Анна МЕЛЬНИЧЕНКО: «А вдруг мне все это приснилось?»
Чемпионка мира в семиборье рассказала о том, как завоевывала медаль
В интервью «СЭ» новоиспеченная чемпионка мира в семиборье рассказала о том, какой счастливый знак увидела перед стартом последнего вида, а также призналась, что в Москве она выступала за двоих.
Недосчитавшись сразу нескольких фавориток, соревнования по семиборью на чемпионате мира в Москве не только не потеряли в зрелищности, скорее наоборот.
«Лужники» получили одно из самых захватывающих сражений в истории этого вида, победительницей из которого вышла наша Анна Мельниченко.
Как долго она ждала этого момента, находясь в тени других украинских многоборок - вице-чемпионки мира-2007 Людмилы Блонской, олимпийской чемпионки Пекина Наталии Добрынской, а также Людмилы Йосипенко, остановившейся в шаге от пьедестала на Играх в Лондоне.
Травмы и неудачи даже заставили Мельниченко задуматься о завершении карьеры, как же здорово, что она не опустила рук, дождалась, дотерпела.
СЕМЬ ЗВЕЗД
- Аня, что победило, когда вы вечером после церемонии награждения, пресс-конференции и допинг контроля приехали в свой номер в гостинице: эмоции или все-таки усталость?
- Заснула я быстро, потому что легла в два часа ночи - уже некуда было деваться. А вот в шесть утра проснулась от эмоций. И сразу же проверила на месте ли медаль. А то вдруг мне все это приснилось. Слава Богу, нет!
- Аня, на этом чемпионате мира исполнилась ваша мечта - пробежаться по стадиону с флагом Украины. Что чувствовали, когда совершали круг почета по «Лужникам»?
- Вы знаете, все спортсмены очень много трудятся. Но для того, чтобы победить, одного труда недостаточно, должны еще и звезды сойтись. А в семиборье так сразу семь звезд. В Москве это, наконец, со мной случилось!
Я помню, как Наташа Добрынская говорила: как же так: столько лет в спорте - и не побегать с флагом по стадиону. А еще мне запомнились слова Люды Блонской, о том, что первое и второе место - это хорошо, но ничто не сравнится с ощущением, когда стоишь на пьедестале и играет гимн твой страны! Теперь я ее понимаю.
- Так может вы и флаг с собой на стадион захватили или все-таки суеверия оказались сильнее мечты?
- Я не суеверная, но флага у меня с собой не было. Я была уверена, что в случае чего, мне его дадут - в команде он всегда есть! Честно признаться, я даже видела, как перед восемсотметровкой украинский флаг снимают и куда-то на трибуны несут. В тот момент и подумала: наверное, для меня.
Первым меня поздравил с победой мой молодой человек Алексей Касьянов (украинский десятиборец, выступавший на этом чемпионате мира после перелома ноги и снявшийся с соревнований после метания диска - Прим.А.С.). Он же и флаг передал. Хотя, честно говоря, сил бежать у меня уже не было. Говорят, в эйфории усталости не чувствуешь, но у меня наоборот - ноги аж подкашивались. Так что круг почета я не пробежала, а фактически прошла.
- Вы всерьез боялись, что ваша главная соперница Бриан Тисен-Итон из Канады, пусть и с более быстрым, чем у вас личным рекордом 2.09,27, но с практически таким же лучшим результатом в сезоне, может оказаться на 4,69 секунды быстрее? А именно столько ей нужно было отыгрывать с учетом того, что перед последним видом вас разделяли 68 очков.
- Конечно, боялась. Я только на финишной прямой успокоилась, что золотая медаль - уже моя. Знала, про четыре с половиной секунды и понимала, что никогда себе не прощу, если позволю победе выскользнуть из рук. Я переживала, что соперницы начнут забег слишком медленно, а в конце ускорятся или наоборот. Но в итоге все сложилось практически идеально и начало было в моем темпе. А когда после первых четырехсот метров посмотрела на табло и увидела «мои» 1.01 - 1.03, поняла удержусь. После шестисот на время уже даже не смотрела, видела перед собой только канадку.
- 2.09,85 стали приятным бонусом или вы настраивались на личный рекорд?
- Я когда бежала на финиш, видела на табло, что первое время очень быстрое. Подумала, значит, у меня получится где-то 2.10. Я действительно настраивалась на личный рекорд, только на 2.11. А когда увидела, что получилось 2.09, была просто счастлива. Хотя личный рекорд на 800, конечно, не самое мое большое счастье было в тот момент.
СЛАВА БОГУ, Я ОШИБАЛАСЬ
- В Москву не приехала ни одна из спортсменок, стоявших на олимпийском пьедестале в Лондоне. Скажите, вы могли предположить, что вашей главной соперницей на чемпионате мира станет именно канадка Бриан Тисен-Итон, а не, к примеру, обладательница второго лучшего результата сезона в мире американка Шэрон Дэй или идущая в топ-листе следом за ней немка Юлия Махтиг?
- Нет, я не думала, что это будет именно Бриан. Хотя на самом деле перед стартом этого чемпионата можно было назвать человек семь, в равной степени претендовавших на победу. Многоборье очень непредсказуемый вид, что еще раз подтвердило выступление американки в Москве. Собственно, только после копья и определилось, кто поведет борьбу за золото. До этого лидеры постоянно менялись. Я хоть и шла первой, но результаты были очень плотные.
- Аня, вы, наверное, как никто другой понимаете пропускающих из-за проблем со здоровьем этот чемпионат Джессику Эннис-Хилл, Татьяну Чернову и Лили Шварцкопф.
- Да, еще как понимаю. В Осаку, помнится, из Бангкока я приехала уже с переломом. И понятно дело, не смогла соревноваться. В Берлине-2009 для меня было первое удачное выступление, это с одной стороны. А с другой, было очень обидно, потому что пьедестал то был рядом. Мне тогда почему-то казалось, что это был мой последний шанс завоевать медаль. Слава Богу, я ошибалась. В 2011-м я не только в Тэгу не поехала, фактически весь год пропустила из-за травмы спины.
- В Москве вы в какой момент почувствовали, что это будет ваш чемпионат. Когда в высоте впервые с 2007-го года подняли планку до 1.86, или, может, когда копье улетело за сорок метров, скромные по меркам других спортсменок, но удачные для вас?
- Вот только после копья я и смогла расслабиться. Все время ждала какого-то подвоха. У меня вообще были мысли пропустить этот летний сезон из-за копья. Начала его тренировать в марте, рука сразу заболела. Получается, что у меня болит рука от того, что я неправильно метаю, а неправильно метаю я от того, что болит рука.
В общем, палка о двух концах, и я не знаю, что с этим делать. И когда здесь в секторе метнула сорок метров в первой же попытке, то не знала, куда деться от радости. А потом еще и 41. Тогда я поняла, что могу побороться не только за тройку, но даже за победу
- Усэйн Болт, помнится, таки выцыганил у организаторов счастливую эстафетную палочку на лондонской Олимпиаде. А у вас не было желания в дополнение к медали попросить оставить вам на память то копье, которое в итоге предрешило ваш победный результат в Москве? Или может вы своим метали?
- В идеале нужно, конечно, иметь свое копье, с ним тренироваться и выступать, но у меня его нет. В Москве я долго выбирала то, которое мне подойдет. Обычно на соревнованиях жесткие копья для высоких результатов. Но тут одно единственное было для таких как я (Смеется). Все номиналом 70 или 80, а одно - 50. Я так обрадовалась, когда его увидела, схватила и уже никому не отдавала. Хотя оно было не той марки, которая больше всего мне подходит. Но оказалось, что я еще и разными копьями метать могу.
- Говорят, самое сложное для многоборца вставать утром во второй день соревнований. Или может, статус лидера после первых четырех видов вам сил придавал?
- Между первым и вторым днем я вообще всего два часа поспала. Мы поздно приехали со стадиона, потом массаж. Мало того, что я в два часа легла, так уснула еще неизвестно во сколько. А без пятнадцати шесть уже нужно было вставать. Все тело болело после первого дня. Тяжело было на дину настроиться.
Я представляю, сколько бы в таком состоянии «чистые» длинновички напрыгали. Конечно, в итоге все хорошо закончилось, но у меня, честно говоря, до сих пор на душе кошки скребут из-за последней попытки с заступом. У меня нет стабильности в разбеге, прибавила скорости и не могу с ним справиться. 6.49 - для меня средний результат: неплохо, но могло бы быть и лучше.
КТО НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ, ТАК ЭТО МОЙ ПАРЕНЬ
- Где еще помимо длины могли прибавить, чтобы личный рекорд получился даже больше, чем 6586?
- В барьерах я опять не полностью себя реализовала. Нет у меня концовки. Хотя бежала я хорошо: на 13.10. Но на последних двух барьерах сбилась.
- А почему в прыжках в высоту не стали поднимать планку до нового личного рекорда?
- По тренировкам я чувствовала, что хорошо готова. Но опять таки не знала, как сложится на соревнованиях с разбегом. Могло все закончиться и на 177. Когда прыгнула 183, уже была счастлива. На 186 шла расслабленно, имея хороший результат, и тоже получилось. Можно было прыгать и дальше, но впереди было еще пять видов.
А я уже потратила и физические силы, и эмоционально была не готова собраться еще на 189. Посоветовавшись с тренером, решила остановиться. Тем более что дальше в тот день нужно было еще ядро толкать и бежать двести метров.
- В Москве вы, похоже выступали не только за себя, но как говорится и за того парня, то есть вашего молодого человека Алексея Касьянова.
- Вы абсолютно правы, я выступала за двоих. Леша получил травму в этом году. Но, несмотря на это, когда я заглянула в его глаза, увидела там такое огромное желание выступать, что кажется, оно мне передалось. Мои возможности и его желание - вот и получился такой результат. (Улыбается). А вообще медаль нужно поделить на троих, ведь ничего этого не было бы без нашего тренера Дмитрия Ивановича Лёпы.
Последние два месяца были очень тяжелыми для всех нас. Жаль, что за героизм не дают медали. Потому что для меня Леша - настоящий герой. Никто не знает, что он на самом деле пережил. После такой травмы, пройти больше, чем пол многоборья. Другой бы сказал: да зачем оно мне надо!
- А вы с тренером не пытались отговорить вашего молодого человека от такого рискованного мероприятия - через пару месяцев после перелома ноги участвовать в чемпионате мира?
- Конечно, я переживала, и наш тренер тоже переживал. Но никто не мог решить за Лешу выступать ему или нет. Он опытный и умный спортсмен, понимает, что делает - и я доверилась его выбору. Хотя честно признаюсь, когда он на барьерах сошел с дистанции, вздохнула с облегчением. И только тогда смогла сконцентрироваться на себе.
- Алексею Касьянову травма не позволила посоперничать с Эштоном Итоном. Зато в вашем лице он чемпиона мира таки опередил, ведь его супруга вам в борьбе за первое место уступила.
- Получается, что да (Улыбается).
- В многоборье уже становится традицией выступать под двойной фамилией. Олимпийская чемпионка после Лондона стала Джессика Эннис-Хилл. Бриан Тисен теперь еще и Итон. А мы когда увидим в протоколах Мельниченко-Касьянову?
- Ой, мне кажется, что такая длинная фамилия на номере просто не поместится. (Смеется). А на самом деле, я пока еще об этом не думала.
Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Процесс открытия второй допинг-пробы занимает от 6 до 8 недель
«Россонери» уступали в два мяча в начале второго тайма, но перевернули игру