Тактические тренды ЧМ-2014
Sport.ua разбирается в тактической подготовке команд-участниц чемпионата мира в Бразилии
Нынешний чемпионат мира смог предложить кое-что интересное любителям тактики и одновременно поклонникам зрелищной игры. Он был и остается «чемпионатом разнообразия», по ходу которого обозначились как перенесенные из клубного футбола, так и принципиально новые тактические элементы. Благодаря глобальному уровню турнира мы можем наблюдать за изменениями в схемах и организации игры, которые до сих пор были непопулярны в нашей стране.
Это касается, например, самой яркой тенденции бразильского чемпионата мира.
Тренд №1: тройки, пятерки, гибкие четверки защитников
Во всем мире преобладает догма о четверке защитников. Хотя очень многие команды применяют различные варианты тактического построения – идея с четырьмя беками, синхронно реагирующими на перемещения мяча, остается стандартом профессионального футбола. Однако на этом чемпионате мира наметилось возвращение (или переосмысление) варианта с пятеркой защитников. Впрочем, этот вариант редко применялся в чистом виде, способ использования варьировался от команды к команде.
Сборная Чили, например, чаще всего играла в три защитника. Хотя номинальные крайние беки иногда действовали на одной линии с центральными, чаще всего фланговые защитники играли совершенно независимо от центра обороны. Они либо выдвигались в среднюю линию, либо занимались персональной опекой отдельно от остальной команды – находясь далеко от мяча и разрывая «цепочку» с другими защитниками. Поэтому схему игры чилийцев правильнее всего будет описать как 3-4-3 или 3-4-1-2, в том числе и когда сборная оборонялась.
Костариканцы, с другой стороны, больше тяготели к реальной пятерке защитников. Они не только действовали в согласованной цепочке, но и стремились реагировать на перемещения мяча у противника. Когда крайний бек выдвигался вперед и начинал прессинг, оставшиеся четверо соответсвующим образом перемещались и перекрывали свободные зоны в тылу, сохраняя примерно одну и ту же горизонтальную дистанцию. Тем не менее, такие «выпады» крайних защитников не были продолжительными, и на протяжении большей части матча сборная Коста-Рики выдерживала легко различимую линию в пять беков. Похожим образом действовал и Уругвай.
Рисунок 1 – Характерный пример действия костариканцев в обороне
Своеобразный подход продемонстрировали мексиканцы, применявшие гибкую четверку защитников. В центральной зоне чаще всего выстраивались в линию четверо или пятеро игроков, но когда один из них выдвигался на мяч – оказывалось, что он передвигается независимо от всей линии. Напротив, крайний бек, находившийся дальше всего от мяча, продолжал оставаться частью единой системы, и пока ближайший к мячу защитник совершал отбор, остальные действовали в классической «четверке». Если противник с мячом пробовал пройти по центру, все пятеро играли очень плотно и согласованно, но во время фланговых атак мы фактически видели четырех защитников и одного игрока, отвечающего за ранний прессинг и перехват.
Особыми случаями были Голландия Луи ван Гаала и Аргентина Алехандро Сабельи в своем первом матче против боснийцев. У обеих команд отсутствовала постоянная и четкая схема, но в одном случае это было положительным явлением, в другом – отрицательным. Альбиселесте подали пример со знаком «минус». Фактически аргентинцы колебались между линией в четыре и пять защитников, но при этом дальний от мяча край обороны был уязвимым местом, а действия обороны в целом проходили как при игре в три защитника. В этом случае центрбекам периодически случалось выдвигаться вперед, но выглядело это очень рискованно из-за отсутствия должной организации и взаимоподстраховки. В результате, несмотря на ноль пропущенных голов, в перерыве матча модель игры была изменена, и больше мы такой Аргентины не видели. Не следует ожидать подобной расстановки и в финале.
Голландцы же часто просто меняли задания футболистов и характер перемещений по ходу игры. На отдельных стадиях матча они применяли оборону из пяти человек, а иногда (на протяжении довольно долгого времени) это была гибкая система из четырех защитников. В этом случае ближний к мячу бек покидал «цепочку» и применял исключительно агрессивную персональную опеку, тогда как дальний крайний защитник участвовал в зонной обороне. Чаще всего голландские оборонцы действовали не по мячу, а по сопернику; нередки были случаи, когда выдвинувшихся вперед фланговых защитников поддерживали не их коллеги из центральной зоны, а отодвинувшиеся назад по диагонали опорники. Так возникала вполне узнаваемая схема «3-4-...», где за безопасность центральной зоны отвечали именно трое человек.
Более того, иногда персональная опека в исполнении голландцев приводила к весьма странным построениям вроде кратковременного 6-3-1 против Аргентины – на фото ниже это очень хорошо видно. Или 4-3-3 с далеко выдвинутым вперед одним из центральных защитников, чаще всего Мартинсом Инди. Или вообще раскрытая настежь середина поля, через которую противникам почему-то так и не удавалось пройти (здесь надо поставить подходящий хэштег об эксцентричном гении Луи ван Гаала). Но такая изменчивость стиля вообще была характерна для нынешнего ЧМ.
Рисунок 2 – Голландские 6-3-1
Тренд №2: Схема 4-2-3-1 умерла, да здравствует... все остальное? Поприветствуем разнообразие
4-2-4 против 4-2-4 – это были шестидесятые. В семидесятых преобладали 4-3-3/1-3-3-3 против 4-3-3/1-3-3-3. В восьмидесятых зрители страдали под 3-5-2/5-3-2 против 3-5-2/5-3-2, а дуэль 4-4-1-1/4-4-2 была характерной чертой футбола девяностых и нулевых. Конечно, всегда были исключения и лиги, в которых практиковались другие основные расстановки. Но в целом за последние годы схема 4-2-3-1 укоренилась в очень многих командах. На предыдущем чемпионате мира мы не раз видели битвы, в которых обе команды применяли эту расстановку. Однако нынешний мундиаль сломал традицию.
4-1-4-1, 4-3-3, 4-2-4, 4-4-2, 4-5-1, 5-4-1, 5-3-1-1, 4-3-2-1, 4-3-1-2, 5-3-2, 5-2-3 и 3-4-3. Сейчас вы увидели так много цифр подряд, что инстинктивно начинаете искать среди них значок умножения «х» - хотя он присутствует разве что в верхнем правом углу экрана. Но все эти схемы расстановки можно было увидеть на текущем турнире, их применяли самые разные тренеры, которые к тому же меняли свои схемы по ходу чемпионата или даже во время матчей.
Рисунок 3 – «Игра в два защитника» сборной Чили
Чилийцы, например, сыграли против Австралии с такой «четвёркой» защитников, которую правильнее было бы назвать двойкой; позже они перешли на 3-4-1-2, которая, тем не менее, в каждом из матчей против Испании, Бразилии и Голландии действовала по-разному. Германия часто начинала прессинговать на чужой половине поля, применяла иногда 4-3-3, иногда 4-1-4-1 или 4-4-1-1, а иногда перестраивалась прямо в движении. Сборная США предпочитала использовать заточенную под прессинг систему 4-1-4-1, в которой один из центральных атакующих полузащитников располагался немного выше другого – в итоге игровая схема американцев в полузащите превращалась практически в скрытый ромб.
Конечно, встречались на этом чемпионате и сборные, которые в каждом матче выглядели более или менее одинаково и действовали строго по шаблону (Эквадор). Были и те, кто вносил лишь косметические изменения в рисунок игры (Хорватия, Бельгия). Но в целом – многие предположительно слабые команды показали, что способны демонстрировать красивую и тактически грамотную игру. Наиболее успешными среди них оказались алжирцы, которые сумели выйти из группы, где были аутсайдерами, и даже Германии доставили немало проблем. О Чили, Колумбии или Коста-Рике и говорить нечего. Или возьмем Уругвай: после появления Лодейро в стартовом составе команда использовала очень интересную схему 5-3-1-1/5-2-2-1/5-2-1-2 с любопытной ассимметрией и непредсказуемыми вертикальными перемещениями игроков.
Тренд №3: Игра по сопернику и индивидуальная опека
Однако на нынешнем чемпионате отмечались не только позитивные тактические тенденции. Были и такие, которые можно оценивать с большей долей скептицизма. Очень много команд внедрили в свою изначально зонную оборону элементы персональной опеки, а то и напрямую переходили к такой опеке на протяжении длительных отрезков игры. И вновь мы приводим в пример голландцев, чье гибкое и достаточно глубокое построение в обороне с акцентом на «персоналку» смогло разрушить контригру большинства соперников. Но и другие сборные использовали смешанную зонно-персональную оборону, с преобладанием последней.
Рисунок 4 - Персональная опека в исполнении голландцев - фактически 5-0-5
У Аргентины например, опорники вместе с Маскерано столь же часто выдвигались для индивидуально направленного прессинга, как и крайние защитники, и фланговые нападающие. Бразильцы со своим хаотичным прессингом тоже пытались достичь своих целей в персональной опеке, а сборной Алжира, последовательно применявшей такую модель, даже удалось добиться определенных успехов.
При таком развитии «ориентации на игрока» вместо «ориентации на мяч» для многих команд ключевым фактором успеха являлся выигрыш индивидуальных противостояний. Даже с учетом коллективных перемещений защиты и элементов зонной обороны важнее всего оставалась возможность обыгрыша 1 в 1. Подобная тактика проявилась и в атаке: несколько сборных полагались на индивидуальные действия своих форвардов и извлекли из этого дивиденды.
В сборной Аргентины такими футболистами, сосредоточенными на индивидуалных действиях, были Месси с Ди Марией в нападении и Маскерано – в обороне; у Бразилии это были Неймар (с подстраховкой в лице Оскара) и Тиаго Силва, у Боснии – Джеко и Пьянич, у Хорватии – крайние форварды и Ракитич и т. д. Больший упор на коллективные действия наблюдался у французов и немцев. Там задания для футболистов были строго привязаны к их расположению на поле, но с учетом индивидуальных особенностей. Погба и Матюиди в центре полузащиты выполняли столь же разные задачи, как и Кроос с Хедирой; специфические функции были отведены также крайним защитникам и форвардам.
Из других, менее заметных трендов нынешнего чемпионата мира можно назвать:
- более активное включение центральных защитников в атаку, с частым перемещением на фланги (яркий пример – Хуммельс);
- дальнейшее развитие и усложнение роли вратаря, которым часто приходится выполнять функции полевых игроков;
- повышенная стратегическая гибкость команд, умение адаптироваться к возникающим по ходу матча условиям, менять темп игры и т. п.
Вывод можно сделать следующий: футбольный мир изменяется на глазах. На смену прежнему приходит мир более яркий и разнообразный, что можно только приветствовать – даже если это означает большее количество слабых игр, команд-разочарований и тактических ошибок. Даже если мы еще раз убеждаемся в том, что на футбол на уровне сборных уступает клубным соревнованиям. Чемпионат мира все равно остается уникальным явлением благодаря своей глобальной природе, позволяющей прорекламировать новые компоненты и структуры игры на все стороны света. Затем эти компоненты, возможно, адаптируются на клубном уровне, что послужит дальнейшему развитию футбола. Остается только гадать, ждет ли нас, например, реабилитация схемы в три или пять защитников в АПЛ или Бундеслиге...
Рене Марич (RM), «Spielverlagerung», перевод и адаптация Игоря САВЧЕНКО, Sport.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Матч 1/2 финала Суперкубка Испании
Защитник «Ворсклы» продолжит карьеру в Харькове