Сергей РАФАИЛОВ: «Когда впервые приехал в Зарю - испугался»
Генеральный директор «Зари» рассказал Sport.ua о реалиях украинского футбола
В этом сезоне достаточно непривычно «Заря» часто становилась одним из главных ньюзмейкеров украинского футбола. 6-е место в ПЛ, качественная игра, отбор очков у всех грандов кроме «Шахтера», смерть Максима Белого, результативная игра Хомченовского, Боли и Данило.
Встретившись с генеральным директором «Зари», Сергеем Рафаиловым, Дмитрий Поворознюк узнал, как клуб шел к успеху, смогут ли проблемы в металлургии стать катастрофой для «Зари», почему в нашем футболе не смогут работать заграничные менеджеры и многом другом.
Когда я первый раз приехал в клуб, посмотрел на все, то, честно говоря, испугался
- Шестое место «Зари» после 18 туров стало для вас приятным сюрпризом?
- Почему сюрпризом? Мы постепенно шли к этому. Прошло четыре года как мы получили это все хозяйство в абсолютно разваленном виде, с огромными долгами, с проблемами инфраструктурными. Президент и его партнер по бизнесу – очень амбициозные молодые люди и в свое время решили вложить в команду серьезные деньги. Они хотят победить если не в чемпионате сегодня, то хотя бы ту ситуацию, которая сложилась в Луганске с футболом. До «Зари» мы работали в мини-футболе, стали пятикратными чемпионами Украины с «Шахтером», и большой футбол был для нас абсолютно новым и незнакомым вызовом. Да, были трансферные ошибки. Были неудачные решения. Но за два года команда перестала бороться за выживание. Поэтому сегодняшние результаты закономерные.
- Вам было сложно перейти с футзала в большой футбол?
- Конечно. Это даже сравнить нельзя. Сегодня у нас 300 человек занимаются только в школе, плюс четыре детских команды. Структура, финансы, подход, организация, все разное.
- Какое первое впечатление было у вас лично, когда вы детально ознакомились с ситуацией в «Заре» четыре года назад?
- Когда я первый раз приехал в клуб, посмотрел на все, то, честно говоря, испугался. Долги клуба были в районе 2 миллионов долларов. В основном это деньги по трансферным обязательствам. Поскольку мы стали правопреемниками обанкротившегося клуба, то долги пришлось платить нам. Где-то за год мы рассчитались со всеми.
- Какой был бюджет клуба в первый год вашего правления?
- Я не буду называть суммы. Но из года в год бюджет рос. Мы приобретали трансферные права на футболистов, организовали сборы совершенно другого качества, начали тратить деньги на инфраструктуру.
- Инфраструктура «Зари» - больная тема для вас? Насколько клуб далек от требований лицензионного комитета?
- К нашим клубам нельзя предъявлять требования, как к участникам Лиги чемпионов. Может это и правильно, но стандарты украинские чересчур высоки. Я был в странах бывшего соц.лагеря: Болгарии, Румынии, Венгрии и так далее. Так вот, их некоторые стадионы – ужас по сравнению с нашими. Там многие не знают об автоматическом поливе газона, подогреве, электронном табло. На многих стадионах нет освещения, поэтому клубы играют только в светлое время дня. Поэтому в Украине не все так плохо с инфраструктурой футбольных клубов. Ее нужно развивать, потому что это комфорт болельщиков. Но нужно понимать - завтра и даже послезавтра мы не сможем выполнить все требования, потому что на это нужны большие деньги. А сегодня экономическая ситуация и в Украине и в мире такая, что свободных денег просто нет.
- У «Зари» есть планы о реконструкции стадиона, постройке новой базы?
- Мы во все инфраструктурные объекты понемногу вкладываем деньги. Но с базой пока не получается. Реконструируем нынешнюю, а строить новую пока не собираемся. Сегодня нет возможностей.
- Стадион?
- Ему 60 лет. Вы себе можете представить, насколько он старый? Это собственность областного совета. Клуб полностью содержит только поле. Техника, рабочие, все от нас. Построить новый стадион сегодня, даже маленький и уютный, нереально. Нужны огромные средства. Два года назад нам сделали эскизный проект нового стадиона. Цена вопроса – 300 миллионов гривен.
- Были моменты, когда футболисты отказывались ехать в «Зарю» из-за плохой инфраструктуры?
- Были. Заходили в интернет, знакомились с городом, инфраструктурой и отказывались. Или соглашались, но выставляли на порядок высшие условия. Включали, так сказать, в зарплату неудобства, связанные с переездом из Варшавы, Швейцарии, Бельгии в Луганск. Например, Данило жил в Швейцарии. Как сравнить те условия жизни с нашими?
- Но вы же подписали с ним контракт. Как вы его заманили? Дали небольшой заводик?
- Все проще. Финансовые условия у него стали лучше, он получил возможность развиваться как футболист. Кстати, как оказалось, Данило не совсем бразилец по характеру. Очень трудолюбивый, скромный, дружелюбный. Это я могу сказать и о Боли.
- На сколько лет еще рассчитаны их контракты?
- У обоих по полтора года.
- Это правда, что Боли стал самым дорогих трансфером в истории клуба?
- Данило стоил не меньше, если не больше. Но я не могу сказать, что они самые дорогие. Были у нас и еще очень серьезные трансферы. Но я не буду называть цифры и фамилии.
- На двоих Боли и Данило забили 13 мячей. Половину командных. У вас много предложений по этим игрокам?
- Официальных нет. А вот неофициальных - много. На сегодняшний день шестью нашими футболистами интересуются различные клубы. Самая большая сумма, которая фигурирует в этих разговорах – миллион долларов.
Все статьи доходов клуба дают нам около миллиона долларов в год
- «Заря» может в ближайшее время выйти на самоокупаемость?
- Футбол это не бизнес. Зарабатывать на этом невозможно. Можно только уменьшить убытки. На сегодняшний день мы не продали трансферные права ни на одного футболиста. А вот приобретали много и дорогих исполнителей. Позитивная тенденция по уменьшению убытков будет тогда, когда пойдет выход из нашей футбольной школы. Стратегия «Зари» – воспитывать футболистов. На сегодняшний день у нас есть Гордиенко. Это очень серьезный игрок, в прошлом сезоне он был капитаном дубля, а сегодня тренер и болельщики уже не видят команду без этого футболиста. Гордиенко вполне спокойно может попасть в будущем и в сборную. Вот если мы будем получать в год по одному такому футболисту со школы, тогда будут уменьшаться убытки.
- А успешная продажа легионеров, как может быть в случае с Боли и Данило?
- С легионерами другая ситуация. Ты покупаешь его трансферные права, допустим, за сто долларов, а продаешь за триста, если повезет. Но если посчитать его зарплату, подъемные, агентские, то выходишь в самоокупаемость.
От чего клуб еще может получить доход? Продажа трансферных прав, телевизионных прав, продажи билетов и атрибутики, рекламные поступления. Если говорить о деньгах за телевизионные права на чемпионат, то во Франции это 600 миллионов евро, в Германии – 630, в Англии – 700. Даже в России, насколько мне известно, например, «Крылья Советов» получают 5 миллионов долларов в год. Мы получаем столько же, только в гривнах. Все статьи доходов клуба дают нам около миллиона долларов в год.
- Значит в Украине не может существовать футбольная команда в ПЛ без олигарха за спиной?
- Однозначно. Наши ведущие клубы зарабатывают большие деньги, но их расходы значительно превышают все поступления. Так что сегодня все стремятся хотя бы уменьшить убытки.
- Зачем «Заря» Евгению Геллеру?
- Расчетливые люди всегда перед серьезным шагом все считают. Евгений Борисович тогда посчитал, что ему по силам содержать команду Премьер-лиги. Сегодня это делать стало немного тяжелее, потому что основная отрасль работы спонсоров «Зари» это металлургия, которая сейчас в упадке.
- Проблемы бизнеса Геллера могут серьезно ударить и по команде?
- Сегодня у нас стабильная финансовая обстановка в команде. Я не могу сказать, что вообще все супер хорошо. Мы живем в одном обществе. Те проблемы, которые есть в экономике страны, отображаются и на футболе. Но руководители понимают эту ситуацию, прогнозируют ее, и делают все, чтобы клуб мог дальше существовать. Да, не можем мы сейчас строить базу, не можем реконструировать стадион, но сейчас команда поедет на сборы, нет проблем с финансированием. Поэтому мы в будущее смотрим спокойно.
- У Евгения Геллера были мысли продать или отдать клуб другим инвесторам?
- Вы думаете, что перед нашими дверьми очереди стоят? В Луганской области нет ни одного предприятия, которое помогает сегодня «Заре». Евгений Геллер – единственный человек, который вкладывает деньги в клуб. Он подставил плечо в трудную минуту и четыре года ведет команду вверх по турнирной таблице.
- Почему в этом сезоне он редко появляется на матчах команды?
- Вы же видите какая ситуация в стране. До сих пор не принят государственный бюджет, и вряд ли в ближайшее время он будет принят. А Евгений Геллер – председатель бюджетного комитета. Я не всегда с первого раза могу к нему дозвониться. Иногда по пять раз звоню. Он, конечно, всегда перезванивает, но можно только представить, насколько он сегодня занят делами страны.
- Когда вы в последний раз встречались?
- Неделю назад мы были у него вместе с главным тренером. Подвели итоги. Посмотрели когда и у кого заканчиваются контракты. Решили с кем продлевать, а с кем нет.
Мы не будем летом продлевать контракты со многими футболистами
- Кто покидает клуб зимой?
- У Галюзы закончился контракт и мы его решили не продлевать. Скорее всего, мы расторгнем контракт по обоюдному согласию и с Ференчаком. Приятно, что он пошел нам навстречу в этом вопросе. Я вообще хочу сказать спасибо всем футболистам, которые два года назад к нам пришли и помогли не вылететь. Но время идет и берет свое. В тоже время мы продолжили контракты с Ярмашем и Грицаем. Саша – системообразующий футболист не только на поле но и в раздевалке. Перед тем как впервые подписать с ним контракт я услышал о нем столько грязи, что какое-то время сомневался. Но как оказалось, он – прекрасный человек. Почему тогда его очерняли? Возможно, так ценили, что не хотели отдавать другим? Он лидер в команде, молодняк его слушает с открытым ртом.
- Почему вы не продали трансферные права ни на одного футболиста?
- Это проблема абсолютно всех украинских клубов. Если кто-то на этом зарабатывает, то ему приходится намного больше тратить. Да, мы сегодня на этом не зарабатываем. Но за четыре года сложно воспитать игрока и продать его. Вот вы скажите, у нас в Украине много играет во всех клубах собственных воспитанников?
- Мало.
- Сейчас есть платежи солидарности. По новым правилам на трансфере футболиста зарабатывают все клубы, в которых он играл до 23 лет. Пусть на сегодня это копейки, но это уже движение вперед. У нас год играл Касьян. Сейчас он в России перешел с одного клуба в другой и «Заре» перечислили тысячу долларов. Для «Зари» это немного, но, например, для сельской команды или клуба с небольшого города, где футболист начинал карьеру, это хорошие деньги.
- У вас есть задача уменьшить зарплатный фонд клуба?
- На сегодняшний день мы стабилизировали зарплатный фонд. Мы не будем летом продлевать контракты со многими футболистами. Будем брать молодежь. Конечно, многие переоценены. Многие легионеры, получая у себя дома 2 тысячи евро, в Украине хотят зарабатывать 20 тысяч. А где клубу брать такие деньги? Хорошо если ты играешь в еврокубках. По моей информации «Ворскла»заработала в Лиге Европы 3 миллиона евро. «Черноморец» сейчас подошел в цифре в 5 миллионов. Это очень серьезная статья бюджета. Но если ты не играешь в еврокубках, то должен воспитывать своих игроков.
- И подписывать свободных агентов?
- Поймите, нет бесплатных футболистов. Если нет суммы отступных, значит есть агентские, подъемные. И в конечном итоге суммы равнозначные. Проблема в том, что сам регламент по трансферам устарел. Знаете, какой принцип в УЕФА и ФИФА? Не хочешь играть по нашим правилам, не играй. Они так себя ведут. Не хотят прислушиваться, обсуждать. Мне очень нравится, когда есть общий потолок зарплат как в НХЛ, НБА. Это правильно. Распространить на футбол такую систему очень сложно. Потому что есть очень богатые и остальные. И этот разрыв будет только увеличиваться с каждым годом. Потому что такая экономическая ситуация. Бюджеты клубов ниже четвертого места будут сокращаться. Жизнь заставит все клубы воспитывать своих футболистов.
- Тогда чемпионат станет слабее?
- Не факт. Наоборот может стать сильнее, потому что будут играть свои футболисты и меньше будет иностранцев. Хотя без них мы не обойдемся. Никак. Особенно клубы, которые играют в еврокубках. Мы будем воспитывать своих игроков, грамотно подходить к вопросу оплаты труда. Не будет огромных скачков. Футболист, перейдя из дубля в первую команду, не должен получать в 10 раз больше.
- Тогда у вас появится проблема в лице других клубов, которые захотят переманить к себе талантливых игроков большими деньгами.
- Если за всем этим постоянно смотреть и воспитывать патриотизм сначала...
- Патриотизм в футболе?
- Болельщики в Луганске постоянно говорят о Луганском патриотизме. Меня часто упрекают, что я не патриот этого города… Полностью этот процесс нельзя просчитать, но нужно пробовать. Если есть заинтересованность от более сильного клуба, то нужно отпускать игрока.
- Возможно, чтобы сделать чемпионат сильнее нужно сократить количество клубов?
- Как показывает практика, если пропадает команда ПЛ, то в этом регионе профессиональный футбол заканчивается. Если есть команда, то это стимулирует власти хоть как-то помогать и развивать футбол в городе. Если команда вылетает, все поворачиваются к ней спиной. И многие руководители власти, которые имеют много вопросов экономического характера, проблем с коммуналкой, выплатами бюджетных средств, исчезновение команды воспринимают как минус одна проблема. Это правда.
Я не думаю что сейчас сокращение команд даст нам рост качества чемпионата. Сначала нужно подумать ФФУ и ПЛ как сократить денежные перечисление клубов в их организации. Им нужно уменьшать свой аппетит, а не поднимать его с каждым годом.
Дмитрий ПОВОРОЗНЮК, Sport.ua
Завтра ожидайте вторую часть интервью...
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
За весну и осень форвард «Динамо» забил 17 мячей и сделал 6 результативных передач
Украинский боксер победил Тайсона Фьюри в реванше, который состоялся в Эр-Рияде
И свое блядомнение и извращенное понимание правды не стоит высказывать, ну просто потому что оно еба...ое.