Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Профессиональный бокс
|
5135
0

Чемпион... ЧЕГО?

Действительно ли чемпионский пояс, который собирается вернуть Виталий Кличко, – самый престижный в мире?

И что это за "версии", которые дарят миру чемпионов?

До 20-х годов прошлого столетия чемпионов мира определяла, в основном, американская публика, пресса и промоутеры – хотя в конце концов чемпионский статус отдавался кому-то единственному, общепризнанному. Чтобы как-то организовать мировой бокс, в 1920 году были созданы две организации – коммерческая Национальная Ассоциация Бокса (NBA), санкционирующая поединки, и Нью-Йоркская государственная спортивная комиссия (NYSAC), осуществляющая контроль и соблюдение закона. Но в итоге профессиональный бокс пришел к бардаку. Сейчас чемпионов больше сотни: весовых категорий набралось уже 17, плюс – завелись звания а-ля чемпионы "почетные", "интерконтинентальные", "временные", "суперчемпионы", но главное – у каждого чемпиона пояс по версии "какой-то там" организации.


WBA

В начале 60-х NBA реорганизовалась и стала называться WBA, то есть из национальной организации стала всемирной. До последнего времени за черный с золотом пояс этой версии дрались все без исключения великие боксеры, что делает титул WBA одним из самых престижных. Но, наблюдая перемещения бойцов в их рейтинге, нетрудно заметить то странное предпочтение, которое отдает WBA бойцам Дона Кинга, особенно в супертяжелом весе. Из-за чего шикарное золото из пластмассы на этом поясе несколько померкло для фанов бокса.


WBC

В 1963 году 11 национальных боксерских организаций разных стран создали Всемирный боксерский совет как альтернативу монополии WBA. К тому же вскоре произошел один нехороший случай – WBA лишила Мохаммеда Али своего титула за отказ встречаться с обязательным претендентом. В итоге Али остался чемпионом WBC, что значительно добавило престижа Совету. Сейчас WBC включает в себя бокс-организации 156 стран, а также федерации континентов. Из-за наибольшей прозрачности принимаемых решений (как правило – голосованием совета директоров) в рейтинге WBC возникла жесткая конкуренция, и теперь чемпиона этой организации принято считать сильнейшим. Хотя бывали случаи, когда WBC тоже принимала "странные" или заангажированные решения, что три года назад чуть не привело к его банкротству.


IBF

В 1983 году великий боксер-тяжеловес Ларри Холмс "заелся" с существующими двумя организациями и ушел под крыло новосозданной Международной боксерской федерации. Авторитет Холмса сыграл большую роль в становлении IBF, и с тех времен она считается одним из трех китов, на которых держится профессиональный бокс. В отличие от других, чьи штаб квартиры из-за более приятного налогового климата расположились в Венесуэле (WBA) и Мексике (WBC), новая организация находилась в США, что очень нравилось американской публике. Но серьезным ударом по репутации IBF стала "охота на ведьм", устроенная ФБР, которое расследовало коррупцию в боксе. В итоге первый президент IBF Роберт Ли... отбывает 30-летнее (!) заключение за махинации с рейтингами. В даче взяток руководству IBF сознались Дон Кинг, Боб Арум и Седрик Кушнер. Но IBF выдержала этот удар, хотя расположение бойцов в их рейтингах и сейчас порой шокирует болельщиков...


WBO

Самая молодая версия, чья популярность резко выросла после того, как ее чемпионами в тяжелом весе побывали братья Кличко. Создали WBO еще в 1988 году, но до поры до времени всерьез ее не рассматривали. Некоторые молодые боксеры, часто европейские, порой используют титул WBO как "трамплин" для завоевания более престижных титулов, а чемпионы по "трем основным" традиционно их игнорируют. Но бывает и так, что чемпион WBO является одним из лучших в своей категории (Кальдерон, Баррера, Маргарито, Калзаге). Благодаря чему WBO недавно почти сравнялась по авторитету с остальными. В их рейтингах – традиционно более слабые бойцы, но борьба между ними происходит достаточно честно.


...и все прочие на три-четыре буквы
Четырьмя организациями дело не ограничивается. Есть еще региональные организации, например, NABA (северо-американская боксерская ассоциация), не перепутайте с NABO (то же самое, но "организация") или PABA ("пан-американская..."). У европейцев есть неблагозвучный EBU (Европейский боксерский союз), созданный в 1948 году, который определяет чемпионов нашего континента. Есть организация IBO, определяющая лучших по компьютерному рейтингу, есть еще с десяток разных "версий на три буквы", которые и перечислять не хочется.

В общем, черт ногу сломит, но среди болельщиков авторитетом эти конторы не пользуются. То, чего хочется всем – единую организацию – пытались создать несколько раз, но каждая попытка закончилась провалом...

Куда легче... создать свою версию. Для это надо всего лишь хороший юрист, немного денег и определенная, уж простите, бессовестность. Пояс вам за недорого склепают в сувенирной лавке – вот вы уже и почтенный президент боксерской организации. Чтобы начать зарабатывать горы денег, осталось, правда, немало – "подписать" на поединок за ваш пояс парочку всемирно известных боксеров, внимательно составлять рейтинги, создавая видимость объективности, и "дружить" с влиятельными промоутерами и спортивными комиссиями разных стран или штатов.

Так как же определить сильнейшего?

Если версий и рейтингов уже больше, чем стоящих боксеров, приходится верить... журналистам. Самыми объективными в определении сильнейших можно считать рейтинги статистического сайта Boxrec.com и американского журнала The Ring, которые очень дорожат своей репутацией. Вот, к примеру, пятерка сильнейших тяжеловесов Boxrec:

1. Владимир Кличко
2. Сэмюел Питер
3. Николай Валуев
4. Олег Маскаев
5. Руслан Чагаев

Заметьте, чемпионов Валуева и Бриггса они вообще поставили ниже нечемпионов Питера и Чагаева соответственно. Вот такие есть "обладатели титулов по версии"...

Мнения

Мохаммед АЛИ:
"Я единственный настоящий чемпион, а все ваши версии – это грузовик с дерьмом!"

Марко Антонио БАРРЕРА:
"Меня не интересуют дешевые пластмассовые украшения".

Майк ТАЙСОН:
"Раньше даже далекий от бокса человек мог назвать всех чемпионов мира, ведь их было всего восемь... А что теперь?"

Леннокс ЛЬЮИС:
"Не пояс определяет значимость чемпиона, а наоборот, чемпион – пояса".

Костя ЦЗЮ:
"Я не думаю, что эти организации когда-нибудь сольются в одну. Скорее всего, со временем их станет еще больше".

Владимир КЛИЧКО:
"Четыре чемпиона – это слишком много. Справедливо будет сказать, что сейчас настоящего чемпиона вообще нет".

Игорь Смага, Газета по-киевски

бокс
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.