Алексей ТОРОХТИЙ: «Иди напролом - узнаешь свои возможности»
Олимпийский чемпион 2012 по тяжелой атлетике побывал в гостях у Sport.ua + ВИДЕО
Украинский тяжелоатлет, олимпийский чемпион и призер чемпионата мира и Европы Алексей Торохтий рассказал Sport.ua о своих жизненных приоритетах, карьере спортсмена, которую неоднократно пытался бросить, финансировании тяжелой атлетики в нашей стране и будущих жизненных целях.
- Алексей, Вам важно ощущать поддержку болельщиков, читать позитивные комментарии или слушать комплименты от людей на улицах?
- Знаете, такого, чтобы встречали на улицах, дергали за руку и что-то говорили, у меня не было. Но цель всего спорта не в этом заключается. Это приходит с работой.
- Сложно Вам поверить, ведь после Олимпиады Вас показывали по ТВ, о Вас писали, а Вы говорите, что никто не узнавал…
- Это были единицы, наверное, те люди, которые действительно следят за спортом, знают спортсменов в лицо.
- Уже практически год прошел с того момента, как Вы завоевали «золото» Олимпиады в Лондоне, каким был для Вас этот год, что поменялось?
- Можно сказать, что много всего произошло: в спорте, в личной жизни. Поменялось отношение ко мне, как спортсмену, к моему виду спорта. Но как делали мы свою работу, так мы и продолжаем ее делать. В этом смысле ничего не произошло. Мы взрослеем, появляются какие-то новые взгляды, а сказать, что Олимпиада в корне поменяла мою жизнь, такого нет.
- Что нужно сейчас сделать в Украине, чтобы вернуть популярность тяжелой атлетике?
- Когда я шел на тяжелую атлетику, в принципе, о ней ничего не знал. Единственное, что меня смогло оставить в тяжелой атлетике – это мой первый тренер. Он не заканчивал никаких специальных тренерских курсов, но у него был талант. Он внушил мне, что это интересный вид спорта, и что из него можно почерпнуть что-то свое. Так что самое важное – это подготовка педагогов, тренеров, которые могли бы заинтересовать детей. И, конечно, важна популяризация вида спорта. Нужно освещать соревнования в СМИ.
- В спорте оставил Вас тренер, а кто привел в тяжелую атлетику?
- С игровыми видами спорта у меня не сложилось. Я привык быть сам за себя. Многим пытался заниматься, увлекался, но остановился именно на тяжелой атлетике. Думаю, во многом заслуга того, что я остался в тяжелой атлетике, на тренере. А дальше уже были соревнования, неудачи, удачи – все это закалило, и я остался в этом виде спорта.
- Наверняка в детстве хотелось быть сильнее остальных. Вы изначально выделялись силой, телосложением?
- Я всегда выделялся среди своих одноклассников тем, что был немножко крупнее. Но в тяжелую атлетику я пришел довольно поздно, в 14 лет. До этого я прошел уже многие кружки, и у нас в школе был кружок тяжелой атлетики, и все ребята там были такие высокие, плечистые, им хотелось подражать. Возможно, именно поэтому я тоже пришел и стал заниматься.
- Кто был Вашим кумиром в тяжелой атлетике?
- Такого идола у меня не было. Я старался брать положительные моменты от каждого. Были ребята, с которыми я тренировался, были для меня примером, у них было что-то такое, чего не мог мне дать мой тренер. Я старался все почерпнуть и объединить в себе.
- Как Вы относитесь к занятиям тяжелой атлетикой после 30 лет?
- Здесь нужно, во-первых, ответить себе на вопрос о том, а есть ли действительно желание заниматься. А во-вторых, было ли какое-то физическое развитие до этого времени. Если нет, то тяжело будет нагнать растяжку, гибкость, многие моменты силовые, скоростные – те качества, которые в этом возрасте уже довольно тяжело развивать. Если физическая подготовка была, то норматив в КМС можно выполнить, и это не предел.
- Сколько у Вас тренировок в день, и как долго они длятся?
- У нас есть целенаправленная подготовка к определенным соревнованиям. Этот этап может длиться полгода, год, и в неделю может быть до 10 тренировок. Когда идет межсезонье, то мы занимаемся по 6 раз в неделю по 1,5 – 2 часа.
- Какие у Вас планы на год и собираетесь ли Вы выступать на чемпионате мира?
- Чемпионат мира в октябре, я готовлюсь с командой, но, скорее всего, на него не поеду. Я очень поздно начал вкатываться в этом году. У меня был большой перерыв, почти полгода. Так что все страты переносятся на следующий год, будет чемпионат Европы и чемпионат мира.
- Как чувствуете, в каждом движении и в сумме прибавка будет?
- В принципе, на соревнованиях я показывал не лучшие свои результаты, поэтому, думаю, и в первом и во втором упражнении есть что добавлять, есть из чего выбирать. Я поверил в ту подготовку, которую навязал мне новый тренер. Я могу показать те результаты, которые давно уже не показывались в моем виде спорта.
- Какая у Вас спортивная диета?
- Когда идет целенаправленная подготовка, и я набираю вес до 110 кг, тогда приходится придерживать вес, уделять внимание белковой пище, низкокалорийной. Тогда пишется специальная программа питания, мы согласовываем все со столовой, и они пытаются нас так кормить. В обычной жизни могу себе позволить все, но стараюсь есть здоровую пищу. Хотя иногда могу и биг-мак съесть, и сало. Очень люблю мамин и бабушкин борщ, пирожки.
- Вы говорили, что иногда можете позволить себе вино... Какое предпочитаете?..
- Любое, главное, чтобы домашнее. Раньше у меня бабушка с дедушкой делали вино. Они, конечно, не профессионалы, но у них оно получалось профессионально. Оно было настолько молодое, что буквально одного стакана хватало, чтобы вернуться в молодость и обратно. Сейчас, когда у нас проходят сборы в Крыму, то можно поехать и купить вино у людей.
- Планируете ли Вы переход в категорию +105?
- Задумывался над этим вопросом, но останавливаю себя тем, что для нормального перехода в эту категорию, нужно хотя бы года три обработки этого веса, чтобы получить результат. Это довольно большой период времени, так что я пока остаюсь в своем весе и, думаю, это правильное решение.
- Вы готовитесь к Олимпиаде в Рио?
- Когда мне задавали этот вопрос после ОИ-2008 в Пекине, я говорил, что нет, а получилось, что да. Так что я пока не знаю, хотелось бы, но как получится.
- Что заставило Вас остаться в спорте после неудачной Олимпиады в Пекине?
- Как это не удивительно звучит, но финансовая сторона. Я уже практически бросил спорт, искал работу, но очень кстати к моему тренеру пришел парень, который раньше тренировался у него, и предложил финансировать определенные этапы моей подготовки. Это была маленькая сумма 1,5 -2 тысячи гривен, но я был за, потому что не мог найти работу. И мне пришлось остаться в тяжелой атлетике с тем посылом, что ничего лучше ты найти не сможешь, и нужно делать то, что умеешь делать. И уже буквально через полгода на ЧЕ я стал вторым, показал хороший результат, что придало мне сил и уверенности.
- Кто сейчас спонсирует Вашу подготовку?
- Это спортивный клуб «Эпицентр», который с 2009-го года спонсирует мужскую команду по тяжелой атлетике. Питание, фармакология, форма – все благодаря им. Я уже не раз говорил, что 51% моей медали – это благодаря этим людям.
- Тяжелой атлетикой можно зарабатывать деньги и обеспечить себя?
- Я думаю, можно, но при одном условии, которое удается не всем. Нужно выигрывать, нужно практически всегда быть первым, либо вторым. А это очень сложно.
- После Олимпиады Вам дали государственную награду, Вам жали руки первые лица государства, это как-то повлияло на Ваше благосостояние?
- Жаловаться на что-то не стоит, мне судьба подарила много шансов, чтобы я стал тем, кем я являюсь сейчас. Думаю, через много лет у меня будет возможность пойти в магазин и купить те продукты, которые я хочу, но если говорить о чем-то масштабном, то, думаю, в нашей стране и в моем виде спорта сложно заработать на яхты и виллы. А те встречи и рукопожатия, которые были – это определенный статус, больше для себя, чтобы работа была воспринята успешно.
- А в целом изменилась ситуация в тяжелой атлетике Украины?
- В Федерации тяжелой атлетики был выбран новый президент. Он возглавляет также спортклуб «Эпицентр». Сейчас работа оживилась и рано или поздно плоды мы увидим. Новое руководство федерации пришло всего 2 месяца назад, и говорить о глобальных переменах пока рано.
- Как Вы относитесь к такому спорту, как стронгмены?
- Я всегда положительно отношусь к любым видам спорта. Всегда приятно смотреть на здоровых мужиков, спортивных, которые поднимают килограммы и еще этим собирают людей. У каждого свой посыл, я нашел себя в тяжелой атлетике и переходить в стронгмены было бы неразумно, у меня не те пропорции, которые были бы адекватными в этом виде спорта.
- Какие Ваши лучшие, может даже, тренировочные, результаты в рывке, толчке, становой тяге, приседаниях со штангой на груди и на спине? Делаете ли жим стоя - тоже интересен лучший результат.
- Лучшие результаты на тренировке рывок – 200 кг неоднократно, за последний год я очень добавил в этом движении, и думаю, есть еще из чего выбирать. В толчке – 240-245 кг, это результат я уже повторял неоднократно. Что касается базовых упражнений, как тяга, приседания, то я от них отказался, потому что у меня есть небольшие проблемы с коленями. Жим стоя у меня много не получается – килограмм 90. Всех это приводит в шок, но руки у меня слабые. У меня получается выталкивание за счет ног.
- Как Вам удается собраться перед соревнованиями, есть ли у Вас суеверия?
- Пытаюсь от суеверий отходить, стараюсь концентрироваться в себе и слушать самого себя. А на соревнованиях многое зависит от психологии, поэтому нужно развивать не только физику, но и психологию.
- Как Вы отдыхаете от тренировок и соревнований?
- Удивительно, но какие-то дела находятся всегда. После Олимпиады я занимался всем, кроме легкой атлетики и тем, чем не мог себе позволить на протяжении 13 лет. Это и высшее образование, и семья, и ремонт, то, чему я не мог уделять внимание из-за сборов.
- Почему Вы решили получать образование в ХАИ?
- В 2004-м году был один из таких периодов, когда я решил бросать спорт, и тогда решил поступить в ХАИ, потому что у меня более математический склад ума. Я сдал экзамены, поступил, но после меня стали вновь приглашать на соревнования, все закрутилось, и опять я оказался в спорте.
- У Вас какая специальность?
- Системы управления летающих аппаратов и комплексов.
- Вы уже думали, чем будете заниматься после завершения карьеры?
- Думаю, со спортом я расставаться не буду. Будет ли это тренерская позиция, я не могу пока сказать, но то, что я буду в спорте – это на 100%. Нужно делать то, что мне близко. Я не против попробовать себя и на административной должности. Сейчас идет омоложение Федерации, нужно перенимать международный опыт. Я бы хотел это попробовать.
- Отличается ли подготовка тяжелоатлетов в Украине и за границей?
- В Украине очень хорошая школа тяжелой атлетики. Это благодаря СССР, потому что советская школа была передовой в тяжелой атлетике. Все это работает и сейчас. У нас главная проблема – финансирование. В Украине не так много молодых тренеров, но все держится на старожилах, которые помогают, которые знают, как выводить талантливых детей на хороший результат. Главная загвоздка – финансы.
- Какие условия на сборах перед соревнованиями?
- Почти 300 дней в году мы проводим на сборах. Есть три официальные базы: в Крыму, в Конча-Заспе и в Чернигове, которые соответствуют стандартам. Мы сейчас сидим на минимуме, которого хватает, чтобы держаться на плаву, но сколько так продержится, неизвестно. Ведь, чтобы показывать более высокие результаты, нужно вкладывать большие деньги.
- Какая зарплата у члена сборной Украины по тяжелой атлетике?
- В месяц 3100-3200 гривен, это у меня, олимпийского чемпиона, а не у олимпийца – 3000 гривен. Вот за счет стипендии, которая выделяется на два года, есть какой-то определенный разрыв, а в зарплате разрыва нет.
- Вы женаты? Ведь жене или девушке тяжело, когда спортсмен дома почти не бывает.
- Не женат. Глупо спрашивать у парня в 27 лет есть у него кто-то или нет, конечно, есть. Думаю, вопрос с женитьбой скоро решится.
- Алексей, экипировку (трико, штангетки) какой фирмы Вы используете?
- На рынке очень мало производителей, которые могли бы конкурировать с формой Adidas.
- Что в тяжелой атлетике важнее: сила или техника? Какое их процентное соотношение может дать максимальный результат?
- Мне кажется, не сила, и не техника. Самое главное – это стремление и огромное желание. Потому что часто так бывало, что спортсмены, которые не были талантливы физически, добивались большего результата, чем талант от Бога. Я только сейчас начал понимать, как тяжело добиваться результатов. Сейчас я занимаюсь процентов на 10-20 от того, как я работал раньше. И когда я смотрю, как тренируются молодые спортсмены, когда ты отказываешь себе во всем, когда не бывает слова «нет», когда не чувствуешь боли, когда идешь, как бык, и сам не знаешь, что будет за следующим шагом. Сейчас я понимаю, что это очень тяжело. Но если не идти напролом, ты не узнаешь свои возможности.
- Что бы вы выбрали по жизни: взлетать и падать, или барражировать на неком среднем уровне без всплеска особо положительных и отрицательных эмоций?
- Упасть, чтобы высоко взлететь. У меня так часто происходило. Мое каждое падение заставляло меня подниматься, это свойство моего характера, моего вида спорта. Я один, и за все, что происходило, приходилось брать ответственность на себя, и самому решать, оставаться лежать, или подниматься и идти дальше. В моей карьере было больше промахов, чем попаданий.
- Считаете ли Вы себя успешным человеком?
- Тяжело сказать, успешным спортсменом - наверное, а успешным человеком… В понятие успешный человек многое включается – это и семья, и друзья, и работа, и родители. Пока я успел подтянуть только спортивную составляющую, то есть работу. А над многим я еще даже не начинал работать, когда пройду все эти этапы, тогда смогу сказать, успешный я человек, или нет.
- Что Вы вкладываете в понятие быть счастливым человеком?
- Чаще видеть родных, иметь своих детей, иметь свой дом, работу, интересы помимо спорта.
Беседовала Татьяна ЯЩУК, Sport.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Мареска доволен, что игрок может на время забыть о ситуации
Известный тренер увидел равный бой
Удачи Вам и новых свершений!!! В спорте и по жизни!!!