Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Легкая атлетика
| Обновлено 08 ноября 2013, 11:36
5794
0

ДОБРЫНСКАЯ: Легкой атлетики, как массового спорта, у нас нет

Олимпийская чемпионка – о карьере, спорте в Украине и новом этапе жизни

| Обновлено 08 ноября 2013, 11:36
5794
0
ДОБРЫНСКАЯ: Легкой атлетики, как массового спорта, у нас нет

Олимпийская чемпионка-2008 в Пекине, действующая рекордсменка мира в легкоатлетическом пятиборье, лучшая спортсменка Украины и Европы побывала в гостях у Sport.ua, чтобы вспомнить самые яркие события своей спортивной жизни, и рассказать о жизни вне большого спорта.

ТРЕНИРОВАТЬ Я НЕ ГОТОВА

- Наташа, что поменялось после того, как вы завершили карьеру спортсменки?

- Неделя это не так много, но когда ты ставишь такую точку, то уже точно понимаешь – все, хватит. Потому что когда этой точки нет, то ты постоянно думаешь, а может, еще потренируюсь, посоревнуюсь, а может получиться. И в итоге, эту точку можно не поставить никогда. Поэтому я захотела сделать этот конкретный шаг, чтобы остановиться и начать движение в другом направлении.

- Но вы же до сих пор тренируетесь…
- Да, я хожу в тренажерный зал, я плаваю, я бегаю кросс, я хожу на танцы. Многим занимаюсь  и спорта в жизни стало не меньше – это точно могу сказать.

- Вы осознано сделали выбор в сторону спортивного менеджмента, а не тренерской работы?
- Я всегда понимала, что со спортом нужно будет заканчивать, и я планировала себя проявлять именно в администраторской работе. К тренерству я не готова, это очень сложно. Тренеры – это люди, которые фанатеют от спорта, которые болеют этим по полной, которые имеют крепкие нервы. Я настолько эмоциональна, что меня не хватает даже на одну тренировку, а на соревнованиях это очень сложно.

- Но к вам же, наверняка, обращаются за помощью, как реагируете?
- Я всегда идее на встречу, если кто-то приглашает. Я не пропустила ни одного олимпийского урока с детками в школах, я езжу заграницу, где меня просят провести открытые тренировки с детками. Я всегда с большим удовольствием это делаю. Хотелось бы, чтобы была какая-то школьная спортивная программа, и я бы принимала в этом участие. Привлекала бы детей к спорту, тем более, что спорт и здоровье очень нужны нашим детям особенно сейчас.



- Кто из коллег просил у вас совета?
- Спортсмены такие люди очень самоуверенные и редко спрашивают, как и что нужно сделать, потому, что каждый уверен, что он делает все лучше всех. Поэтому с этим проблема. Спортивная самоуверенность такое неоднозначное понятие, но когда спрашивают, я помогая. А сама я всегда прислушиваюсь. У меня есть подруга, которая бегает 800 метров. У нас у каждого есть обувь, адаптированная для бега на 800 метров, но эта обувь бывает разная. И вот подруга посмотрела на мою обувь и сказала ее сменить. Я бегала в шиповках мягких и легких, а нужно было бы чтобы они были более упругие. Я прислушалась и сразу же побила свой рекорд на 800 метрах. Сразу же ей позвонила, говорю: «Юля, очень тебе благодарна за совет». Нужно слушать, и придут верные решения.

- Какой совет был для вас самым важным и нужным?
- Было много людей, которые сыграли в моей спортивной жизни очень большую роль. Я всегда прислушиваюсь к тому, что мне говорят. Я даже пробую, и если чувствую, что нет – значит, нет. Много людей сыграли в моей жизни важную роль. Кто-то смог поддержать в трудную минуту, кто-то, наоборот, чем-то меня так задел, что я не смогла простить и сделала все наперекор.

- Критика влияет на вас позитивно…
- Да. Если я услышу в свою сторону некрасивые слова, то это меня заряжает.

- Вы читаете о себе в интернете, как реагируете на высказывания болельщиков?
- Да, я иногда читаю блоги. Но если там что-то нехорошее пишут, я очень расстраиваюсь, это очень обидно. Поэтому я не читаю. Не то, чтобы я хотела читать только хорошие слова, но если это какие-то слухи, к которым я не могу быть причастна, то я стараюсь этого не читать, не отвлекаться на это. Я знаю, чего я хочу, и иду к этому.

ПАПА СКАЗАЛ: «ЗАНИМАЙСЯ, У НАС СПОРТИВНОСТЬ В КРОВИ»

- Как часто вам удается ездить домой в Винницу?
- Не очень часто, но я стараюсь приезжать к родителям, потому что очень скучаю по ним, и они по мне скучают. Кроме того у меня там работа, сессии в областном совете.

- Родители вас привели в спорт?
- Мои родители очень спортивные люди. В студенческие годы они занимались и легкой атлетикой, и зимними видами спорта, и игровыми видами спорта. И в семь лет меня отец привел на стадион и сказал: «Занимайся, у нас спортивность в крови». Мои родители не достигли успехов в большом спорте, но всегда занимались, сколько я себя помню. И до сих пор папа каждый день бегает кроссы, мама ходит в бассейн. Такая у нас спортивная семья.

- Папа сказал: «Давай, занимайся» и вы так сразу и стали работать? Или было желание отлучиться?
-   Да, я сразу пришла и стала заниматься. Хотя, конечно, были моменты, когда смотрела, что у ребят есть свободное время, а у меня школа, через полчаса тренировка, потом уроки и все. Но нужно было эти моменты пережить и мы с сестрой пережили их очень успешно. Потому что один раз пропустишь тренировку и думаешь: «Ведь я ничего от этого свободного времени не получила для себя полезного».  И мы не пропускали тренировки. Тем более, там тоже были друзья. И каждый день мы боролись на тренировках, а каждые выходные у нас были соревнования. Было интересно, это эмоции.

- Почему выбрали семиборье?
- Просто так, меня привели, и тренер тренировал многоборцев. У нас с сестрой получалось все, потому с самого начала и на всю жизнь связали себя с многоборьем.

- Какой вид многоборья для вас самый любимый?
- Для меня это было толкание ядра. Я и любила его, и у меня все получалось технически. А в принципе, я люблю все виды, потому, что нужно к видам относиться с понимаем, с доверием. Потому что если что-то не нравится, что-то не хочешь делать, то потом вид к тебе поворачивается спиной. Просто ничего не получается.

- Но ведь все же не может стоять на одном уровне. Может, бег на 800 метров недолюбливали?
- Да, очень у меня к нему было страшное отношение довольно длительный период. И каждый раз, когда выходишь на 800 метров, этого так не хочется делать. Тут и страх, и нужно большое терпение, потому что после 6 видов еще и бег на 800 метров на последних силах. И нет никакого желания. Я боролась с этими 800-ми метрами на каждых соревнованиях, а потом я поняла, что нужно с ними подружиться, и стало намного легче.

ПОБЕДА НА ОЛИМПИАДЕ – ЭТО ЧАСТЬ МОЕЙ РАБОТЫ

- Вы помните утро после победы на Олимпийских играх в Пекине? Тогда вы проснулись знаменитой…
- Всегда всем кажется, что это что-то феерическое. Но на самом деле мы приехали после допинг-контроля только в 4 утра. Нас встретила команда, кто не спал, кто смог дождаться. И уже в семь утра мы поехали в посольство. Мне очень хотелось спать, я была измучена, но мы поехали в посольство. Нас очень хорошо встречали, день начинался с почестей, но понимания победы еще не было. Я сделала свое дело, то к чему я готовилась, что тренировала, для меня это не было чем-то грандиозным. Это была моя работа, в которой я достигла успеха.

- А когда все же осознали, что событие это грандиозное?
- До сих пор не понимаю, как и что случилось. Конечно, большие изменения в жизни произошли после той Олимпиады, хотя это жизнь, она и так меняется. Отношение к этому всему у меня очень спокойное.

- Какая победа для вас самая важная?
- Для спортсмена самая главная победа – не победа на соревнованиях, а победа над собой. На каждой тренировке ты делаешь столько работы, и не только физической. Ты должен сломать свою лень, заставить себя делать, то что не хочется. Здесь еще много психологических моментов.

ПОСЛЕ ВСПЛЕСКОВ СЛОЖНО НАСТРОИТСЯ НА НОВУЮ ЦЕЛЬ

- Вы действующая рекордсменка мира, как вам кажется, ваш рекорд скоро побьют?
- Ой, не знаю. Хотелось бы самой его побить, но … Если прошлый рекорд держался 20 лет, то тут так и не скажешь. Этот результат не такой и большой, и каждая спортсменка так или иначе могла бы его побить, но он продержался 20 лет. Потому сложно сказать, когда побьют мой рекорд. Но я уже спокойна.

- Кто сейчас самая сильная многоборка мира?
- Сейчас все очень ровные. Но если смотреть на нашу молодежь, то могу сказать, что все очень прогрессивные, все новой формации. И из этой молодежи вырастут очень талантливые, умные спортсмены. Хотелось бы, чтобы в нашей стране такие спортсмены появились. У нас хорошая молодежь, но у нас почему-то не модно быть в спорте, нет условий.

- Аня Мельниченко может побороться за ваш рекорд?
- Мы с Аней всю спортивную жизнь тренируемся вместе. Она всегда прикладывает массу усилий, выдерживает страшные нагрузки, но у нее постоянно что-то не получается, не везет. А вот в Москве у нее все сложилось. И это прекрасно, она заслужила. И если она  настроится, то все может быть. Но это сложно. Особенно после таких всплесков спортсменам очень сложно настраиваться на что-то новое и с таким же рвением работать для следующего успеха.

- За счет чего вам удавалось настраиваться и вновь и вновь побеждать?
- Я сама не понимаю. Это большой труд. Сколько я не общалась с призерами и победителями пекинской олимпиады и все говорили, что не знают, как выйти и начать тренировки. Олимпийская медаль – высшая цель, и потом очень сложно ставить перед собой новые. Это своеобразная победа над собой.

- Из-за чего в Лондоне Украина недобрала своих медалей в легкой атлетике?
- Сложно сказать. Тут комплексный подход. У нас в стране много таких вопросов о стадионах, местах сборов спортсменов. Точно также психологическая сторона. С нашими спортсменами не работают психологи, врачи, которые прикреплены к каждому спортсмену. Когда я приезжала на соревнования, то понимала, что с моей соперницей работают 15 человек: психологи, массажисты, медсестра, врач, пять тренеров. И все к ней подходят, настраивают, успокаивают. А у нас – спортсмен и тренер, который является всем. Что-то случилось, тренер уже бежит с каким-то лидокаином, чтобы лечиться примитивными методами. И у нас от спортсменов требуют побед, они  как рабочие, которые обязаны побеждать.

- Сейчас Богдан Бондаренко в списке на звание лучшего спортсмена года в мире. Это заслуга изменений в ФЛАУ, улучшения условий или просто он талантливый парень?
- Все причастны к этому успеху: и федерация, и НОК, и спортсмен, и тренер. Нельзя говорить, что он просто откуда-то взялся. Он же воспитывался в спортивной школе, тренировался на наших стадионах, ездил на сборы. Все это одно целое.

СИТУАЦИЯ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ – СЛОЖНАЯ. ЗАРПЛАТА ТРЕНЕРА – 1800 ГРИВЕН

- Изменилась ситуация с финансированием спорта?
- Ситуация по-прежнему сложная. Сборы тяжело проводятся, не хватает средств. Говорили о спортивных лотереях, из которых будет финансироваться спорт. Но пока этого нет. Мы ожидаем, что что-то изменится. Я сейчас, как представитель ФЛАУ, общаюсь с международными федерациями. И сейчас нам даже итальянцы предлагают свои базы для наших спортсменов, чтобы они просто приехали и там потренировались. Чтобы на них посмотрели молодые итальянские спортсмены, возможно, чтобы украинцы провели мастерклассы. Для итальянской стороны это так важно, что они готовы полностью обеспечивать проживание и тренировки нашим спортсменам.

- Спорт и допинг идут вместе. Феноменальные результаты китайских и американских спортсменов – это просто хорошая подготовка или все же фармакология делает свое дело?
- Конечно, спортсмены работают на очень высоком уровне своих энергетических затрат. Потому фармакология необходима. Это не допинг. Я об этом не могу говорить. Но есть фармакология, есть восстанавливающие средства. Может быть китайцы в горах насобирали такой травки, которая заряжает их на результаты. Но главное, это то, что в Китае людей, которые занимаются спортом – миллионы. Представляете, какой там отбор. И у нас на чемпионат Украины в многоборье выходит пять-шесть девочек. А ведь результат рождается в конкуренции, когда ты понимаешь, что ты не лучший и что тебе есть куда расти. Юношеский чемпионат мира в Донецке показал, что наши спортсмены лучшие в своей стране, чувствуют себя звездами, а приезжают другие – и их рядом нет. Потому что нет внутренней конкуренции.

- Мы снова говорим о том, что не финансируются ДЮСШ?
- Да, они финансируются минимально, но есть возможность тренироваться. Просто нет того привлечения детей в спорт, как было раньше. Потому что здесь ни стадионов нет, ни манежей. Есть два манежа, конечно, на Левом берегу, но кто-то не хочет так далеко возить ребенка. Потому сейчас популярны фитнесс клубы. Это тоже спорт, но к профессиональному спорту не имеет никакого отношения.

- Что ФЛАУ делает для популяризации спорта?
- Проводятся и олимпийские уроки, и всеукраинские соревнования, но большое значение имеет инфраструктура. Тренерам, во-первых, негде тренировать, а во-вторых, они делают это за мизерную зарплату.

- Сколько стоит для ребенка заниматься, скажем, семиборьем?
- Легкая атлетика всегда была бесплатной. Может быть, потому у нас на коммерческих правах забирают поля для метания, стадионы, потому что легкая атлетика не приносит дохода. У меня нет понимания, почему так происходит. За границей стадионами просто усыпано, в каждом районе есть стадиончик, где можно заниматься. У нас этого нет.

- В Украине есть тренеры, которые готовы все еще заниматься своим делом?
- Конечно, есть. Наши тренеры в половине мира воспитывают лучших спортсменов. Но здесь, в Украине все иначе. Им негде тренировать, нет финансирования. Средняя зарплата тренера – 1800 гривен. А ведь всем хочется жить хорошо. И снова, куда идти работать тренером? Много моих друзей, которые закончили со спортом и хотят тренировать, но не могут этого делать. Можно, конечно, брать коммерческие группы, заниматься с ними в парке. Они будут рады, что с ними занимается тренер такой квалификации. А так, легкой атлетики, как массового спорта, когда в группу приходит по 30-50 человек, у нас нет.



ПОЛИТИКА ДЛЯ МЕНЯ – ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИВАТЬ СПОРТ

- Вы теперь замглавы комиссии атлетов Европейских олимпийских комитетов. Каковы будут ваши первые шаги в этой должности?
- 22 ноября я лечу в Рим, и там мы будем решать, в какой комитет будет вступать каждый член комиссии атлетов. Меня интересуют детские соревнования, развитие спорта. Потому что я понимаю, что имея поддержку Европейского олимпийского комитета, можно многое сделать и для нашей страны.

- Что сделать в ваших силах?
- Хочется, чтобы развивался массовый детский спорт. И это легче сделать из регионов. И мне также очень интересна политика, я же депутат областного совета, и мне хочется приложить усилия к тому, чтобы в нашей стране, в регионах развивалась спортивная инфраструктура.

- Что вас потянуло в политику?
- Это и интерес, и понимание того, что так я могу повлиять на принятие законов, которые касаются развития спорта.

- Как можно мотивировать молодых спортсменов, детей заниматься спортом?
- Для детей всегда важны соревнования и призы. Я помню, как я соревновалась в детстве, и то иногда грамот не было, а призов и вовсе никогда не было. И дети теряют всякий интерес к этому. Должны быть соревнования, должны находиться деньги хоть на минимальные призы. В прошлом году в Виннице мы проводили соревнования, и закупили детям небольшие подарки. Дети были так счастливы! Это элементарно, но это нужно делать, этим нужно заниматься.

ЕСЛИ СПОРТСМЕН НЕ ГОТОВ, ОН ВЫДУМЫВАЕТ ПРИЧИНУ ПОРАЖЕНИЙ

- Вы свои первые соревнования помните?
- Да, это было в Тернополе. Мне подарили игрушку казака, и я была такая счастливая. Я думала, что Тернополь так далеко, как на другом континенте. Было так интересно. Я прыгала в длину, выиграла соревнования. Был пьедестал, было столько эмоций. Я это очень хорошо помню.

- А когда был момент, когда вы поняли, что хотите заниматься спортом профессионально?
- Такого одного момента не было. До этого были международные соревнования, когда я проигрывала и очень разочаровывалась. А уже потом пошли успешные старты, причем все это было не сразу. Я занимала 7-е, 8-е места, потом все лучше.

- Многие легкоатлеты зарабатывают, выступая в Бриллиантовой лиге, где многоборье не представлено. На какие международные соревнования ездили вы?
- Многоборье – сложный вид спорта. Спортсмен делает семиборье и потом несколько недель, а то и месяц нужно отдохнуть. А спортсмен, который делает отдельный вид, может выступать уже через два дня. В Бриллиантовой лиге можно сделать 30 стартов, а многоборье – три-четыре. Разница большая. У нас есть коммерческие старты, есть соревнования, которые вот уже 30 лет проходят в Австрии в городе Гетцис в конце мая. Туда приезжают все. И ко мне недавно подходил парень, мой большой фанат, и показывал мне фото 8-летней давности, когда он был еще маленький, и я ему давала автограф, а сейчас он уже взрослый парень. Это так интересно. Есть у нас и другие старты, но их всего 3-4 за год.

- Где комфортнее всего вам выступать?
- Это зависит от уровня подготовки спортсмена. Если он готов, то ему все рано, где выступать, я имею в виду, что у него будут постоянно высокие результаты. Если не готов, то он будет находить разные причины: и погода была не такая, и зрителей много – переволновался. Всякое бывает.



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ – ЭТО С ДЕТСТВА

- Сколько нужно времени, чтобы подготовится к стартам, скажем, сколько часов в день тренироваться?
- Это очень индивидуально. Единственное, что скажу, нельзя взять человека и за год подготовить его к соревнованиям. Спорт – это с детства. Я понимаю это сейчас, когда сталкиваюсь с другими видами спорта. Мне же кажется, что я все могу. И сначала я поехала в Тысовец, где тренируется наша биатлонная сборная. И я думала, что сейчас я встану на лыжи, легко пройду, и стрелять начну, а может, и на Олимпиаду зимнюю попаду. Я встала на лыжи и через пять минут все поняла. Как это сложно, какая техника должна быть, какая выносливость. Это каждому нужно попробовать, чтобы потом не говорить, мол, что они там делают – намазали лыжи, и они сами едут. Нет, они никуда не едут. Просто огромное уважение нашим спортсменам. И тоже касается гольфа. Я понимаю, что могла бы играть в гольф, но сейчас маленькие дети, которые только начинают заниматься гольфом, все делают настолько лучше, чем любой профессиональный спортсмен, у них отточен удар. Так что весь профессиональный спорт идет с детства. И не нужно выдумывать, что если я возьму ракетку, то стану Шараповой, нет, этого никогда не будет. Поэтому прежде, чем критиковать спортсменов, просто возьмите и попробуйте сделать тоже самое. Я могу заниматься, но чтобы достичь успеха, нужно каждый день тренироваться, а уже нет и такого желания. Нужно жить другой жизнью, хотя спорт в ней всегда будет рядом.

- Может через какое-то время у вас все же появится желание вернуться?
- Все может быть. Я не исключаю такой возможности.

- Чем любите заниматься вне спорта, как отдыхаете?
- Когда я еще тренировалась, то мне хотелось уехать к морю, лечь и не вставать на пляже. От усталости мне хотелось только плавать и загорать, больше ничего. Сейчас же я еду играть в гольф на неделю, и у нас каждый день турниры. Это мой отдых. Теперь он более активный. Мне это нравится.

Татьяна ЯЩУК, Sport.ua
 

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.