Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Фигурное катание
|
1327
0

Елена ЛЯШЕНКО о своей новой работе

В понедельник стартует чемпионат Европы по фигурному катанию

Мы еще не успели свыкнуться с мыслью, что на подобных соревнованиях – даже не самого высокого ранга – нам не на что надеяться. После Олимпиады ушли лучшие украинские фигуристы, среди них – Елена Ляшенко...

«Смотри, вот как мы делали», – трехлетний карапуз показывает бабушке, какие движения он сегодня разучивал на льду. Это обычная картина одного из столичных катков, где студию фигурного катания для малышей от трех до семи лет с сентября ведет многократная чемпионка Украины, призерка чемпионатов Европы, одна из самых интересных фигуристок последних лет. О новой для себя работе, крохотных учениках и воспоминаниях о спортивной карьере Елена рассказала «Газете...»

– Почему вы решили заняться именно детьми?
– Было интересно, получится ли у меня. Поначалу было безумно тяжело, но сейчас я уже вижу какие-то сдвиги. В этой работе очень важен неординарный подход ко всему – это маленькие дети, их нужно заинтересовать, нужно что-то придумать, чтобы им было увлекательно, но и выполняли они именно те упражнения, которые надо, и в необходимом количестве.

– Что для вас самое сложное в этой работе?
– Сложно все! Когда я первый раз собиралась на тренировку, написала огромный план, расписала комплексы упражнений. Мне казалось, я их максимально упростила, а когда увидела малышей – поняла, что могу эти планы отложить года на два. Ведь они совсем крохи еще. И пока у нас не спортивная группа, а скорее общеоздоровительная. Мы много стишков учим, под упражнения: то как великаны ходим, то как лилипуты, как пчелки бегаем и жужжим. Сейчас вот Деду Морозу учили стишки – на новогоднем утреннике показывали ему, чему научились на льду. Это был наш первый выход на публику.

– Видно уже кого-то с характером?
– Они все с характером! В трехлетнем возрасте говорить, что из этого ребенка будет толк, из этого нет, – очень тяжело. Не все зависит от способностей, иногда и от желания добиться результата, работы над собой. Сейчас же они в любом случае получают пользу от занятий: укрепляют организм, гармонично развиваются. Мы много растягиваемся, что делает связки и мышцы более эластичными и снижает риск впоследствии получить травму.

– А вы сами сейчас часто выходите на лед?
– Не очень. Приходилось, когда готовилась к выступлению в шоу Ильи Авербуха – 2-3 раза в неделю занималась. Я долго думала, соглашаться ли на участие в этом проекте, ведь очень тяжело совместить одну работу с другой. Систематически выступая в шоу, пришлось бы пропускать занятия в студии, а если с детьми часто работают тренеры на замене, группа «распадается».

– А у вас не было идеи свое шоу организовать?
– Мне бы хотелось, но это достаточно большой объем работы – надо искать спонсоров, самому этого не осилить. А в нашей стране немногие состоятельные люди согласны поддержать подобные проекты. То же касается и, например, программ вроде «Звезды на льду», которые с успехом прошли в России и полюбились зрителю.

– Предположим, такой проект организовали в Украине и вам предложили выбрать звезду в партнеры. Кто это был бы?
– Будем исходить из того, кто из них хотя бы когда-нибудь стоял на льду. Очень тяжело научить человека, который вообще никогда не катался – ведь сроки подготовки достаточно сжатые. Кто был бы партнером – не принципиально, самое главное, чтобы работалось с удовольствием, тогда все получается.

– Какие воспоминания остались после завершения карьеры?
– Знаете, почему-то у меня в памяти остался только труд... К каждым соревнованиям нужно было готовиться, заставлять себя, переступать через эмоциональное напряжение. Может быть, потому что я каталась довольно долго... Немногим девочкам удалось больше 10 лет выступать на международной арене, не пропустив ни года.

– А где сейчас ваши костюмы?
– Некоторые я оставила, чтобы их можно было впоследствии использовать в шоу – они хранятся дома. А, например, известный костюм с вырезом на спине в виде скрипки мы немного переделали, теперь это что-то особенное!

– Медали тоже дома храните?
– Да, в коробочке. Возможно, в будущем оформим что-то вроде уголочка славы – все никак не доходят руки...

– Какой будет чемпионка в фигурном катании, допустим, следующей Олимпиады? Какой должна быть программа победительницы?
– Тяжело сказать... За последние 10 лет, которые я была в спорте, фигурное катание очень далеко шагнуло вперед. Достаточно усложнились прыжки: когда я в первый раз пришла на арену, набор из пяти тройных считался потолком мастерства. Сегодня это уже минимум. Думаю, со временем девочки будут прыгать четверные прыжки так же уверенно и стабильно, как мужчины. И развитие будет идти только вверх, вряд ли снизится планка. Я стараюсь подходить к своим ученикам, исходя именно из этих требований. Мы и сейчас многие элементы берем из художественной гимнастики, где всегда ценились, например, поднятия ног на 180 градусов, гибкость.

– Считаете, реформа судейства пошла на пользу фигурному катанию?
– Думаю, не очень. В судействе попытались исключить человеческий фактор, оценивать элементы сухо, не добавляя своего мнения. Но, к сожалению, все равно на многое можно смотреть как с одной, так и с другой стороны: ты недостаточно высоко прыгнул, по мнению одних, недостаточно красиво выехал, по мнению других, не так хорошо прыгнул во вращение – это влечет снижение оценки. То есть все равно человеческий фактор присутствует. Это такой вид спорта, где невозможно его исключить. Иначе это будет уже не фигурное катание.

– Не хочется попробовать себя в судействе?
– Честно говоря, нет. Ведь судья – это тот человек, который оценивает уже готовую работу, а мне всегда хотелось принимать участие в самом процессе. Раньше я была тем, над кем работают, а сейчас я – тот, кто работает. И мне это намного ближе.

– Вы занимаетесь еще и со сборной командой?
– Не то, чтобы комплексно работаю... У профессиональных спортсменов две тренировки в день – утром и вечером. С окончанием спортивной карьеры свободного времени больше не стало, наоборот. А занятия с детьми каждый день, кроме субботы, – это большая нагрузка. В октябре у меня даже пропал голос, несколько дней вообще не могла говорить – раньше столько общаться не приходилось, тем более громко и во время работы на льду.

– Родственнице Галине Ефременко (бывшие коллеги по сборной Елена Ляшенко и Галина Маняченко замужем за родными братьями. – прим. Авт.) помогаете?
– Галя уже давно уехала в Ригу. Работает там тренером по фигурному катанию и ждет ребеночка.

– Ваш муж – действующий пятиборец. Как уживаются в семье тренер и спортсмен?
– Он – моя и правая, и левая рука: многие организационные вопросы берет на себя. Сейчас он, к тому же, – студент Национального университета физического воспитания и спорта, планирует поступать в аспирантуру, так что если у меня возникнут вопросы по методике или педагогике – спрошу у него.

Александра Михайлова, газета по-киевски

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.