Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
| Обновлено 10 ноября 2013, 12:44
6423
13

«А этот Бандера умеет судить...»

Львовянин Михаил Кусень – первый украинский арбитр, трижды входивший в семерку лучших судей Союза

| Обновлено 10 ноября 2013, 12:44
6423
13

Львовянин Михаил Кусень стал первым украинским рефери, который трижды входил в семерку лучших арбитров Союза, что давало право на обслуживание международных матчей.

Он – единственный из элитных арбитров, кто дважды прерывал свою карьеру, чтобы помочь любимым «Карпатам» в роли начальника команды, но после возвращения на поле неизменно доказывал свой высокий класс.

«Свой первый матч я отсудил, когда мне было...16 лет, вспоминает Михаил КУ­СЕНЬ. – А после посещения семинарских занятий мне присвоили третью категорию. Однако поскольку я продолжал выступать за «Спартак» в первенстве Львова, о судействе не могло быть и речи. И лишь когда из-за травмы голеностопа вынужден был в 24 года распрощаться с карьерой игрока, вспомнил о старом увлечении. И уже через два года обслуживал поединки об­ластного первенства среди взрослых.

А первые хвалебные слова в свой адрес услышал после того, как отработал на матче сильнейших аматорских коллективов Львовщины – ЛВВПУ и «Сокола». Тогдашний председатель областной федерации Карло Миклеш, который сам был арбитром республиканской категории, помню, сказал: «Ты даже себе не представляешь, как отсудил! Скоро тебе все будут завидовать, и ты обязательно будешь в большом футболе».

ПОЧЕМУ КОНЬЯК ЛУЧШЕ ВОДКИ

– А какие тогда были требования к рефери?
– Когда я только начинал, то хватало тучных и малоподвижных арбитров. Вспомните хотя бы одного из ведущих судей – ленинградца Анатолия Иванова, которого за его фигуру называли Квадратом...

Чистка рядов началась, когда работой судей начал руководить Сергей Алимов, только завершивший свою блестящую карьеру. Припоминается, один из подготовительных сборов проходил в Сочи. После теоретических занятий Алимов сказал, что на следующий день предстоит кросс, и он ждет нас в восемь утра на набережной. Приходим и видим: Алимов плавает, а вода-то в море – +8 С! Сергей Андреевич словно намекал, что теперь спуску не будет никому.

Бежать пришлось из Сочи в Мацесту и обратно по пересеченной местности. Алимов сразу предупредил, чтобы его не обгоняли, но кто отстанет – с тем будет очень серьезный разговор. Я бежал рядом с Алимовым, и когда финишировали, он спросил: «Миша, ты что, болен? Ты даже не вспотел». Я дипломатично ответил: «Есть с кого брать пример – вам за 50, а вы в отличной форме».

Но многие не добежали до финиша, и после тех сборов с ними распрощались. А меня Алимов рекомендовал для обслуживания матчей в высшей лиге, хотя дебюта пришлось ждать еще три года. И когда он все-таки состоялся, то воз­главлявший всесоюзную коллегию судей Валентин Липатов при встрече мне сказал: «Михаил, знаешь, почему коньяк лучше водки? Потому что он вы­держан. Вот и мы хотели, чтобы ты набрался ума в первом дивизионе».

«ЗА МАТЧ В ВЫСШЕЙ ЛИГЕ ПОЛУЧАЛИ 17 РУБЛЕЙ 50 КОПЕЕК»

– Свой первый матч в элитной лиге помните?
– Конечно, «Кайрат» – ЦСКА. Считаю, что справился со своими обязанностями хорошо. Кстати, тогда в обязательном порядке свои оценки арбитрам ставили и главные тренеры. Так вот, рулевой армейцев Гринин поставил мне пятерку, а его коллега из «Кайрата» Фальян, наверное, недовольный ничейным результатом, – тройку. Однако когда мы уже вышли из судейской, чтобы ехать в аэропорт, подошел представитель хозяев и сказал, мол, Фальян хочет повысить мне оценку. Я отказался отдать протокол для правки, уточнив лишь, что поскольку матч транслировался по центральному телевидению, все убедятся в объективности Фальяна.

– Кто тогда входил в число лучших арбитров, и кого вы считали образцом для подражания?
– Меня впервые включили в семерку ведущих арбитров в 1975 году, и тогда мне посчастливилось быть рядом с Бахрамовым, Липатовым, Казаковым, Круашвили, Андзюлисом, Лукьяновым. Одни международники, но мне больше всего импонировало, как судит Карло Круашвили. Впрочем, не мне одному. Тогда свои оценки арбитру, проводившему международный матч, выставляли не только члены просмотровой комиссии, но и представители ФИФА, УЕФА и принимающей стороны. Однажды после судейства Круашвили УЕФА прислал в Москву рапорт, в котором вместо оценки было написано: «Браво!»

– Как в ваше время оплачивалась работа арбитра?
– Судья в поле за матч высшей лиги получал 17 рублей 50 копеек. Это очень мало, если учесть, что я, возглавляя отдел по спортивной работе Парка культуры и отдыха имени Богдана Хмельницкого, имел оклад 160 рублей. Как видите, наши заработки не шли ни в какое сравнение с нынешними гоно­рарами арбитров. Может, именно поэтому футболисты после завершения карьеры не спешили пробовать себя в судействе. Хотя я убежден, что арбитром, как и хорошим игроком, нужно родиться.

– Вы считаете, что арбитр обязательно должен иметь за плечами карьеру футболиста?
– Да, поскольку иначе он не может читать игру, предугадывать ход событий на поле. А это сказывается и на принимаемых им решениях.

– А каким был стиль судейства Михаила Кусеня?
– Знаете, в свое время мне запомнились слова великого писателя Эрнеста Хемингуэя: «Самое главное – жить и работать на совесть, смотреть, слушать, учиться и понимать.» Поэтому я старался все анализировать и всегда очень серьезно относился к выполнению своих обязанностей. Ну а стиль у меня был жесткий, хотя в 71-м матче, проведенном в высшей лиге, не показал ни одной красной карточки. Уважал футболистов, обращался к ним на «вы». Такого же отношения требовал и к себе. Старался предотвращать грубую игру, вовремя делая исполнителям замечания. Моим коньком была отличная физическая подготовка, я умело менял ритм бега, что позволяло находиться в нужное время в нужном месте. И еще я был уверен в своих силах – когда выходил на поле, знал, что все будет в порядке.

«ГАЗЗАЕВ ПОКРУТИЛ ПАЛЬЦЕМ У ВИСКА...»

– Обслуживание каких матчей на всесоюзной арене запомнилось вам больше всего?
– Прежде всего это поединок, состоявшийся за два тура до финиша сезона 1976 года (весна), между столичным «Динамо» и «Араратом». Москвичи забили победный гол в конце матча и практически гарантировали себе золотые медали в дуэли с прямым конкурентом. Мне рассказывали, какая на­пряженная обстановка была на главной трибуне. Когда для динамовцев все счастливо закончилось, один из высокопоставленных чиновников МВД Союза подытожил: «Что ни говорите, а этот Бандера умеет судить...» А на послематчевой пресс-конференции Сергей Алимов, возглавлявший просмотровую комиссию, выразился кратко: «Кусень – талант!»

Кстати, запомнился мне и еще один матч с участием «Арарата», в котором он принимал тбилисское «Динамо». Дело шло к концу, а счет держался ничейный – 1:1, и хозяева во что бы то ни стало хотели вырвать победу. Даже их вратарь Абрамян вышел едва ли не к центральному кругу. И вдруг после очередной атаки ереванцев динамовец Чивадзе со всей силы выбивает мяч из своей штрафной, его подхватывает Челебадзе и несется к незащищенным чужим воротам. Гол неминуем, и тут в гробовой тишине переполненного «Раздана» раздается истошный крик игрока «Арарата» Андреасяна в мой адрес: «Свист­ни, свистни, твою мать!» Челебадзе, кстати, приблизившись к воротам, угодил в штангу, от которой мяч ушел за лицевую. А я сразу побежал к Андреасяну и наказал его предупреждением за некорректное поведение.

– А вообще были у вас проблемные футболисты?
– Однажды за один сезон случилось два неприятных эпизода с участием нападающего московского «Динамо» Валерия Газзаева. Тогда функционеры приняли дурацкое правило, согласно которому игрок, получивший четыре предупреждения, до конца сезона вообще не имел права выходить на поле! В одном из поединков я работал на линии, и после того как я зафиксировал явный офсайд у Газзаева, он подбежал ко мне и начал крутить пальцем у виска. Зову главного арбитра – тот показывает футболисту « горчичник».

Самое начало второго круга, и я уже работаю главным на поединке минского и московского «Динамо». В перерыве тренер москвичей Голодец, проходя мимо, как бы невзначай напомнил, что у Газзаева уже есть три предупреждения. Но проходит несколько минут, и Валерий после остановки игры демонстративно выбивает мяч на центральную трибуну. Есть четвертая желтая! Динамовцы Мо­сквы, правда, нашли выход из положения: обратились к руководству федерации, мол, футболисту молодежной сборной нужна игровая практика, и Газзаеву в виде исключения разрешили выступать. После этого он вел себя уже корректно.

– Бывали случаи, когда вам угрожали?
– Разве что в Кутаиси, когда «Торпедо» принимало ростовских армейцев. В перерыве матча защитник хозяев Шелия сказал, что после такого судейства я могу до Львова и не доехать. Я сразу вызвал в судейскую наставника торпедовцев Котрикадзе и сказал, что за такую угрозу уже сейчас могу наказать футболиста красной карточкой. А если еще все опишу в рапорте, то он долго не будет играть. Это пошло на пользу – Шелия никаких шалостей себе уже не позволял.

«КОЛЛИНА МНОГО СДЕЛАЛ ДЛЯ НАВЕДЕНИЯ ПОРЯДКА»

– Вы также продолжительное время возглавляли областную федерацию, являлись вице-президентом ФФУ.
– Считаю, что был на своем месте. То, что у нашей региональной федерации офис в центре Львова, – моя заслуга. Навел порядок с календарем, су­дейским корпусом... Да и, помогая Виктору Банникову, много сделал для развития футбола в регионах.

– Хотелось бы узнать ваше мнение о нынешнем кураторе украинского судейского корпуса Пьерлуиджи Коллине, а также кому среди отече­ственных рефери вы отдаете предпочтение.
– Коллина много сделал для наведения порядка. Неудивительно, что наши арбитры пользуются все большим авторитетом на международной арене. Мне нравится, как работают Жабченко, Кутаков, Можаровский, хотя, если откровенно, квалифицированных арбитров у нас все еще маловато.

– Недавно вы отметили 75-летний юбилей и выглядите прекрасно.
– Знаете, почему я сплю спокойно? Потому что никогда никому не завидовал. И стараюсь дорожить каждой минутой. Дважды в неделю совершаю пробежки, каждое воскресенье инспектирую матчи областного чемпионата и первенства детско- юношеской лиги. Рад за внука и внучку, которые являются канди­датами в сборную Украины по горнолыжному спорту. И если бы спросили – что бы я хотел изменить в своей карьере, будь у меня такая возможность, то ответил бы: ничего. Единственное, о чем сожалею – что рядом со мной нет супруги, с которой мы были вместе больше 50-ти лет. Ее уход я пережил очень тяжело.

Михаил КУСЕНЬ (футбольный функционер)

Родился 13 сентября 1938 года во Львове. Выступал за местные команды «Искра», «Торпедо», «Спартак», ЛАЗ, «Восход». Арбитр республиканской категории с 1968 года, всесоюзной – с 1972-го. Входил в семерку лучших рефери СССР в 1976, 1977 и 1978 гг. Начальник команды «Карпаты» в 1979-1981 гг. Глава Федерации футбола Львовской обл. в 1992-1997 гг. Вице-президент ФФУ в 1995-1996 гг.

СКАЗАЛ ЖИЛИНУ: «ВОН ИЗ СУДЕЙСКОЙ!»

«В том, что судейство – мое призвание, я убедился примерно в 30-летнем воз­расте, когда работал на кубковом матче в Бресте – местное «Динамо» против житомирского «Автомобилиста». Между этими командами были напряженные отношения.

Первый тайм проходил под диктовку хозяев, но счет должны были открывать гости. Динамовцы сфолили на одном из игроков «Автомобилиста», однако мяч остался у нападающего житомирцев Чирвы, который с убойной позиции промахнулся. В перерыве в судейскую зашел наставник «Автомобилиста» – Виктор Жилин, что по регламенту разрешалось, и поинтересовался, почему я не зафиксировал нарушения. Я ответил, что поскольку мяч оставался у «Автомобилиста», то я решил не останавливать игру. И еще спросил у Жилина, пришел ли бы он в судейскую, если бы Чирва забил гол? Жилин про­должал наезжать, но в конце концов терпение у меня лопнуло, и я сказал ему, чтобы он убирался из судейской подальше.

Основные события разворачивались во втором тайме и в дополнительное время. Гости вырвали победу – 4:2. Любопытно, что Виктор Жилин на следующий день поехал в Киев, где в республиканской федерации футбола всем рассказывал, что какой-то пацан выгнал его из судейской. Однако когда ответственный секретарь федерации Борис Шмигельский спросил, а как же все-таки отсудил Кусень, то Жилин лишь поднял большой палец! После этого матча я и поверил, что смогу быть арбитром».

Василий МИХАЙЛОВ, «Команда», pressing.net.ua

Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Итоги дня Лиги конференций. Кто сыграет в полуфинальных матчах?
Футбол | 19 апреля 2024, 06:05 1
Итоги дня Лиги конференций. Кто сыграет в полуфинальных матчах?

В полуфиналах встретятся: Олимпиакос – Астон Вилла, Фиорентина – Брюгге

10 самых известных футболистов, которых Дарио Друди привез в Украину
Футбол | 18 апреля 2024, 13:38 8
10 самых известных футболистов, которых Дарио Друди привез в Украину

Новый спортдир «Полесья» ранее помог пристойно «затариться» легионерами «Зирке» и «Карпатам»

Комментарии 13
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
upcast
бандерики всё о своём))
Дмитрий (Николаев)
Интересное интервью, прочел на одном дыхании.
lvros
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
LIRus
Я Вам доступно напишу. Когда была Советская пропаганда - да бандеровцы - негодяи. А если разобраться (а я разбираюсь на семейных архивах) - предпочитаю быть БАНДЕРОЮ чем НКВДистом!
Шалений Вуйко
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
LIRus
Судяси по інтервю, Кусень - той іще кусень!
icebeer
Вопрос риторический ...