Александр ШОВКОВСКИЙ: "Неудобно и стыдно, что меня еще ни разу не оштрафовали"
Голкипер "Динамо" ответил на вопросы читателей газеты "КОМАНДА" во время прямой линии
Признаемся, еще никогда во время "прямой линии" в спорт-баре "Планета-спорт" на горячий (почти в прямом смысле слова) телефон не поступало столько звонков от представительниц прекрасного пола.
На этот раз болельщики и болельщицы могли задать вопросы голкиперу киевского "Динамо" и сборной Украины Александру Шовковскому.
-- Саша, ваш первый наставник, заслуженный тренер Украины Анатолий Крощенко рассказал, что в футбольную школу вас привела мама. А когда тренер решил доверить вам место в воротах, вы плакали...
-- Если не брать во внимание отдельные нюансы, то в общем так оно и было. Правда, с самого начала меня зачислили в группу Александра Чубарова. Несколько позже, при Анатолии Крощенко, я впервые встал в ворота. Признаюсь, что поначалу действительно не был этому рад.
-- А сейчас вы гордитесь своим амплуа?
-- Зависит от обстоятельств (улыбается).
-- Это правда, что вы специально остались на второй год, чтобы попасть в футбольный спецкласс 150-й школы?
-- Да, это так. После долгих семейных советов и моих слез родители пошли мне навстречу и оставили меня на второй год в четвертом классе.
-- Кто все-таки в большей степени хотел, чтобы вы стали футболистом, -- папа или мама?
-- Сейчас уже не помню. Зато очень хорошо отложился в памяти серьезный разговор с отцом. Он смотрел мне в глаза и хотел увидеть в них какую-то сознательную определенность, стремление к намеченной цели. Хотя мог ли я на самом деле понимать всю значимость моего шага, если мне было всего десять лет? Я чувствовал всего-навсего огромное желание играть в футбол, именно это и стало решающим фактором.
-- Правда ли, что родители на 13-летие подарили вам настоящие вратарские перчатки?
-- Да. Я настолько был этому рад, что втайне от всех клал их на ночь под подушку. Кстати, сейчас у меня за один сезон расходуется около 30-ти пар.
-- Добрый день, Александр. Это Надя беспокоит. Насколько я знаю, в этом году вы получили диплом журналиста. Скажите, ваши статьи уже где-то печатались?
-- На сегодняшний день я не написал еще ни одной статьи. Что же до перспектив заняться после завершения футбольной карьеры журналистикой, то об этом еще серьезно не задумывался.
-- Здравствуйте, беспокоит Наташа из Житомира.
-- Очень приятно. Саша из Киева.
-- Знайте, что все студентки факультета иностранных языков университета имени Ивана Франко -- ваши большие поклонницы. Хотели бы выразить вам благодарность за то, что вы сделали для нас на чемпионате мира, а именно -- вывели сборную в четвертьфинал.
-- Спасибо за слова поддержки. Хотя на самом деле я недоволен своей игрой на мундиале. На то были объективные причины. Единственный позитивный момент -- серия пенальти в игре с швейцарцами.
-- Меня зовут Марина. Я из Днепропетровска. Саша, меня интересует, мешает ли вам футбол в семейной жизни?
-- Скажу честно, это две несопоставимые вещи, а точнее -- культуры. Одно совершенно не вписывается в рамки другого. Есть только один плюс -- мы с женой не можем друг другу надоесть. По той причине, что мало времени проводим вместе.
-- А с кем из игроков "Динамо" вы общаетесь больше всего?
-- Наверное, с Сережей Федоровым и Владом Ващуком, которых я знаю дольше всех. С Серегой я знаком вообще около 23-х лет.
-- И последний мой вопрос. Вы случайно не знаете, есть ли у Артема Милевского девушка?
-- Я знаю, что парня у него нет точно. А насчет девушки... Свои личные тайны он не расскрывает.
-- Здравствуйте. Это Леонид из Харькова. В далеком, надеюсь, будущем, когда вы завершите выступления на футбольном поле, вы планируете стать тренером? Или, быть может, хотите иметь свой собственный клуб?
-- Я был бы не против последнего варианта, однако понимаю, что для этого нужно проделать большой путь. Необходимо не просто руководить командой, но еще и понимать специфику этой работы. Что касается тренерства, это тоже очень ответственный шаг. По окончании спортивной карьеры я выберу какое-то конкретное направление, в котором буду развиваться дальше, и уделю время учебе.
-- Ваш тренер Михаил Михайлов как-то привел цифры, что за одну тренировку голкиперу приходится порой совершать более ста падений. Интересно, а сколько килограммов может потерять в весе вратарь за однo занятие?
-- Многое зависит от интенсивности занятия, погодных условий. Были случаи, когда в течение тренировки я сбрасывал до трех с половиной килограммов. За матч теряю в среднем от полутора до двух килограммов.
-- Меня зовут Алла, я из Одессы. Как вы считаете, почему в сборной ваши результаты выше, чем в клубе? Неужели из-за надписей на спине -- "Сашо" и "Шовковский"?
-- Думаю, как раз надписи не имеют никакого значения. Уже многие отмечали, что в сборной царит особенная атмосфера, которая помогает настраиваться на поединки и чувствовать себя уверенно. В коллективе Блохина присутствуют поддержка и уважение игроков друг к другу, а личные амбиции подчинены интересам всей команды. Что касается "Динамо", то спад в игре коллектива, который, я считаю, остался позади, объяснялся недостатком понимания между футболистами, так как многие из них не знают русского языка.
-- За что в "Динамо" штрафуют? Кто в этом плане в команде "рекордсмен" и за что штрафовали вас?
-- Хм... (улыбается). С моей стороны будет некорректно называть "рекордсменов". Могу сказать лишь, что мне уже как-то неудобно и стыдно (?! -- Прим. авт.), что меня еще ни разу не оштрафовали.
-- Игра каких современных вратарей вам нравится? Вам, как голкиперу, не обидно, что "Золотой мяч" "пролетел" мимо Буффона?
-- Джанлуиджи я действительно считаю одним из лучших на сегодня стражем ворот. Еще по стилю игры нравится Чех. Оба не злоупотребляют эффектными падениями, но все, что они делают, очень правильно.
-- Привет. Это Татьяна из Киевской области. Много знаменитостей занимается благотворительностью, в том числе и футболисты. Как обстоят с этим дела у игроков "Динамо"?
-- Наш клуб поддерживает детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, мы часто проводим благотворительные акции, встречи. В последний раз, например, ездили в детский дом под Ирпенем.
-- Саша, если бы вы написали книгу, как бы она называлась?
-- Я бы ее назвал "Заезд длиною в жизнь", потому что слишком много времени приходится проводить на базе в Конче-Заспе.
-- Вашему сыну Владу 11 лет, и сейчас он -- голкипер детской команды "Динамо". Пожелали бы ему повторения вашего вратарского пути?
-- Хотел бы, чтобы он сам выбрал свой путь. Главное -- пусть будет достойным человеком со своим мнением и взглядами на жизнь.
-- Здравствуйте, это Марина из Киева. Вы в ближайшее время никуда из "Динамо" уходить не собираетесь?
-- Скоро у меня отпуск, и я хочу хорошо отдохнуть. Планирую отправиться на Мальдивы и с группой единомышленников окунуться в подводное царство. Сегодня Шовковский -- игрок "Динамо", и мой контракт будет действовать еще год. Если же поступят предложения от достойных клубов, я их рассмотрю.
-- Выходя на зеленый газон, вы креститесь. Верите в Бога?
-- Знаете, к понятию веры отношусь очень осторожно. Мне нравится буддизм. Впрочем, не хочу долго говорить на эту тему.
-- Озвучьте три своих просьбы к золотой рыбке.
-- В первую очередь пожелал бы для себя гармонии. А если говорить о материальных благах, то, наверное, хотел бы дом где-нибудь на берегу моря. В этом плане мне очень нравится Хорватия. А третье желание: чтобы я был там не один, а со своей любимой.
-- Какой из команд вы симпатизировали на Кубке мира после того, как сборная Украины выбыла из турнира?
-- Поскольку переживал за Буффона, то болел, соответственно, за сборную Италии. Кстати, на чемпионате мира в Японии и Корее отдавал свой голос немцам, потому что болел за Кана. Был рад, что он получил приз "лучшему игроку" турнира.
-- С каким настроением подходят динамовцы к поединку с "Реалом"?
-- К сожалению, в этой Лиге чемпионов у нас уже нет никаких турнирных задач, но, тем не менее, хочется показать болельщикам, которые придут на стадион поддержать нас, ту игру, которая снова завоюет уважение к "Динамо".
-- Меня зовут Наталья. Вас все устраивает в "Динамо" или хочется что-то изменить?
-- Как говорится, родину не выбирают. Действительно, есть некоторые моменты, которые хотелось бы поменять, но озвучивать их не стану. По-моему, во времена Сталина был такой девиз: "Кадры решают все". Считаю, каждый должен выполнять свое дело, причем добросовестно -- начиная от функционеров, менеджеров и заканчивая футболистами. Тогда клуб будет процветать.
-- Вы как-то процитировали актрису Шэрон Стоун, которая сказала, что отличие между молодой девушкой и взрослой состоит в том, что молодая старается быть "крутой" и все время выдает себя за кого-то другого, а взрослая уже знает, крутая она или нет, и совершенно не напрягается по этому поводу. А вы уже взрослый?
-- Когда читаю на форумах высказывания болельщиков, адресованные мне, что мол, "ты должен выйти на футбольное поле и доказать...", мне становится смешно. Считаю, я просто должен показать тот уровень игры, который имею. Никому и ничего доказывать не собираюсь.
-- Это Богдан. Какой форвард доставляет вам больше всего хлопот?
-- Очень специфические отношения сложились с Раулем.
-- Да, он вам уже три гола забил...
-- ...Он постоянно меня огорчает. Хотя один раз все-таки и я его расстроил -- Рауль не забил мне пенальти в Мадриде, и тот матч завершился со счетом 2:2.
-- А есть такие футболисты, которые вам неприятны как люди?
-- Нет, есть тренеры.
-- В украинском чемпионате?
-- Да.
-- Говорят, свое обручальное кольцо из белого золота вы носите на цепочке на шее. Почему не на безымянном пальце?
-- (Александр достает цепочку с кольцом и показывает). Это объясняется спецификой моей работы. На пальцах у меня перебиты фактически все суставы, и если я одеваю кольцо, оно болтается на фаланге, как обруч.
-- Как относитесь к домашним животным? Есть ли они у вас?
-- Да, есть два йоркширских терьера, которые... живут у тещи. Одна собака, когда приходит к нам в гости, то не хочет уходить -- все время забивается под подушку. А вторая, наоборот, не желает идти к нам. Еще у нас дома есть большой аквариум с 11-ю рыбками.
-- Прямо-таки футбольная команда...
-- Кстати, я об этом как-то не задумывался.
-- О чем вы думаете, когда пропускаете гол?
-- "Опять залетел..." (улыбается). Вообще на футбольном поле стараюсь думать как можно меньше, потому что эмоции и мысли мешают сосредоточиться. Это для вратаря недопустимо.
-- Меня зовут Ирина. Как вы относитесь к критике?
-- По-разному. В зависимости от того, из чьих уст она исходит.
-- Давайте представим, что из моих.
-- Есть критика объективная, которая выражается просто констатацией того, что я допустил ошибку. Но порой критики не подсказывают, а только обвиняют. Это глупо, ведь я и сам прекрасно понимаю, что ошибка есть.
-- А как относитесь к похвале?
-- Я переношу ее даже тяжелее, чем критику, потому что не знаю, как от нее убежать. Раньше похвала льстила, а сейчас она меня все больше пугает. Почему? Потому что я не знаю, что на нее ответить.
Дословно
"Футбол -- не каратэ"
-- Александр, вам не кажется, что нападающие в современном футболе стали очень агрессивны по отношению к голкиперам? Есть достаточно примеров -- Перхун, Рыбка, Чех, Ковалевский. Да и вы немало пострадали прошлой зимой...
-- Здесь действует принцип "цель оправдывает средства". В начале моей карьеры игроки других амплуа к вратарям относились более уважительно. Сейчас же для достижения результата используются все возможные средства -- на голкиперов пытаются надавить психологически и сломать их. Нападающие специально идут в стык до конца, не отдавая себе отчет в том, к чему могут привести их действия.
Для того, чтобы бороться с такими явлениями, нужны жесткие меры со стороны арбитров. На чемпионате мира, например, судьи были строги к нарушителям -- перед стартом мундиаля Николай Левников рассказывал нам о новых правилах, согласно которым любая грубая игра в воздухе будет караться очень жестко (вспомните удаление итальянца Де Росси в матче с американцами).
Что касается Саши Рыбки, то я не оправдываю его действий после того, как он получил удар в голову. Но считаю, что они были продиктованы на подсознательном уровне. У меня в карьере тоже были две ситуации, когда соперники играли по отношению ко мне очень грубо. Первая случилась в 97-м году в матче с "Брондбю", когда мне разбили голову, вторая -- это столкновение с Адамовым в спарринге с ФК "Москва".
-- Вратари ведь могут себя обезопасить, выходя вперед, например, с поднятым коленом. Или вы жалеете нападающих?
-- Прошлой зимой, когда я получил травму, я никак не мог себя обезопасить. Мяч летел на уровне пояса, и чтобы его принять, мне нужно было сгруппироваться, чуть-чуть присесть и, наклонившись, сфокусировать его. А игрок соперника прыгнул вперед ногой и коленом врезался в меня, попав в левое плечо. Получилось словно лобовое столкновение, и пострадала моя ключица.
Саша Рыбка играл головой на высоте около 1 метра и 90 сантиметров. Он не мог выставить вперед колено. Специфика игры вратаря в том, что он бросается вперед руками, а не ногами. Иначе поступок расценили бы, как прием карате.
В "Челси" -- к Шеве?
"Если и буду принимать решение о переходе в зарубежный клуб, то для меня будет важно, чтобы хотя бы один футболист в команде разговаривал по-русски. Ведь пока не начнешь понимать чужой язык, осваивоиться будет очень тяжело. Наверное, именно по этой причине иностранный игрок не всегда оправдывает вложенные в него деньги.
Я был бы рад играть в любом коллективе высокого уровня, где хотя бы один игрок будет понимать меня с полуслова и с полувзгляда. В данном случае я сейчас намекаю на "Челси" (смеется). Хотя если бы Андрей Шевченко принадлежал "Милану", говорил бы о "Милане".
Испугала бы меня конкуренция с Чехом? Никогда не боялся соперничества. Оно стало бы для меня определенным испытанием, пройдя которое, можно проверить обоснованность своих претензий".
"Меня ставили на место"
"К тому, что обо мне пишут и говорят журналисты, отношусь философски. Когда я только начинал играть в "Динамо", обо мне много писали, и это поднимало мое самомнение, повышало удовлетворение своей работой.
В 1995-м году меня поставили на место. Как и в 1999-м, когда команда блестяще выступила в Лиге чемпионов и "благодаря" мне провалила игру с "Баварией". Потом были матчи с Россией и Словенией -- сплошные перепады.
После этого я вообще перестал общаться с журналистами, долгое время не давал интервью. Сейчас просто слежу за тем, что пишут. Не для того, чтобы получить какое-то удовлетворение, а чтобы понимать отношение к себе в общем. И когда ко мне обращаются журналисты с просьбами об интервью, я уже прекрасно знаю, что и как".
Газета "Команда"
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Дитер Лиднер был выдающимся футболистом «Айнтрахта»
Назар Волошин привлекает внимание клуба Чемпионшипа