЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДЕНЬГИ

- Как выстраиваются ваши отношения с президентом «Шахтера» Ринатом Ахматовым? Возникают ли между вами разногласия и как они разрешаются?
- Разногласий никогда не было, да и не должно их быть, потому что мы с Ахметовым – люди одной «футбольной» группы крови. Помимо того, что вместе анализируем каждый сыгранный матч, часто обсуждаем и более глобальную тему - как усилить команду, чтобы достойно выглядеть в Европе. Причем выглядеть вопреки тому уровню футбола, с которым сталкиваемся в чемпионате Украины. Этот чемпионат - для нас самая большая проблема. Почему? Команды, с которыми играем в еврокубках, особенно весной, получают заведомое преимущество. Они еженедельно проводят в своих национальных первенствах матчи, соответствующие европейскому уровню футбола. Мы же этого лишены, поэтому от футболистов «Шахтера» в еврокубках требуются сверхусилия - и ментальные, и физические, чтобы дотянуться до уровня готовности соперников.

- Однажды в нашем разговоре вы обронили фразу о том, что Ахметов как президент футбольного клуба напоминает вам босса «Интера» Массимо Моратти, с которым ваши пути когда-то тоже пересекались. В чем заключается их сходство?
- Оба любят футбол больше, чем деньги. Моратти проявил колоссальное терпение, чтобы вывести «Интер» на лидирующие позиции не только в Италии, но и в Европе. Аналогично ведет себя и  Ахметов: создает  мощную клубную инфраструктуру, строит пятизвездный стадион, делает серьезные инвестиции в детский и юношеский футбол, приглашает в «Шахтер» сильных легионеров. К сожалению, в основном только молодых, потому что бывалые, уже раскрученные игроки неохотно приходят в украинский чемпионат. Молодым же, особенно бразильцам, которых сейчас в «Шахтере» немало, необходимо два-три года, чтобы они адаптировались к европейскому футболу.

- В связи с тем, что в последнее время в «Шахтере» появляется все больше украинских игроков, ваше отношение к лимиту на легионеров не изменилось?
- Нет, я был и остаюсь убежденным противником любого лимита. Это искусственная мера, которая не ускоряет, как многие ошибочно полагают, а, наоборот, замедляет рост молодых украинских игроков. Им легче совершенствоваться рядом с мастеровитыми легионерами, а мне как тренеру проще выводить их на нужный уровень. Сейчас, например, всю линию обороны «Шахтера» я при  желании  могу целиком сформировать из украинцев. Кстати,   в  повторном  матче Кубка УЕФА с «Севильей» - а какова была ставка, вы помните - так и произошло. И это вряд ли стало бы возможно, если бы молодые ребята-украинцы не росли рядом с сильными легионерами, не тренировались бы с ними, не конкурировали бы за место в составе.

- Не собирался «сыпать соль на раны», но раз уж вы сами упомянули эту драматическую игру с «Севильей», спрошу: она действительно  оказалась  самым большим ударом в вашей долгой тренерской биографии?
- Да. Если честно, до сих пор еще до конца не отошел от пережитого вечером 15 марта. По сей день не могу поверить, что можно ТАК вылететь из еврокубкового турнира. Упустить победу за 18 секунд до финального свистка, да еще гол с игры тебе забивает вратарь соперников - подобное, по-моему, не может привидеться даже в самом кошмарном сне!

- В конце концов разобрались, почему так произошло?
- Проблема была не в трагизме последней минуты, а в том, что при счете 2:1, когда «Севилья» побежала отыгрываться, мы стали слишком легкомысленно относиться к собственным контратакам, хотя имели шансы забить еще и не доводить дело до крайности. Увы, не хватило опыта поведения в матчах такого накала, поскольку в чемпионате Украины их почти не бывает.

«НЕПРИКАСАЕМЫХ» НЕТ

- В последнее время «Шахтер» стал не только покупать, но и продавать игроков. Агахова ушел в «Уиган», казавшийся совсем уж «неприкасаемым» Тимощук осваивается в «Зените», а Плетикоса - в «Спартаке». Я уже не говорю об арендованных «Фулхэмом» Лаштувке и «Сантосом» - Леонардо. Какова ваша роль в трансферной политике донецкого клуба?
- Много раз говорил президенту: чтобы войти в европейскую футбольную элиту, нужно обмениваться игроками, осуществлять их ротацию. «Шахтер» не должен превращаться в «золотую клетку», куда непросто попасть и почти невозможно вырваться. Такая политика позволит нам приглашать не только молодых, но и опытных футболистов, которые перестанут опасаться, что могут застрять в «Шахтере» надолго против собственной воли. А молодые, видя перед собой перспективы и понимая, что могут попасть в сильный европейский чемпионат независимо от длительности контракта с «Шахтером»,  станут играть с большим рвением. Это не значит, что мы превращаемся в альтруистов, готовых исполнить любой каприз игрока. Естественно, сумма, которую нам предлагает покупатель, должна быть не меньше той, в которую футболист обошелся «Шахтеру». А лучше, конечно, больше...

- Скажите  откровенно: вы уверены, что Тимощук, которому сейчас 28 лет, стоит вдвое дороже 30-летнего Роналдо, между прочим, двукратного чемпиона мира?
- Тимощук - вообще отдельная   статья. Это огромный трансферный успех «Шахтера». И наш клуб выиграл, и футболист значительно поднял свои доходы. Что касается сравнения с Роналдо, то оно, как выражаются математики, не вполне корректно: мы знаем, сколько «Милан»  заплатил «Реалу» за трансфер, однако, какую зарплату положил итальянский клуб звездному бразильцу, можем только догадываться. Хотя не сомневаюсь, что основные расходы «Милан» приходятся именно на зарплату Роналдо, а не на трансфер как таковой.

- «Шахтер» мог бы, как вы говорите, положить Тимощуку такие деньги, которые остановили бы его от переезда в Питер?
- Нам было бы сложно это сделать по одной простой причине:  возникли бы слишком большие ножницы между его контрактом и контрактами других футболистов. Пришлось бы всем пропорционально поднимать «суммы прописью» в трудовых соглашениях, но пока мы к
этому морально не готовы, потому нет больших успехов на международной арене. Но дело ведь не только в деньгах. Удачный трансфер Тимошука сработал на имидж клуба, о «Шахтере» заговорили все. Наконец, позитивная сторона трансфера заключается еще и в том, что с уходом Тимошука получил возможность, образно говоря, расправить крылья молодой опорный хавбек Полянский, у которого в противном случае почти не оставалось бы шансов для серьезного роста.

- В «Шахтере» сейчас есть игрок, которого вы не продали бы ни за какие деньги?
- Есть очень важные игроки, и Тимощук был из их числа, но «неприкасаемых» нет. Вообще-то это сложно для самого футболиста - находиться  в  одной  команде больше трех-четырех лет. Невольно возникает рутинное ощущение, из которого потом сложно выбраться. Это касается и отношений между игроком и тренером. В футболе, где одиннадцать месяцев в году люди не просто работают рядом на тренировках, но вместе летают, «сидят» на сборах, живут в одних и тех же гостиницах, ходят в одни и те же рестораны, возникают проблемы психологического характера. Проще говоря, футбольные люди быстрее, чем в нормальной жизни, устают друг от друга. Поэтому время от времени они нуждаются в смене обстановки. Слава богу, что в прошлом остались социалистические порядки, регламентировавшие переходы игроков даже внутри одного чемпионата. Помню, у нас в Румынии они когда-то были вообще запрещены!

- После того как в 1984 году вы вывели команду Румынии в финальный турнир чемпионата Европы, больше не возникало желания возглавить национальную сборную?
- Нет. Меня убрали из сборной не потому, что она плохо играла, а из-за элементарной зависти к моей популярности. После сборной я принял бухарестское «Динамо», прозябавшее в середине таблицы, сразу привел его на пьедестал, а через полтора года в сборной было уже восемь футболистов из моего клуба.

ДО ИЮНЯ - В ОДНОМ ПАЛЬТО

- Как снимаете стрессы, неизбежные в тренерской профессии? Например, после того же злополучного матча с «Севильей»...
- Первое желание - просмотреть игру снова, с первой до последней минуты. Дело в том, что во время матча испытываешь сильное давление, возникает много отвлекающих факторов, и сложно сразу оценить некоторые ситуации. Даже не пытаюсь заснуть - ночью, по горячим следам, обязательно смотрю кассету. Делаю подробный письменный анализ игры. Давно заметил, что белые листы бумаги обладают удивительным свойством освежать мысли. Потом на какое-то время все это – в сторону, и стараюсь заняться чем-то  другим:  читаю,   могу фильм посмотреть, разговариваю с друзьями, родными. Сейчас уже легче,  чем раньше. Опыт позволяет проще проходить через подобные вещи.

- А более традиционными способами снимать напряжение никогда не пробовали? Ну, там рюмочка - другая...
- Обязательно! Только не рюмочка, а стаканчик. Рецепт такой: немного виски, немного воды и много-много льда. Очень помогает. Стюарды, которые сопровождают команду в полетах как внутри страны, так и за рубеж, об этом знают и всегда держат  для  меня  необходимый
«стратегический запас».

- Чем увлекаетесь в свободное от работы время?
- Меня почти все интересует: политика, искусство, книги. Нравится классическая музыка, однако она требует слишком много времени. Часто дискутирую с супругой, причем эти футбольные дискуссии подчас бывают более жесткими, чем с журналистами или коллегами-тренерами. Иногда Нелли позволяет себе такие провокации, что я начинаю не на шутку заводиться, даже обижаюсь. Но все равно не выхожу из спора. Жена и мама футбольных тренеров (Разван Луческу, сын главного тренера «Шахтера», до недавнего времени возглавлявший бухарестский «Рапид», на днях заключил контракт с другим румынским клубом - «Брашовом». -Прим. Ю.Ю.) больше чувствует игру, чем ее понимает.

- Насколько вы суеверны?
- О, все эти глупости остались в прошлом. Помню, когда тренировал бухарестское «Динамо», футболисты просили меня надевать одно и то же пальто по мере того, как мы поднимались все выше и выше по сетке Кубка Румынии. Дошли до финала, который играли в июне. Представьте: на улице плюс 25, народ в шортах ходит, а главный тренер «Динамо» - в длиннополом драповом пальто на скамейке парится... Картинка!

- С Гусом Хиддинком ваши тренерские дороги никогда не пересекались?
- Что-то не припоминаю... (После короткой паузы). Точно, нет.

- Как вы смотрите на его перспективы в качестве главного тренера сборной России?
- Думаю, у него очень хорошие перспективы. В таком сильном чемпионате, как российский, да еще с тренерским опытом Хиддинка, по-моему, невозможно не сделать хорошую сборную.

- Политическая нестабильность на Украине на вас как-то влияет?
- Я уже говорил,  что не умею быть безучастным к тому, что происходит вокруг. Конечно, все это давит на психику и иногда, если уж быть до конца откровенным, отбивает охоту работать. Футбол чувствует себя благополучно в странах с большими демократическими традициями, где есть уважение к людям, законам. Надеюсь, со временем и здесь все успокоятся и научатся уважать законы. Только, ради бога, не воспринимайте это пожелание как вмешательство вовнутренние дела Украины.

Юрий ЮРИС, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.